Самовольное строительство дома

Вопрос-ответ

Самовольное строительство дома

В соответствии с действующим законодательством решение вопросов узаконивания самовольно построенных строений на земельном участке входит в компетенцию местных исполнительных и распорядительных органов по месту нахождения земельного участка.

Ответственность за самовольное строительствожилых домов, производственных, хозяйственных, культурно-бытовых или иных строений и сооружений предусмотрена статьей 21.

12 «Самовольное строительство» Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях и влечет наложение штрафа на физическое лицо в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин, на индивидуального предпринимателя – от двадцати до ста базовых величин, а на юридическое лицо – до пятисот базовых величин.

На основании статьи 223 Гражданского кодекса Республики Беларусь самовольное строительство – деятельность лица по созданию или изменению недвижимого имущества путем строительства, реконструкции (пристройки, надстройки, перестройки) капитального строения (здания, сооружения), если она без получения необходимых разрешений на строительство, реконструкцию либо без проектной документации в случаях, когда необходимость ее подготовки предусмотрена законодательством, либо с существенными нарушениями градостроительных и строительных норм и правил, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.

Недвижимое имущество, созданное в результате самовольного строительства, является самовольной постройкой.

Под существенными нарушениями градостроительных и строительных норм и правил понимаются нарушения, которые могут создать потенциальную угрозу нарушения прав и охраняемых законодательством интересов других лиц, жизни и здоровью граждан, имуществу граждан и юридических лиц, нарушить установленные утвержденной градостроительной документацией регламенты использования территории, а также причинить вред окружающей среде, снизить эксплуатационную пригодность объекта.

Правовые отношения, возникающие при осуществлении самовольного строительства, регулируются Положением о порядке принятия решений по самовольным постройкам, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.12.2007 г.
№ 1802 (далее – Положение № 1802) и статьей 223 Гражданского кодекса Республики Беларусь.

Указанным Положением № 1802 и пунктом 5
статьи 223 Гражданского кодекса Республики Беларусь в отношении такой самовольно возведенной постройки установлен порядок принятия местным исполнительным и распорядительным органом следующих решений:

– о продолжении строительства (принятии самовольной постройки в эксплуатацию и ее государственной регистрации в установленном порядке) если сохранение постройки не влечет существенных нарушений градостроительных и строительных норм и правил;

– о сносе самовольной постройки и приведении земельного участка в пригодное для использования по целевому назначению состояние с определением в таком решении сроков выполнения этих действий, если сохранение постройки влечет существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил;

– о приведении самовольной постройки в прежнее, до осуществления самовольного строительства состояние, с определением в таком решении сроков выполнения этих действий, если сохранение постройки влечет существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил.

Пунктом 9.4 Перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 26.04.

2010 № 200 «Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан», определен перечень документов, необходимых для принятия местными исполнительными и распорядительными органами решения о продолжении строительства или принятия самовольной постройки в эксплуатацию и ее государственной регистрации в установленном порядке.

В соответствии со статями 17 и 18 Закона Республики Беларусь
от 5 июля 2004 г.

№ 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республики Беларусь» местные исполнительные и распорядительные органы обеспечивают на соответствующей территории соблюдение законодательства, в том числе в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, а также осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом и иными актами законодательства.

В соответствии с Законом Республики Беларусь от 04.01.2010 г.
№ 180-З «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь», решения исполнительных комитетов и местных администраций, ограничивающие или нарушающие права, свободы и законные интересы граждан, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь, могут быть обжалованы в судебном порядке.

Все новости

Источник: http://www.gomel-region.by/ru/vo-stroy-ru/view/samovolnoe-stroitelstvo-i-ee-posledstvija-otvetstvennost-za-samovolnoe-stroitelstvo-prinjatie-reshenij-28513/

Что изменилось в законе о самовольных постройках

Самовольное строительство дома

Раньше такие строения могли снести, даже если они никому не мешали. Теперь права владельцев чуть лучше защищены, снести самовольный дом стало сложнее. Но это не значит, что можно строиться на чужой земле, нарушать нормативы и возводить здания, которые мешают соседям.

Вот как теперь обстоит дело с самовольными постройками.

Или купили участок с разрешенным использованием под жилищное строительство, а построили там дом, а потом власти взяли и поменяли назначение — теперь это водоохранная зона. И дом уже вне закона.

Так могло быть с разными ограничениями. Вот рядом с садовым товариществом не было дороги, электростанции или газопровода, и дачи стояли себе годами. А потом раз — и дачам тут стоять уже не положено.

Так же и с коммерческой недвижимостью: киосками, павильонами, ангарами, гаражами.

