(Потяркин Д.)
(«Законность», 2007, N 2)
ПРАВО НА ВНЕОЧЕРЕДНОЕ И ПЕРВООЧЕРЕДНОЕ ПОЛУЧЕНИЕ
ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ
Д. ПОТЯРКИН
Потяркин Д., кандидат юридических наук.
После введения в действие нашумевшего Закона о монетизации льгот система жилищных льгот начала претерпевать кардинальные изменения. Не способствовал установлению четкой и ясной системы жилищных льгот новый Жилищный кодекс РФ, вступивший в силу с 1 марта 2005 г.
Необходимо определить, какие жилищные льготы оставлены жилищным законодательством в силе на сегодняшний день.
Жилые помещения, согласно ст. 57 ЖК, по общему правилу предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет. При этом ЖК допускает случаи внеочередного предоставления жилищных помещений лишь следующим категориям:
1) гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат;
2) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей;
3) гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний.
Согласно ст. 51 ЖК перечень соответствующих заболеваний устанавливается Правительством РФ.
Такой Перечень был утвержден (более чем с годовым опозданием) Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2006 г. «Об утверждении Перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире».
Особо в Перечне следует отметить граждан, страдающих активной формой туберкулеза с выделением микобактерий туберкулеза, социальные гарантии которых определены также в специальном законе — ФЗ от 18 июня 2001 г. «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации». В п. 5 ст.
14 Закона установлено, что больным заразными формами туберкулеза, проживающим в квартирах, в которых исходя из занимаемой жилой площади и состава семьи нельзя выделить отдельную комнату больному, а также проживающим в квартирах коммунального заселения и общежитиях, предоставляются вне очереди отдельные жилые помещения с учетом их права на дополнительную жилую площадь в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.
В этом случае внимания заслуживает норма о возможности выделения отдельной комнаты. При ее применении может возникнуть коллизия с ЖК, определяющим, что основное условие для внеочередного предоставления жилья — лишь невозможность совместного проживания в квартире, даже несмотря на фактическую допустимость выделения отдельной комнаты.
Так, в соответствии со ст. ст. 51 и 57 ЖК жилые помещения предоставляются вне очереди гражданам, проживающим в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи есть больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющим иного жилого помещения.
Оговорка о том, что квартира должна быть занята несколькими семьями, не четкая.
Как следует из ст. 2 Семейного кодекса РФ, ст. ст. 31 и 69 ЖК, к членам семьи относятся супруги, родители и дети. Заметим, законом не установлено, что дети должны быть обязательно несовершеннолетними.
Получается, что совершеннолетний сын и его дети, проживающие в квартире родителей, — фактически другая семья, хотя, в соответствии с указанными законами, сын входит в состав одной семьи.
В этой связи в Законе города Москвы от 14 июня 2006 г.
«Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» было установлено, что члены семьи заявителя — это супруг (супруга) и их несовершеннолетние дети независимо от места их жительства, лица, объединенные признаками родства или свойства, совместно проживающие в жилом помещении, а также граждане, проживающие совместно с заявителем, в том числе вселенные им в жилое помещение в качестве членов семьи в установленном порядке либо на основании решения суда.
Вне очереди жилое помещение предоставляется жителям города Москвы, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, перечень которых устанавливается федеральным законодательством, совместное проживание с которыми в коммунальной квартире невозможно.
Коммунальной принято считать квартиру, состоящую из нескольких жилых помещений (комнат), принадлежащих двум и более пользователям и(или) собственникам, не являющимся членами одной семьи, на основании отдельных договоров. Такое определение дано в ст. 15 Закона города Москвы от 11 марта 1998 г. «Основы жилищной политики города Москвы».
Получается, что если несколько семей проживают в квартире на основании единого документа (например, одного договора социального найма на всю квартиру), то в таком случае по ЖК у граждан есть жилищная льгота, а в соответствии с московским законом, в силу того что нет документального подтверждения статуса коммунальной квартиры (два и более договора, свидетельства о праве собственности на комнаты и т. д.), — нет.
