Регресс по страховому случаю с транспортным средством в ДТП

Пришел регресс страховой компании. Что делать?

Регресс по страховому случаю с транспортным средством в ДТП

20.03.2012

Бытует мнение, что при иске страховой компании в порядке регресса совершено ничего сделать нельзя. Это мнение ошибочное. Каждый случай особый и требует индивидуального подхода. В половине регрессных исков (если не больше) есть возможность, если не полностью уйти от ответственности, то существенно уменьшить суму требований страховщика.

Регресс – право страховщика на выдвижение в пределах фактически оплаченной страхователю суммы возмещения ущерба к третьей стороне, которая виновата в страховом случае, с целью получения от нее компенсации за нанесенный вред. Прежде всего, давайте разберемся с тем, на чем именно основывается подача иска страховой компании.

Нормативная база: подача страховой компании иска в суд в порядке регресса предусмотрено: Ст.

993 Гражданского кодекса Украины, а именно: «К страховщику, который выплатил страховое возмещения по договору имущественного страхования, в размере фактических расходов переходит право требования, которое страхователь либо другое лицо которое получило страховое возмещение, имеет к лицу, ответственному за причинение ущерба.» Ст.

27 Закона Украины «О страховании», а именно: «К страховщику, который выплатил страховое возмещения по договору имущественного страхования, в размере фактических расходов переходит право требования, которое страхователь либо другое лицо которое получило страховое возмещение, имеет к лицу, ответственному за причинение ущерба».

При трактовке указанных норм можно увидеть следующее (возьмем к примеру ДТП): Страховщик, который застраховал потерпевшее лицо по договору КАСКО, после выплаты страхового возмещения имеет право стянуть выплаченную суму с виновника ДТП. Т.е. виновник ДТП должен возместить страховой компании потерпевшего суму выплаченного страхового возмещения по КАСКО.

Также законодателем предусматривается возможность регресса (иска страховщика) страховой компании по ОСАГО к своему же страхователю – виновнику ДТП. Т.е. страховщик по ОСАГО – выплачивая страховое возмещения потерпевшему в ДТП имеет право подать иск на возмещение к своему же страхователю – виновнику ДТП, но исключительно в случаях которые предусмотрены частью 1 ст.

38 Закона Украины «О Обязательном страховании гражданско-правовой ответственности собственников транспортных средств», а именно : а) если страхователь (водитель) управлял транспортным средством в состоянии алкогольного, наркотического или другого опьянения или под воздействием медицинских препаратов, которые снижают внимание и скорость реакции.

б) если страхователь (водитель) управлял транспортным средством без права на управление транспортным средством соответствующей категории; в) если страхователь (водитель) скрылся с места ДТП, либо отказался пройти медицинское обследование относительно употребления алкоголя, либо употребил алкоголь сразу после ДТП.

г) если дорожно-транспортное происшествие вызвано несоответствием технического состояния и оборудования транспортного средства существующим требованиям Правил дорожного движения.

д) если страхователь (водитель) не уведомил Страховщика о наступления ДТП, в строки что предусмотрены законом; ж) если страховой случай наступил с использованием застрахованного транспортного средства в период, что не предусмотренный договором страхования.

Также Моторно-транспортное страховое бюро Украины (МТСБУ) имеет право подать регрессный иск в случае: а) если собственник транспортного средства-виновник ДТП не застраховал свою гражданскую ответственность. И к лицам: а) к водителю транспортного средства, который угнал транспортное средство. б) к страховщику, который не выплатил страховое возмещение.

г) к предприятию, учреждению, организации, которые отвечают за состояние дороги, если причиненный в результате дорожно-транспортного приключения вред возник по их вине. д) к лицам, которые указаны в п.13.1. Закона, управлявшими транспортными средствами в состоянии алкогольного либо другого опьянения. Выше мы уже разобрались, что такое регресс, на чем он основывается, и когда он возможен.

Теперь давайте определимся, что делать, если страховая подала на Вас в суд. Куда приходит иск и что он собой представляет. Прежде всего, иск от страховой подается по Вашему зарегистрированному месту жительства. Пакет документов, который приходит к Вам состоит из определения суда, искового заявления, документов, которые прилагаются к исковому заявлению.

