ПРОКУРАТУРА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
Содержание
- 1 Комментарий к СТ 175 УИК РФ
- 2 Неотбытый срок лишения свободы теперь можно заменить принудительными работами
- 3 Прокурор разъясняет: новый вид уголовного наказания- принудительные работы
- 4 Замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания
- 5 Как исполняется наказание в виде исправительных работ? | Сайт прокуратуры Ульяновской области
УГОЛОВНО – СУДЕБНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
ЭКСПРЕСС-БЮЛЛЕТЕНЬ
август
г. Красноярск
2018 год
В СУДЕБНОЙ КОЛЛЕГИИ ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ
КРАСНОЯРСКОГО КРАЕВОГО СУДА
Нарушение права на защиту повлекло
отмену приговора с возвращением
уголовного дела в порядке ст. 237 УПК РФ
Приговором Советского районного суда г. Красноярска от 27.12.2017 Б. признан виновным и осужден по ч. 3 ст. 30, п. «г» ч.4 ст.228.1 УК РФ к 8 годам лишения свободы, по п. «г» ч. 4 ст. 228.
1 УК РФ к 10 годам лишения свободы. На основании ч. 3 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений путем частичного сложения наказаний, окончательно Б.
назначено 10 лет 6 месяцев лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии строгого режима.
Судом апелляционной инстанции приговор в отношении Б. отменён по жалобам осужденного и его защитника с возвращением уголовного дела прокурору на основании ст. 237 УПК РФ по следующим основаниям.
Согласно ч. 2 ст.
18 УПК РФ участникам уголовного судопроизводства, не владеющим или недостаточно владеющим языком, на котором ведется производство по уголовному делу, должно быть разъяснено и обеспечено право делать заявления, давать объяснения и показания, заявлять ходатайства, приносить жалобы, знакомиться с материалами уголовного дела, выступать в суде на родном языке или другом языке, которым они владеют, а также бесплатно пользоваться помощью переводчика в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.
В соответствии со ст.ст. 46, 47 УПК РФ подозреваемый и обвиняемый вправе давать показания и объяснения на родном языке или языке, которым он владеет, а также пользоваться помощью переводчика бесплатно.
Из материалов дела следует, что постановлением следователя подозреваемому Б. – гражданину Республики Узбекистан, назначен переводчик А., с которым заключен соответствующий договор о выполнении перевода с кыргызского и узбекского на русский язык.
Таким образом, назначая Б. переводчика, следователь фактически признал Б. лицом, в недостаточной степени владеющим языком, на котором ведется производство по уголовному делу.
Вместе с тем, постановление о привлечении в качестве обвиняемого, обвинительное заключение и приговор Советского районного суда г. Красноярска от 27.12.2017 были переведены переводчиком на кыргызский язык, а не на узбекский язык, о чем пояснил переводчик А.
, сообщив судебной коллегии, о том, что устный перевод им был осуществлен на узбекский язык, а перевод процессуальных документов был осуществлен на кыргызский язык, так как письменным узбекским языком он не владеет. Перевод на кыргызский язык был осуществлен по устному соглашению с Б.
Однако Б. судебной коллегии пояснил, что кыргызским языком он не владеет, так как проживал в Узбекистане и на территории РФ, содержание переведённых документов ему непонятно, русским языком владеет плохо, просит перевести процессуальные документы на узбекский язык.
Поскольку сведений о том, что Б. – гражданин Республики Узбекистан, владеет кыргызским языком в материалах дела не имеется, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о том, что органами предварительного следствия и судом первой инстанции было нарушено право Б.
, предусмотренное п. 1 ч. 4 ст. 47 УПК РФ, согласно которому каждый обвиняемый имеет право знать, в чём он обвиняется, и реализовать в полном объёме свои права, предусмотренные ст. 47 УПК РФ, в том числе право на подробную информацию по предъявленному обвинению.
При таких обстоятельствах приговор суда в отношении Б. отменён в связи с допущенными нарушениями уголовно-процессуального закона, которые путем лишения гарантированного УПК РФ права осужденного Б.
пользоваться помощью переводчика повлияли на вынесение законного и обоснованного судебного решения, а дело возвращено прокурору на основании п. 2 ч. 1 ст.
237 УПК РФ для устранения препятствий рассмотрения его судом.
Неверное применение уголовного закона
повлекло изменение приговора
Приговором Ленинского районного суда г. Красноярска от 11.07.2018 ранее судимый за тяжкое преступление К. осужден по п. «б» ч. 3 ст. 228.1 УК РФ на 8 лет лишения свободы; по ч. 2 ст.
228 УК РФ на 3 года лишения свободы. На основании ч. 3 ст.69 УК РФ по совокупности преступлений, путем частичного сложения наказаний, К.
назначено 8 лет 6 месяцев лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии строгого режима.
К. осужден за незаконный сбыт наркотических средств в значительном размере, а также за незаконное хранение без цели сбыта наркотических средств в крупном размере.