По сравнению с Жилищным кодексом РСФСР, действовавшим до 1 марта 2005 г., число льготных категорий намного сократилось. Законодатель отказался от открытого перечня случаев, когда возможно внеочередное предоставление жилых помещений.
Процесс ревизии таких прав начался, правда, еще до принятия нового ЖК. К примеру, были внесены изменения в Закон о прокуратуре, в результате чего право на внеочередное получение жилого помещения было заменено на право быть обеспеченным жильем в порядке, определяемом Правительством РФ.
Такая же судьба постигла и аналогичную норму в отношении судей.
Ранее, помимо предоставления жилого помещения вне очереди, было право на первоочередное получение жилья. Статья 36 ЖК РСФСР предусматривала 11 категорий граждан, обладавших правом на первоочередное улучшение жилищных условий.
К ним относились инвалиды и участники Великой Отечественной войны, Герои Советского Союза, лица, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, инвалиды труда, семьи лиц, погибших при исполнении государственных обязанностей, рабочие, длительное время добросовестно проработавшие в сфере производства, многодетные семьи, одинокие матери, семьи при рождении близнецов, учителя, спасатели.
Перечень был открытый.
Например, на основании Закона РФ от 18 апреля 1991 г. «О милиции» сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, предоставляется жилье в первоочередном порядке (ст. 30).
Эта норма, в отличие от перечня из ЖК РСФСР, действует и сегодня, что не соответствует нормам нового ЖК. Схожие нестыковки есть и у других законов.
Помимо изложенных видов права на получение жилого помещения в обход общей очереди российскому законодательству знаком и такой институт, как улучшение жилищных условий в течение определенного срока, установленного нормативным правовым актом.
Например, ст. 10 ФЗ от 17 декабря 1994 г. «О федеральной фельдъегерской связи» определяется, что в случае гибели лица начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи его семье жилое помещение предоставляется не позднее одного года со дня его гибели.
Похоже решается вопрос в случае гибели сотрудника Государственной противопожарной службы при исполнении служебных обязанностей (ст. 8 ФЗ от 21 декабря 1994 г. «О пожарной безопасности»).
Учитывая фактическое состояние очереди, такое право получить жилье в течение определенного законом срока, по сути, можно также отнести к разряду внеочередных.
Несправедливо было бы отказываться от признания льгот тех граждан, которые встали на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до принятия нового Жилищного кодекса и жилищные льготы которых возникли на основании нормативных актов, принятых также до нового ЖК РФ.
Например, жители Москвы, принятые на учет до 1 марта 2005 г. и имевшие право на жилищные льготы, сохраняют свое право на первоочередное или внеочередное обеспечение жилыми помещениями, если они представили до 1 марта 2005 г.
в жилищные органы документы, подтверждающие соответствующее право, и на момент предоставления или приобретения с помощью города Москвы жилого помещения сохраняют основания, послужившие условием предоставления соответствующих льгот (Закон г. Москвы от 14 июня 2006 г.
N 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения»).
Эта позиция подтверждена и на практике — в 2006 г. жилые помещения государственного жилищного фонда Москвы предоставлялись, в частности, гражданам, проживающим в Москве не менее 10 лет и имеющим право на:
— внеочередное предоставление жилых помещений и принятым на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г. с учетом даты возникновения права на получение жилищных льгот;
— первоочередное предоставление жилых помещений и принятым на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 1989 г. с учетом даты возникновения права на получение жилищных льгот (Постановление Правительства Москвы от 2 мая 2006 г. N 306-ПП).
——————————————————————
Источник: http://center-bereg.ru/a1451.html
Апелляционное определение СК по гражданским делам Костромского областного суда от 29 января 2014 г. по делу N 33-82 (ключевые темы: социальный наем
Апелляционное определение СК по гражданским делам Костромского областного суда от 29 января 2014 г. по делу N 33-82
Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:
председательствующего Кулаковой И.А.,
судей Пелеиной Н.В., Зиновьевой О.Н.,
при секретаре Головиной Е.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе главы администрации городского округа город Шарья Костромской области Климова В.В.