Теперь определимся, что нужно делать, если к Вам пришел иск от страховой: 1) Уточните и зафиксируйте дату судебного заседания 2) Полностью изучите иск и документы на котором он основывается 3) Поднимите весь свой пакет документов по случаю, по которому пришел регресс 4) Изучите суму требований 5) Найдите несоответствия, ошибки, пропуски, другие неточности, что указаны в иске и в приложенных документах (поверьте, они есть почти всегда) 6) Тщательно готовьтесь к судебному заседанию На что нужно обратить внимание во время изучения иска: 1) На исковую давность. Как правило, с момента происшествия по которому пришел регресс и до момента подачи на вас в суд проходит много времени. Обратите внимание, не прошла ли исковая давность обращения Страховщика в суд. 2) Наличия у Вас на момент ДТП полиса обязательного страхования гражданской ответственности Так как именно она должна нести ответственность 3) Были ли выплаты Вашей компанией по ОСАГО страховой, которая подала на Вас иск. 4) На суму требований. Помните, что Страховщик имеет право требовать от Вас только суму фактической выплаты. Требования оплаты экспертизы, пени и других выплат – незаконно. 5) На документы, которые подтверждают суму требований. Помните, что счет СТО, счет-фактура не есть надлежащими документами, которые подтверждают суму требований. Детально на этом обстоятельстве мы остановимся в следующих статьях. 6) На соответствия всех прилагаемых документов и на правильность составления иска. Также очень часто происходит бывает, когда к Вам пришел иск от страховой, а Вы застрахованы по ОСАГО. Здесь бывают несколько ситуаций. Первая. Это когда Ваша страховая компания по ОСАГО не выплатила потерпевшему и его Страховой по договору страхования ответственности, и Страховая потерпевшего подала на Вас в суд. В таком случае в обязательном порядке нужно привлекать своего Страховщика по ОСАГО к судебному разбирательству. Вторая. Это когда Ваша страховая по ОСАГО выплатила страховое возмещения потерпевшему либо его страховой компании, но этой выплаты не достаточно чтобы полностью покрыть убыток. Здесь есть два подраздела. Первый подраздел – это когда Ваша страховая по ОСАГО выплатила весь свой лимит, который предусмотрен договором обязательного страхования. В такой ситуации ваша страховая по ОСАГО исполнила все свои обязательства и разбираться со страховой которая подала на Вас иск нужно будет только Вам. Второй подраздел – это когда Ваша страховая выплатила не весь свой лимит, и страховая потерпевшего требует разницу между своим убытком и сумой что оплатила Ваша страховая с Вас. В таком случаи Вам также нужно привлекать Вашу страховую к судебному разбирательству.

Источник: Страховой юрист

Источник: https://myagent.com.ua/analytics/text/105

Потерпевшим в ДТП на заметку: новая судебная практика взыскания с виновника ДТП ущерба сверх страхового возмещения без учета износа деталей и запчастей

Регресс по страховому случаю с транспортным средством в ДТП

Многие автомобилисты, которые понесли убытки в результате дорожно-транспортного происшествия, сталкиваются с невозможностью добиться возмещения причиненного ущерба в полном объеме даже в судебном порядке.

Устоявшаяся практика судов

В случае, когда страховое возмещение недостаточно для того, чтобы полностью возместить причиненный вред, потерпевший вправе обратиться в суд с требованием к виновнику ДТП о возмещении разницы между страховым возмещением и фактическим размером ущерба.

Однако, до недавнего времени такая схема зачастую работала только в теории, когда как на практике возмещение ущерба в полном объеме было практически невозможно. Разница между реальным ущербом и страховым возмещением может составлять десятки тысяч рублей.

Суды при рассмотрении таких споров указывали, что расчет стоимости восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства для целей определения размера ущерба, возмещаемого причинителем вреда, осуществляется в соответствии с методикой, которая в свою очередь предусматривает расчет причиненного ущерба с учетом износа деталей и запчастей.

Указанную позицию судов закрепил и Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с обязательным страхованием гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 22.06.2016 г.

Вместе с тем, указанный подход судов не отвечает требованиям действующего законодательства, вытекающим из деликтных обязательств причинителя вреда.

Так в силу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Исходя из этого, лицо, которое понесло убытки в результате повреждения имущества третьими лицами, может в силу закона рассчитывать на восстановление своих нарушенных прав.

Применительно к случаю причинения вреда транспортному средству это означает, что в результате возмещения убытков в полном размере потерпевший должен быть поставлен в положение, в котором он находился бы, если бы его право собственности не было нарушено, то есть ему должны быть возмещены расходы на полное восстановление эксплуатационных и товарных характеристик поврежденного транспортного средства.

Новый взгляд суда на существующую проблему

В марте 2017 года Конституционный суд РФ, решения которого обязательны для всех судов на территории Российской Федерации, выразил позицию, в корне изменившую положение дел в случае взыскания ущерба, причиненного потерпевшему в результате ДТП.

Конституционный Суд РФ разъяснил, что институт обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, введенный в действующее законодательство с целью повышения уровня защиты прав потерпевших при причинении им вреда при использовании транспортных средств иными лицами, не может подменять собой институт деликтных обязательств, регламентируемый главой 59 ГК Российской Федерации, и не может приводить к снижению размера возмещения вреда, на которое вправе рассчитывать потерпевший на основании общих положений гражданского законодательства.

При этом, “Единая методика определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства” обязательства вследствие причинения вреда не регулирует.

Следовательно, потерпевший при недостаточности страховой выплаты на покрытие причиненного ему фактического ущерба вправе рассчитывать на восполнение образовавшейся разницы за счет лица, в результате противоправных действий которого образовался этот ущерб, путем предъявления к нему соответствующего требования.

Соответственно, при исчислении размера расходов, необходимых для приведения транспортного средства в состояние, в котором оно находилось до повреждения, и подлежащих возмещению лицом, причинившим вред, должны приниматься во внимание реальные, т.е.

необходимые, экономически обоснованные, отвечающие требованиям завода-изготовителя, учитывающие условия эксплуатации транспортного средства и достоверно подтвержденные расходы, в том числе расходы на новые комплектующие изделия (детали, узлы и агрегаты).