Приговор изменен в апелляционном порядке по представлению прокурора ввиду того, что суд первой инстанции учёл наличие как смягчающих наказание обстоятельств, так и отягчающее обстоятельство – рецидив преступлений, в связи с чем указал, что не находит оснований для применения в отношении К. положений ч. 3 ст.
68 УК РФ, но при этом суд не учел, что в этом случае применяется ч. 2 ст. 68 УК РФ, согласно которой срок наказания при любом виде рецидива не может быть менее одной третьей части максимального срока наиболее строгого вида наказания, предусмотренного за совершенное преступление по ч. 2 ст. 228 УК РФ, и в отношении К.
не мог составлять менее 3 лет 4 месяцев лишения свободы.
Суд же при назначении наказания сослался на то, что не усматривает оснований для применения в отношении К. положений ч. 3 ст. 68 УК РФ. Тем не менее, вопреки требованиям ч. 2 ст. 68 УК РФ, назначил осужденному по ч. 2 ст. 228 УК РФ только 3 года лишения свободы.
В связи с допущенным нарушением Общей части УК РФ, наказание К. по ч.2 ст. 228 УК РФ усилено до 3 лет 4 месяцев.
На основании ч. 3 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений путем частичного сложения с наказанием по п. «б» ч. 3 ст. 228.1 УК РФ К. назначено 8 лет 7 месяцев лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии строгого режима.
* * *
Приговором Лесосибирского городского суда от 08.06.2018 К. признан виновным и осужден по ч. 3 ст. 30 п.п. «а,г» ч. 4 ст. 228.1 УК РФ на 6 лет лишения свободы, по ч. 3 ст. 30 п. «а» ч. 4 ст. 228.
1 УК РФ на 5 лет 6 месяцев лишения свободы. На основании ч. 3 ст. 69 УК РФ, по совокупности преступлений, путем частичного сложения назначенных наказаний, К.
назначено 6 лет 6 месяцев лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Суд апелляционной инстанции по представлению государственного обвинителя приговор изменил по следующим основаниям.
При назначении К. наказания по совокупности преступлений путем частичного сложения суд ошибочно сослался в приговоре на применение положений ч. 3 ст.
69 УК РФ, поскольку если все преступления, совершенные по совокупности, являются преступлениями небольшой или средней тяжести, либо приготовлением к тяжкому или особо тяжкому преступлению, либо покушением на тяжкое или особо тяжкое преступление, окончательное наказание назначается в соответствии с ч. 2 ст. 69 УК РФ.
Учитывая, что К. совершено два покушения на особо тяжкие преступления, то при назначении наказания по совокупности преступлений должны быть применены положения ч. 2 ст. 69 УК РФ.
Данная норма уголовного закона является более благоприятной для осужденного, в связи с чем судом апелляционной инстанции из резолютивной части приговора исключено указание на применение положений ч. 3 ст. 69 УК РФ при назначении К. наказания по совокупности преступлений.
На основании ч. 2 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 30, п.п. «а, г» ч. 4 ст. 228.1 УК РФ и ч. 3 ст. 30 п. «а» ч. 4 ст. 228.1 УК РФ, путем частичного сложения наказаний К. назначено окончательное наказание в виде лишения свободы сроком на 6 лет 5 месяцев.
* * *
Приговором Канского городского суда от 13.07.2018 П., судимый:
Источник: http://www.krasproc.ru/law/express/18171-ekspress-byulleten-prokuratury-krasnoyarskogo-kraya-o-sudebnoi-praktike~
Комментарий к СТ 175 УИК РФ
Статья 175 УИК РФ. Порядок обращения с ходатайством об освобождении от отбывания наказания и представления о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания
Комментарий к статье 175 УИК РФ:
1. Согласно ч. 3 ст.
396 УПК РФ условно-досрочное освобождение от наказания и замена неотбытой части срока наказания в виде ограничения свободы, содержания в дисциплинарной воинской части или лишения свободы более мягким видом наказания применяются судом по месту отбывания наказания. Для этого необходимо, чтобы в суд была направлена соответствующая просьба в порядке, предусмотренном комментируемой статьей.
Так, вопрос об условно-досрочном освобождении лица, отбывающего уголовное наказание в виде содержания в дисциплинарной воинской части или лишения свободы, согласно ч. 1 ст. 399 УПК РФ, рассматривается судом по мотивированному ходатайству самого осужденного, а также его адвоката или законного представителя.
Осужденный может подавать ходатайство только через администрацию учреждения или органа, исполняющего наказание, а адвокат или законный представитель осужденного вправе направлять его самостоятельно.
Однако администрация во всех случаях должна быть уведомлена о направлении такого ходатайства, поскольку законом на нее возложена обязанность направить в суд характеристику на осужденного.