на решение Шарьинского районного суда Костромской области от 18 ноября 2013 года, которым удовлетворены исковые требования Игнашова А.И.
к администрации городского округа город Шарья Костромской области о предоставлении жилого помещения.
На администрацию городского округа город Шарья Костромской области возложена обязанность предоставить Игнашову А.И. по договору социального найма во внеочередном порядке благоустроенное, с уровнем благоустройства не ниже достигнутого по г.
Шарье, изолированное жилое помещение, расположенное в пределах г. Шарьи, отвечающее санитарно-техническим правилам и нормам, общей площадью не менее установленной в г.
Шарье нормы предоставления, с учетом наличия у него на праве собственности жилого дома по адресу: “адрес”, на состав семьи из двух человек.
Заслушав доклад судьи Зиновьевой О.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Игнашов А.И. обратился в суд с иском к администрации городского округа город Шарья Костромской области о предоставлении во внеочередном порядке благоустроенного жилого помещения по договору социального найма. Свои требования мотивировал тем, что с ДД.ММ.
ГГГГ является инвалидом, страдает тяжелым хроническим заболеванием, поэтому на основании Постановления Правительства РФ от 16 июня 2006 года N378 имеет право на предоставление жилого помещения. В доме, в котором он проживает, имеется только печное отопление, он в отсутствие членов семьи по состоянию здоровья не может топить печь.
Решением жилищной комиссии ему отказано во внеочередном предоставлении жилого помещения в связи с отсутствием свободного жилья.
В ходе рассмотрения дела истец уточнил исковые требования и просил обязать ответчика предоставить ему вне очереди однокомнатную благоустроенную квартиру по договору социального найма.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе глава администрации городского округа город Шарья Костромской области Климов В.В. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Указывает, что в данном случае при решении вопроса о предоставлении жилого помещения в силу п. 4 ч. 1 ст. 51, п. 3 ч. 2 ст.
57 Жилищного кодекса РФ юридически значимым является наличие совокупности нескольких обстоятельств: в квартире проживает несколько семей, в составе одной из них имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, проживание с этими больными в одной квартире невозможно, у граждан нет иного помещения в собственности или занимаемого по договору социального найма. Отсутствие одного из указанных обстоятельств делает невозможным предоставление жилья во внеочередном порядке. Поскольку Игнашов А.И. проживает вместе с членами своей семьи – женой и дочерью в жилом доме, принадлежащем ему на праве собственности, у администрации отсутствует обязанность по предоставлению истцу жилого помещения во внеочередном порядке по договору социального найма. Не согласны с выводом суда о том, что на каждого из проживающих в семье истца приходится по 8,01 кв.м, что ниже установленной учетной нормы. Для определения уровня обеспеченности граждан используется общая площадь жилого помещения на 1 человека, а не жилая. Общая площадь принадлежащего истцу жилого дома составляет 36,2 кв.м, т.е. по 12,06 кв.м на человека, что более установленной учетной нормы.
В возражениях относительно апелляционной жалобы Игнашов А.И. просит оставить решение суда без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Игнашову А.И. установлена инвалидность второй группы по общему заболеванию бессрочно.
Игнашов А.И. зарегистрирован и проживает в жилом доме общей площадью 36,2 кв.м по адресу: “адрес”, принадлежащем ему на праве собственности на основании договоров купли продажи от 12. ДД.ММ.ГГГГ.
В указанном доме проживают и зарегистрированы ФИО1. (жена истца) и ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ. (дочь истца).
Согласно справке ДД.ММ.ГГГГ ОГБУЗ Костромской области ” “данные изъяты”” Игнашов А.И. страдает заболеванием, которое входит в Перечень тяжелых форм заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2006 г. N378.
На основании решения жилищной комиссии от 23 декабря 2009 года постановлением администрации городского округа город Шарья от 28 декабря 2009 года N1920 Игнашов А.И. признан малоимущим и принят на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно заключению межведомственной комиссии от 26 декабря 2012 года N177 жилое помещение по адресу: “адрес” пригодно для проживания, но не соответствует требованиям, предъявляемым к жилому помещению.