Как следует из постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», если для устранения повреждений имущества истца использовались или будут использованы новые материалы, то за исключением случаев, установленных законом или договором, расходы на такое устранение включаются в состав реального ущерба истца полностью, несмотря на то что стоимость имущества увеличилась или может увеличиться по сравнению с его стоимостью до повреждения.

Поскольку полное возмещение вреда предполагает восстановление поврежденного имущества до состояния, в котором оно находилось до нарушения права, в таких случаях — притом что на потерпевшего не может быть возложено бремя самостоятельного поиска деталей, узлов и агрегатов с той же степенью износа, что и у подлежащих замене, — неосновательного обогащения собственника поврежденного имущества не происходит, даже если в результате замены поврежденных деталей, узлов и агрегатов его стоимость выросла.

Впоследствии из Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обязательным страхованием гражданской ответственности владельцев транспортных средств (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.06.2016 г.), был исключен пункт 22, который закреплял противоречащую принципам действующего законодательства позицию судов.

Новая практика

После изложения Конституционным Судом РФ своей позиции относительно порядка определения размера причиненного в результате ДТП ущерба мы начали активно применять данную позицию на практике.

В нашем архиве уже имеются положительные решения о взыскании с виновника ДТП ущерба сверх страхового возмещения без учета износа деталей и запчастей.

Если Вы столкнулись с тем, что выплаченного страховой компанией страхового возмещения недостаточно для возмещения реального ущерба, обращайтесь в наше адвокатское бюро «Антонов и партнеры».

Наш адрес: г. Самара, пр-т. Карла-Маркса, д. 192, оф. 619

Телефон для предварительной записи: +7 (846) 212-99-71

Адрес электронной почты: 2717371@gmail.com

С уважением, адвокат Анатолий Антонов, управляющий партнер адвокатского бюро «Антонов и партнеры».

Задайте их прямо сейчас здесь, или позвоните нам по телефонам в Москве +7 (499) 288-34-32 или в Самаре +7 (846) 212-99-71  (круглосуточно), или приходите к нам в офис на консультацию (по предварительной записи)!

Источник: https://pravo163.ru/poterpevshim-v-dtp-na-zametku-novaya-sudebnaya-praktika-vzyskaniya-s-vinovnika-dtp-ushherba-sverx-straxovogo-vozmeshheniya-bez-ucheta-iznosa-detalej-i-zapchastej/

Страховой случайпо ОСАГО: упрощённоеоформление и прямоевозмещение убытков

Регресс по страховому случаю с транспортным средством в ДТП

Наверное,единственный условный минус отсутствия аварий – незнание порядка оформления дорожно-транспортного происшествия (ДТП). А ведь для получения страхового возмещения по ОСАГО эти знания жизненно необходимы.

Для успешного общения со страховщиком важно понимать следующие моменты:

  1. Порядок действий при ДТП.
  2. Правила использования «Европротокола» (упрощённое оформление дорожного инцидента).
  3. Прямое возмещение убытков (ПВУ).

Ошибки в перечисленных областях чреваты задержками и даже отказами в выплате.

В первую очередь необходимо выполнить требования ГИБДД:

  1. Остановите автомобиль.
  2. Включите аварийную сигнализацию.
  3. Установите знак аварийной остановки.
  4. Не изменяйте расположение предметов, относящихся к ДТП.
  5. Определите наличие раненых или погибших.

Если причинён вред жизни и/или здоровью людей, необходимо вызвать «скорую медицинскую помощь» и сообщить о происшествии в полицию.

В случае повреждения только «железа» дальнейшие шаги зависят от расположения машин участников:

А) Если создаётся препятствие для движения иного транспорта, производятся мероприятия нужно придерживать следующего алгоритма действий:

  1. Зафиксировать пострадавшие транспортные средства на видео, фото и иными методами. Важно зафиксировать расположения автомобилей, их повреждения и госномера (номера VIN).
  2. Не перемещать предметы и не изменять следов, относящиеся к ДТП.
  3. Записать данные очевидцев и госномера их автомобилей.
  4. После выполнения мероприятий, описанных выше, нужно освободить проезжую часть.

Б) Если не создаётся препятствие для движения, автомобили остаются на своих местах для дальнейшего оформления происшествия.

Вне зависимости от того, пришлось ли убирать машины с проезжей части, далее необходимо выяснить, требуется ли обращение в полицию или можно воспользоваться «Европротоколом». В последнем случае рекомендуется использовать приложение для смартфона «ДТП. Европротокол» от Российского Союза Автостраховщиков.

ВАЖНО: по правилам ОСАГО водитель обязан сообщить своему страховщику информацию о месте, времени и обстоятельствах ДТП. Позвоните в страховую компанию непосредственно с места происшествия.

Кроме того, в дальнейшем виновнику ДТП необходимо предоставить страховщику свой экземпляр «Извещения о ДТП» в течение пяти дней, иначе его ждет регресс, то есть придется возвращать деньги, выплаченные пострадавшему по страховке. 