Если ходатайство подано осужденным, оно направляется в суд администрацией вместе с характеристикой не позднее 10 дней с момента его подачи. В характеристике обязательно должно содержаться заключение о целесообразности применения условно-досрочного освобождения.
2. В отношении положительно характеризующегося осужденного представление о замене ему неотбытой части наказания более мягким видом наказания вправе вносить в суд администрация учреждения или органа, исполняющего наказание. В представлении также должны содержаться сведения, характеризующие осужденного.
Внесение в суд представления о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания не препятствует осужденному либо его адвокату (законному представителю) использовать предоставленное им право обращаться в суд с ходатайством об условно-досрочном освобождении.
3.
Во избежание случаев необоснованного досрочного освобождения администрации исправительного учреждения необходимо полностью удостовериться в примерном поведении осужденного, причем в течение продолжительного периода времени отбывания наказания. На это косвенно указано в ч. 4 ст. 79 УК РФ, согласно которой представление об условно-досрочном освобождении может быть внесено после фактического отбытия осужденным не менее шести месяцев назначенного ему срока лишения свободы.
В комментируемой статье (ч.
9) предусматривается обязанность администрации учреждения или органа, исполняющего наказание, во всех случаях рассматривать вопрос о представлении к условно-досрочному освобождению или замене неотбытой части наказания более мягким его видом в течение месяца после дающего для этого возможность отбытия осужденным установленной законом части срока наказания. Такой порядок, с одной стороны, обеспечивает соблюдение прав и законных интересов осужденного, а с другой – усиливает воспитательное воздействие на осужденного.
4. В случае отказа суда в условно-досрочном освобождении администрация учреждения или органа, исполняющего наказание, вправе поставить перед судом вопрос о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания. К сожалению, в тексте комментируемой статьи (ч.
11) нет ответа на вопрос, должна ли администрация в этом случае получить согласие осужденного на внесение соответствующего представления. Между тем этот вопрос важен, поскольку у осужденного сохраняется право на новое обращение с ходатайством об условно-досрочном освобождении по истечении шести месяцев или трех лет в случаях, указанных в ч.
10, либо по истечении года в случаях, предусмотренных ч. 12 рассматриваемой статьи.
По нашему мнению, согласие осужденного либо его адвоката (законного представителя) в этом случае необходимо, поскольку инициативы администрации учреждения или органа, исполняющего наказание, не могут препятствовать использованию названными субъектами своих правомочий, предусмотренных ч. 1 комментируемой статьи.
При повторной постановке вопроса об условно-досрочном освобождении или замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания необходимые для этого документы должны быть представлены в суд заново.
5. Правовой формой объявления амнистии является постановление Государственной Думы, в котором указывается, на какие категории осужденных она распространяется и в какой мере. Определяются категории осужденных, на которых не распространяется амнистия.
Как правило, принимается также отдельное постановление о порядке применения амнистии, с указанием органов, которые должны ее осуществлять. Для решения вопроса о возможности применения амнистии к конкретным осужденным создаются комиссии с участием работников прокуратуры, органов, исполняющих наказания, депутатов, других представителей общественности.
Они изучают личное дело осужденного, при необходимости заслушивают его самого, после чего принимают решение.
6. Перечень заболеваний, являющихся основанием для представления к досрочному освобождению, утверждается Правительством РФ. Он имеется во всех судах, а также учреждениях и органах, исполняющих наказания.
Обычно кроме психических расстройств в него входят острые формы туберкулеза, злокачественные образования, болезни эндокринной системы, нервной системы, органов чувств, кровообращения, пищеварения, болезни почек, костно-мышечной системы, анатомические дефекты, образовавшиеся вследствие заболевания или травмы во время последнего отбывания наказания (высокие ампутации конечностей).
В случае наличия такого рода заболевания у осужденного он вправе обратиться в суд через администрацию учреждения с ходатайством об освобождении от отбывания наказания. К ходатайству прилагаются врачебное заключение, а также личное дело осужденного.
Если болезнь не носит характера психического расстройства, то в представлении должны содержаться данные, характеризующие личность и поведение осужденного в период отбывания наказания.
Если болезнь осужденного наступила в результате его умышленных действий (членовредительства), он к освобождению не представляется, за исключением тех случаев, когда лицо причинило себе вред в состоянии расстройства психики.
В случае если осужденный находится в состоянии психического расстройства, лишающего его возможности самостоятельно написать ходатайство в суд об освобождении от наказания, а его законный представитель отсутствует либо по иным причинам не может обратиться с таким ходатайством, соответствующее представление вносится в суд начальником учреждения или органа, исполняющего наказание.
На осужденных, в отношении которых отказано в освобождении по болезни, в случае ухудшения течения болезни материалы повторно направляются в суд независимо от времени отказа.
7. Статьи 49, 50, 53 УК РФ содержат запрет применения наказаний в виде обязательных и исправительных работ к лицам, признанным инвалидами первой группы, наказания в виде ограничения свободы к инвалидам первой и второй группы.
