Вызов на допрос в ходе выездной налоговой проверки

Директора вызвали в налоговую на допрос, что делать?

Вызов на допрос в ходе выездной налоговой проверки

В материале рассмотрены практические аспекты допроса должностных лиц компании. Вы узнаете, кого налоговая вызывает на допрос и как вести себя в ходе допроса, какими последствиями чреват допрос для проверяемой организации, а также как минимизировать возникающие при этом налоговые риски.

Практика свидетельствует о том, что почти всегда в ходе камеральных и выездных налоговых проверок (в том числе, встречных проверок) проверяющие прибегают к такому инструменту налогового контроля как допросы свидетелей. Для налоговиков это малозатратный (в отличие от экспертизы) и самый легкий способ сбора доказательств по выявленным нарушениям.

На допрос в качестве свидетеля в налоговую инспекцию рискует попасть любое физическое лицо, которому, по мнению инспекторов, могут быть известны какие-либо обстоятельства деятельности организации, заключения и исполнения различных сделок и т. д.

Как правило, в первую очередь на допрос в налоговой инспекции вызывают должностных лиц проверяемой компании и руководителей ее контрагентов. Но кроме генерального директора и главного бухгалтера налоговыми свидетелями могут выступать любые сотрудники проверяемой организации (причем как уволившихся, так и ныне работающих).

Свидетеля вызывают повесткой на допрос в налоговую инспекцию, а все показания заносятся в протокол.

Дача пояснений – не допрос

Вызов в налоговую на допрос нередко путают с таким мероприятием налогового контроля, как вызов для дачи пояснений (ст. 31 НК РФ). Он оформляется уведомлением.

При этом одним из главных отличий допроса от дачи пояснений является то, что на допрос в качестве свидетеля в налоговую должно явиться лицо, указанное в повестке о вызове (например, генеральный директор), в то время как для дачи пояснений от компании можно направлять любого представителя компании по доверенности (в том числе одного лишь юриста).

Итак, Вам пришла повестка на допрос в налоговую. Есть несколько рекомендаций, как вести себя на допросе и как подготовить сотрудников компании к возможному вызову в качестве свидетелей.

1. Не игнорируйте вызов на допрос в налоговой

Многие полагают, что проще заплатить штраф, чем пойти на допрос в качестве свидетеля в налоговую и сообщить лишнее инспектору. Но это ошибочное мнение.

Как показывает практика, зачастую неявка на допрос генерального директора либо главного бухгалтера в ходе камеральной проверки возмещения НДС может послужить одним из «формальных» оснований для отказа компании в возврате либо зачете налога.

Налоговая инспекция наряду с иными обстоятельствами может сделать вывод об отсутствии у проверяемой компании признаков ведения реальной предпринимательской деятельности.

Важно!

Неявка на допрос в налоговую без уважительных причин, как и уклонение от допроса, наказывается штрафом в размере 1000 руб. Кроме того, предусмотрена ответственность за неправомерный отказ от дачи показаний и заведомо ложные показания – 3000 руб. (ст. 128 НК РФ).

2. Подготовьтесь к вопросам налоговиков

Допрос свидетелей налоговая инспекция проводит с целью получения весомых, с точки зрения инспекции, доказательств совершения проверяемой компанией тех или иных налоговых нарушений, связь с компаниями-однодневками. Поэтому чаще всего задают вопросы по сделкам и операциям, которые показались инспекторам «сомнительными»:

  • Каким образом и когда нашли данного контрагента (откуда брали информацию)?
  • Почему выбрали именно его?
  • Каким образом контактировали с контрагентом?
  • Кто подписывал договоры и прочие документы?
  • Контактные данные и реквизиты контрагента?
  • Какой товар поставлялся, какие оказывались услуги?
  • Каким образом происходила передача товара, как доставлялся и где хранился?
  • Что входит в ваши обязанности как руководителя компании?
  • Подписывали ли вы (руководитель) договоры и другие документы от имени компании?
  • и др.

Налоговая вызов на допрос свидетеля использует, в том числе, и с целью припугнуть представителя компании. Готовьтесь к тому, что налоговики начнут оказывать на вас психологическое давление.

Поддаваться их напору и бояться инспекторов не надо.

Установка должна быть такой: ваша компания все сделки заключала в строгом соответствии с законодательством и в проверяемом периоде у нее отсутствовали какие-либо нарушения.

4. Не торопитесь с ответами, отвечайте коротко и четко

Если  вызвали в налоговую в качестве свидетеля, хорошо идти на допрос в ИФНС с четко сформулированной версией событий. Но, к сожалению, все вопросы налоговиков предугадать невозможно.

К тому же часто налоговики хитрят и задают одни и те же вопросы, но с разных сторон, пытаясь тем самым запутать свидетеля. Если заданный вопрос ставит вас в тупик или кажется подозрительным – не спешите, продумайте ответ.

Лучше ответить обобщенно либо даже неопределенно, чем дать противоречивые ответы.

Как свидетелю формулировать свои ответы

Если в ходе допроса в налоговой генеральному директору инспекторы задают какие-либо неудобные вопросы, то можно дать наиболее обобщенные ответы.

Например, на вопрос инспектора о том, как было найдено ООО «XXX», контактировали ли Вы с генеральным директором ООО «XXX», получали ли учредительные и иные документы данного поставщика и т.п.

, можно ответить примерно следующим образом: «Поиском данного поставщика и проверкой пакета документов по ней занимались определенные сотрудники нашего отдела закупок».