«Европротоколом» называют оформление документов по ДТП без привлечения полиции (только силами участников аварии). Воспользоваться данным инструментом можно, если выполняются все перечисленные ниже условия:

  1. Отсутствует вред жизни и/или здоровью водителей, пассажиров или пешеходов.
  2. В столкновении участвовало два автомобиля.
  3. Отсутствуют разногласия касательно полученных повреждений и обстоятельств происшествия.
  4. Оба водителя застрахованы по ОСАГО и «вписаны» в свои полисы.
  5. ДТП оформлено с помощью приложения для смартфона «ДТП. Европротокол».

Если все перечисленные требования соблюдены, участники инцидента могут совместно заполнить комплект «Извещения о ДТП». Далее потерпевший направляет свой экземпляр вместе с заявлением о выплате страховщику в течение пяти рабочих дней. Компетентные органы в этом случае привлекать не обязательно.

При наличии разногласий или если нанесён вред жизни/здоровью людей, необходимо обратиться в полицию с места происшествия. Если же не соблюдены иные из вышеуказанных пунктов (2-й или 4-й), следует направиться в подразделение ГИБДД или на ближайший пост ГАИ для оформления документов.

Помните, что перед этим нужно зафиксировать обстоятельства ДТП, как описано в блоке «Первичные действия при ДТП».

Помимо прочего, обратите внимание на следующие обстоятельства:

  • В соответствии с Правилами ОСАГО «Извещение о ДТП» заполняется водителями вне зависимости от оформления происшествия сотрудниками полиции.
  • При любых разногласиях или отсутствии возможности оформить ДТП «на месте» не следует пренебрегать записью данных свидетелей события.

В то же время даже при соблюдении всех необходимых условий «Европротокола» водители не обязаны использовать данный инструмент. После фиксации обстоятельств ДТП его участники могут также оформить происшествие на посту или в подразделении ГИБДД.

Потерпевшему не приходится выбирать, к какому страховщику обращаться после ДТП. Закон чётко оговаривает, что происшествие заявляется в своей страховой компании, если:

  1. Происшествие представляет собой столкновение транспортных средств, включая прицепы к ним.
  2. Все участники застрахованы по ОСАГО.
  3. Ущерб нанесён только транспортным средствам, без вреда жизни или здоровью и иному имуществу.

Такой порядок называется «Прямым возмещением убытков» (ПВУ). Если хотя бы одно из перечисленных условий не выполнено, заявление на выплату возмещения следует подавать в страховую компанию виновника аварии. Нелишне иметь представление и о том, куда подаётся заявление при отзыве лицензий или банкротстве страховщиков.

таблица скроллится вправо

Отзыв лицензии(банкротство)Условия ПВУсоблюденыУсловия ПВУне соблюдены
В отношении страховщикавиновникаВ «свою» компаниюВ РСА
В отношении страховщикапотерпевшегоВ компанию виновникаВ компанию виновника
В отношении обоихстраховщиковВ РСАВ РСА

Также необходимо помнить об обязанности потерпевшего сообщить страховщику о страховом случае «при первой возможности».

Даже идеальные действия не гарантируют своевременное возмещение ущерба. Осознанно или в силу недостатков организационного характера страховые компании допускают многочисленные просрочки. А то и вовсе «оттягивают» выплаты до судебного решения или обращения к финансовому омбудсмену.

Тем не менее, важно лишить страховщика повода для «правомерной» задержки. Во многих случаях такой подход позволяет существенно ускорить получение компенсации.

Источник: https://www.inguru.ru/kalkulyator_osago/stat_evroprotokol_i_pvu

Регресс по КАСКО – предъявить, страховых компаний, судебная практика

Регресс по страховому случаю с транспортным средством в ДТП

Страховая компания в отдельных случаях может предъявлять претензии регресса по КАСКО к виновникам аварии. Выясним, когда такая ситуация может возникнуть, а также определим, обязан ли водитель соглашаться с заявленными требованиями страховщика.

Мало кто при приобретении полисов автострахования интересуется понятиями суброгации и регресса. А это стоит знать, чтобы не пришлось возвращать страховой организации выплаченную компенсацию пострадавшему лицу. И, поверьте, расходы из вашего кармана могут быть внушительными.

Рассмотрим подробнее понятие регресса по КАСКО страховой компании к виновнику ДТП.

Что это такое

Страховые организации не очень рады, когда приходится платить по страховке, тем более за виновников дорожно-транспортных происшествий.

В некоторых случаях после произведения выплат по страховому случаю страховщики взыскивают потраченные средства с виновного в аварии лица. И тогда имеет место регресс.

В соответствии с правилами, страховщиком виновного лица производится выплата компенсации, что отражена в регрессном требовании.

Но стоит помнить, что есть случаи, когда сумму ущерба платит автовладелец. Обычно при оформлении КАСКО агенты говорят, когда именно страхователь должен возмещать ущерб самостоятельно.

Суть регресса в том, что страховая компания платит компенсацию, а затем требует ее с виновного в аварии лица. Но так как виновник определяется только судом, то и регрессное требование выдвигается при наличии соответствующего решения судебного органа.

Как быть, если подтверждением виновности автособственника в дорожно-транспортном происшествии будет только справка из отделения ГИБДД и протокол о нарушении административного характера? Регрессные требования к нему страховой компанией предъявляться не могут.

Нередко подается исковое заявление с указанием суммы выплат по КАСКО минус предельный размер выплат по обязательному автострахованию.