Кроме того, указанные виды наказания не применяются к беременным женщинам.
Поэтому в случаях наступления инвалидности в процессе отбывания этих наказаний исполняющие их органы обязаны вносить в суд представление о досрочном освобождении таких лиц от дальнейшего отбывания наказания.
В отличие от инвалидности первой или второй группы беременность влечет за собой лишь временную нетрудоспособность женщины.
С учетом этого обстоятельства закон предусматривает обязанность учреждений и органов, исполняющих наказания, вносить в отношении таких лиц представление в суд не об освобождении от наказания, а об отсрочке его отбывания. При этом ч. 2 ст.
82 УК РФ предусматривает условия, которые могут повлечь отмену отсрочки и направление осужденного для дальнейшего отбывания наказания.
В случае удовлетворения судом ходатайства об отсрочке беременной осужденной отбывания вышеназванных видов наказания она предоставляется этой женщине со дня начала отпуска по беременности и родам, т.е. с момента наступления нетрудоспособности.
Источник: http://uikod.ru/osobennaya-chast/razdel-6/glava-21/st-175-uik-rf/kommentarii
Неотбытый срок лишения свободы теперь можно заменить принудительными работами
Вступил в силу Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. № 540-ФЗ «О внесении изменений в статьи 53.1 и 80 Уголовного кодекса Российской Федерации». Как ранее писала «АГ», соответствующий законопроект был разработан Минюстом России с целью повысить эффективность системы мер социальной адаптации осужденных. В Госдуму он был внесен в мае 2017 г.
Минюст планирует предоставить заключенным возможность замены лишения свободы на принудительные работы с последующим УДО
Закон позволяет уменьшать сроки фактически отбытого наказания в виде лишения свободы, после которого возможна замена наказания принудительными работами, по сравнению со сроками, необходимыми для замены наказания более мягким или для применения условно-досрочного освобождения.
Так, для осужденных к лишению свободы за совершение преступления небольшой или средней тяжести наказание может быть заменено более мягким после отбытия не менее трети срока либо же не менее четверти при замене его на принудительные работы.
Для совершивших тяжкое преступление – не менее половины срока лишения свободы либо не менее одной трети срока наказания при его замене принудительными работами. В случае совершения особо тяжкого преступления осужденный должен отбыть не менее двух третей срока наказания для замены его более мягким или же не менее половины в случае замены принудительными работами.
Согласно закону при замене неотбытой части наказания суд может избрать любой более мягкий вид наказания в соответствии с видами наказаний, указанными в ст. 44 УК, в пределах, предусмотренных для каждого вида наказания, за исключением случаев замены лишения свободы принудительными работами в соответствии с ч. 2 ст. 80 УК.
Судьи не хотят экспериментироватьНесмотря на то что наказание в виде принудительных работ предусмотрено в немалом количестве статей Уголовного кодекса РФ, назначают его редко
Комментируя «АГ» принятые поправки, директор юридической компании «ООО “Центр Правосудия”» Армен Восканян отметил, что подписание президентом данного закона было ожидаемым для юридического сообщества.
«Принятие закона обусловлено необходимостью повышения эффективности системы мер социальной адаптации осужденных к наказанию в виде лишения свободы, и наше мнение полностью совпадает с законодателем и Президентом РФ, что замена лишения свободы при определенных условиях принудительными работами в установленных законом пределах и порядке – это именно та необходимая и ожидаемая мера», – подчеркнул он, добавив, что о достаточности принятых мер можно будет судить по оценке их результатов.
Адвокат АК «Бородин и Партнеры» Михаил Колесников, который комментировал документ на стадии разработки законопроекта, отмечал, что воспринимает предложенные изменения неоднозначно.
В целом он поддержал гуманизацию уголовного законодательства и выразил убеждение, что рядовому гражданину, совершившему преступление, достаточно нескольких месяцев в исправительной колонии, чтобы у него сложилось стойкое нежелание туда вернуться.
В то же время, по мнению эксперта, лиц, систематически нарушающих закон, от новых преступлений не удержит и 20-летний срок лишения свободы. Из плюсов поправок он также отмечал возможность снижения нагрузки на исправительные колонии.
В отношении принятого закона Михаил Колесников по-прежнему считает, что расширение возможности применения такого вида наказания, как принудительные работы, является преждевременным, поскольку он применяется ФСИН России только с 1 января 2017 г. По мнению адвоката, к данному вопросу будет возможно вернуться только через несколько лет, когда в России появится достаточное количество исправительных центров, а исполнение принудительных работ будет отлажено системой ФСИН России.
В то же время, по данным ФСИН России, за минувшие два года исправительные центры и изолированные участки исправительных учреждений, функционирующие как исправительные центры, созданы в 56 субъектах Федерации, и в будущем сеть таких исправительных центров расширится.