Постановлением администрации городского округа город Шарья N81 от 24 января 2013 года Игнашов А.И. признан нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, по п. 3 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ и включен в список граждан, предусмотренный п. 2 ч. 2 ст. 7 Закона Костромской области от 22 ноября 2005 г.
N 320-ЗКО “О порядке ведения органами местного самоуправления на территории Костромской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма”, как относящийся к определенной федеральными законами, указами Президента РФ категории, с даты подачи заявления – 23 декабря 2009 года.
Установив приведенные выше обстоятельства и принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд пришел к выводу о том, что Игнашов А.И. подлежит обеспечению жилым помещением во внеочередном порядке.
Судебная коллегия не может согласиться с таким выводом суда первой инстанции.
В соответствии с ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
В пунктах 2 и 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N23 “О судебном решении” установлено, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 – 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Между тем, принятое по делу решение суда не отвечает приведенным требованиям ст. 195 ГПК РФ.
Обеспечение жилыми помещениями инвалидов осуществляется в соответствии с Федеральным законом “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”, в соответствии со ст. 17 которого инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на соответствующий учет после 01 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет (часть 1).
Поскольку Жилищный кодекс РФ не предусматривает специального регулирования порядка обеспечения инвалидов жилыми помещениями по договору социального найма, равно как и их право на внеочередное предоставление жилья, те их них, которые были приняты на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий после 01 января 2005 года, приобретают и реализуют право на получение жилых помещений по договору социального найма на общих основаниях в порядке очередности.
Однако этим не исключается обеспечение жильем во внеочередном порядке тех инвалидов, которые относятся к числу лиц, имеющих право на предоставление жилого помещения по договору социального найма вне очереди, по основаниям предусмотренным ч. 2 ст.
57 Жилищного кодекса РФ, при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма, включая их постановку на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении).
В силу положений п. 4 ч. 1 ст.
51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации N378 от 16.06.2006 г. утвержден Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.
Согласно п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 настоящего кодекса перечне.
По смыслу приведенных норм наличие одного лишь заболевания, подпадающего под установленный Правительством РФ Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, не является достаточным основанием для внеочередного получения жилого помещения по договору социального найма по правилам п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ.
При разрешении вопроса о предоставлении названной категории граждан жилых помещений во внеочередном порядке юридически значимым является наличие совокупности следующих четырех обстоятельств: а) в квартире проживает несколько семей; б) в составе одной из них имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний; в) проживание с этими больными в одной квартире невозможно; г) у граждан нет иного помещения в собственности или занимаемого по договору социального найма.
В силу указанной нормы отсутствие одного из названных обстоятельств делает невозможным предоставление жилья во внеочередном порядке.
По смыслу ст. 31 Жилищного кодекса РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, дети и родители данного собственника, а также другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, вселенные в жилое помещение в качестве членов семьи собственника.
На момент рассмотрения дела Игнашов А.И. проживал в жилом доме, занятом одной семьей. Доказательств того, что жилое помещение заселено несколькими семьями, в материалах дела не имеется. Проживающие в доме лица объединены признаками родства, являются членами одной семьи.
Поскольку совокупность установленных указанными выше нормами жилищного законодательства обязательных условий, влекущая предоставление гражданину жилого помещения во внеочередном порядке, отсутствует, у суда первой инстанции не имелось правовых оснований для возложения на администрацию городского округа город Шарья Костромской области обязанности по предоставлению Игнашову А.И. жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке по п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ.
В порядке п. 3 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, в том числе, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
В соответствии с требованиями п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и не подлежащими ремонту или реконструкции.
Источник: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/122468829/
Кс разъяснил право на получение жилого помещения семьями, имеющими ребенка-инвалида
Конституционный Суд опубликовал Постановление № 4-П от 22 января 2018 г. по делу о проверке конституционности положений Жилищного кодекса РФ, которые, по мнению заявителей, препятствуют предоставлению во внеочередном порядке жилого помещения на условиях социального найма семье с ребенком-инвалидом, имеющим такое право.