Но учтите, что выплаты по КАСКО производятся согласно условиям, прописанным в соглашении, а не Гражданскому кодексу Российской Федерации, где прописаны особенности возмещения нанесенного ущерба.

Возмещается причиненный ущерб по КАСКО без учета износа транспортного средства, по цене на ремонт СТО, может быть включено ряд дополнительных расходов потерпевших, что предусмотрены страховыми программами.

В соответствии с ГК России виновники нанесения ущерба должны возмещать затраты на ремонт. Некоторые из юристов убеждены в том, что износ стоит учитывать.

Вопрос регресса по договору КАСКО рассматривается в ст. 965 Гражданского кодекса.

Стоит отметить, регресс возможет только при условии, что страховщик и страхователь заключили соглашение имущественного страхования, а не страхования от риска угрозы здоровью и жизни, даже если имеет место дорожно-транспортного происшествия.

Кто имеет право предъявить требование по регрессу по КАСКО

Как уже упоминалось, право предъявлять требования по регрессу по КАСКО есть у страховых компаний, которые произвели выплату по риску за виновника.

Такое право организация имеет в случае:

  • умышленного причинения вреда жизни и здоровью пострадавшего в аварии лица;
  • причинения вреда здоровью при алкогольном опьянении водителя;
  • когда виновник скрылся с места происшествия;
  • причинения вреда лицом, у которого нет допуска к управлению транспортным средством.

Стоит знать такие правила:

  1. Для подачи иска страховой компании по КАСКО по праву регресса сначала производится выплата по ущербу страхователю.
  2. Страховой компанией взыскивается уплаченная сумма только тогда, когда ее страхователь является пострадавшим лицом.
  3. Наличие права предъявлять регрессные требования не лишит пострадавшего требовать с виновного лица возмещения вреда, что не покрыла страховая выплата.
  4. Виновное лицо, которое является истцом при рассмотрении регрессного дела по КАСКО, может оспорить величину выплаченной компенсации страховщиком.

Что делать, если не вписан в полис

К примеру, в страховку КАСКО вписано только одного водителя, хотя фактически им управляют 2 человека.

Ранее в таких случаях страховые организации отказывались выплачивать компенсацию, если за рулем на момент аварии находилось лицо, которое не вписано в полис. А известно, что внесение нескольких водителей в страховку влияет на ее стоимость.

30.01.2013 года Верховным судом Российской Федерации дано разъяснения для страховщиков. Содержит такой документ 29 страниц.

Принято постановление обязать выплачивать страховым компаниям страховые премии. То есть, страховщик должен перечисляться компенсационные средства водителю, который указан в полисе, даже в тех случаях, когда в дорожно-транспортное происшествия попало лицо, имя которого отсутствует в полисе.

Суд считает, что страховые организации страхуют транспортное средство, а не человека, который управляет транспортом. А значит, выплата должна производиться в обязательном порядке.

Но вот остается риск того, что будет выдвинуто регрессное требование, если попал в аварию водитель, который не вписан в договор КАСКО.

Можно ли не платить, если страховая фирма предъявит такое требование? Такого права у вас нет. Но вот уменьшить затраты можно, приобретя страховку от риска своей халатности. То есть, дополнительно оформите ДСАГО, чтобы полис покрывал ответственность вплоть до 1 млн. рублей.

Так можно будет оплатить долг перед страховой компанией, что возник из-за ДТП, в котором вы стали участником.

Есть и такой вариант – уменьшить объемы выплат. Для этого стоит уверить суд в вашей невиновности, или хотя бы снизить степень вины. Тогда с вас не возьмут 100 процентов от выплаченной суммы компенсации.

Что для этого нужно:

  1. Докажите, что в аварии есть иные обстоятельства столкновения машин, которые повлияли на действия виновного лица.
  2. Присутствуйте при проведении экспертиз транспорта пострадавшего лица, чтобы увериться в том, что не прибавлено лишнего.
  3. Обжалуйте виновную сторону.
  4. Убедитесь, что в акте осмотра транспорта не прописаны повреждения, которые не получены при ДТП.
  5. Обратите внимание, учтено ли износ авто, правильно ли произведена калькуляция.

Если по вашей вине произошла авария, на момент которой вы находились за рулем служебного авто и стали виновником, сумма взыскания не может превысить величину зарплаты.

Остальные средства погашаются компанией, на балансе которой находится транспортное средство, и в которой работает виновник аварии.

Примеры из судебной практики

Иногда автомобилисты пытаются урегулировать спор о возмещении выплаченной страховой компанией суммы в досудебном порядке. За это время вы установите удобный график, в соответствии с которым будете погашать задолженность.

Но есть также и шанс, что при рассмотрении ситуации еще до суда отпадет необходимость обращения в уполномоченный орган, чтобы добиться правосудия.

Чтобы разобраться, как именно осуществляется регресс по КАСКО, приведем следующие примеры из судебной практики. Ведь все случаи разнятся.

Ситуация 1

Произошла авария и через два месяца страховая организация предоставила одному из участников уведомление-претензию о том, что он является регрессным должником. Размер долга перед страховщиком составил 400 тыс. рублей.