«За два года существования в них уже отбыли наказание более 2500 человек. Сейчас же наказание в виде принудительных работ отбывают свыше 1100 осужденных. В текущем году из заработной платы осужденных удержано более 3,5 млн руб. в доход государства, возмещено более 1,8 млн руб.
исковых обязательств», – сообщается на сайте ведомства.
Адвокат Омской областной коллегии адвокатов Евгений Забуга отметил, что принятый закон продолжил цикл законотворческой деятельности по гуманизации уголовного законодательства. «Как ранее отмечалось, государство тем самым создает возможность для движения осужденных по системе так называемых “социальных лифтов”», – пояснил он.
По мнению эксперта, единственное, что на данный момент невозможно прогнозировать, – применение новых норм судами, поскольку даже имеющаяся практика рассмотрения ходатайств осужденных на стадии исполнения приговоров является неоднородной и зачастую зависит от позиции высшего суда конкретного региона.
Источник: https://www.advgazeta.ru/novosti/neotbytyy-srok-lisheniya-svobody-teper-mozhno-zamenit-prinuditelnymi-rabotami/
Прокурор разъясняет: новый вид уголовного наказания- принудительные работы
В условиях гуманизации уголовного законодательства, расширения возможности назначения судом наказаний, не связанных с лишением свободы, вполне закономерным стало обращение к вопросам, касающимся проблем и перспектив применения нового вида уголовного наказания в российском уголовном праве – принудительных работ и, в частности, правового регулирования осуществления надзора за осужденными к принудительным работам.
Федеральным законом от 07.12.2011 № 420-ФЗ введен новый вид наказания – принудительные работы, которые являются альтернативой лишению свободы. Применение этого вида наказания согласно Федеральному закону от 28.12.2013 № 431-ФЗ было отложено до 1 января 2017 года. С указанной даты принудительные работы могут назначаться осужденным.
В соответствии с ч. 1 ст. 53.1 УК РФ принудительные работы назначаются за совершение лицом впервые преступлений небольшой, средней тяжести, а также за совершение тяжкого преступления впервые.
При этом условие о совершении преступления впервые относится только к тяжким преступлениям.
Если лицо имеет судимость за совершение преступления любой категории, то данное обстоятельство препятствует назначению ему принудительных работ.
Принудительные работы могут назначаться только в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Уголовного кодекса РФ.
Если суд, назначив лицу наказание в виде лишения свободы на срок не более пяти лет, придет к выводу о возможности его исправления без реального отбывания наказания в местах лишения свободы, но при этом посчитает невозможным условное осуждение, то в этом случае суд заменяет назначенное наказание в виде лишения свободы принудительными работами (например, в случае назначения лишения свободы по ч. 2 ст. 112 УК РФ на срок пять лет суд может заменить назначенное наказание принудительными работами на тот же срок).
В случае, если срок назначенного лицу наказания превышает пять лет лишения свободы, то замена данного наказания принудительными работами не допускается.
В настоящее время исправительные центры и участки исправительных учреждений, функционирующих как исправительные центры, действуют в Забайкальском, Приморском, Ставропольском краях, Республиках Башкортостан и Карелия, Архангельской, Новосибирской, Самарской, Смоленской, Тамбовской и Тюменской областях.
Такой центр строится на территории города Петропавловска-Камчатского.
наказания в виде принудительных работ заключается в привлечении осужденного к труду в местах, определяемых учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы.
Согласно ч. 7.1 ст. 16 Уголовно-исполнительного кодекса РФ наказание в виде принудительных работ исполняется исправительными центрами, расположенными, как правило, в пределах территории субъекта РФ, в котором осужденные проживали или были осуждены.
В случае невозможности размещения осужденных в имеющихся исправительных центрах они направляются по согласованию с соответствующими вышестоящими органами управления уголовно-исполнительной системы в исправительные центры, расположенные на территории другого субъекта РФ, в котором имеются условия для их размещения.
Каждый осужденный к принудительным работам обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных центров.
Исходя из наличия рабочих мест, администрация исправительных центров привлекает осужденных к труду в организациях любой организационно-правовой формы с учетом пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и специальности осужденных. При этом осужденный не вправе отказаться от предложенной ему работы.
Принудительные работы назначаются на срок от двух месяцев до пяти лет. Из заработной платы осужденного производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, и в пределах от 5 до 20%. Если в приговоре размер удержаний из заработной платы осужденного при назначении ему принудительных работ не определен, данное наказание считается не назначенным.
Надзор за осужденными, трудоустроенными на работах, на территории исправительного центра, а также вне пределов исправительного центра, за осужденными, проживающими за пределами исправительного центра либо находящимися в медицинских организациях государственной или муниципальной систем здравоохранения на стационарном лечении, осуществляется путем проверки по месту их пребывания не реже одного раза в день.
В случае уклонения осужденного от отбывания принудительных работ они заменяются лишением свободы из расчета один день лишения свободы за один день принудительных работ.