Если собственник не мог знать о каких-то ограничениях по поводу строительства на своем участке и что-то построил, то, даже если такие ограничения потом обнаружатся, самовольной постройка не считается. К ней нельзя будет применить такие же нормы, как к самовольным строениям — например, снос за счет собственника.

Раньше такой нормы в гражданском кодексе вообще не было, и люди теряли имущество. Было и по-другому: собственники участков обращались в суд, чтобы признать столб линии электропередачи самовольной постройкой и убрать его со своего участка. В общем, проблем хватало, а точных норм закона — нет.

Самовольной постройкой нельзя распоряжаться на свое усмотрение. Например, продавать, дарить или сдавать в аренду — на нее вообще нет права собственности. Построить на своем участке дом — еще не значит стать его собственником. Нельзя прийти в Росреестр и автоматически оформить права собственности на дом или дачу только потому, что они на вашем участке. Тут ничего не изменилось.

Раньше. Самовольную постройку сносили, причем почти всегда за счет того, кто ее построил. Так и было написано: подлежит сносу. Построили без документов или разрешений — сносите свой дом или узаконьте его.

С 4 августа. Теперь о сносе самовольных построек написали подробнее. По умолчанию, такую постройку нельзя использовать. Это значит, что построенный без разрешения киоск нельзя использовать для торговли.

А вот о сносе теперь не так категорично. Самовольную постройку могут снести, а могут привести в соответствие с требованиями застройки. Но все это за счет того, кто построил или пользуется участком. Сносить или приводить в соответствие — почти всегда решает суд. Иногда — местные власти.

И раньше, и сейчас это нужно делать через суд. Собственником самовольной постройки становится владелец участка, где она находится.

Нельзя построить дом на чужой земле и признать в суде свое право собственности на него.

Если земля принадлежит родителям, и дети построили там дом, то собственниками дома могут стать только родители. Или нужно разделять участок, получать новый адрес — и только тогда оформить дом на настоящих владельцев. На все это нужно много времени и денег, поэтому лучше учесть такие нюансы до начала строительства.

Узаконить можно не любую самовольную постройку, а только ту, что отвечает всем этим требованиям.

Постройка соответствует параметрам застройки. Например, на участке под ИЖС можно построить максимум три этажа. А иногда строят пять и даже продают в таких домах квартиры.

Если купить квартиру в таком доме на этапе строительства, можно никогда ее не получить. Соседи обратятся в суд, и разрешение на строительство многоквартирного дома аннулируют. В лучшем случае заселятся только те, кто купил квартиру до третьего этажа. Причем станут они не собственниками квартиры, а собственниками доли в доме. Потом будет много проблем с продажей.

Если вам предлагают такую квартиру и говорят, что скоро узаконят дом, вам врут. Ничего не узаконят, а если и получится так сделать, соседи оспорят, и стройку запретят. Закон о дольщиках тут не сработает.

Постройка не нарушает ничьи права и никому не мешает. Нельзя строить дом и занять часть участка соседа, а потом идти в суд, чтобы узаконить летнюю кухню, веранду или баню — якобы кто строил, тот и хозяин.

Так не получится: придется сносить, реконструировать или договариваться с соседями.

Теперь есть возможность узаконить самовольную постройку, даже если нет документов о праве собственности на участок.

Например, если что-то построили на муниципальной или государственной земле, теперь такую постройку можно узаконить и стать ее собственником, — но только если постройка отвечает всем требованиям, а в договоре на использование участка нет ограничений.

Тот, кто стал собственником самовольной постройки, должен возместить расходы на ее возведение. Такое условие было и раньше. Например, если кто-то построил на чужом участке дом, а потом владелец участка его узаконил и получил в собственность, можно доказать, что на самом деле строительство оплачивал не он — пусть возмещает расходы.

Например, решения администрации достаточно, если:

  1. До начала строительства нужно было обязательно оформить участок в собственность, но этого не сделали.
  2. Постройка находится на участке, где нельзя строить такую недвижимость.

Бывает, что без сноса не обойтись, и администрация принимает решение — сносить. Сносить должен тот, кто строил, или все сделают за него, а потом выставят счет. Срок для сноса установят с учетом вида постройки, но это будет максимум год.

Нет, и это очень важная поправка. Никакая администрация не может прийти к вам на участок и заставить вас снести дом, гараж, баню или дачу. Без суда можно принять решение о сносе построек только на муниципальных и государственных участках, а на ваших личных — нет.

Исключение только одно: постройка угрожает жизни и здоровью людей. Если ваш коттедж никому не вредит, снести его можно только по решению суда. А суд еще посмотрит, нужно его сносить, или можно договориться с соседями, или перестроить.

И вот еще особые условия, когда администрация не имеет права сносить чужую недвижимость без решения суда:

  1. Нет документов на земельный участок, если постройка на нем появилась еще до того, как вступил в силу земельный кодекс.
  2. Нет разрешения на строительство здания, которое построили до 14 мая 1998 года.