Суд определил, что именно данное лицо является виновным в дорожно-транспортном происшествии. Только есть одна неясность – почему страховой организацией насчитано такую большую сумму по нанесенному ущербу.

Гражданин обратился в суд для рассмотрения дела о превышении суммы требования.

После разбирательств стало ясно, что при проведении экспертизы повреждений транспортного средства, виновник не присутствовал (его не приглашали). Было посчитано одни и те же повреждения. Страховая компания провела новую проверку уже в присутствии виновного лица.

Размер компенсации был уменьшен до 280 000 рублей.

Ситуация 2

В аварию попали 2 автомобиля. Оба водители нарушили правила дорожного движения, что подтверждает протокол, составленный инспектором ГИБДД.

Одно авто пострадало несильно (ущерб не превышает 15 000 рублей). Второе транспортное средство повреждено больше (ущерб составляет 200 000 рублей).

Суд определил, что виновность водителя первого автомобиля составляет 70%, а второго – 30%. Соответственно, первый водитель обязан заплатить второму автомобилисту 70% от суммы ущерба (140 тыс. руб.), а второй первому – 30% от размера ущерба (4,5 тыс. рублей)

Каждая из сторон имеет страховой полис КАСКО, поэтому были согласны с судебным решением.

Существует ли срок давности

Исковая давность при регрессе с виновника по КАСКО составляет три года (ст. 1079 Трудового кодекса). Отсчет этого времени стоит начать с того момента, когда произошла авария.

Даже в том случае, когда срок действия полиса окончился, но 3 года с момента дорожно-транспортного происшествия не прошло, сохраняйте страховку и документацию, которая касается аварии и способна уменьшить степень виновности.

Если три года прошло, а страховая компания все равно предъявила претензию о регрессе, вы не должны ничего платить. Просто напомните о том, что срок давности уже истек.

Регресс по КАСКО – неприятная ситуация для автовладельца, которая отразится на его бюджете. Но стоит помнить не только свои обязательства, но и права.

Ведь иногда страховая компания превышает свои полномочия и требует либо слишком большую сумму, либо предъявляет претензии незаконно. Именно знания правил предъявления претензий позволят вам защитить себя.

: Что такое Регресс

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Источник: http://provodim24.ru/regress-po-kasko.html

Александр Паутов: Как возмещается ущерб при ДТП

Регресс по страховому случаю с транспортным средством в ДТП

По данным МВД, в собственности белорусов на конец 2017 года было около 3 млн легковых автомобилей. За год произошло более 3,3 тыс. ДТП. О том, как возмещается ущерб, причиненный здоровью или имуществу граждан при ДТП, а также о судебной практике по таким делам накануне Пленума Верховного суда корреспонденту БЕЛТА рассказал судья, секретарь пленума Александр Паутов.

– Александр Михайлович, что показало изучение и обобщение практики рассмотрения судами дел этой категории?

– В судебной статистике дела, связанные с возмещением вреда, причиненного в ДТП, отдельно не выделяются. Поэтому для обобщения судебной практики было истребовано более 500 дел – как гражданских, так и экономических.

Анализ показал, что иски потерпевших к причинителям вреда или владельцам транспортных средств единичны. В большинстве случаев (более 90%) участниками споров являются страховые организации.

Поэтому тема возмещения вреда, причиненного в ДТП, неразрывно связана с вопросами страхования ответственности владельцев транспортных средств.

– Какие нормативные акты регулируют отношения по возмещению вреда в таких случаях? Затронет ли пленум последние изменения, произошедшие в сфере обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств?

– При рассмотрении дел этой категории суды опираются на Гражданский кодекс и Положение о страховой деятельности. Не всегда страховая организация обязана возместить вред в полном объеме.

Но это не значит, что интересы потерпевших в ДТП будут ущемлены.

Если по каким-то причинам вред остался не возмещенным страховой организацией, на основании норм Гражданского кодекса это ложится на плечи или причинителя вреда, или владельца источника повышенной опасности.

Положение о страховой деятельности было принято в 2006 году. Сегодня действует его новая редакция от 2014 года. Новации, произошедшие в этой сфере четыре года назад, во многом легли в основу изменений, которые Верховный суд вносит в действующее постановление пленума.

Есть как технические (полностью изменилась нумерация глав и статей), так и сущностные изменения. Среди наиболее значимых, например, увеличение с 200 евро до 400 евро размера страховых выплат при оформлении ДТП без вызова сотрудников ГАИ по так называемому европротоколу.

Сняты ограничения в размере трехкратного лимита ответственности при причинении ущерба в ДТП нескольким потерпевшим. То есть ранее с учетом лимита в 10 тыс. евро сумма страхового возмещения не могла превышать 30 тыс. евро на всех потерпевших – не важно, было их трое или пятеро.

Сейчас этот порог снят: каждому потерпевшему вред будет возмещаться в пределах установленного лимита, то есть до 10 тыс. евро. Если потерпевших будет, к примеру, пятеро, общая сумма страховых выплат не должна превысить 50 тыс. евро.

У потерпевших есть возможность получить страховое возмещение в размере фактических расходов, понесенных на ремонт поврежденного транспортного средства, за вычетом стоимости обновления деталей. Таким образом, если в дальнейшем при ремонте автомобиля выяснится, что стоимость затрат выше первоначальной оценки ущерба, страховщик выплатит разницу в пределах своего лимита.

