Правовой центр ДВА М готов предложить широкий спектр юридических услуг, связанных с установлением или изменением градостроительного регламента участка, изменением или оспариванием правил землепользования и застройки.
Наш опыт и деловые связи позволят минимизировать затраты времени и избежать дорогостоящих ошибок.
Представительство в уполномоченных органах | Представление интересов в суде | Взаимодействие с проектировщиками и экспертами |
По вопросам:
Правила землепользования и застройки (ПЗЗ), как было указано выше, являются основным источником информации о градостроительном регламенте земельного участка т.е. видах разрешённого использования и предельных параметрах застройки земельного участка.
ПЗЗ принимаются (во всяком случае, такая цель декларируется) с учётом перспектив развития населенного пункта, исключения градостроительных ошибок. В связи с этим изначально не ставится задача угодить всем интересам конкретных землепользователей.
Поэтому, согласно закону и судебной практике, само по себе несоответствие ПЗЗ интересам отдельных собственников не является нарушением.
Например, в Москве для исключения неконтролируемой точечной застройки большая часть застроенной территории отнесена к зоне «Ф», в которой запрещается новое строительство и увеличение площади существующих объектов.
При этом принятие (изменение) ПЗЗ затрагивает в первую очередь землепользователей, планирующих застройку участка, поскольку существующие объекты, (как и строящиеся, если разрешение на строительство выдано до вступления в силу ПЗЗ) могут эксплуатироваться по существующему назначению без ограничения срока, если только не угрожают жизни и здоровью граждан либо окружающей среде.
Некоторой защитой для потенциального застройщика является трехлетний срок действия ГПЗУ. В случае с арендованным участком, если положения ПЗЗ не позволяют исполнить ранее заключённый договор аренды под строительство, также может ставиться вопрос о расторжении договора и возмещении убытков.
Соответственно о нарушениях при принятии ПЗЗ, при которых целесообразно их судебное оспаривание можно говорить, если:
- ПЗЗ явно ограничивают права собственников без какого-либо разумного обоснования;
- В ПЗЗ допущены ошибки технического характера.
В свою очередь в случаях, когда ПЗЗ не соответствуют интересам владельца участка, но при этом отсутствуют явные формальные нарушения – целесообразнее ставить вопрос о внесении изменений в ПЗЗ.
Например, об установлении возможности нового строительства для участков в зоне «Ф» по ПЗЗ Москвы.
В рамках данной процедуры представляется возможным доказать, что предлагаемые изменения соответствуют не только пожеланиям конкретного землепользователя, но и публичным интересам – гармоничному развитию населённого пункта, привлечению инвестиций и т.д.
Правила землепользования и застройки являются нормативно-правовым актом, оспаривать их необходимо в судах общей юрисдикции. Для некоторых регионов (например, для г. Москвы) это делает судебное оспаривание крайне неэффективным.
Можно выделить нижеследующие наиболее характерные нарушения при принятии ПЗЗ:
Данные обстоятельства являются основанием для заявления возражений при принятии правил землепользования и застройкиво время процедуры публичных слушаний либо могут выступать основанием оспаривания ПЗЗ после их принятия.
Содержание
- 0.1 Территориальное зонирование ПЗЗ не соответствует сведениям Генерального плана о функциональном зонировании территории
- 0.2 ПЗЗ относит земельный участок к двум и более территориальным зонам
- 0.3 ПЗЗ содержит информацию об иных ограничениях использования земельного участка
- 0.4 ПЗЗ устанавливает параметры разрешённого строительства, не допускающие застройку земельного участка
- 0.5 Допущено грубое нарушение порядка принятия ПЗЗ
- 1 Баханов Дмитрий Михайлович
- 2 Несоответствие границ земельного участка кадастровому паспорту
- 3 Как изменится процедура
Территориальное зонирование ПЗЗ не соответствует сведениям Генерального плана о функциональном зонировании территории
В соответствии с нормами закона, при установлении территориальных зон ПЗЗ должно учитываться и то, как фактически используется территория на текущий момент, и то, каким образом она должна будет развиваться в дальнейшем, что определяется по функциональному зонированию Генерального плана. Суды толкуют данную норму закона так, что, если территориальное зонирование ПЗЗ не совпадает с функциональным зонированием Генерального плана, содержание ПЗЗ должно быть принудительно откорректировано.