Иногда на постройку зарегистрировано право собственности, но ее все равно признают самовольной. Например, если выясняется, что не соблюдены какие-то требования по удалению от охранных зон, леса, газопровода, дорог или электросетей.

Теперь нельзя снести такую постройку, если совпадают условия:

  1. Участок предназначен для ИЖС или это садовый земельный участок. То есть там разрешено строить частные жилые дома.
  2. У собственника участка есть на него документы.
  3. Право собственности на жилое строение зарегистрировано до 1 сентября 2018 года.
  4. Параметры строения ничего не нарушают.

Если такой дом не только оформили, но и купили до 1 сентября 2018 года, сносить его не будут.

Если участок в собственности, его все равно могут забрать.

Раньше. Изъять могли только тот участок, на котором нужно что-то выращивать, а его забросили. Например, кто-то выкупил землю сельхозназначения, чтобы открыть там ферму и разбить сад, а потом перестал за ней ухаживать. Или землю дали для одной цели, а ее используют как-то иначе.

Источник: https://journal.tinkoff.ru/news/samovolnaya-postroika/

Как узаконить самострой в Украине: сколько стоит узаконивание в 2020 году

Самовольное строительство дома

Согласно ст. 376 Гражданского кодекса Украины жилой дом, здание, сооружение, другое недвижимое имущество считаются самовольным строительством, если они построены или строятся:

  • на земельном участке, не отведенном для этой цели;
  • без соответствующего документа, который дает право выполнять строительные работы или должным образом утвержденного проекта;
  • с существенными нарушениями строительных норм и правил.

Если построенный Вами дом, гараж, сарай, хозяйственная пристройка и т. д. Отвечают хотя бы одному из этих признаков — это самовольное строительство и для того, чтобы зарегистрировать право собственности на него, необходимо будет пройти одну из описанных ниже процедур.

Упрощенная процедура принятия в эксплуатацию органами государственного архитектурно-строительного контроля применяется к объектам строительства, которые по классу последствий (ответственности) относятся к объектам с незначительными последствиями (СС1), построены на земельном участке соответствующего целевого назначения, но без разрешительного документа на выполнение строительных работ, а именно:

  • построенные в период с 5 августа 1992 года по 9 апреля 2015 года индивидуальные (усадебные) жилые дома, садовые, дачные дома общей площадью до 300 квадратных метров, а также хозяйственные (приусадебные) здания и сооружения общей площадью до 300 квадратных метров;
  • построенные до 12 марта 2011 здания и сооружения сельскохозяйственного назначения.

Собственнику или пользователю земельного участка, на котором построено такое сооружение следует провести техническое обследование строительства, затем обратиться в органы государственного архитектурно-строительного контроля. В течение 10 рабочих дней со дня подачи заявления органы ГАСК должны бесплатно принять объект строительства в эксплуатацию.

Порядок проведения технического обследования и принятия в эксплуатацию  таких объектов самовольного строительства утвержден Приказом Министерства регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства от 03.07.2018  № 158.

При этом техническое обследование индивидуальных (усадебных) жилых домов, садовых, дачных домов общей площадью до 300 квадратных метров включительно, хозяйственных (приусадебных) зданий и сооружений общей площадью до 100 квадратных метров включительно проводится в ходе их технической инвентаризации с соответствующей отметкой в ​​техническом паспорте.

К владельцам (пользователям) земельных участков штрафные санкции за выполнение строительных работ без получения документов, дающих право на их выполнение, и за эксплуатацию или использование объектов строительства, не принятых в эксплуатацию, не применяются.

Техническое обследование проводится субъектом хозяйствования, который имеет в своем составе соответствующих исполнителей, согласно Закону Украины «Об архитектурной деятельности» получивших квалификационный сертификат, или физическим лицом – предпринимателем, имеющим квалификационный сертификат.

Принятие в эксплуатацию объектов осуществляется безвозмездно в течение 10 рабочих дней со дня подачи заявления, по результатам технического обследования объекта, путем регистрации декларации о готовности объекта к эксплуатации.

Объект не может быть принят в эксплуатацию при наличии отклонений от требований государственных строительных норм, определенных такими нормами как недопустимые (запрещенные).

К заявлению о принятии в эксплуатацию объекта нужно приложить:

  • два экземпляра заполненной декларации;
  • отчет о проведении технического обследования объекта с информацией о возможности его надежной и безопасной эксплуатации (кроме индивидуальных (усадебных) жилых домов, садовых, дачных домов общей площадью до 300 квадратных метров включительно, хозяйственных (приусадебных) зданий и сооружений общей площадью до 100 квадратных метров включительно);
  • заверенные в установленном порядке копии:
  • документа, удостоверяющего право собственности или пользования земельным участком, на котором размещен объект;
  • технического паспорта (с отметкой о проведенном техническом обследовании).