– Расскажите, когда вред, причиненный потерпевшему, возмещает страховщик, а когда виновник ДТП? Подлежит ли страховому возмещению моральный вред?

– Есть четкий перечень видов вреда, который будет возмещать страховая компания. Речь идет о вреде, причиненном жизни, здоровью и имуществу. Всех остальных видов, например морального вреда или упущенной выгоды, это не касается.

Аналогичная ситуация и в случае утраты товарной стоимости транспортного средства. Но это не означает, что потерпевший вообще не получит выплату.

В этом случае возмещение происходит по общим нормам Гражданского кодекса – потерпевший предъявляет иск причинителю или владельцу транспортного средства.

Нормы страхования будут действовать, если вред причинен транспортным средством, владелец которого застраховал свою ответственность или обязан был это сделать. Не подлежит страхованию, в частности, гужевой транспорт, велосипеды. Приведу пример.

В автомобиль водителя, который застраховал свою ответственность, врезался велосипедист.

В этом случае водитель будет требовать возмещение ущерба не у страховой компании, а у велосипедиста, потому что ответственность последнего не подлежит страхованию.

Если виновный в ДТП водитель не застраховал ответственность, потерпевший все равно получит страховое возмещение. Таким образом государство защищает своих граждан. Далее страховая организация обратится с суброгационными требованиями к причинителю вреда или владельцу транспортного средства, чтобы взыскать с них выплаченную сумму в судебном порядке.

В Положении о страховой деятельности перечислены случаи (ст.158), когда ДТП не будет являться страховым случаем. Наиболее явный пример – когда не были вызваны сотрудники ГАИ или не составлен европротокол. Участникам в этом случае предстоит выяснять отношения друг с другом без привлечения страховых организаций.

– Как возмещается вред, причиненный в ДТП, после того как исчерпан лимит в 10 тыс. евро по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств? Есть ли в судебной практике иски о возмещении вреда на сумму, которая составляет разницу между страховым возмещением и фактически понесенными затратами?

– Если вред в совокупности составил, допустим, 12 тыс. евро, то 10 тыс. евро выплатит страховая организация, а за остальной суммой потерпевший будет обращаться к виновнику или владельцу автомобиля.

Обращу внимание на важный нюанс. Если реальная стоимость ремонта оказалась выше, чем было первоначально рассчитано, потерпевший может получить разницу со страховщика, но только в пределах лимита.

Для этого ему нужно доказать сумму реально понесенных расходов: сначала отремонтировать автомобиль, а затем представить доказательства, свидетельствующие о размере затрат. Если первоначальная расчетная стоимость составила свыше 10 тыс.

евро, но реальные затраты оказались еще выше, в этом случае потерпевший, получив страховое возмещение, может обратиться к виновнику за разницей, не проводя до этого ремонт. Однако и в этом случае нужны достоверные доказательства стоимости работ.

В судебной практике незначительное число исков, когда потерпевший вынужден обращаться к виновнику ДТП за возмещением ущерба, превышающего лимит в 10 тыс. евро.

– Какой порядок действий, если виновник ДТП не согласен с суммой, которая предъявляется ему к возмещению, и считает, что реальный ущерб был меньше? Могут ли быть назначены дополнительные экспертизы?

– Безусловно, это будет судебный спор. Если виновник не согласен, то добровольно, разумеется, он не выплатит деньги – и потерпевшему придется идти в суд с исковыми требованиями. В судебном заседании будет проверяться обоснованность расчетов, в том числе на основании каких документов запрашивается определенная сумма.

– Рассмотрим ситуацию, когда договор страхования ответственности владельца транспортного средства не заключен. Допустим, не успел автовладелец этого сделать или срок страховки истек на момент ДТП. Как тогда решается вопрос о возмещении вреда?

– В любом случае потерпевший получит страховое возмещение. Поэтому добросовестные участники дорожного движения могут не переживать по этому поводу. В этой ситуации оплатит всю сумму причиненного ущерба в пределах лимита Белорусское бюро по транспортному страхованию, но после этого предъявит иск к владельцу транспортного средства о возмещении выплаченной потерпевшему суммы.

В некоторых случаях виновник уже после аварии заключает договор страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Но он не будет учтен, потому что договор должен действовать на момент ДТП.

– Есть ли случаи, когда потерпевший может не получить страховое возмещение?

– Да, такие ситуации оговорены в Положении о страховой деятельности. Назову наиболее распространенные. Не будет возмещен вред, который причинен самому себе. То есть виновник ДТП не получит возмещение, если вред причинен его транспортному средству. Аналогично, если ДТП произошло с участием двух машин, каждая из которых принадлежит виновнику.

Страхового возмещения не будет, если ДТП по каким-то причинам не было зарегистрировано в ГАИ. Исключения составляют случаи, когда заполняется европротокол, но в этом случае лимит ответственности снижается до 400 евро.

При этом если выяснится, что ущерб на самом деле больше, потерпевший недополучит от страховой организации (хорошо, если виновник возместит добровольно, а если нет – придется идти в суд).

Определенный риск есть и для виновника: при вызове сотрудника ГАИ возмещение в пределах 10 тыс.

