Реализация гражданского законодательства

Права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации закреплены в главе 2 Конституции Российской Федерации. 

В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет.

Согласно ст.

8 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. 
Граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права (ст. 9 ГК РФ). 

Отказ граждан и юридических лиц от осуществления принадлежащих им прав не влечёт прекращения этих прав, за исключением случаев, предусмотренных законом (ст. 9 ГК РФ). 

Не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав

Гражданское законодательство Российской Федерации (ст.

1 ГК РФ) основывается на признании равенства участников регулируемых ими отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав и свобод, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. 

Граждане и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своём интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора. 

Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. 

При установлении, осуществлении и защите гражданских прав и обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. 
Никто не вправе извлекать преимущества из своего незаконного или недобросовестного поведения. 

Защита гражданских прав осуществляется путем:

-признания права;

-восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;

-признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки;

-признания недействительным решения собрания;

-признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления;

-самозащиты права;

-присуждения к исполнению обязанности в натуре;

-возмещения убытков;

-взыскания неустойки;

-компенсации морального вреда;

-прекращения или изменения правоотношения;

-неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону;

      -иными способами, предусмотренными законом.

Согласно ст.

4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.  Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. 

       Статья 11 ГК РФ устанавливает общий порядок судебной защиты гражданских прав. Судебный порядок является преимущественной, но не единственной формой защиты прав.

Пункт 2 данной статьи допускает также административный порядок защиты гражданских прав (обжалование действий и актов государственных органов в вышестоящий по отношению к ним орган исполнительной власти), который возможен лишь в случаях, предусмотренных законом. 

Лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причинённых убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере (ст.15 ГК РФ). 

Убытки, причинённые гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издание не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом РФ или муниципальным образованием.

Источник: http://r60.fss.ru/answers/20498/index.shtml

Система реализации гражданских прав

Любое право, если оно является осуществимым, имеет свою ценность в социальном аспекте. Осуществление права, в данном случае субъективного гражданского права, можно приравнять к его реализации.

Реализация гражданского права имеет целью достичь определенных социально-экономических и юридических целей, например приобретение какого-либо имущества в собственность или совершение какой-либо сделки.

Что касается относительного гражданского правоотношения, то здесь управомоченным лицом реализуется право требования. В связи с этим право фактически реализуется только при совершении контрагентом (обязанного лица) действий по оказанию услуги, выполнению работы или, например, передачи вещи в аренду.

Пример 1

Осуществление права покупателя требовать передачи вещи, оговоренной в договоре, есть результат действий продавца по исполнению обязанности передать вещь.

Из ранее сказанного следует, что в относительных правоотношениях средством удовлетворения интересов субъекта права является исполнени обязанности.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Способы реализации субъективного гражданского права

Определение 1

Способ реализации гражданского права представляет собой действие или систему действий, которые обладают признаками сделок, или иные юридически значимые действия.

Если рассматривать способ как действие, обладающее признаками сделки, то речь идет как о двусторонних, так и об односторонних сделках.

Рисунок 1.

Говоря об исполнении обязанностей субъектами гражданского права, то оно является юридическим фактом, который способствует возникновению у обязанного лица права получения встречного удовлетворения и прекращающим, или отдельное встречное субъективное право.

Замечание 1

Передача имущества продавцом дает ему право требовать от покупателя уплаты покупной цены, выполнение подрядчиком работы означает для заказчика необходимость выплатить подрядчику вознаграждение, возврат долга заемщиком прекращает правоотношение займа и т.д.

Реализация субъективных гражданских прав должна соответствовать определенным принципам, под которыми следует понимать основополагающие, руководящие положения норм гражданского права, которые определяют для субъектов права в процессе реализации ими гражданских прав общие положения. Такие положения содержат в себе политическое, экономическое, социальное назначение и иные виды.

Законность при реализации гражданских прав

Применение данного принципа при реализации субъективных гражданских прав предполагает наличие подчиненности правовым нормам, что естественно, а также правилам профессиональной этики и принципам морали и нравственности, установленными в обществе. Ориентация при оценке действий и поступков, осуществляемыхв процессе реализации права, на позиции этики и морали, иногда может быть закреплена в нормах закона и иметь правовой значение.