Согласно положениям ч. 1 ст. 60.17 УИК РФ уклоняющимся от отбывания принудительных работ признается осужденный:
а) уклоняющийся от получения предписания о направлении к месту отбывания наказания;
б) не прибывший к месту отбывания принудительных работ в установленный предписанием срок;
в) не возвратившийся в исправительный центр по истечении разрешенного срока выезда;
г) самовольно оставивший исправительный центр, место работы и (или) место проживания, определенные администрацией исправительного центра, на срок свыше 24 часов.
Согласно положению п. 5 ст. 60.15 УИК РФ принудительные работы могут быть заменены лишением свободы и в отношении лица, признанного злостным нарушителем порядка и условий отбывания принудительных работ.
Принудительные работы не назначаются: несовершеннолетним, лицам, признанным инвалидами 1-й или 2-й группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, женщинам, достигшим 55-летнего возраста, мужчинам, достигшим 60-летнего возраста, а также военнослужащим.
Старший помощник прокурора Камчатского края по надзору за соблюдением
законов при исполнении уголовных наказаний
старший советник юстиции А.В. Уваров
Источник: https://kamprok.ru/prokuror-razyasnyaet-novyj-vid-ugolovnogo-nakazaniya-prinuditelnye-raboty/
Замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания
Адвокат Антонов А.П.
Замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания является одним из оснований освобождения от наказания. Замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания применяется к осужденным значительно реже, чем УДО.
Замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания применяется в отношении осужденных к лишению свободы за преступления любой тяжести, а так же к отбывающим наказание в дисциплинарной воинской части, принудительным работам.
Условия замены неотбытой части наказания более мягким
В соответствии с ч.2 ст.80 УК РФ замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания может быть произведена, только если осужденный уже отбыл определенный срок наказания, а именно:
- не менее 1/3 части наказания назначенного со совершение преступлений небольшой или средней тяжести ;
- не менее ½ части наказания назначенного судом за совершение тяжкого преступления ;
- не менее 2/3 части наказания назначенного за совершение особо тяжкого преступления;
- не менее ¾ наказания за преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетних, о осужденных по ст.210 УК РФ- за организацию преступного сообщества;
- не менее 3/5 наказания за преступление против половой неприкосновенности малолетних.
Ходатайство или представление о замене неотбытой части наказания более мягким наказанием рассматривается судом по месту отбытия наказания осужденным.
Кто может подать ходатайство о замене неотбытой части наказания более мягким наказанием
Такое основание для освобождения от наказания используется администрацией мест лишения свободы в качестве поощрительной меры за хорошее поведение, что прямо предусмотрено в ч.4 ст.113 УИК РФ.
В то же время, обратиться в суд с ходатайством о замене неотбытой части наказания более мягким наказанием вправе:
- осужденный;
- адвокат осужденного;
- законный представитель осужденного.
Адвокат и законный представитель осужденного подают ходатайство о замене неотбытой части наказания более мягким наказанием непосредственно в суд. Осужденный подает такое ходатайство, как иходатайство на УДО, через администрацию колонии. Администрация колонии в течение 10 дней направляет ходатайство осужденного и свою характеристику на него в суд.
Ходатайство о замене неотбытой части наказания более мягким наказанием
В ходатайстве о замене неотбытой части наказания более мягким наказанием должны содержаться следующие сведения:
- сведения, свидетельствующие о том, что для дальнейшего исправления осужденный не требуется, чтобы он полностью отбывал назначенное наказание;
- сведения о возмещении ущерба от преступления;
- другие сведения, которые, по мнению автора ходатайства, свидетельствуют о том, что для исправления осужденного не требуется полное отбытие назначенного наказания.
К ходатайству осужденного, его законного представителя и адвоката могут быть приложены документы, обосновывающие их ходатайство.
Отсутствие характеристики и иных документов, которые должна предоставить администрация мест лишения свободы не является основанием для возвращения ходатайства осужденного.
В этом случае суд направляет копию ходатайства в учреждение исполняющее наказание для последующего представления в суд необходимых документов.
По просьбе лиц подавших ходатайство суд может оказать содействие в сборе необходимых документов.
По своей форме и содержанию вводная и мотивировочная часть этого ходатайства фактически не отличается от ходатайства на УДО.
Cледует помнить, что если суд отказал в УДО, осужденный вправе обратиться в суд с ходатайством о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания.
Порядок направления ходатайства о замене неотбытой части наказания более мягким наказанием в суд
Администрация мест лишения свободы в течении 10 дней со дня получения ходатайства обязана направить его в суд, приложив к нему свою характеристику. В характеристике должны быть указаны следующие сведения:
- сведения о поведении осужденного в период отбывания наказания;
- сведения об отношении осужденного к труду, учебе, совершенному им преступлению;
- сведения о заглаживании осужденным ущерба от преступления;
- в отношении лиц осужденных за преступления сексуального характера в отношении малолетних указывается его отношение к назначенному принудительному лечению. К характеристике осужденных за указанные преступления прикладывается заключение лечащего врача.