На просьбу назвать основных поставщиков компании можно ответить примерно следующим образом: «Главными поставщиками являются ООО «YYY», ООО «ZZZ», более мелких не могу сейчас вспомнить…».

Также допустимо и оправданно, если на заданные проверяющим уточняющие вопросы (тем более, когда речь идет о просьбе инспектора указать на какие-либо документы, привести цифры, назвать даты и т. п.) генеральный директор предоставит неопределенные ответы (в частности, «не располагаю подобными сведениями», «необходимо смотреть документы»).

Например, на вопрос, кто из сотрудников отдела закупок (отдела продаж) лично присутствовал при подписании договора с ООО «XXX», можно ответить фразами «не помню», «затрудняюсь ответить», и др.

В случае присутствия на допросе юриста генеральный директор после каждого задаваемого инспектором вопроса имеет полное право обсуждать с юристом наиболее подходящие варианты (формулировки ответов), а при необходимости после ознакомления с протоколом допроса налоговой и до его подписания – требовать «редактирования» в протоколе формулировок ответов свидетеля.

Внимательно прочитайте протокол допроса налоговой инспекции, чтобы убедиться, что все ваши слова записаны верно, без каких-либо искажений и дополнений.

Как показывает практика, проверяющие могут нечетко формулировать подлежащие занесению в протокол вопросы и соответствующие ответы свидетеля.

В последующем это предоставляет ИФНС широкие возможности интерпретировать полученные показания в свою пользу, и они в искаженном виде находят свое отражение в принятом по результатам проверки решении.

История из практики

В ходе допроса генерального директора ООО «XXX», выступавшего основным поставщиком проверяемой компании, на один из вопросов налоговый свидетель ответил следующим образом: «…документы приносили мне подписанными».

При этом, отвечая так, директор имел в виду, что такие документы были уже оформлены со стороны компании-контрагента.

Между тем налоговая инспекция в решении по итогам выездной проверки сделала вывод о не подписании первичных документов генеральным директором ООО «XXX».

Практическая ценность сопровождения налогового юриста при допросе генерального директора либо главбуха заключается в следующем:

  • Присутствие юриста необходимо для наиболее корректного и полного отражения в протоколе допроса налоговой показаний генерального директора или главного бухгалтера, исключения двусмысленности и противоречивости, дачи указанными свидетелями показаний сообразно фактическим обстоятельствам финансово-хозяйственной деятельности компании и т. п. При необходимости юрист обратит внимание инспектора на неправильность произведенных в протоколе допроса записей ответов допрашиваемого свидетеля и необходимости их корректировки.

История из практики

Инспектор попросил назвать генерального директора ООО «XXX» его иностранных покупателей. При этом необходимо отметить, что ООО «XXX» работало исключительно по агентским договорам с российскими организациями, в рамках которых оно как агент находило иностранных заказчиков для российских организаций, то есть формально иностранных покупателей у ООО «XXX» не было.

В итоге генеральный директор ответил буквально – «иностранных покупателей нет». В дальнейшем такая формулировка позволила налоговому органу в акте выездной проверки сделать вывод, что содержание протокола допроса генерального директора свидетельствует о номинальности руководства деятельностью ООО «XXX», так как свидетель не смог назвать своих контрагентов, иностранных заказчиков и т.п.

  • Присутствие налогового юриста позволяет также избежать злоупотреблений со стороны налоговой инспекции (например, настоятельных требований проверяющих в адрес генерального директора или главного бухгалтера отказаться от возмещения НДС под угрозой назначения выездной проверки).

Для допроса хватит простой доверенности

Действующее законодательство гарантирует любому лицу право на получение квалифицированной юридической помощи (ч. 1 ст. 48 Конституции РФ). При этом для присутствия и участия юриста в ходе допроса в налоговой необходимо всего лишь оформить на него простую доверенность от имени свидетеля (т.е. нотариально заверять доверенность не надо!).

Источник: https://1c-wiseadvice.ru/company/blog/gendirektora-vyzvali-na-dopros-v-nalogovoi-pravila-bezopasnogo-povedeniia-6000/

Особенности проведения допросов в налоговой проверке — Audit-it.ru

Вызов на допрос в ходе выездной налоговой проверки

Авторы: Партнеры ООО «Корн-Аудит»:

Шестакова Е. В., к.ю.н.

Жиркова А. А.

Очень часто в ходе проведения проверок инспекторы пользуются своим правом допросить свидетеля. С одной стороны, это малоприятное событие для любого свидетеля: потеря времени, нервозное состояние, возможные проблемы от результатов допроса.

С другой стороны, игнорирование допроса либо дача невнятных показаний отрицательно сказываются на результатах налоговой проверки, так как инспекторы делают свои выводы не в пользу проверяемого налогоплательщика (примерно так: «не пришел на допрос либо не ответил на интересующие вопросы, значит не было хозяйственной операции»).

Общие положения о допросе

Допрос – это достаточно быстрый и легкий способ сбора доказательств, особенно, когда ставка делается на эффект неожиданности (имеется в виду допрос без повестки, прямо при первой и неожиданной встрече инспектора и свидетеля, например, если инспектор пришел домой к свидетелю).

Цели налоговой инспекции и налогоплательщика кардинально противоположны.

Одни ищут нарушения и стараются как можно больше дополнительно начислить налогов, пеней и штрафов. Другие – напротив, тщательно скрывают особенно крупные нестыковки и всеми путями минимизируют возможные финансовые потери.

Допрос и его результаты дают много информации проверяющим, и чем больше её собирают в ходе проверки, тем больше вероятность того, что нарушения (если, конечно, они есть) будут обнаружены.