Пример 2

  1. Противоречие юридических действий, совершенных в виде сделки, основам нравственности является основанием для признания такой сделки юридической ничтожной (недействительной) (ст. 169 ГК).
  1. Нарушение нравственных принципов, создающее невозможность совместного проживания членов семьи с нарушителем, может служить основанием для его выселения из занимаемого им жилого помещения.

Пределы осуществления субъективных гражданских прав могут определяться правилами о недопустимости или допустимости тех или иных способов осуществления.

Так, запрещается использование предпринимателями методов недобросовестной конкуренции, запрещается бесхозяйственное обращение с принадлежащим гражданину на праве собственности имуществом, имеющим значительную историческую, научную, художественную или иную культурную ценность для общества, и т.д.

Эти запреты однородны с запретами, устанавливающими недопустимость нарушения формы и процедуры осуществления субъективных гражданских прав. Например, запрещается отчуждение имущества граждан, находящегося в общей долевой собственности, с нарушением права преимущественной покупки.

Признание злоупотребления правом в качестве гражданского правонарушения основывается на посылке, что критерием оценки правомерности (неправомерности) поведения субъектов при отсутствии конкретных норм могут служить нормы, закрепляющие общие принципы. Допуская аналогию права, законодатель в п. 2 ст.

6 ГК указал, что гражданские права и обязанности могут возникать из действий граждан и организаций, которые хотя и не предусмотрены законом, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Тем самым предписывается использовать в качестве критерия признания поведения субъектов правомерным или неправомерным – общие начала и смысл гражданского законодательства, которые являются не чем иным, как принципами гражданского права.

Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/sistema_realizacii_grazhdanskih_prav/

Особенности применения гражданско-правовых норм

Данная статья посвящена особенностям применения гражданско-правовых норм. В статье рассматриваются достаточно актуальные проблемы, которые заслуживают особого внимания в период обновления и развития правового регулирования общественных отношений, эффективность которого зависит от правильного применения правовых норм.

Введение

Гражданское право представляет собой систему правовых норм неодинаковой юридической силы, принятых в разное время, эффективность которых определяется тем, как эти нормы права реализуются, претворяются в жизнь.

Реализация гражданско-правовых норм осуществляется различными субъектами, в первую очередь участниками гражданских правоотношений, которые, как правило, добровольно следуют правовым предписаниям, исходя из своих интересов.

Немаловажное значение в процессе реализации  норм гражданского права играет их применение, призванное главным образом обеспечить принудительное осуществление  гражданских прав и обязанностей.

В связи с увеличением количества споров между участниками гражданского оборота, нарушений договорной дисциплины, в немалой степени обусловленных кризисными явлениями в экономике Казахстана, роль правоприменения в механизме реализации гражданского права заметно возросла.

Необходимым условием жизнеспособности правовой системы является действенная реализация норм права.

Гражданско- правовые нормы претворяются в жизнь главным образом субъектами правоотношений, но немаловажное значение имеет правоприменительная деятельность, роль которой в механизме реализации гражданского права заметно возросла, что связано, в частности, и с увеличением споров между участниками гражданского оборота.

Применение гражданско- правовых норм, будучи сложным, комплексным явлением, может трактоваться не только как особая форма реализации права, но и как специфический вид юридической деятельности, представляющий собой один из элементов правовой действительности, наряду с нормами права, правоотношениями, субъективными правами и обязанностями, юридической ответственностью, правосознанием, правовой культурой и т.д. Под юридической деятельностью подразумевается совокупность действий субъектов права с использованием правовых установлений и форм в сферах правотворчества, правоприменения и правореализации в целом, в результате которых достигаются цели правового регулирования.Применение гражданско-правовых норм в качестве специфического вида юридической деятельности можно охарактеризовать как процесс активного воздействия управомоченных государством субъектов на объект или предмет правового регулирования для достижения стоящих перед ним конкретных социальных задач.