Поводом для обращения в КС послужили следующие обстоятельства.
Распоряжением главы администрации Калининского района городского округа г. Уфы от 27 ноября 2013 г.
семья Шакировых в составе пяти человек как малоимущая семья, имеющая ребенка-инвалида, была включена в список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. В квартире также зарегистрированы мать супруга, его брат и племянница.
В 2015 г. Калининский районный суд г. Уфы установил, что супруги Шакировы и три их дочери составляют отдельную семью от родственников супруга.
Октябрьский районный суд, рассмотрев иск супруги, заявленный также в интересах двух несовершеннолетних детей ее мужа и совершеннолетней дочери, обязал администрацию городского округа предоставить им во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение по договору социального найма. Суд определил, что размер жилья должен быть не менее 84 кв.
м, так как один ребенок страдает заболеванием, включенным в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, и в соответствии с заключениями врачебной комиссии по состоянию здоровья имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения и право пользования дополнительной жилой площадью.
Апелляционная инстанция решение суда отменила и обязала ответчика предоставить во внеочередном порядке ребенку и его матери благоустроенное жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее 42 кв. м. В удовлетворении остальной части исковых требований было отказано. В передаче кассационных жалоб в Президиум Верховного Суда Республики Башкортостан и в ВС РФ истице также было отказано.
Супруги и их совершеннолетняя дочь обратились в Конституционный Суд. По их мнению, п. 3 ч. 2 ст.
57 ЖК РФ препятствует предоставлению во внеочередном порядке жилого помещения на условиях социального найма семье с ребенком-инвалидом, имеющим такое право, и тем самым нарушает ст.
38 Конституции, в силу которой материнство и детство, семья находятся под защитой государства, а забота о детях, их воспитание составляют равное право и обязанность родителей.
Рассмотрев жалобу, Суд указал, что согласно п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ жилое помещение по договору социального найма предоставляется во внеочередном порядке именно гражданину, страдающему тяжелой формой хронического заболевания, но не его семье.
Однако это не может расцениваться как нарушающее конституционное право на жилище гражданина, получающего жилое помещение вне очереди, и членов его семьи, которые не лишаются возможности быть принятыми на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, на общих основаниях.
Также он отметил, что подобные гарантии должны быть реальными, то есть выполнимыми с точки зрения достигнутого уровня социально-экономического развития общества.
В то же время Конституционный Суд пояснил, что предоставление жилого помещения в расчете лишь на самого́ несовершеннолетнего, страдающего тяжелой формой хронического заболевания из числа указанных в Перечне, фактически приводило бы либо к отказу от использования данной льготы, либо – при ее использовании – к существенным затруднениям в реализации родителями прав и обязанностей, возлагаемых на них Конституцией и законом, и тем самым поощряло бы нарушение прав как самих несовершеннолетних, так и их родителей. Следовательно, это лишало бы смысла закрепление в жилищном законодательстве права на получение вне очереди жилого помещения по договору социального найма применительно к несовершеннолетним, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний.
Это означает, по мнению Суда, что п. 3 ч. 2 ст.
57 ЖК РФ не предполагает вынесения решения о предоставлении несовершеннолетнему гражданину, страдающему соответствующим заболеванием, жилого помещения без учета того, что он не может быть лишен возможности получать должные уход и воспитание, то есть без учета необходимости постоянного обеспечения его особых нужд и потребностей, а следовательно, проживания в предоставляемом ему жилом помещении по крайней мере еще одного взрослого члена семьи.
«Не может данное законоположение рассматриваться и как препятствующее предоставлению жилого помещения исходя из необходимости проживания несовершеннолетнего вместе с членами его семьи, если при оценке обстоятельств конкретного дела правоприменительный орган придет к выводу, что для состояния здоровья несовершеннолетнего, его развития и интеграции в общество определяющим (предпочтительным) будет именно их совместное проживание, однако при принятии такого решения должны приниматься во внимание как права других членов семьи на благоприятные условия проживания, так и наличие у публичного образования возможности предоставления жилого помещения соответствующей площади», – говорится в постановлении.