Как правило, допрос производит сотрудник налогового органа.

Проверка, особенно выездная, проводится конкретными сотрудниками, которые назначаются на проверку определенного налогоплательщика отдельным решением.

В составе проверяющих может быть включен сотрудник полиции, о чем налоговой инспекцией принимается соответствующее решение, в связи с чем допрос по налоговой проверке может провести и полицейский.

Кроме того, если свидетель живет в одном населенном пункте, а налоговая инспекция, которая проводит проверку, – в другом, то на допрос в порядке исполнения поручения может вызвать местная для свидетеля налоговая. То есть допрашивать будет инспектор, не включенный в состав проверяющих.

Никто иной не может провести допрос (применительно к налоговым отношениям).

Допрашивать могут любое лицо, кому известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля.

Допросить могут кого угодно: от директора до технички, если им известны или могут быть известны любые обстоятельства, имеющие значения для налоговых отношений.

Например, идет выездная налоговая проверка строительной организации, которая при возведении здания привлекала субподрядчиков для кладки кирпича, установки окон, монтажа вентиляции. При этом, в проверяемой строительной организации имеются свои рабочие, которые непосредственно присутствовали на объекте и выполняли отдельные виды работ.

Очевидно, что такие рабочие должны знать о присутствии на объекте других строителей, которые не являются работниками их компании (могли видеть работников в спецодежде с логотипом другой компании, могли с ними взаимодействовать и согласовывать производство строительных работ и т.п.).

Либо, напротив, рабочие проверяемой строительной организации скажут, что те виды работ, которые якобы выполняли субподрядчики, фактически осуществлялись самими рабочими.

Не могут допрашиваться в качестве свидетеля:

  1. лица, которые в силу малолетнего возраста, своих физических или психических недостатков не способны правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля;

  2. лица, которые получили информацию, необходимую для проведения налогового контроля, в связи с исполнением ими своих профессиональных обязанностей, и подобные сведения относятся к профессиональной тайне этих лиц, в частности адвокат, аудитор.

Неудобное время для допроса

Понятие неудобного времени в Налоговом законодательстве не сформулировано. То есть Вас могут вызвать на допрос, если даже свидетель находится в отпуске, учится или болеет. Налоговый орган не должен ни с кем согласовывать возможность допроса свидетеля, не должен заранее объявлять список интересующих его вопросов.

Свидетель не имеет права не прийти на допрос, мотивируя это тем, что ему ничего не известно об интересующих инспектора фактах.

В любом случае, даже если человек ничего не знает по интересующим инспектора вопросам, то он все равно является свидетелем и должен прийти на допрос, ответить на вопросы так, как может (то есть сказать, что не знает ничего, поскольку, например, это не входит в круг его обязанностей, этим занимается другой специалист, либо он был в отпуске).

Если работник не может прийти на допрос, то целесообразно представить соответствующие документы:

  • листок нетрудоспособности;
  • документы, свидетельствующие о нахождении в командировке, например, билеты, документы о бронировании и оплате гостиницы.

Место проведения допроса

Этот вопрос в Налоговом кодексе РФ четко не урегулирован. В статье 90 НК РФ указано лишь то, что показания свидетеля могут быть получены по месту пребывания (месту жительства, например).

Кончено, если свидетель не может явиться на допрос в налоговый орган самостоятельно по причинам болезни, старости, инвалидности, то инспектор сам должен к нему прийти. В практике можно встретить случаи, когда свидетели дают показания и заверяют их нотариально.

На практике, как правило, инспектор вызывает повесткой свидетеля непосредственно в налоговый орган. Это экономит время инспектора. Свидетель приходит к назначенному времени по повестке и сообщает в кабинете инспектора какую-либо информацию.

Но, не редки случаи, когда инспектор пытается использовать эффект неожиданности и самостоятельно выезжает на место жительства или работы свидетеля, чтобы тут же его опросить. Такие допросы для налогоплательщика могут быть нежелательны, так как свидетель не успевает подготовиться к процедуре.

Если вопрос для налогового инспектора важный, либо свидетель по вызову инспектора не является, либо надо навести страху на свидетеля, допрос могут назначить в кабинете у полицейского, когда в состав проверяющих включен сотрудник полиции. При этом, участие в допросе полицейского вовсе необязательно. Допрос проведет налоговый инспектор в отсутствие сотрудника полиции.

Психологически среднестатистическому свидетелю тяжелее давать показания в кабинете полицейского. Атмосфера там немного другая, да и орган это тоже иной.

Возможен допрос на территории проверяемого предприятия. Это допускается.

Даже на улице проведение допроса допускается, о чем в свое время высказался Верховный Суд РФ (определение от 03.02.2015 № А07-4879/2013).

Однако, по телефону допрос не возможен ни с точки зрения Закона, ни с точки зрения логики (перед допросом необходимо установить личность свидетеля, а затем свидетель подписывает протокол допроса, подтверждая, что изложенная в нем информация соответствует его показаниям, чего никак нельзя сделать по телефону).

Порядок вызова на допрос

Налоговый кодекс РФ этот вопрос не регулирует.

Источник: https://www.audit-it.ru/articles/account/court/a53/965338.html

Зачем налоговая вызывает на допрос в качестве свидетеля сотрудникп

Вызов на допрос в ходе выездной налоговой проверки

Вызов на допрос в налоговую – это мероприятие, одно название которого ввергает предпринимателей в ужас. Однако на практике все не так страшно. Допрос в налоговой – это не то же самое, что допрос в следственном изоляторе. Мероприятие в налоговой проводится с целью уточнения некоторых фактов. Человека, вызванного в орган, не могут задержать. Он может прервать допрос в любой момент.