На практике судьи требуют от администрации колонии приобщать к ходатайству осужденного кроме характеристики копии следующих документов:
1. Ходатайство осужденного
2. Приговора и иных судебных постановлений по делу,
3. Постановления суда, вынесенные по ходатайству на УДО, отсрочку исполнения наказания, замене режима, если осужденный ранее обращался с такими ходатайствами.
4. Справку о имеющихся взысканиях и поощрениях за время отбывания наказания.
5. Cведения о возмещении ущерба. В соответствии с законом эти сведения указывает сам осужденный. Однако, возмещение ущерба должна администрация исправительной колонии. Доказательством может быть копия исполнительного листа, иной официальный документ. расписка потерпевшего, с его нотариально удостоверенной подписью.
6. Медицинская справка свидетельствующая, что осужденный по состоянию здоровья может отбывать определенный вид наказания. Например, исправительные работы.
7. Документы, подтверждающие наличие у осужденного места жительства и работы в случае его освобождения. Например, гарантийное письмо администрации предприятия о трудоустройстве осужденного в случае его освобождения, справка отдела полиции по месту жительства осужденного о его предполагаемом месте регистрации, правоустанавливающие документы на жилые помещения.
Судебная практика по рассмотрению ходатайств о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания
Источник: https://pravo163.ru/zamena-neotbytoj-chasti-nakazaniya-bolee-myagkim-vidom-nakazaniya/
Как исполняется наказание в виде исправительных работ? | Сайт прокуратуры Ульяновской области
Ответ:
Исполнение наказания в виде исправительных работ регламентировано главой 7 УИК РФ.
При этом порядок исполнения наказания в виде исправительных работ предусмотрен ст.39 УИК РФ.
Согласно ст.39 УИК РФ:
1. Исправительные работы отбываются осужденным по основному месту работы, а осужденным, не имеющим основного места работы, в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, но в районе места жительства осужденного.
2. Осужденные к исправительным работам направляются уголовно-исполнительными инспекциями для отбывания наказания не позднее 30 дней со дня поступления в уголовно-исполнительную инспекцию соответствующего распоряжения суда с копией приговора (определения, постановления).
3.
Уголовно-исполнительные инспекции ведут учет осужденных; разъясняют порядок и условия отбывания наказания; контролируют соблюдение условий отбывания наказания осужденными и исполнение требований приговора администрацией организаций, в которых работают осужденные; проводят с осужденными воспитательную работу; с участием сотрудников полиции в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, контролируют поведение осужденных; обращаются в органы местного самоуправления по вопросу изменения места отбывания осужденными исправительных работ; принимают решение о приводе осужденных, не являющихся по вызову или на регистрацию без уважительных причин; проводят первоначальные мероприятия по розыску осужденных; готовят и передают в соответствующую службу материалы об осужденных, местонахождение которых неизвестно.
Статья 40 УИК РФ устанавливает условия отбывания исправительных работ.
Согласно ст.40 УИК РФ:
1.
Осужденные к исправительным работам обязаны соблюдать порядок и условия отбывания наказания, добросовестно относиться к труду и являться в уголовно-исполнительную инспекцию по ее вызову.
2. Из заработной платы осужденных производятся удержания в размере, установленном приговором суда.
3.
В период отбывания исправительных работ осужденным запрещается увольнение с работы по собственному желанию без разрешения в письменной форме уголовно-исполнительной инспекции. Разрешение может быть выдано после проверки обоснованности причин увольнения. Отказ в выдаче разрешения должен быть мотивирован. Решение об отказе может быть обжаловано в установленном законом порядке.
4. Осужденный не вправе отказаться от предложенной ему работы.
5. Осужденный обязан сообщать в уголовно-исполнительную инспекцию об изменении места работы и места жительства в течение 10 дней.
6. В период отбывания исправительных работ ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 18 рабочих дней предоставляется администрацией организации, в которой работает осужденный, по согласованию с уголовно-исполнительной инспекцией. Другие виды отпусков, предусмотренные законодательством Российской Федерации о труде, предоставляются осужденным на общих основаниях.
Статья 42 УИК РФ регламентирует исчисление срока исправительных работ.
Согласно ст.42 УИК РФ:
1.
Срок исправительных работ исчисляется в месяцах и годах, в течение которых осужденный работал и из его заработной платы производились удержания.
В каждом месяце установленного срока наказания количество дней, отработанных осужденным, должно быть не менее количества рабочих дней, приходящихся на этот месяц.
Если осужденный не отработал указанного количества дней и отсутствуют основания, установленные настоящим Кодексом для зачета неотработанных дней в срок наказания, отбывание исправительных работ продолжается до полной отработки осужденным положенного количества рабочих дней.