евро выплатит страховая организация, свои деньги ему тратить не придется (если он не был пьян, имел страховку, водительское удостоверение), а при оформлении европротокола все, что свыше 400 евро, придется взять на себя. Риск связан с тем, что на первоначальном этапе порой довольно сложно просчитать ущерб.

Не будет возмещаться вред, если столкнулись транспортные средства, которые были сцеплены друг с другом при буксировке. Это же касается ущерба, причиненного во время спортивных соревнований и гонок.

В каждом случае приходится очень скрупулезно вникать в суть произошедшего. В судебной практике была ситуация, когда снегоуборочный трактор повредил автомобиль прикрепленной щеткой.

Суд первой инстанции посчитал, что повреждение причинило работающее оборудование, а это не является страховым случаем. Но в данном случае трактор двигался задним ходом и просто задел машину. Щетка в этом случае была конструктивным элементом транспортного средства.

Поэтому вышестоящий суд пришел к выводу, что это все же был страховой случай.

– В какие сроки потерпевший может обратиться за возмещением страховых выплат?

– В настоящий момент в соответствии с действующим порядком в страховую организацию можно обратиться в течение пяти суток с момента страхового случая. Хотя в целом пропуск этого срока не лишает права на возмещение вреда.

Сейчас готовятся изменения в указ о страховой деятельности, в соответствии с которыми планируется убрать указание на пятидневный срок.

– Если ДТП совершил человек, которому авто продано по генеральной доверенности, кто будет отвечать?

– Есть такое выражение “продал автомобиль по доверенности”. Но оно полностью не согласуется с законодательством. Продать автомобиль по доверенности нельзя. Автомобиль можно продать только по договору купли-продажи, зарегистрированному в ГАИ.

Передавая авто другому человеку без заключения такого договора, нужно понимать, что можно оказаться заложником недобросовестных действий водителя и понести ответственность за причиненный автомобилем вред при отсутствии вины.

Полностью обезопасить себя от предъявления требований со стороны потерпевших или страховых организаций, передав автомобиль по доверенности, невозможно.

Любая передача транспортного средства другому лицу так или иначе несет риск, потому что в Гражданском кодексе есть положение о том, что владелец источника повышенной опасности может отвечать при отсутствии вины.

– При подготовке к заседанию пленума выявлены ли недочеты в работе судов при рассмотрении этой категории дел? На какие из них в первую очередь обратит внимание пленум? Какими положениями будет дополнено его итоговое постановление?

– Из вопросов, которые мы затронем и которые могут быть интересны широкому кругу читателей, хотелось бы обратить внимание на разъяснения, касающиеся определения круга ответчиков.

Если речь идет о причинении вреда транспортным средством, ответственность владельца которого должна быть застрахована, суду необходимо принять меры по привлечению к участию в деле страховщика. Даже если по каким-то причинам потерпевший хочет предъявить иск непосредственно к причинителю вреда, суд в любом случае должен рассматривать этот вопрос.

На страховщиках лежит обязанность по возмещению вреда в пределах лимита и, если они ее не выполнили, рассмотрение исковых требований без их участия может привести к вынесению незаконного решения.

Вторая группа разъяснений касается наиболее распространенных споров, когда страховые организации взыскивают с виновных или ответственных за причиненный вред выплаченное потерпевшему возмещение.

Здесь стоит заметить: лицо виновное и лицо ответственное за причинение вреда не всегда один и тот же субъект. В первом случае речь идет о водителе транспортного средства, во втором – о законном владельце авто.

Суброгационные требования могут предъявляться в зависимости от ситуации к обоим либо кому-то одному из них. Например, если транспортное средство выбыло из законного владения человека по независящим от него причинам (угон, кража), то суброгационные требования будут предъявляться к причинителю вреда.

Если владелец не обеспечил надлежащую сохранность авто (были случаи, когда владельцы не закрывали дверь автомобиля), здесь есть и его вина. В этом случае требования будут предъявляться к обоим.

Такая же ситуация, если причинен вред человеком, управлявшим транспортным средством в состоянии опьянения. Есть ситуации, когда законный владелец не знал и не мог знать при передаче автомобиля, чем в будущем это обернется. А бывают ситуации, когда он знал или мог знать, но все равно умышленно передал управление человеку в состоянии опьянения. В этом случае будут отвечать оба.

Порой суды допускают ошибки, когда привлекают к ответственности по суброгационным требованиям в солидарном порядке владельца и причинителя вреда. Солидарный порядок означает, что сумма взыскивается с обоих до полного возмещения. То есть с одного может быть взыскано даже 100% ущерба, в то время как со второго – ничего, если у него нет имущества.

Однако в соответствии с Гражданским кодексом к солидарной ответственности привлекаются лица только тогда, когда они причинили вред вместе. Но в этом примере один причиняет вред, а второй – ответственный за него. В таких ситуациях предусмотрена долевая ответственность: суд назначает каждому ту долю, которую он должен выплатить самостоятельно.

Светлана ВАСИЛЕВСКАЯ,

БЕЛТА.-0-

Источник: https://www.belta.by/interview/view/kak-vozmeschaetsja-uscherb-pri-dtp-6320/

СтражЗакона
Добавить комментарий