Когда вызывают на допрос

Основанием для вызова является статья 90 НК РФ. Вызывают в структуру того сотрудника, которому предположительно известны факты, связанные с налоговым контролем (пункт 1 статьи 90 НК РФ). На допрос может вызываться даже руководитель фирмы. К примеру, налоговикам стал известен факт уклонения от уплаты налогов. Для подтверждения этого факта назначается допрос.

Основная информация

Кто проводит допрос? Обычно этим занимается представитель налоговой. Как правило, это сотрудник, который входит в состав специалистов, проверяющих конкретную компанию. Иногда в состав допрашивающих входит представитель полиции. Посторонние лица, не являющиеся инспекторами или налоговиками, не имеют права проводить допрос.

Кто может стать свидетелем? Это может быть любое ФЛ, которому известны обстоятельства, важные в рамках налоговой проверки. То есть это может быть любой представитель компании: от гендиректора до уборщицы. Но в большинстве случаев на допросы вызываются люди, имеющие доступ к информации о налоговом учете и выплатах. Это может быть гендиректор, бухгалтер, консультант.

На допрос могут быть вызваны свидетели. Рассмотрим пример. Компания, на документах, обращается к услугам субподрядчиков. Однако на практике вся работа выполняется сотрудниками самой компании. В этом случае на допрос могут быть вызваны сотрудники, которые не видели на объекте никаких работников от субподрядчика.

В качестве свидетеля не могут вызываться эти лица:

  • Недееспособные лица, которые в силу возраста или ограниченных возможностей не могут адекватно воспринимать ситуацию.
  • Лица, которые знают о фактах, интересующих инспектора, в связи со своей профессиональной деятельностью. Они могут не разглашать информацию, являющуюся коммерческой тайной. К примеру, это правило относится к аудиторам, адвокатам.

К СВЕДЕНИЮ! Налоговый инспектор не обязан ни с кем согласовывать проведение допроса.

Инструкция по успешному прохождению допроса

Вне зависимости от ситуации, результат допроса зависит от поведения человека. Для успешного исхода дела нужно исполнить ряд шагов.

Проверка законности приглашения на допрос

Вызов должен быть официальным. В обратной ситуации человек может просто не являться в орган. В пункте 1 статьи 90 НК РФ указано, что инспектор имеет право вызывать на допрос ФЛ, которое знает о каких-либо обстоятельствах, значимых в рамках проверки.

В этой статье ничего не сказано, как именно лицо вызывается на допрос. Порядок уведомления регламентируется письмом ФНС №АС-4-2/12837 от 17 июля 2013 года. В этом акте содержатся рекомендации по вызову человека в орган для предоставления показаний.

Человеку необходимо идти на допрос только в том случае, если он получил официальное приглашение. Им не является звонок, письмо по электронной почте, приход участкового. Официальный вызов представляет собой получение повестки.

Она присылается с уведомлением о вручении. То есть налоговики точно знают, что плательщик получил документ. Если он не явится на допрос в этом случае, это будет считаться нарушением. Ответственность накладывается на основании статьи 128 НК РФ.

За уклонение от явки полагается штраф в размере 1000 рублей.

К СВЕДЕНИЮ! Что делать, если вам позвонил налоговик? Это уже личное решение предпринимателя. Он может как явиться, так и не явиться на мероприятие. В последнем случае можно просто сослаться на занятость. На плательщика в данном случае не может накладываться никакая ответственность, так как приглашение на запрос было неофициальным.

Звонок юристу

Если у плательщика возникают опасения, лучше идти к юристу. Последний проанализирует законность действий инспектора, поможет выйти из ситуации с наименьшими потерями. Однако не всегда этот шаг нужен. Если человек точно понимает, что допрос не повлечет никаких серьезных проблем, он может справиться с проблемой самостоятельно.

Непосредственная подготовка к допросу

Допрос состоит из двух основных частей: вопросы и ответы на них. Плательщику рекомендуется подготовить свои ответы. Это поможет взять ситуацию в свои руки и избежать вероятных проблем.

Для подготовки можно воспользоваться Приложением №1 к рекомендациям (письмо ФНС №ЕД-4-2/13650@ от 13 июля 2017 года). В нем есть перечень вопросов, которые могут быть заданы на допросе.

Подразделяется он на два вида:

  1. Для гендиректоров.
  2. Для обычных работников.

Существует 80 вопросов, которые рекомендованы к использованию при допросах.

ВАЖНО! Если ситуация сложная, можно привлечь к подготовке налогового консультанта или адвоката.

Согласование ответов на вопросы с партнерами

Проверка может быть встречной. В этом случае проверяется и сама компания, и ее партнер. При подобных обстоятельствах показания контрагентов должны совпадать. В частности, нужно согласовать показания по этим ключевым позициям:

  • Обстоятельства знакомства с контрагентом.
  • Особенности подписания договора.
  • Инициатор оформления сделок.

К СВЕДЕНИЮ! Одновременная проверка двух контрагентов – это довольно частая практика. А потому нужно учесть и этот риск.

Посещение инспектора

Плательщик должен прийти в структуру в часы, указанные в повестке. С собой нужно взять паспорт и повестку. Некоторые юристы рекомендуют чуть опоздать на прием. Нужно это, чтобы сократить время на допрос. Стоит ли следовать этой рекомендации? Человек должен решить сам. Иногда это помогает, а иногда опоздания только злят инспектора.