При этом Суд указал, что хотя оспариваемые положения соответствуют Конституции, это не препятствует федеральному законодателю внести изменения в регулирование порядка внеочередного предоставления жилых помещений по договорам социального найма в связи с наличием у несовершеннолетних тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в Перечне, предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, не исключая как прямого распространения действия п. 3 ч. 2 ст. 57 Кодекса на семьи с детьми-инвалидами, страдающими соответствующими заболеваниями, так и установления иных способов защиты их прав.
Конституционный Суд постановил пересмотреть решения нижестоящих судов в отношении заявителей.
Адвокат МКА «Центрюрсервис» Илья Прокофьев считает, что постановление КС РФ содержит в себе позитивные аспекты для будущей правоприменительной практики по делам, связанным с предоставлением нуждающимся гражданам жилых помещений по договорам социального найма.
По его мнению, важно, что Конституционный Суд предложил внести в действующее законодательство дополнения или изменения в целях единообразного толкования положений ЖК РФ. «Данный вывод Суда является актуальным и основан на сложившейся неоднозначной практике судов по данным вопросам.
На практике можно встретить самые разнообразные причины для отказа в удовлетворении исковых требований о предоставлении жилых помещений по договору социального найма и улучшении жилищных условий.
К ним можно отнести различное толкование понятия “члены семьи собственника\нанимателя жилого помещения”, объединение площадей жилого помещения с иными жилыми помещениями, принадлежащими гражданам, не являющимся членами одной семьи, споры о периоде постановки на учет и т.д.», – указал Илья Прокофьев.
Также адвокат считает, что позиция КС РФ относительно необходимости проживания несовершеннолетнего хотя бы с одним взрослым, осуществляющим уход за ним, непонятна.
«Данное толкование можно трактовать как нарушающее право ребенка воспитываться в полноценной семье, а также общаться с обоими родителями, братьями и сестрами, поскольку все они являются членами одной семьи», – отметил Илья Прокофьев.
Адвокат КА «Адвокат» Максим Жмурков также указал на логичность постановления. «Другое дело, что на местном уровне нет единообразия в применении норм ст. 57 ЖК РФ.
С одной стороны, предоставление жилых помещений нуждающимся является частью социальной политики государства. С другой – жилищные отношения относятся к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. И, как справедливо отметил Конституционный Суд, исполнение социальных гарантий должно быть исполнимым, реальным, не ущемляющим прав других лиц», – пояснил эксперт.
Он отметил, что в каждом регионе есть список очередников для переселения из аварийных домов, проживание в которых угрожает здоровью и жизни людей. Переселение из аварийного фонда выполняет компенсационную функцию, что также требует наличия свободного жилого фонда, необходимого по площади и конструктиву.
«Однако нагрузка на бюджет конкретного региона, конкретного муниципального образования распределяется исходя из обстановки текущего момента. Поэтому до сих пор распространены случаи, когда жители соседних идентичных домов расселяются по- разному, причем местными администрациями для этого изобретаются различные “юридические” основания.
Поэтому я вообще удивлен, что суд первой инстанции так смело принял верное решение», – указал Максим Жмурков.