Один экземпляр декларации после ее регистрации возвращается заказчику, а другой остается в органе государственного архитектурно-строительного контроля, который ее зарегистрировал.

Датой принятия в эксплуатацию объекта является дата регистрации декларации о готовности объекта к эксплуатации.

Зарегистрированная декларация является основанием для заключения договоров о поставках на принятый в эксплуатацию объект необходимых для его функционирования ресурсов – воды, газа, тепла, электроэнергии, включения данных о таком объекте в государственную статистическую отчетность и оформления права собственности на него.

Не стоит забывать, что право собственности на объект недвижимости возникает  с момента его государственной регистрации.

Поэтому после принятия объекта в эксплуатацию нужно обратиться в Центр предоставления административных услуг  для проведения процедуры государственной регистрации права собственности на новострой с такими документами (п.

41 Постановления КМУ от 25 декабря 2015 г. № 1127 «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их ограничений») :

  1. документ, который в соответствии с требованиями законодательства свидетельствует о принятии в эксплуатацию законченного строительством объекта;
  2. технический паспорт на объект недвижимого имущества;
  3. документ, подтверждающий присвоение объекту недвижимого имущества адреса;
  4. письменное заявление или договор совладельцев о распределении долей в общей собственности на новый объект недвижимого имущества (в случае, когда государственная регистрация проводится в отношении имущества, которое приобретается в общую долевую собственность);
  5. договор о совместной деятельности или договор простого товарищества (в случае, когда государственная регистрация проводится в отношении имущества, строительство которого осуществлялось в результате совместной деятельности).

Если же объект самовольного строительства не отвечает вышеописанным критериям, например, построен на земельном участке, имеющем иное целевое назначение, узаконить его возможно только через суд.

Согласно части третьей статьи 376 Гражданского Кодекса Украины право собственности на самовольно построенное недвижимое имущество может быть по решению суда признано за лицом, осуществившим самовольное строительство на земельном участке, который не был ему отведен для этой цели, при условии предоставления земельного участка в установленном порядке лицу под уже построенное недвижимое имущество.

Причем, часть четвертая этой же статьи говорит, что если собственник (пользователь) земельного участка возражает против признания права собственности на недвижимое имущество за лицом, которое осуществило самовольное строительство на его земельном участке, или если это нарушает права других лиц, имущество подлежит сносу лицом, которое осуществило самовольное строительство, или за его счет.

Таким образом, владельцу самостроя придется заручиться доказательствами для суда: письменным согласием соседей, документами на право пользования участком и т.д. Иск следует подавать в суд общей юрисдикции по месту нахождения объекта самовольного строительства.

В случае принятия судом положительного решения, собственнику нужно обратиться в Центр предоставления административных услуг для регистрации права собственности на объект недвижимости.

Целый ряд организаций предлагает услуги по легализации самостроя «под ключ»: от изготовления проектной документации до регистрации права собственности на узаконенный объект. Стоимость таких услуг немалая: в городе Киева, например, она стартует от 1000 у.е.

Как известно, право собственности на недвижимое имущество возникает с момента его государственной регистрации. Поэтому счастливый обладатель квартиры в новопостроенном доме должен обратиться в Укргосреестр для регистрации своего права собственности на новую квартиру. Какие документы нужны для регистрации права собственности на новострой узнавал Prostopravo

Государственная регистрация права собственности на новую квартиру проходит в органах Укргосреестра по месту нахождения недвижимости в соответствии с Порядком государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их отягощений (Постановление КМУ №868 от 17.10.2013 г).

В любом случае, заявитель должен предъявить свой паспорт, доверенность (если он действует от имени другого человека, по его поручению), а также соответствующее заявление.

В остальном же, перечень документов зависит от того, каким образом происходило инвестирование строительства – посредством фонда финансирования строительства, через выпуск целевых облигаций, путем создания жилищно-строительного кооператива, или же приобретения имущественных прав.

Так, обязательно нужно предоставить документ, подтверждающий приобретение им объекта недвижимости в собственность ((инвестиционный договор, договор о долевом участии, договор купли-продажи имущественных прав и т.п.).

В случае участия в фонде финансирования строительства документом, подтверждающим приобретение в собственность закрепленного за лицом объекта строительства, является выданная управляющим такого фонда справка о праве доверителя на приобретение в собственность объекта инвестирования.

В случае приобретения беспроцентных (целевых) облигаций, по которым базовым товаром является единица недвижимости, документами, подтверждающими приобретение в собственность закрепленного за лицом объекта строительства, является договор купли-продажи облигаций и в случае наличия документ, согласно которому произошло закрепление соответствующего объекта инвестирования за владельцем облигаций (договор резервирования, бронирования и т.д.).