Читать еще:  Как сбербанк проверяет заемщиков и одобряет кредит

Правильные ответы на вопросы

Человек, находящийся на допросе, должен следить за своими словами. Любое неверное слово может быть использовано против плательщика. Ответы должны быть краткими, касающимися только сути вопроса. Никакой лишней информации давать не рекомендуется.

Кроме того, плательщик должен знать о своих правах. Он должен помнить о статье 51 Конституции РФ. В ней указано, что человек вправе не свидетельствовать против себя. Однако если человек пользуется этим правом, он должен воспользоваться им в начале допроса. Если плательщик откажется отвечать на конкретный вопрос, это может вызвать подозрения.

Изучение протокола допроса

По окончании допроса составляется протокол. С документом нужно обязательно ознакомиться. Делать это нужно даже в том случае, если время ограничено. Нужно внимательно изучить каждое положение. Требуется проверить, верно ли зафиксированы ответы на вопросы, нет ли в них опасной двойственности.

Если в протоколе будут обнаружены погрешности, нужно попросить налоговика их исправить. Можно попросить изменить формулировку. Бумагу нужно сфотографировать или перенести на носитель иным способом. Если фотографировать запрещено, можно просто переписать документ. Это поможет в анализе результатов протокола и станет подспорьем при дальнейших проверках.

Подписывать протокол следует только после того, как получена его копия. Человеку нужно принимать во внимание, что после подписания документа его заберут. То есть повторно изучить его он не сможет.

Допрос работника при налоговой проверке

В соответствии с нормами действующего российского законодательства в ходе выездной налоговой проверки инспекторы вправе привлечь работников проверяемой организации для дачи показаний и пояснений. Однако такой допрос не всегда бывает законным, об основных правилах мы расскажем в нашей статье.

Согласно положениям налогового законодательства (подп. 12 п. 1 ст. 31, п. 1 ст. 90 НК РФ) инспектор, в рамках осуществления выездной проверки вправе вызвать любое физическое лицо в качестве свидетеля для дачи показаний.

При этом, статья 31 НК РФ устанавливает, что вызов свидетеля происходит на территории налогового органа.

При этом, допрос может проводиться и по месту пребывания свидетеля, если он, например, болен или стар, является инвалидом и не может явиться в инспекцию, также, по усмотрению инспектора, это правило может распространяться и на другие ситуации (статья 90 НК РФ).

Вызов свидетеля осуществляется повесткой, рекомендованная форма которой приведена в приложении к методическим рекомендациям ФНС РФ по ведению информационного ресурса «Допросы и осмотры». В повестке обязательно указывается основания ее направления, а также место и время проведения допроса.

В случаях если допрос проводят по месту нахождения работника или компании, документ о вызове свидетеля не составляется.

Важно! Работника компании, где проводится налоговая проверка, могут вызвать на допрос только повесткой. Он не обязан являться в инспекцию по телефонному звонку или устному приглашению. Кроме того, показания не могут быть получены по телефону.

Законодательством РФ не установлены точные сроки, по которым повестка может считаться доставленной или врученной свидетелю. Следовательно, датой получения документа будет считаться день его фактического получения по почте или лично.

В качестве свидетеля по налоговым проверкам могут быть привлечены только те лица, которые не заинтересованы в исходе дела. Если опрашиваемое лицо заведомо заинтересовано в исходе дела (например, если речь идет о генеральном или финансовом директоре), то протокол допроса квалифицируется как пояснения налогоплательщика (подп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ).

Приложение № 11 к Приказу ФНС России от 08.05.2015 г. № ММВ-7-2/189@ определяет форму протокола допроса свидетеля, документ, который был составлен в произвольной форме, в дальнейшем будет считаться недействительным.

Основным отличием допроса от дачи пояснения является тот факт, что на допрос должно явиться непосредственно то лицо, чья фамилия была прописана в повестке, тогда как для дачи показаний может быть отправлено любое должностное лицо или уполномоченный представитель компании, например юрист. Стоит также отметить, что уведомление о вызове для дачи пояснений вручают компании по ТКС либо ее представителю лично.

В соответствии с п. 2 ст. 89 НК РФ допрашивать работников проверяемой компании, в том числе бывших сотрудников, могут только те инспекторы, которые непосредственно входили в список участников проверки.

В случае, если допрос ведет другой инспектор, в дальнейшем протокол допроса будет считаться недействительным.

При этом, допрос также могут вести сотрудники органов внутренних дел, которые были включены в состав проверяющих.

Время начала и окончания допроса обязательно фиксируется в протоколе. Допрос работников компании не может длиться непрерывно более четырех часов и не более восьми часов в течении одного дня, между которыми должен быть перерыв минимум 1 час для отдыха и принятия пищи (ст. 187 УПК РФ; ст. 2, п. 3 ст. 33 НК РФ).

Согласно пункта 2 статьи 90 НК РФ в допросе не могут участвовать лица, которые:

  1. в силу возраста, своих психических или физических недостатков не могут правильно воспринимать обстоятельства, которые имеют значение для осуществления налогового контроля;
  2. получили информацию, необходимую для осуществления налоговой проверки, когда исполняли свои профессиональные обязанности и подобные сведения относятся к профессиональной тайне этих лиц.

Читать еще:  Облагаеюся ли дивиденды подоходным налогом

Допрос работника, когда проверка приостановлена

В соответствии с пунктом 9 статьи 89 Налогового кодекса РФ в период приостановления налоговой проверки прекращаются все действия инспекторов по истребованию документов у компании, а также иные действия на ее территории, непосредственно связанные с проверкой.