Проблемы правоприменения заслуживают особого внимания в период обновления и развития правового регулирования общественных отношений, эффективность которого зависит от правильного применения правовых норм.

Нормы гражданского права реализуются в постоянно возникающих, изменяющихся и прекращающихся, то есть находящихся в развитии, общественных отношениях между субъектами – гражданских правоотношениях.

На развитие конкретного правоотношения всегда оказывает влияние целая совокупность  жизненных обстоятельств в виде действий различных субъектов либо событий, не зависящих от их воли, что требует специального указания в норме права на те условия, при которых участники данного правоотношения могут считать свое правовое поведение законным. Такое указание и является гипотезой гражданско- правовой нормы – структурным звеном ее текстуального выражения, содержащим условия о субъектах, предмете и устанавливающим иные обстоятельства, имеющие юридическое значение для нормального развития гражданского правоотношения, при которых соблюдение требований диспозиции правовой нормы является обязательным. К примеру, в качестве гипотезы гражданско-правовой нормы с регулятивной функцией, изложенной в п.1 ст.387 ГК РК, может служить контекстное выражение «в отношении каждого, кто к ней обратится», которое включает равные юридические условия заключения публичного договора для всех субъектов гражданских правоотношений.

Соотношение гипотезы и  диспозиции нормы права, в том числе и гражданско-правовой, есть абстрактное отражение реально существующих конкретных жизненных ситуаций, в которых действия субъектов детерминируются окружающими их условиями. Иначе говоря, взаимосвязь гипотезы и диспозиции отражает причинно-следственные связи самой жизни.

Поэтому в определенной степени можно говорить и об обусловленности диспозиции в период создания правовой нормы теми условиями, в которых, по мысли законодателя, эта норма должна применяться.

Когда законодатель конструирует ту или иную норму права, он должен обратиться к тем условиям, в которых лицо будет действовать, и, исходя из них, установить наиболее целесообразное правило поведения.

Особенность связи гипотезы и диспозиции заключается в том, что наступление условий, указанных в гипотезе, влечет применение соответствующей диспозиции не  автоматически, а через осознание новой ситуации и волевое изменение своего поведения субъектами правоотношения [1]. Примером могут служить положения главы 24 ГК РК об изменении и расторжении договоров.

Поэтому при создании гражданско-правовой нормы недостаточно правильно оценить объективные обстоятельства, условия, при которых она может осуществиться.

Важно установить такое правило поведения  в этих реальных условиях, которое наиболее точно и полно соответствовало бы экономическим потребностям общества, его дальнейшему прогрессивному развитию по рыночному пути.

Несмотря на то, что гражданское право исходит из презумпции добросовестности, разумности и справедливости участников имущественного оборота,  предполагая нормальное развитие отношений в гражданском обороте, все же для предотвращения нарушения обязательств, для пресечения злоупотребления правом и незаконных действий либо для возмещения деликта оно предусматривает особые меры   для   воздействия   на   правонарушителя  – гражданско-правовые санкции. Известно, что термин «санкция» в науке связывается либо с вопросом о структуре нормы права, когда употребляется формулировка «санкция нормы права», либо с понятием меры воздействия на правонарушителя, носящей название санкции. Применение к правонарушителю санкции нормы права означает для него наступление особого юридического положения – состояния гражданско-правовой ответственности.

Гражданско-правовыми санкциями считаются не только предусмотренные законодательством меры государственного принуждения, применяемые судом, третейскими судами либо иными компетентными государственными органами, но и предусмотренные законодательством меры, применяемые в одностороннем порядке правомочным лицом к обязанному, в случае нарушения последним гражданских прав и обязанностей. К ним относятся, прежде всего, меры самозащиты, меры оперативного воздействия и иные допускаемые законодательством односторонние действия правомочного лица, например, отказ покупателя от принятия продукции, поставка которой просрочена, удержание имущества комитента комиссионером при невыполнении им своих договорных обязательств и т.д. [2].