В случае приобретения имущественных прав на объект недвижимости документом, подтверждающим приобретение в собственность закрепленного за лицом объекта строительства, является договор купли-продажи имущественных прав.

Для проведения государственной регистрации права собственности на объекты недвижимого имущества, построенные в результате деятельности жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного или другого кооператива, заявитель представляет:

  • справку жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного или другого кооператива о членстве в кооперативе и внесении таким членом кооператива паевого взноса в полном объеме;
  • технический паспорт на объект недвижимого имущества.

Какие документы должен предоставить регистратору застройщик:

  • документ, подтверждающий возникновение, переход и прекращение прав на земельный участок (кроме случаев реконструкции объектов недвижимого имущества без изменения внешних геометрических размеров их фундаментов в плане);
  • документ, подтверждающий возникновение, переход и прекращение права собственности на такой объект до проведения реконструкции (в случае проведения реконструкции объекта недвижимого имущества);
  • документ, который в соответствии с требованиями законодательства удостоверяет принятие в эксплуатацию законченного строительством объекта;
  • документ, подтверждающий присвоение объекту недвижимого имущества адреса (кроме случая, когда в результате реконструкции объекта недвижимого имущества его адрес не изменился);
  • утвержденный застройщиком  перечень физических и юридических лиц, средства которых привлекались на инвестирование (финансирование) объекта строительства.

Кооператив после принятия дома  в эксплуатацию представляет:

  • документ, подтверждающий возникновение, переход и прекращение прав на земельный участок (кроме случаев реконструкции объектов недвижимого имущества без изменения внешних геометрических размеров их фундаментов в плане);
  • документ, который в соответствии с требованиями законодательства удостоверяет принятие в эксплуатацию законченного строительством объекта;
  • документ, подтверждающий присвоение объекту недвижимого имущества адреса (кроме случая, когда в результате реконструкции объекта недвижимого имущества его адрес не изменился);
  • утвержденный общим собранием кооператива список членов кооператива.

По истечении срока, отведенного законом на регистрацию права собственности на объект недвижимого имущества, а именно 5 рабочих дней, заявителю выдается Свидетельство о праве собственности на недвижимое имущество, после чего он становится полноправным собственником квартиры.

Екатерина Гутгарц, юрист, главный редактор портала

Источник: Prostopravo

Обновление: 01.2020

Источник: https://prostopravo.com.ua/nedvizhimost/stati/kak_uzakonit_samostroy_v_ukraine_v_2018_godu_

Самовольные постройки. Право органов местного самоуправления на принятие решений о сносе ограничили

Самовольное строительство дома

С 4 августа 2018 г. начал действовать закон с поправками в сфере самовольного строительства.

Законодатель уточнил, когда постройку будут считать самовольной, в каких случаях орган местного самоуправления сможет без суда принять решение о сносе или о приведении постройки в соответствие с установленными требованиями, а также что грозит собственникам земельных участков за невыполнение таких решений.

Президент РФ подписал закон о самовольных постройках (Федеральный закон от 03.08.2018 № 339‑ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и статью 22 Федерального закона «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»», далее — Закон № 339-ФЗ). Он вступил в законную силу 4 августа 2018 г.

Некоторые поправки не вошли в окончательную редакцию. Например, изначально предлагалось выплачивать компенсацию из казны в случае сноса построек, права на которые были зарегистрированы в ЕГРН.

Подобные ситуации происходили в Москве, когда в административном порядке было принято решение о сносе палаток около станций метрополитена. Тогда самовольными оказались и те постройки, на которые было зарегистрировано право собственности.

Порядок выплаты компенсации предлагалось урегулировать в Федеральном законе от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Но в Законе № 339-ФЗ этих положений не оказалось.

Понятие самовольной постройки

В Законе № 339-ФЗ уточнено понятие самовольной постройки. Соответствующее изменение внесли в ст. 222 ГК РФ.

Цитируем документ

Самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.

П. 1 ст. 222 ГК РФ

Из новой формулировки следует, что невозможно признание постройки самовольной, если она возведена с нарушением градостроительных или строительных норм и правил, которые утратили силу на момент выявления такой постройки.

Кроме того, не будет являться самовольной постройкой здание, сооружение или другое строение, возведенное с нарушением установленных в соответствии с законом ограничений использования земельного участка, если собственник данного объекта не знал и не мог знать о действии ограничений в отношении принадлежащего ему земельного участка. То есть, если этих сведений не было в публичном доступе на момент возведения постройки.