В 2013 г. Пленум ВАС РФ, исходя из данной нормы, сделал вывод, что в период приостановления проверки получение от организации пояснений, а также допрос ее работников на территории организации не допустим.

Но данное правило не распространяется на допрос или получение пояснений вне территории компании, например, на территории инспекции, если при этом они не связаны с истребованиями документов у организации.

Стоит отметить, что указанный вывод касается и бывших сотрудников проверяемой организации, допрашиваемых в качестве свидетеля.

Источник: https://inspectrum.su/semejnoe-pravo/zachem-nalogovaya-vyzyvaet-na-dopros-v-kachestve-svidetelya-sotrudnikp.html

Допрос работника при налоговой проверке: основания, ответственность | Правоведус

Вызов на допрос в ходе выездной налоговой проверки

В соответствии с нормами действующего российского законодательства в ходе выездной налоговой проверки инспекторы вправе привлечь работников проверяемой организации для дачи показаний и пояснений. Однако такой допрос не всегда бывает законным, об основных правилах мы расскажем в нашей статье.

Согласно положениям налогового законодательства (подп. 12 п. 1 ст. 31, п. 1 ст.

90 НК РФ) инспектор, в рамках осуществления выездной проверки вправе вызвать любое физическое лицо в качестве свидетеля для дачи показаний. При этом, статья 31 НК РФ устанавливает, что вызов свидетеля происходит на территории налогового органа.

При этом, допрос может проводиться и по месту пребывания свидетеля, если он, например, болен или стар, является инвалидом и не может явиться в инспекцию, также, по усмотрению инспектора, это правило может распространяться и на другие ситуации (статья 90 НК РФ).

Вызов свидетеля осуществляется повесткой, рекомендованная форма которой приведена в приложении к методическим рекомендациям ФНС РФ по ведению информационного ресурса “Допросы и осмотры”. В повестке обязательно указывается основания ее направления, а также место и время проведения допроса.

В случаях если допрос проводят по месту нахождения работника или компании, документ о вызове свидетеля не составляется.

Важно! Работника компании, где проводится налоговая проверка, могут вызвать на допрос только повесткой. Он не обязан являться в инспекцию по телефонному звонку или устному приглашению. Кроме того, показания не могут быть получены по телефону.

Законодательством РФ не установлены точные сроки, по которым повестка может считаться доставленной или врученной свидетелю. Следовательно, датой получения документа будет считаться день его фактического получения по почте или лично. В качестве свидетеля по налоговым проверкам могут быть привлечены только те лица, которые не заинтересованы в исходе дела.

Если опрашиваемое лицо заведомо заинтересовано в исходе дела (например, если речь идет о генеральном или финансовом директоре), то протокол допроса квалифицируется как пояснения налогоплательщика (подп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ). Приложение № 11 к Приказу ФНС России от 08.05.2015 г.

№ ММВ-7-2/189@ определяет форму протокола допроса свидетеля, документ, который был составлен в произвольной форме, в дальнейшем будет считаться недействительным.

Основным отличием допроса от дачи пояснения является тот факт, что на допрос должно явиться непосредственно то лицо, чья фамилия была прописана в повестке, тогда как для дачи показаний может быть отправлено любое должностное лицо или уполномоченный представитель компании, например юрист.

Стоит также отметить, что уведомление о вызове для дачи пояснений вручают компании по ТКС либо ее представителю лично. В соответствии с п. 2 ст. 89 НК РФ допрашивать работников проверяемой компании, в том числе бывших сотрудников, могут только те инспекторы, которые непосредственно входили в список участников проверки.

В случае, если допрос ведет другой инспектор, в дальнейшем протокол допроса будет считаться недействительным. При этом, допрос также могут вести сотрудники органов внутренних дел, которые были включены в состав проверяющих. Время начала и окончания допроса обязательно фиксируется в протоколе. Допрос работников компании не может длиться непрерывно более четырех часов и не более восьми часов в течении одного дня, между которыми должен быть перерыв минимум 1 час для отдыха и принятия пищи (ст. 187 УПК РФ; ст. 2, п. 3 ст. 33 НК РФ).

Согласно пункта 2 статьи 90 НК РФ в допросе не могут участвовать лица, которые:

  1. в силу возраста, своих психических или физических недостатков не могут правильно воспринимать обстоятельства, которые имеют значение для осуществления налогового контроля; 
  2. получили информацию, необходимую для осуществления налоговой проверки, когда исполняли свои профессиональные обязанности и подобные сведения относятся к профессиональной тайне этих лиц. 

Вызов на допрос вне рамок ВНП

Вызов на допрос в ходе выездной налоговой проверки

Налоговая инспекция начала приглашать наших сотрудников на допрос. Может ли инспекция так делать, до вынесения решения о проведении выездной налоговой проверки?

Вопрос.  Налоговая инспекция начала приглашать наших бывших и действующих сотрудников на допрос в инспекцию, в качестве свидетелей.  До вынесения решения о проведении выездной налоговой проверки, может ли инспекция приглашать сотрудников на допрос, или она может проводить допрос свидетелей только в рамках проводимой проверки?

Ответ.  Согласно п. 8 ст. 89 НК РФ срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведении проверки. Из содержания указанной нормы с учетом положений ст.

90 НК РФ следует, что допрос свидетелей, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля, осуществляется в пределах срока проведения выездной налоговой проверки.

Отсюда следует, что до вынесения решения о проведении выездной налоговой проверки налоговая инспекция приглашать сотрудников на допрос не может.