Источник: https://www.advgazeta.ru/novosti/ks-razyasnil-pravo-polucheniya-zhilogo-pomeshcheniya-semyami-imeyushchimi-rebenka-invalida/
Яндекс.Район
Первоочередная и внеочередная очередь на квартиру В каких случаях вносятся изменения в список очередности граждан на получение жилья не в пользу нуждающегося? Какая категория граждан РФ имеет внеочередное право на получение жилья? Какая категория граждан РФ имеют первоочередное право на получение жилья? Жилые площади предоставляются гражданам РФ в строгом порядке очередности, если они состоят на учете, как остро нуждающиеся в жилье, либо нуждающиеся в улучшении жилищных условий, согласно статье 33 Жилищного Кодекса РФ. Получить жилье вне очереди могут лишь особые категории граждан, по причине расселения их после различных стихийных бедствий и техногенных катастроф. К примеру, семья не числится в списке очередников на получение жилья, но произошло землетрясение или наводнение, вследствие которого имеющееся у них в наличии жилье было разрушено или грозит обвалом. Согласно все тем же законодательным нормам РФ, учет всех граждан страны, нуждающихся в улучшении жилищных условий или вовсе не имеющих постоянного жилья, ведется по единому списку. Но на основе единого списка составляются три отдельных списка: первоочередников, внеочередников и состоящих в списке на получение жилья на общих основаниях. Такой принцип очередности никоим образом не может быть нарушен в пользу нуждающегося, независимо от степени нуждаемости граждан в жилье и независимо от личных заслуг граждан. Права на предоставления жилья граждане получают в тот момент времени, когда регистрируют документы, поданные на получение жилья. Согласно изменениям в Жилищном Кодексе от 1996 года, при нарушениях правил очередности на получение жилья судебные исполнители могут принять решение о незаконности выданного ордера на жилье. С исковым заявлением о нарушениях норм очередности в получении жилья могут выступать учреждения, организации, органы местной администрации (в чьих ведениях находятся распределяемые жилые помещения) либо прокурор, действующий в интересах одной из сторон. Примечателен тот факт, что граждане самостоятельно не имеют право обращаться в суд с исковыми заявлениями, если считают, что их права как очередников были ущемлены. Они могут действовать только через правовое учреждение или органы местного самоуправления. С одной стороны, такие законодательные нормы можно расценивать как ограничение прав граждан, но с другой стороны закон для всех один и нарушать его не следует. На самом деле, в судебной практике нередки случаи, когда заявления от граждан все же принимаются и рассматриваются в индивидуальном порядке, исходя из сложившейся на конкретный момент времени ситуации. В каких случаях вносятся изменения в список очередности граждан на получение жилья не в пользу нуждающегося? Согласно статье 34 Жилищного Кодекса РФ, изменения в списках очередников среди граждан, нуждающихся в жилье, могут быть внесены местными органами самоуправлениями с указаниями веской причины или администрациями предприятий/организаций (после согласования действий с профсоюзным комитетом). К примеру, за злостные нарушения правил трудового порядка на предприятии гражданина могут «сместить» в списке очередников на получение жилья на несколько пунктов. Но исключить нуждающегося из списка очередников на получение жилья, согласно законодательным нормам, никто не сможет, в каких бы нарушениях дисциплины он не был обвинен (хулиганство, постоянные опоздания на работу, пьянство, хищение имущества, если оно не влечет за собой масштабы, предусмотренные уголовным кодексом и т.д.). Перенести очередность гражданина в списке на получение недвижимости из жилищного фонда администрация предприятии вправе даже за одно злостное правонарушение. На самом деле случаев, при которых очередники на получение жилья могут быть на законных основаниях смещены в общих списках, довольно много. Какая категория граждан РФ имеет внеочередное право на получение жилья? Вне очереди получить жилье в РФ имеют право граждане, если они: Потеряли жилье (общественное или государственное) из-за стихийного бедствия. Пребывали в детском государственном учреждении и настал срок их совершеннолетия, а также если они пребывали на иждивении у попечителей, опекунов или родственников и теперь по ряду причин им не может быть возвращена та жилая площадь, которую имели их родители. Были направлены по распределению как специалисты на работу в другую область или регион. Проходили обучение в высшем, профессионально-техническом, среднетехническом учреждении, в аспирантуре, ординатуре и т.