Основной целью применения санкции в гражданском праве, в отличие от других отраслей права, прежде всего, уголовного права, является восстановление нормального хода нарушенного гражданского правоотношения, что подтверждается спецификой способов защиты гражданских прав, изложенных в ст. 9 ГК РК. Достаточно указать на такие из них, как признание прав; восстановление положения, существовавшего до нарушения права; пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; прекращение или изменение правоотношений и  др. Применение санкции в гражданском праве характеризуется неоднозначно, так как она одновременно может выступать как средством защиты субъективного гражданского права по отношению к управомоченному субъекту, так и средством воздействия на правонарушителя.

При возникновении трудностей при применении гражданско-правовых норм, связанных с наличием противоречий в правилах нормативных актов гражданского законодательства, применяются положения ст.6 Закона РК «О нормативных правовых актах».

Это означает, что при выявлении коллизий в гражданско-правовых актах разного уровня действуют нормы акта более высокого уровня. При противоречиях в нормах нормативных правовых актов одного уровня действуют нормы акта гражданского законодательства, позднее введенного в действие.

Если говорить о действии актов  гражданского  законодательства  по лицам, то можно отметить, что в полном соответствии с нормами Конституции РК, Закона РК «О нормативных правовых актах» и, согласно п.7  ст.

3 ГК РК, действие нормативных правовых  актов распространяется на граждан и юридических лиц Республики Казахстан, а также находящихся на ее территории иностранцев и лиц без гражданства, если законодательными актами не предусмотрено другое.

Целью настоящей работы является, что большинство гражданско-правовых норм направлено на урегулирование нормальных жизненных ситуаций, на упорядочение бесконечного множества имущественных и неимущественных связей.

Следовательно, главная особенность указанных предписаний, их основная цель состоит не в реализации санкций, а в необходимости        перевода в конкретные «правообязанности»  определенных общественных отношений, т.е. в реализации диспозиции норм права [3].

Гражданско-правовое отношение нуждается в судебном регулировании в случаях, когда требования закона не выполняются его субъектами добровольно.

К числу особенностей применения гражданско-правовых норм можно отнести использование в правоприменительном процессе специальных средств защиты гражданских прав, причем средства защиты частного интереса направлены не на личность правонарушителя, как в публичном праве, а на его имущество.

Защита имущественных и личных неимущественных прав осуществляется в порядке и способами, предусмотренными ст.

9 ГК РК, из содержания которой видно, что перечень вышеупомянутых способов не является исчерпывающим, следовательно, правоприменитель не связан в своих действиях только прямо указанными законом границами защиты гражданских прав.

По виду органов, применяющих меры защиты гражданского права (принимающих решение о применении той или иной меры),  последние могут быть разделены на применяемые: а) судом; б) иным государственным органом; в) третейским (арбитражным) судом. Также меры защиты гражданского права могут быть предприняты самостоятельно лицом, пострадавшим от нарушения (самозащита) [4].

Таким образом, применение гражданско- правовых норм является сложным, условно разделенным на стадии, но внутренне глубоко взаимосвязанным процессом, направленным на разрешение конкретного гражданского дела с принятием соответствующего правоприменительного акта. Данное правовое явление отличается выраженными специфическими особенностями, соответствуя в то же время и с содержательной, и с формальной точек зрения общим принципам и чертам правоприменительного процесса.

Заключение

Основные выводы заключаются в следующем:

  • при применении гражданско-правовых норм правоприменительные органы исходят из основных начал гражданского законодательства, презумпции добросовестности, разумности и справедливости участников имущественного оборота;
  • основная цель применения гражданско- правовых норм состоит в реализации не санкций, как в публичном праве, а диспозиций норм права, не в наказании правонарушителя, а в восстановлении нормального хода нарушенного гражданского правоотношения. Применение гражданско-правовых санкций, обладающих главным образом имущественным характером, имеет подчиненное значение, не являясь основной целью при правовом регулировании гражданско-правовых отношений;
  • важнейшим необходимым условием надлежащего применения гражданско-правовых норм является их правильное толкование, а также возможность использования распространительного и ограничительного толкования, в отличие от судебного применения норм публичных отраслей права;
  • возможность применения норм гражданского законодательства по аналогии, преимущественно при                      осуществлении гражданского судопроизводства, в отличие от применения норм публичных отраслей права;
  • к гражданским отношениям, в отличие от уголовных, налоговых, бюджетных и др., могут применяться обычаи, в том числе обычаи делового оборота, если они не противоречат положениям гражданского законодательства.