Исключение – допросы в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля.

Как проводится допрос свидетелей в ходе выездной налоговой проверки

В ходе выездной налоговой проверки проверяющие могут допрашивать свидетелей. В качестве свидетеля они вправе вызвать любого, кому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проводимой проверки (п. 1 ст. 90 НК РФ). Исключение составляют:

лица, которые в силу своего малолетнего возраста или имеющихся у них физических или психических недостатков, не могут правильно воспринимать обстоятельства, представляющие интерес для проверяющих (например, дети до 14 лет, глухие, слепые, глухонемые, психически нездоровые лица);

лица, которые в силу специфики своей деятельности располагают сведениями, составляющими их профессиональную тайну (например, адвокаты, аудиторы, нотариусы).

Об этом говорится в пункте 2 статьи 90 Налогового кодекса РФ.

По общему правилу допросы свидетелей проходят в налоговой инспекции. Однако по своему усмотрению проверяющие могут допросить свидетеля и по месту его пребывания. Например, если свидетель не может самостоятельно явиться в инспекцию по причине болезни, старости или инвалидности. Это следует из положений пункта 4 статьи 90 Налогового кодекса РФ.

Чтобы вызвать свидетеля для дачи показаний, проверяющие направляют в его адрес уведомление по форме, утвержденной приказом ФНС России от 8 мая 2015 г. № ММВ-7-2/189.

Все показания свидетеля заносятся в протокол, форма, которого утверждена приказом ФНС России от 8 мая 2015 г. № ММВ-7-2/189 (п. 1 ст. 90 НК РФ).

Отказаться от дачи показаний свидетель может только в случаях, предусмотренных законодательством (п. 3 ст. 90 НК РФ). Например, свидетель вправе не давать показания против самого себя, своего супруга и близких родственников (ч. 1 ст. 51 Конституции РФ).

Перед допросом проверяющие обязаны предупредить свидетеля об ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний либо за дачу ложных показаний. О том, что свидетель предупрежден, в протоколе делается соответствующая отметка, которая удостоверяется подписью свидетеля (п. 5 ст. 90 НК РФ).

Кроме того, в протоколе проверяющие должны указать следующие сведения:

номер и наименование протокола;

место и дату допроса;

время начала и окончания допроса;

должность, Ф.И.О. лица, составившего протокол;

Ф.И.О. каждого лица, участвовавшего в допросе или присутствовавшего при его проведении, а в необходимых случаях его адрес, гражданство, сведения о том, владеет ли он русским языком;

содержание и последовательность проведения допроса;

выявленные факты и обстоятельства.

Такой порядок предусмотрен пунктом 2 статьи 99 Налогового кодекса РФ. Протокол проверяющие составляют на русском языке (п. 1 ст. 99 НК РФ).

В конце допроса свидетель и все присутствующие вправе ознакомиться с протоколом и внести в него замечания (п. 3 ст. 99 НК РФ). После этого все участники допроса должны поставить свои подписи на протоколе (п. 4 ст. 99 НК РФ).

Свидетеля, давшего показания, инспекция вправе привлечь к рассмотрению материалов налоговой проверки (абз. 2 п. 4 ст. 101 НК РФ).

Использование протокола свидетельских показаний.

Ситуация: может ли инспекция при рассмотрении материалов налоговой проверки использовать в качестве доказательства протокол свидетельских показаний, составленный с нарушениями?

Нет, не может.

При рассмотрении материалов налоговой проверки не допускается использование доказательств, полученных с нарушением Налогового кодекса РФ (абз. 2 п. 4 ст. 101 НК РФ). В Налоговом кодексе РФ четко предусмотрено, какие сведения должны быть отражены в протоколе свидетельских показаний.

Из положений статьи 99 Налогового кодекса РФ можно сделать вывод о том, что отсутствие тех или иных сведений в протоколе, предусмотренных Налоговым кодексом РФ, является основанием для непринятия протокола в качестве доказательства. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающих правомерность такого вывода.

В частности, суды признавали недопустимыми доказательствами протоколы свидетельских показаний из-за отсутствия в них:

фактов и обстоятельств, выявленных в ходе допроса свидетеля (постановление ФАС Поволжского округа от 20 октября 2009 г. № А65-3412/2009);

времени начала и окончания допроса, а также данных о том, кто проводил допрос (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 19 января 2009 г. № Ф04-8145/2008(18783-А67-34));

номера и даты протокола (постановление ФАС Московского округа от 10 ноября 2008 г. № КА-А40/8619-08);

подписи инспектора, проводившего допрос свидетеля (постановление ФАС Дальневосточного округа от 15 июня 2009 г. № Ф03-2571/2009);

отметки о предупреждении свидетеля об ответственности (постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 7 августа 2009 г. № А53-1182/2009, Дальневосточного округа от 15 июня 2009 г. № Ф03-2571/2009, Центрального округа от 25 мая 2009 г. № А48-3866/08-17, Поволжского округа от 11 марта 2009 г. № А12-17314/07).

Ситуация: может ли инспекция при рассмотрении материалов налоговой проверки использовать в качестве доказательства протокол свидетельских показаний?Протокол составлен сотрудником инспекции, который не принимал участия в налоговой проверке.

Да, может.

Допрашивать свидетелей вправе должностные лица налоговой инспекции (п. 5 ст. 90 НК РФ). При этом законодательство не уточняет, что указанные лица должны принимать участие в налоговой проверке.