ПЗЗ установили в отношении земельного участка территориальную зону, виды разрешённого использования которой не соответствуют целям предоставления участка.
Вид разрешённого использования до принятия ПЗЗ устанавливался для земельного участка в правоустанавливающих документах (договорах купли-продажи, аренды, где указывается, для каких целей передаётся из государственной собственности земельный участок; издававшихся в 90-е годы актах о предоставлении или о праве на земельный участок и т.п.).
При этом вид разрешённого использования участка по правоустанавливающим документам может противоречить перечню видов разрешённого использования, установленному для территориальной зоны данного участка по ПЗЗ.
Оспаривать ПЗЗ по мотивам несоответствия текущему разрешённому использования земельного участка, при отсутствии иных нарушений, на практике неэффективно.
В данной ситуации следует помнить, что земельные участки и размещённые на них объекты капитального строительства (объекты недвижимости) могут использоваться без приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, закреплённым в ПЗЗ, неограниченно долгое время. Такие объекты недвижимости (или такое использование участка) не должны нести угрозу жизни или здоровью человека или окружающей среде.
Однако, в отношении земельных участков в этом случае запрещена дальнейшая застройка, а для уже возведённых объектов недвижимости запрещена реконструкция, за исключением того случая, когда реконструкция проводится для приведения объекта в соответствие с установленным ПЗЗ новым градостроительным регламентом.
Таким образом, для участков, в отношении которых новыми ПЗЗ была введена зона, не соответствующая их текущему использованию и целям, ради которых участок предоставлялся, запрещена застройка и другие значительные изменения параметров объектов капитального строительства.
Особенно значительные убытки от введения таких ПЗЗ несут арендаторы и собственники земельных участков, которые приобретали землю для строительства.
При этом, собственники таких участков всё же вправе возвести на них объекты, хоть и не отвечающие их первоначальным замыслам, но соответствующих требованиям ПЗЗ (например, если участок покупался с разрешённым использованием «под промышленное производство», а ПЗЗ для участка была установлена «зона торговых объектов», собственник участка может изменить профиль деятельности и возвести взамен промышленного цеха торговое строение, либо передать участок под торговлю в аренду). Между тем, для арендатора таким образом «подстроиться под ПЗЗ» совершенно невозможно, поскольку изменение цели предоставления участка из земель в публичной собственности в договоре аренды, в том числе по соглашению сторон, недопустимо, что не раз подтверждалось судебной практикой.
В данной ситуации арендатор может потребовать от публичного собственника досрочного расторжения договора аренды по мотиву существенного изменения обстоятельств (кроме того, при этом можно взыскать убытки).
В отношении собственников участков, потерявших с принятием ПЗЗ возможность его использования, некоторые суды признают право потребовать у публичного органа выкупить такой участок (однако примеры использования подобного права на настоящий момент отсутствуют).
ПЗЗ относит земельный участок к двум и более территориальным зонам
Распространённой является ситуация, когда при издании ПЗЗ не учитываются текущие границы земельных участков, в результате чего их территория «разрезается» границами территориальных зон, а сами участки попадают в две или более территориальные зоны одновременно.
Данная ситуация напрямую противоречит нормам закона, который предусматривает специальное требование о том, что границы земельных участков и границы территориальных зон не должны пересекаться, т.е. каждый участок может относиться только к одной территориальной зоне.
Если подобное произошло, решение может быть двояким.
Если участок был сформирован в текущих границах до издания ПЗЗ, его правообладатель имеет право оспорить положения ПЗЗ в части установления границ территориальных зон.
По практике, в таких случаях суд признает ПЗЗ в указанной части недействующими, а в случае заявления соответствующих требований административным истцом обяжет орган, уполномоченный на изменение ПЗЗ (специальную комиссию по их подготовке), изменить границы территориальных зон так, чтобы они не пересекали границы земельного участка.
Если же, наоборот, участок был сформирован после введения в действие текущей редакции правил землепользования и застройки, предусматривающей две территориальные зоны для одного участка, оспаривание ПЗЗ будет неэффективным. В данном случае необходимо делить участок по границам зон и/или предъявлять иск о взыскании убытков к Росреестру.