Список использованной литературы:

  1. 1.Жицинский   Ю.С. Санкция  нормы гражданского права.   –   Воронеж: Издательство  Воронежского университета, 1999. – 355 с.
  2. 2.Осипов Е.Б. Защита гражданских прав. – Алматы: Издательство КазГЮУ, 2000. – 189 с.
  3. 3.Калмыков    Ю.Х.   Вопросы   применения гражданско-правовых   норм.– Саратов:   Издательство Саратовского госуниверситета, 1976. – С.11-15.
  4. 4.Басин Ю.Г. Избранные труды по гражданскому праву. – СПб.: Юридический центр Пресс, 2003. – 591 с.

Фамилия автора: Ж.Е.Молдахметова

Новая методология формирования стандартов медицинской деятельности построена на основе концептуальной составляющей, заключающейся в переходе от стандартных, фиксированных технологий к регулируемому

К.К. КУРАКБАЕВ, Д.С. ИСАЕВ, М.К. КОШИМБЕКОВ, Б. НУРУЛЛА, А.Б. КУМАР, К. КАМАЛОВ, А.Э. ИГЛИКОВА, А. Ш. РУСТЕМОВА, 2014

Источник: https://articlekz.com/article/18687

14. Осуществление гражданских прав. Защита гражданских прав

Осуществлениесубъективного гражданского права –это реализация управомоченным лицомвозможностей, составляющих содержаниеэтого права.

Способыосуществления гражданских прав:

  • – фактический – не влечет никакого правового результата (например, простое пользование вещью);
  • – юридический– ведет к наступлению определенных правовых последствий (переход права собственности на вещь и пр.);
  • – осуществление права собственными действиями;
  • – осуществление права черед представителя.

Принципыосуществления гражданских прав:

  • принцип диспозитивности, то есть самостоятельного осуществления лицом принадлежащего ему права, вплоть до отказа от осуществления права (п 1 ст.9 ГК)
  • принцип беспрепятственного осуществления права – никто не вправе произвольно вмешиваться в осуществление управомоченным лицом своего права;
  • принцип разумности и добросовестности, которые презюмируются, пока не будет доказано обратное (n. 3 ст. 10 ГК);  (Презюмировать— значит добросовестно и убеждённо считать определённое положение истинным, пока оно не опровергнуто)
  • принцип законности, то есть использование только допускаемых законом способов и порядка осуществления права.

Вопределенных случаях даже отказ отправа не влечет наступления юридическихпоследствий (например, ничтожно соглашениеучастников полного товарищества оботказе от npaвa выхода из товариществаили же собственник может фактически неиспользовать принадлежащее ему имущество,что не влечет прекращения самого правасобственности)

Гк рф Статья 9. Осуществление гражданских прав

1.Граждане и юридические лица по своемуусмотрению осуществляют принадлежащиеим гражданские права.

2.Отказ граждан и юридических лиц отосуществления принадлежащих им правне влечет прекращения этих прав, заисключением случаев, предусмотренных законом.

Исполнениегражданской обязанности -это действие или бездействие, направленноена выполнение заложенных в обязанноститребований.

Способыисполнения обязанностей сходны соспособами осуществления прав.

Наисполнение обязанностей распространяютсяпринципы осуществления гражданскихправ с подчинением этих принципов принципунадлежащего исполнения обязательств, тоесть их исполнения в полном соответствиис условиями, установленными в законеили договоре.

Пределы осуществления гражданских прав

Не допускаются действия граждани юридических лиц, осуществляемыеисключительно снамерением причинитьвред другомулицу (шикана), а также злоупотреблениеправом в иных формах.