Таким образом, провести допрос и составить протокол могут не только проверяющие, но и другие сотрудники инспекции. Такой протокол инспекция вправе использовать в качестве доказательства при рассмотрении материалов налоговой проверки.

В арбитражной практике есть судебные решения, подтверждающие правомерность этого вывода (см., например, постановление ФАС Московского округа от 1 июля 2008 г. № КА-А40/5692-08).

Ситуация: может ли инспекция при рассмотрении материалов налоговой проверки использовать в качестве доказательства протокол свидетельских показаний? Протокол составлен сотрудником органов внутренних дел.

В качестве доказательства могут использоваться только протоколы допроса, составленные сотрудниками ОВД в рамках совместной налоговой проверки.

При рассмотрении материалов налоговой проверки не допускается использование доказательств, полученных с нарушением Налогового кодекса РФ (абз. 2 п. 4 ст. 101 НК РФ). Сотрудники ОВД вправе проводить допросы в рамках оперативно-розыскных мероприятий (п. 1 ст. 6 Закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ).

Однако при проведении и оформлении допросов они руководствуются Законом от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ, который не учитывает особенности проведения допроса, предусмотренные статьями 90 и 99 Налогового кодекса РФ.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что инспекция не вправе использовать в качестве доказательств протоколы свидетельских показаний, составленные сотрудниками ОВД. Такие протоколы не соответствуют нормам налогового законодательства. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающие правомерность этого вывода (см.

, например, определения ВАС РФ от 7 мая 2008 г. № 5948/08, от 12 сентября 2007 г. № 11096/07, постановления ФАС Московского округа от 27 января 2010 г. № КА-А4041/15360-09, от 28 апреля 2009 г. № КА-А40/2372-09, Северо-Западного округа от 21 мая 2009 г. № А42-5547/2008).

Вместе с тем, из указанного правила имеется исключение.

Если в организации проводится совместная налоговая проверка, в рамках которой сотрудники ОВД проводят допросы, то протоколы свидетельских показаний, полученные по итогам таких допросов, инспекция сможет приобщить к материалам налоговой проверки и использовать их в качестве доказательства (абз. 2 п. 14 Инструкции о порядке взаимодействия, утвержденной приказом МВД России и ФНС России от 30 июня 2009 г. № 495/ММ-7-2-347).

Ситуация: вправе ли инспекция при рассмотрении материалов налоговой проверки использовать в качестве доказательства протокол свидетельских показаний? Протокол составлен после окончания срока налоговой проверки.

В качестве доказательств могут использоваться только протоколы свидетельских показаний, составленные в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля.

Таким образом, ответ на этот вопрос зависит от того, на каком этапе налоговой проверки инспекция допросила свидетеля и составила протокол.

При рассмотрении материалов налоговой проверки не допускается использование доказательств, полученных с нарушением Налогового кодекса РФ (абз. 2 п. 4 ст. 101 НК РФ).

Если инспекция допрашивает свидетелей в рамках выездной налоговой проверки, срок проведения которой ограничен (ст.

 88, 89 НК РФ), то протокол свидетельских показаний, оформленный за пределами установленных сроков, использовать в качестве доказательства инспекция не вправе. Арбитражная практика подтверждает правомерность такого вывода (см.

, например, постановления ФАС Дальневосточного округа от 26 мая 2009 г. № Ф03-2248/2009, Поволжского округа от 11 марта 2009 г. № А12-17314/07, от 5 февраля 2008 г. № А65-19109/07).

Однако инспекция вправе допрашивать свидетелей в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля. Такие мероприятия имеют непосредственное отношение к налоговой проверке (камеральной, выездной), но проводятся за пределами сроков, отведенных на проверки. В качестве дополнительных мероприятий инспекции, в частности, могут допрашивать свидетелей (абз. 3 п. 6 ст. 101 НК РФ).

Порядок проведения такого допроса аналогичен общему порядку, который изложен в статье 90 Налогового кодекса РФ. Таким образом, инспекция может допросить свидетелей за пределами срока налоговой проверки.

В этом случае протокол свидетельских показаний, оформленный за пределами срока налоговой проверки, инспекция вправе использовать в качестве доказательства при рассмотрении материалов проверки.

О правомерности проведения допросов свидетелей в ходе камеральных налоговых проверок см. Каковы полномочия проверяющих при камеральной налоговой проверке.

Внимание: за неявку для дачи показаний или за уклонение от явки без уважительных причин свидетель может быть привлечен к налоговой ответственности. Размер штрафа составляет 1000 руб. (ст. 128 НК РФ).

Внимание: за неправомерный отказ от дачи показаний либо за дачу ложных показаний свидетель может быть привлечен к налоговой ответственности. Размер штрафа составляет 3000 руб. (ст. 128 НК РФ).

Отвечает Александр Сорокин,

заместитель начальника Управления оперативного контроля ФНС России

«ККТ нужно применять только в случаях, если продавец предоставляет покупателю, в том числе своим сотрудникам, отсрочку или рассрочку по оплате своих товаров, работ, услуг.

Именно эти случаи, по мнению ФНС, относятся к предоставлению и погашению займа для оплаты товаров, работ, услуг.

Если организация выдает денежный заем, получает возврат такого займа или сама получает и возвращает заем, кассу не применяйте. Когда именно нужно пробивать чек, смотрите в рекомендации».

Из рекомендации Нужно ли применять ККТ при выдаче, получении и возврате займа

Задайте свой вопрос экспертам «Системы Главбух»

Источник: https://www.glavbukh.ru/hl/237463-vyzov-na-dopros-vne-ramok-vnp

СтражЗакона
Добавить комментарий