2. Началом срока отбывания исправительных работ осужденным, не имеющим основного места работы, является день его выхода на работу, а осужденным, имеющим основное место работы, – день получения администрацией организации, в которой работает осужденный, соответствующих документов из уголовно-исполнительной инспекции.
3.
Время, в течение которого осужденный не работал, в срок отбывания исправительных работ не засчитывается.
4. В случаях тяжелой болезни осужденного, препятствующей отбыванию наказания, либо признания его инвалидом первой группы осужденный вправе обратиться в суд с ходатайством об освобождении его от дальнейшего отбывания наказания.
5. В случае наступления беременности женщина, осужденная к исправительным работам, вправе обратиться в суд с ходатайством об отсрочке ей отбывания наказания со дня предоставления отпуска по беременности и родам.
6. Срок наказания осужденным, работающим в организациях, в которых применяется суммарный учет рабочего времени, исчисляется исходя из продолжительности рабочего времени за учетный период, не превышающий установленного количества рабочих часов.
Статья 43 УИК РФ устанавливает обязанности администрации организаций, в которых работают осужденные к исправительным работам.
Согласно ст.43 УИК РФ
1.
На администрацию организации, в которой работает осужденный к исправительным работам, возлагаются: правильное и своевременное производство удержаний из заработной платы осужденного и перечисление удержанных сумм в установленном порядке; контроль за поведением осужденного на производстве и содействие уголовно-исполнительной инспекции в проведении воспитательной работы с ним; соблюдение условий отбывания наказания, предусмотренных настоящим Кодексом; уведомление уголовно-исполнительной инспекции о примененных к осужденному мерах поощрения и взыскания, об уклонении его от отбывания наказания, а также предварительное уведомление о переводе осужденного на другую должность или его увольнении с работы.
2. Неисполнение перечисленных обязанностей влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 44 УИК РФ устанавливает порядок производства удержаний из заработной платы осужденных к исправительным работам.
Согласно ст.44 УИК РФ:
1.
Уголовно-исполнительные инспекции осуществляют контроль за правильностью и своевременностью удержаний из заработной платы осужденных к исправительным работам и перечислением удержанных сумм в соответствующий бюджет. Для осуществления такого контроля уголовно-исполнительные инспекции вправе привлекать финансовые и налоговые органы.
2. Удержания производятся из заработной платы по основному месту работы осужденного за каждый отработанный месяц при выплате заработной платы независимо от наличия к нему претензий по исполнительным документам.
3.
При производстве удержаний учитывается денежная и натуральная часть заработной платы осужденного. Удержанные суммы перечисляются в соответствующий бюджет ежемесячно.
4. Удержания не производятся из пособий, получаемых осужденным в порядке социального страхования и социального обеспечения, из выплат единовременного характера, за исключением ежемесячных страховых выплат по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
5. Пособия по временной нетрудоспособности осужденного исчисляются из его заработной платы без учета удержаний в размере, установленном приговором суда.
6. В случаях отмены или изменения приговора суда с прекращением дела суммы, излишне удержанные из заработной платы осужденного, возвращаются ему полностью.
7. Уголовно-исполнительная инспекция, сам осужденный или администрация организации, в которой он работает, вправе обращаться в суд с ходатайством о снижении размера удержаний из заработной платы осужденного в случае ухудшения его материального положения. Решение о снижении размера удержаний выносится с учетом всех доходов осужденного.
Статья 46 УИК РФ устанавливаетответственность за нарушение порядка и условий отбывания исправительных работ и за злостное уклонение от их отбывания.
Согласно ст.46 УИК РФ:
1.
Нарушением порядка и условий отбывания осужденным исправительных работ являются:
а) неявка на работу без уважительных причин в течение пяти дней со дня получения предписания уголовно-исполнительной инспекции;
б) неявка в уголовно-исполнительную инспекцию без уважительных причин;
в) прогул или появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.
2. За нарушение осужденным к исправительным работам порядка и условий отбывания наказания уголовно-исполнительная инспекция может предупредить его в письменной форме о замене исправительных работ другим видом наказания, а также обязать осужденного до двух раз в месяц являться в уголовно-исполнительную инспекцию для регистрации.
3.
Злостно уклоняющимся от отбывания исправительных работ признается осужденный, допустивший повторное нарушение порядка и условий отбывания наказания после объявления ему предупреждения в письменной форме за любое из указанных в части первой настоящей статьи нарушений, а также скрывшийся с места жительства осужденный, местонахождение которого неизвестно.
4. Скрывшийся с места жительства осужденный, местонахождение которого неизвестно, объявляется в розыск и может быть задержан на срок до 48 часов. Данный срок может быть продлен судом до 30 суток.
5. В отношении осужденных, злостно уклоняющихся от отбывания исправительных работ, уголовно-исполнительная инспекция направляет в суд представление о замене исправительных работ другим видом наказания в соответствии с частью четвертой статьи 50 Уголовного кодекса Российской Федерации.
23.01.2013
Источник: http://www.ulproc.ru/node/23905