Шика́на — злоупотреблениеправом, состоящее в использовании своегосубъективного права с целью причинитьвред другому лицу,преследование целиобогащения либо сбережения своих средствза счёт другого лица.

Гражданские права могут быть ограничены только наосновании федерального законав строго определенныхслучаях (см. п. 2 ст. 1 ГК).

Пределыосуществлениягражданскихправ:

  • субъективные границы (например, установленное законом ограничение дееспособности граждан);
  • временные границы (пресекательные сроки, сроки существования гражданских прав, исковая давность);

1.Преклюзивные (пресекательные) сроки время, предоставленное законом для определенного акта,необходимого, чтобы сохранить свое правоили защитить свои интересы. Таким актом может бытьуведомление другой стороны или совершение иного действя(напр., заявление претензии об обнаруженныхпри поставке товаров недостатках по количеству или качеству)

П.с.устанавливают пределы существованиягражданских прав. Они предоставляютуправомоченным лицам строго определенноевремядля реализации их прав под угрозойпрекращения этих прав.

2.Под сроками существования субъективногоправапонимаются сроки действия этого прававо времени. Так, право патентообладателяна использование изобретения ограниченосроком в пятнадцать лет (ст. 522 ГК); всоответствии со ст. 277 ГК срок действиядоговора имущественного найма не долженпревышать десяти лет, а для отдельныхвидов этого договора – иных установленныхзаконом сроков.

3.Исковойдавностьюпризнаетсясрок для защиты права по иску лица, правокоторого нарушено. (ст.195 ГК).

Общий срокисковой давности составляет три годасо дня, определяемого в соответствиисо статьей 200 настоящего Кодекса.

Срокисковой давности не может превышатьдесять лет со дня нарушения права, длязащиты которого этот срок установлен,за исключением случаев, установленныхФедеральным законом.

  • экономические границы (установленные Законом РСФСР “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности от 22 марта 1991 г. (с изменениями на 2 января 2000 г.) запреты на использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также на злоупотребление доминирующим положением на рынке и пр.);
  • социальные границы — запрет на злоупотребление правом. Злоупотребление правом – это такой способ осуществления субъективного права, когда управомоченное лицо сознательно идет на причинение вреда другому лицу.

Вслучаенарушенияпределовосуществленияправасудможетотказатьуправомоченномулицувзащитепринадлежащегоемуправаполностью или частично, а также применяетиные меры, предусмотренные законом(п.2ст.10ГК).

Источник: https://studfile.net/preview/6697129/page:13/

Заслушав информацию Министра юстиции Российской Федерации по вопросу «Модернизация гражданского законодательства: состояние и перспективы развития»,

Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечает следующее.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 18 июля 2008 года № 1108 «О совершенствовании Гражданского кодекса Российской Федерации» была разработана Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации, а также подготовлены предложения о мерах по ее реализации, предусматривающие подготовку проектов федеральных законов

о внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации.

В 2008–2018 годах Министерство юстиции Российской Федерации осуществляло работу по сопровождению проектов федеральных законов, подготовленных на основе проекта федерального закона № 47538–6 «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – законопроект № 47538–6), внесенного Президентом Российской Федерации и принятого Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении 27 апреля 2012 года.

В соответствии с постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 16 ноября

2012 года № 1150–6 ГД «О порядке рассмотрения проекта федерального закона № 47538–6 „О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации“ законопроект № 47538–6 был разделен на одиннадцать самостоятельных законопроектов,

из которых принято девять.

Вместе с тем в настоящее время актуальным остается вопрос о доработке и принятии нового раздела II «Право собственности и другие вещные права» Гражданского кодекса Российской Федерации.

Наряду с этим представляется важной работа

по совершенствованию законодательства Российской Федерации

об опеке и попечительстве, в том числе о защите прав детей,

в которой Министерство юстиции Российской Федерации принимает активное участие.

Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации с участием Министерства юстиции Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти,

а также представителей общественных объединений и иных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность

в сфере защиты прав и свобод граждан, разработан проект федерального закона № 879343–6 «О внесении изменений

в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения гарантий реализации прав и свобод недееспособных

и не полностью дееспособных граждан» (далее – законопроект № 879343–6).