Ограничение права органов местного самоуправления на снос

По общему правилу решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями принимает суд. Органы местного самоуправления поселения или городского округа (муниципального района при условии нахождения самовольной постройки на межселенной территории) обладают таким правом теперь в строго ограниченных случаях.

Во-первых, органы местного самоуправления принимают решение о сносе самовольной постройки, если она возведена или создана на земельном участке, в отношении которого отсутствуют правоустанавливающие документы и необходимость их наличия установлена на дату начала строительства такого объекта, либо самовольная постройка возведена на земельном участке, вид разрешенного использования которого не допускает строительства на нем такого объекта и который расположен в границах территории общего пользования.

Во-вторых, они могут принять решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями в случае, если самовольная постройка возведена на земельном участке, вид разрешенного использования которого не допускает строительства на нем такого объекта, и данная постройка расположена в границах зоны с особыми условиями использования территории при условии, что режим указанной зоны не допускает строительства такого объекта, либо в случае, если в отношении самовольной постройки отсутствует разрешение на строительство, при условии, что границы указанной зоны, необходимость наличия этого разрешения установлены в соответствии с законодательством на дату начала строительства такого объекта.

В любом случае органы местного самоуправления не вправе принимать такие решения:

1) если самовольные постройки возведены на земельных участках, не находящихся в государственной или муниципальной собственности. Исключение — если сохранение таких построек создает угрозу жизни и здоровью граждан;

2) в отношении объекта недвижимого имущества, право собственности на который зарегистрировано в ЕГРН или признано судом либо в отношении которого ранее судом принято решение об отказе в удовлетворении исковых требований о сносе самовольной постройки, или в отношении многоквартирного дома, жилого дома или садового дома;

3) в связи с отсутствием правоустанавливающих документов на земельный участок в отношении здания, сооружения или другого строения, созданных на земельном участке до дня вступления в силу Земельного кодекса (30 октября 2001 г.);

4) в связи с отсутствием разрешения на строительство в отношении здания, сооружения или другого строения, созданных до 14 мая 1998 г.

Сроки сноса

Срок для сноса самовольной постройки и для приведения самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями устанавливается с учетом характера самовольной постройки.

При этом срок для сноса не может составлять менее чем три месяца и более чем двенадцать месяцев (в прежней редакции не было минимального срока в три месяца).

А срок для приведения самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями не может составлять менее чем шесть месяцев и более чем три года (сейчас этот срок — от трех месяцев до одного года).

Изъятие участков

Если лицо, на которое возложена обязанность по сносу самовольной постройки или приведению в соответствие с установленными требованиями, не выполнит эту обязанность, то наказание может грозить собственнику земельного участка, на котором возведена постройка. В частности, у него могут изъять земельный участок.

Причем решение об изъятии не будет зависеть от того, кто возвел самовольную постройку: сам собственник участка или третье лицо, например, арендатор. По мнению председателя комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Павла Крашенинникова, лишение права собственности должно являться исключительной мерой, соразмерной последствиям.

Например, если использование земельного участка приводит к причинению вреда окружающей среде.

Одновременно с проектом Закона № 339-ФЗ в Госдуму был внесен еще один законопроект: об административной ответственности за самовольное строительство (проект закона № 301854-7 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части совершенствования механизма пресечения самовольного строительства)»). Госдума приняла его в первом чтении 28 мая 2018 г., но после этого рассмотрение было приостановлено.

Сейчас административная ответственность установлена только за строительство и реконструкцию без разрешения на строительство. В законопроекте № 301854-7 предлагается предусмотреть административную ответственность в виде штрафа еще и за неисполнение решения о сносе или о приведении в соответствие с установленными требованиями:

  • для юридических лиц — в размере от 100 до 300 тыс. руб.;
  • для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей — от 20 до 50 тыс. руб.;
  • для граждан — от 20 до 50 тыс. руб. или обязательные работы до 50 часов.

Также предлагается установить наказание за эксплуатацию самовольной постройки, расположенной на земельном участке, предоставленном в аренду либо приобретенном по результатам публичных торгов с обязательствами по сносу или приведению в соответствие с установленными требованиями.

Для юридических лиц может грозить штраф от 500 тыс. до 1 млн руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток. Для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей — от 20 до 50 тыс. руб. (для индивидуальных предпринимателей возможно еще и приостановление деятельности до 90 суток).

Для граждан — от 2 до 5 тыс. руб.

Еще в проекте предлагается распространить административную ответственность и на те случаи, когда самовольное строительство или реконструкция привели к нарушению предельных параметров объекта недвижимости, установленных правилами землепользования и застройки, либо документацией по планировке территории, либо федеральными законами. Штрафы предусмотрены такие же, как и за эксплуатацию постройки на участке, предоставленном в аренду или приобретенном на публичных торгах.