д. Согласно Закону о статусе судей в РФ, местной администрацией городским судьям должно быть предоставлено жилье в течение шести месяцев с момента вступления судьи в должность. Имеется в виду благоустроенное жилье, если у судьи такового в населенном пункте не имелось. Предоставляется внеочередное жилье также работникам прокуратуры, участковым инспекторам на тех же условиях – в течение шести месяцев после вступления в должность. Инвалидам и гражданам пенсионного возраста, если они находились на лечении в стационарных учреждениях, а затем выписались из этих лечебных учреждений и теперь нуждаются в жилье. Им может быть возвращено их прежнее жилье, если оно соответствует санитарным нормам проживания или предоставлено вне очереди другое жилое помещение. Какая категория граждан РФ имеют первоочередное право на получение жилья? На основании статьи 36 Жилищного Кодекса РФ, в первоочередные списки на получение жилья могут быть внесены граждане: Инвалиды Великой Отечественной войны и участвующие в боевых операциях в защиту Родины и граждан РФ (в том числе сотрудники МВД, ФСБ и других воинских подразделений). Семьи пропавших без вести или погибших в годы ВОВ и в других боевых действиях на территории России и за ее пределами. К членам таких семей приравниваются и иждивенцы этих категорий граждан, их супруги, родители, дети-инвалиды и т.д. Герои России и Советского Союза, Герои Труда, а также лица, которым были вручены ордена Трудовой Славы, ордена Славы, ордена трех степеней «За службу Родине в Вооруженных Силах». Лица с тяжелыми формами хронических заболеваний (список таких заболеваний можно прочитать в соответствующей статье Жилищного Кодекса РФ). К примеру, это может быть туберкулез, тяжелая форма бронхиальной астмы, псориаз, психические заболевания в тяжелой форме и т.д. Семьям, чьи родственники (супруги, родители) погибли при исполнении служебных или государственных обязанностей, выполняя свой долг, как гражданина РФ, спасая жизни других граждан или охраняя правопорядок страны. Инвалиды I и II групп, получившие увечья во время боевых действий или в гражданских операциях, а также в результате врожденных увечий или тяжелых заболеваний. Рабочие и служащие отраслей жилищно-коммунального хозяйства, социально-бытовых организаций, долгое время проработавшие в одной сфере производства. Такие граждане могут получить первоочередное право на получение жилья после собрания коллектива, на котором составляется договор, подписанный администрацией организации или предприятия, а также представителями профсоюзного комитета. Женщины, получившие звания «Матери-героини», а также семьи, в которых воспитываются трое и более детей несовершеннолетнего возраста, одинокие матери и семьи, в которых родились близнецы двойни, тройни и т.д. Спасатели из профессиональных или общественных аварийно-спасательных формирований. Педагоги, медики и другие служащие, в чьих услугах нуждаются местные лечебные, оздоровительные, общеобразовательные, дошкольные и другие учреждения или предприятия населенных пунктов РФ. Дается первоочередное право на жилье служащим полиции и таможенной службы. Лица, пострадавшие от политических и экономических репрессий. На самом деле все эти вышеприведенные списки внеочередников и первоочередников на получение жилья или на улучшение жилищных условий являются далеко не исчерпывающими. Согласно Законодательным нормам ЖК РФ, предусмотрены и другие случаи, когда граждан из общего списка на получение жилья могут переместить в другие категории списков – первоочередников и внеочередников. Жилье из жилищного фонда распределяется при участии администрации населенных пунктов РФ при участии профсоюзных комитетов, а также представителей местных предприятий, организаций, учреждений и т.д. Ежегодно правительством придумываются и принимаются все новые поправки в статьи ЖК, чтобы распределить имеющееся жилье между категориями особо нуждающихся в нем граждан. При этом нужно и не преступать основные законодательные нормы, чтобы не ущемлять права остальных граждан в общих очередях на получение жилья. Ситуация, на первый взгляд, выглядит как «жалкая попытка» реализовать насущные потребности граждан в жилье, но условий для их бесплатного заселения в нормальные жилые помещения у государства нет. В результате нормы законодательства выполняются лишь на бумаге, а на деле права очередников не реализуются. Портал для людей с ОВЗ DoorinWorld.ru
Первоочередная и внеочередная очередь на квартиру https://doorinworld.ru/stati/pervoocherednaya-i-vneocherednaya-ochered-na-kvartiru
Сайт для инвалидов “Дверь в мир”, помощь людям…
Последние новости для людей с ограниченными возможностями здоровья. Специальные сервисы портала для инвалидов: юридическая помощь и консультации, онлайн знакомства и общение. Информация про льготы, пенсии, инвалидность, социальную помощь, трудоустройство.
doorinworld.ru
Источник: https://local.yandex.ru/events/2030876