В законопроекте № 879343–6, принятом Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении 7 июня 2016 года, положения Федерального закона

от 30 декабря 2012 года № 302-ФЗ «О внесении изменений

в главы 1, 2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» получили дальнейшее развитие.

В частности, законопроектом предусматривается возложение функций опекуна или попечителя на нескольких лиц (как физических, так и юридических), а также исполнение функций опекуна или попечителя организациями, в которые подопечный не помещается под надзор.

Указанные меры создадут условия для поддержки общественных инициатив и проектов, в том числе в сфере добровольчества (волонтерства), целью которых является оказание помощи лицам, страдающим психическими расстройствами.

По поручению Правительства Российской Федерации Министерством юстиции Российской Федерации подготовлен проект поправок к законопроекту № 879343–6, определяющих, что исполнение обязанностей опекуна или попечителя несколькими лицами возможно только в отношении совершеннолетних недееспособных и не полностью дееспособных граждан, а также конкретизирующих права и обязанности физических и юридических лиц, на которых возлагаются обязанности опекуна или попечителя, требования к таким лицам, порядок взаимодействия исполнителей функций опекуна или попечителя при распределении между ними прав и обязанностей опекуна

или попечителя, порядок принятия решения о приеме граждан

в стационарные организации социального обслуживания, предназначенные для лиц, страдающих психическими расстройствами.

Дальнейшее внесение изменений в гражданское законодательство предусмотрено планом мероприятий по направлению «Нормативное регулирование» программы

«Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденным Правительственной комиссией по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности (протокол

от 18 декабря 2017 года № 2) (далее – план).

В рамках реализации плана в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации внесен проект федерального закона № 424632–7 «О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации» (принят в первом чтении 22 мая 2018 года), направленный на урегулирование электронного гражданского оборота в части сделок, заключаемых в электронной форме, и установление диспозитивного правила о соблюдении письменной формы в случаях выражения лицом своей воли с помощью электронных или иных аналогичных технических средств.

В соответствии с планом также разрабатываются проект федерального закона «О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате», предусматривающего совершение нотариусом отдельных нотариальных действий дистанционно (без личного визита гражданина к нотариусу) и в электронной форме с использованием электронной подписи нотариуса, и проект федерального закона

«О внесении изменений в Закон Российской Федерации „О защите прав потребителей“ и Федеральный закон „Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)“, направленного на создание благоприятных условий для обеспечения эффективной защиты прав потребителей с использованием информационных технологий и альтернативных способов урегулирования споров, которые позволяют снизить нагрузку на судебную систему.

С учетом изложенного Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:

1. Принять к сведению информацию Министра юстиции Российской Федерации по вопросу «Модернизация гражданского законодательства: состояние и перспективы развития».

2. Рекомендовать Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации:

1) ускорить рассмотрение и принятие проектов федеральных законов № 424632–7 «О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации» и № 306504–6 «О судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации»;

2) при подготовке законопроекта № 601732–7 «О внесении изменений в Федеральный закон „Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации“

и статью 28 Федерального закона „Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ (в части совершенствования правового регулирования организации нестационарной и развозной торговли)»

к рассмотрению во втором чтении исходить из необходимости соблюдения установленного Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» разграничения вопросов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования организации торговой деятельности в субъектах Российской Федерации.

3. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:

1) завершить подготовку и внесение поправок в проект федерального закона № 879343–6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения гарантий реализации прав и свобод недееспособных и не полностью дееспособных граждан» до 1 мая 2019 года;

2) поручить межведомственной рабочей группе по подготовке предложений по совершенствованию системы корпоративного управления, образованной распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2018 года № 1922-р:

проанализировать совместно с общественными объединениями предпринимателей правоприменительную практику в области корпоративного управления и проработать вопрос о дополнении корпоративного законодательства нормой, которая предусматривает право участников хозяйственного общества, имеющих в его уставном капитале равные доли, требовать ликвидации хозяйственного общества, если в течение шести месяцев с момента его создания не образован единоличный исполнительный орган (не назначен генеральный директор) такого общества, а также право требовать ликвидации хозяйственного общества или выйти из него в иных случаях неразрешимых корпоративных конфликтов;

продолжить работу по совершенствованию корпоративного законодательства в рамках реализации Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года, утвержденных Председателем Правительства Российской Федерации 29 сентября 2018 года.