Кто принимает решение о сносе

Снос возможен только по решению суда Орган местного самоуправления может принять решение о сносе
Самовольная постройка возведена на участке, не находящемся в государственной или муниципальной собственности (исключение — если сохранение постройки создает угрозу жизни и здоровью граждан)Самовольная постройка возведена на участке, в отношении которого отсутствуют правоустанавливающие документы и необходимость их наличия установлена на дату начала строительства объекта
Если:
  • право собственности на объект зарегистрировано в ЕГРН или признано судом,
  • ранее судом принято решение об отказе в удовлетворении исковых требований о сносе самовольной постройки,
  • решение касается многоквартирного дома, жилого дома или садового дома
Самовольная постройка возведена на участке, вид разрешенного использования которого не допускает строительства на нем такого объекта и который расположен в границах территории общего пользования
В связи с отсутствием правоустанавливающих документов на земельный участок в отношении здания, сооружения или другого строения, созданных на участке до дня вступления в силу Земельного кодекса (30 октября 2001 г.)Самовольная постройка возведена на участке, вид разрешенного использования которого не допускает строительства на нем такого объекта, и постройка расположена в границах зоны с особыми условиями использования территории при условии, что режимуказанной зоны не допускает строительства такого объекта
В связи с отсутствием разрешения на строительство в отношении здания, сооружения или другого строения, созданных до 14 мая 1998 г.Если в отношении самовольной постройки отсутствует разрешение на строительство, при условии, что границы особой зоны, необходимость наличия этого разрешения установлены в соответствии с законодательством на дату начала строительства такого объекта

Источник: https://www.eg-online.ru/article/377872/

Штраф за «самострой». Как избежать наказания

Самовольное строительство дома

Многие домовладельцы не спешат узаконить строения, возведенные ранее. Люди считают — это их земля и можно делать что угодно.

Зачем разрешения и документы? А между тем, минимальный штраф за «самострой» для физических лиц составляет 20 базовых величин. К тому же местные власти вправе разрушить подобную постройку.

Как же узаконить самовольное строение и возможно ли это? Корреспондент МЛЫН.BY узнала у Елены Лях, главного специалиста отдела архитектуры и строительства Вилейского райисполкома. 

Что такое «самострой»?

Понятие о самовольном строительстве закреплено в статье 223 Гражданского кодекса Республики Беларусь.

Если человек что-либо построил (баня, беседка и даже вольер для собаки) без разрешения местного органа власти либо проекта, а также если эти строения возведены на самовольно занятом земельном участке или на участке, используемом не по целевому назначению (к примеру, земля предоставлялась для строительства жилого дома, а человек построил магазин) — это считается «самостроем». И судьба таких объектов может быть разной, вплоть до сноса.

«А мы это все не строили!»

В Вилейском районе за 2018 год за «самострои» составили 28 протоколов, из них 5 — на юрлиц. Нарушения разные.

— Например, владелец дома решил сделать на крыльце козырек, чтобы не заливало дождем. Поставил две стойки — так уж наверняка держаться будет. А это уже навес — капитальное строение, на которое нужно разрешение. Хозяин пришел к нам за новым техпаспортом на дом… Констатировали «самострой».

Казалось бы, всего лишь навес, но минимальный штраф для всех одинаков — 20 базовых!

— С подобными ситуациями к нам приходят часто. Вот один из случаев. Хозяйство пришло зарегистрировать дом. А тут на тебе: молодой специалист, которому его выделили, построил навес под дрова, гараж под трактор… Руководство говорит: «Мы все это не строили!».

Но ведь собственник — хозяйство, и оно должно было проконтролировать, что происходит. Правда, и «квартирант» обязан был уведомить «хозяина» о желании что-то изменить возле дома.

Мало того, что «строитель» «попал» на хороший штраф и заставил работодателя понервничать, так еще ему пришлось эти навесы перенести. Многие думают, что возведут самовольно, а потом узаконят. Но идти на такие риски опасно: при проверке комиссия может вынести решение о сносе.

Причем, на это установят сроки. Если же человек проигнорирует, то снос будет принудительным и за счет виновника незаконного строительства, — говорит Елена Лях.

На самом деле местные власти отказывают в легализации самовольной постройки редко. Главное, чтобы соседям не мешало.

А то были случаи — человек поставил беседку вплотную к соседской бане, проигнорировав правила пожарной безопасности; второй хозяин построил баню на границе земельного участка, не отступив метр, и вода с крыши заливала соседские грядки. «А кто ему разрешил построить?» — негодовали обиженные.

— Если ближних тревожит ваше строительство и они не собирается мириться с тем, что вы нарушаете их законные интересы или несете угрозу безопасности, к вам примчится комиссия и вмешается, — констатирует специалист.