4. Рекомендовать Министерству юстиции Российской Федерации:

1) продолжить работу по модернизации гражданского законодательства;

2) рассмотреть возможность включения в законодательство Российской Федерации положений, предусматривающих право органов местного самоуправления направлять в электронном виде уставы муниципальных образований и муниципальные нормативные правовые акты о внесении изменений в уставы муниципальных образований для государственной регистрации

в территориальные органы Министерства юстиции Российской Федерации;

3) проработать вопрос о целесообразности расширения способов предоставления документов на государственную регистрацию некоммерческих организаций, в том числе через многофункциональные центры предоставления государственных

и муниципальных услуг;

4) рассмотреть вопрос о целесообразности сокращения стажа адвокатской деятельности, дающего адвокату право учреждать адвокатский кабинет;

5) организовать проведение мероприятий, направленных

на выявление в Российской Федерации лучших практик

по оказанию гражданам бесплатной юридической помощи,

и последующее распространение данного опыта в субъектах Российской Федерации;

6) рассмотреть вопросы:

о доработке и установлении единых требований к качеству бесплатной юридической помощи, оказываемой гражданам участниками системы бесплатной юридической помощи в Российской Федерации;

о целесообразности определения критериев стоимости оказываемой бесплатной юридической помощи;

о поэтапном введении автоматизации процессов, связанных с оказанием бесплатной юридической помощи (формирование заявки на оказание бесплатной юридической помощи, получение сведений о принадлежности лица к категории граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи, формирование документов отчетности и др.), в рамках функционирования Единой государственной информационной системы социального обеспечения;

о введении критериев оценки эффективности системы оказания бесплатной юридической помощи в субъектах Российской Федерации;

об оказании субъектам Российской Федерации финансовой поддержки (в порядке софинансирования) на реализацию программ развития системы бесплатной юридической помощи

и правового просвещения населения;

о включении органов местного самоуправления в перечень участников государственной системы бесплатной юридической помощи по вопросам защиты прав потребителей;

о возможности создания единого портала правового информирования и правового просвещения населения.

5. Рекомендовать Министерству юстиции Российской Федерации совместно с Министерством финансов Российской Федерации и заинтересованными федеральными органами исполнительной власти определить порядок выплаты вознаграждения в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2018 года № 1169

«О внесении изменения в Положение о возмещении процессуальных издержек, связанных с производством по уголовному делу, издержек в связи с рассмотрением дела арбитражным судом, гражданского дела, административного дела, а также расходов в связи с выполнением требований Конституционного Суда Российской Федерации», в том числе

в части оказания государственной поддержки государственным защитникам, направляемым для выполнения работы или работающим в районах Крайнего Севера.

6. Рекомендовать Министерству юстиции Российской Федерации совместно с Министерством экономического

развития Российской Федерации организовать работу

по совершенствованию правового регулирования деятельности

в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

7.

 Рекомендовать Министерству экономического развития Российской Федерации проработать вопрос о возможности установления оснований для предоставления земельного участка на праве безвозмездного пользования или аренды без проведения торгов лицу, владеющему расположенным на указанном участке зданием (сооружением), находящимся в государственной или муниципальной собственности и предоставленным ему на праве безвозмездного пользования или аренды.

8. Предложить Правительству Российской Федерации проинформировать Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в период осенней сессии 2019 года

о ходе реализации предложений, содержащихся в настоящем постановлении.

9. Комитету Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству информировать палату о ходе реализации настоящего постановления.

10. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству.

11. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель

Совета Федерации

Федерального Собрания

Российской Федерации В.И. МАТВИЕНКО

Москва

27 февраля 2019 года

№ 43-СФ

Источник: http://council.gov.ru/activity/documents/102118/