Исход в соседских спорах, как правило, незавидный: если комиссия посчитает, что ваша постройка действительно «не в тему», а сосед ни в какую не идет на уступки, к примеру, не дает согласие на размещение пристройки ближе трех метров к своей границе — строение придется снести.

Подобное благоустройство может не понравиться не только соседям, но и тем, кому, казалось бы, постройка не мешает.

— Человек пожаловался, что у знакомого в хоззоне многоквартирного жилого дома в агрогородке появился еще один гараж. Не смог пройти мимо чужого «счастья». А гараж, как выяснилось, был пристроен к группе существующих без разрешения. Плачь не плачь, а понести серьезные убытки и снести пришлось, — уточняет Елена Лях.

Если случаи незаконного строительства на приусадебном участке или в хоззонах более заметны, то незаконную перепланировку квартир вычислить сложнее. Правда, что не под силу исполкому, то под силу зоркому оку соседей.

Вот, например, человек «нарастил» кухню за счет балкона, а у соседей из-за конденсации потолок обледенел и сосульки повисли. А все потому, что балкон — нежилое неотапливаемое помещение. При совмещении с кухней утепляются полы, стена и потолок, при этом нарушается температурный режим.

— Если мы такое обнаружим, заставим владельца квартиры все сломать и привести балкон в первоначальный вид, — говорит Елена Лях. — И, само собой, он заплатит штраф. То же будет и за перенос инженерных систем в квартире или установку духового шкафа. Даже если очень хочется — любое вмешательство в системы без проекта запрещено.

«Вы Иванов, а разрешение — на Петрова», оформляйте строительство на себя, иначе штраф

— Если вы купили незавершенное капитальное строение, обязательно обратитесь за разрешением продолжить строительство, — продолжает специалист. — Казалось бы, предыдущий собственник передал вам целую папку с документацией на дом. Вы убедились, что он строил с разрешения, строго по проекту, и продолжаете строить как положено.

Что может пойти не так? Дело в том, что после завершения строительства вы пойдете в БТИ, чтобы ввести дом в эксплуатацию. Первое, что у Вас попросят, это разрешение. Вы Иванов, а разрешение — на Петрова. К сожалению, это довольно частый случай, когда приходится штрафовать за то, что банально не оформили строительство на себя.

А с буквы закона это звучит как «самовольно приступил к строительству после консервации».

Однажды к нам обратилась женщина. Она вступала в права наследства и принесла ведомость с резолюцией «сарай построен не там, где положено». Но были доказательства того, что строил это умерший муж. Мы прекратили в отношении этой женщины процесс. В более сложных ситуациях дело рассмотрит суд.

Однако, нужно понимать, что принятая от предыдущего собственника «самоволка» не во всех случаях может быть узаконена. Снос постройки потребуют уже с вас, а если не произведете — назначат уполномоченную организацию и выставят вам счет. Поэтому всегда, особенно перед покупкой, рекомендуется изучить технический паспорт.

При любом проблемном вопросе отдел архитектуры и строительства либо сельисполком примет вас и разъяснит дальнейшие шаги.

Как строить по закону?

Елена Лях уверяет, что получить разрешение у местных властей на строительство, реконструкцию или перепланировку хоть и чуточку хлопотно, но так вы сохраните нервы и деньги, которые попросту ушли бы на штраф.

— Застройщику в Вилейском районе предстоит получить заключение в местном УКСе по размещению построек на вашем участке. Его рассмотрят санстанция, экология, водоканал и другие заинтересованные службы района. В 90 процентах случаев все решается в пользу строительства. Комиссия рассматривает эти вопросы каждый понедельник.

Далее с этим заключением нужно обратиться в службу «Одно окно» райисполкома (в сельской местности — в сельсовет) написать заявление на выдачу разрешительной документации на строительство, реконструкцию или перепланировку, предоставив перечень необходимых документов по соответствующей административной процедуре. А потом исполком вынесет решение.

Для подтверждения прав собственности также необходимо предоставить свидетельство о госрегистрации земельного участка.

— Если граждане хотят сделать пристройку к дому или что-то построить на своей земле: гараж, беседку, но не оформили земельный участок в установленном законодательством порядке, — разрешение они не получат. Оформить землю, даже если вы купили или построили по закону дом 30-40 лет назад, можно и сейчас. Для этого необходимо обратиться в землеустроительную службу и зарегистрировать права собственности.

Обязательно нужно взять разрешение на строительство и при переходе прав собственности. Так что, если вы купили незавершенное капитальное строительство, обязательно обратитесь за разрешением его продолжить.

Яна Неверович

11 17

Источник: https://www.mlyn.by/2019/02/shtraf-za-blagoustrojstvo-kak-ne-poplatitsya-za-samostroi/

СтражЗакона
Добавить комментарий