ПЗЗ содержит информацию об иных ограничениях использования земельного участка
Помимо территориальных зон, ПЗЗ содержат также информацию об иных видах зонирования территории, которые также могут накладывать ограничения на использование участка.
Так, ПЗЗ содержат информацию, в том числе, о границах зон с особыми условиями использования территории (природо-охранные, охранные, санитарно-защитные, зоны охраны объектов культурного наследия, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственного водоснабжения), о границах красных линий, полос отвода дорог.
Следует учитывать, однако, что в данной части правила землепользования и застройки лишь отражают сведения о границах таких зон, содержащиеся в специальных актах уполномоченных субъектов; сам орган по разработке ПЗЗ не вправе устанавливать данные границы самостоятельно.
Поэтому информация ПЗЗ о прохождении границы указанных зон может быть оспорена только в случае, если одновременно будут оспорены положения того или иного акта, установившего указанную границу.
ПЗЗ устанавливает параметры разрешённого строительства, не допускающие застройку земельного участка
Права землепользователя могут быть нарушены и в том случае, если территориальные и иные зоны допускают использование участка для нужд, определённых правообладателем. ПЗЗ могут устанавливать ограничения для наиболее важного способа использования участка – его застройки.
В норме, правила землепользования и застройки должны предусматривать набор параметров, характеризующих возможность осуществления строительства: плотность, высотность застройки, нормативные отступы от границ участка при строительстве.
В некоторых же случаях ПЗЗ устанавливает, что параметры строительства установлены «по фактическому использованию», т.е. застройка данного участка запрещена. Именно такой режим установлен для большей части застроенной территории в ПЗЗ Москвы (зона сохраняемого землепользования «Ф»).
В таком случае целесообразно ставить вопрос не о судебном оспаривании ПЗЗ, а об их изменении по заявлению землепользователя.
Однако в иных случаях ПЗЗ могут в принципе не содержать сведений о параметрах застройки.
Тогда при получении градостроительного плана земельного участка велика вероятность увидеть в данном документе взамен параметров разрешённого строительства либо ноль, либо фразу «определяется проектом планировки территории».
Включая данную фразу в ГПЗУ, органы государственной власти и местного самоуправления принуждают землепользователя к подготовке проекта планировки территории – длительной и затратной процедуре, по времени осуществления в некоторых случаях сопоставимой с самим строительством.
Такое содержание ПЗЗ и ГПЗУ может быть оспорено в судебном порядке.
Допущено грубое нарушение порядка принятия ПЗЗ
ПЗЗ могут также быть успешно оспорены в том случае, если будет доказано, что при их принятии была существенно нарушена соответствующая процедура: например, не были проведены публичные слушания, согласования заинтересованных органов и т.д.
Наши услуги: территориальная зона не соответствует цели, вопрос о соответствии генплана и разрешенного использования земли,вопрос о правильности использования земельного участка, обратная сила пзз, какой раздел пзз нужно заказывать для смены вида разрешенного использования.
Источник: //www.2m.ru/uslugi/voprosy-gradostroitelnoj-deyatelnosti/generalnyy-plan-i-pzz/narusheniya-pri-prinyatii-pzz
Баханов Дмитрий Михайлович
Земельные споры возникают на практике на земельных участках различного целевого назначения: для коллективного садоводства, дачного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, строительства и обслуживания жилого дома.
Причины данных споров могут быть порождены как неправильным установлением границ земельных участков на местности, из-за чего фактические границы не соответствуют юридическим, и возникает наложение одного участка на другой, так и неправомерными действиями самих земплепользователей и собственников земельных участков, выражающимися, например, в самовольном занятии части смежного земельного участка, возведении жилых домов, хозяйственных построек, посадке насаждений в нарушение действующих строительных, пожарных, санитарно-гигиенических норм.
Так, например, согласно ТКП 45-3.01-117-2008 «Градостроительство. Районы усадебного жилищного строительства» расстояние от окон жилых помещений до стен дома и хозяйственных построек, расположенных на соседних (смежных) участках, по санитарным и бытовым условиям должно быть не менее 6 м.
Однако если строения возводились ранее, то необходимо руководствоваться правовыми нормами на момент строительства. Например, если строения возводились в 1967 году, нужно исходить из норм СНиП II-К.2-62 (Планировка и застройка населенных мест).
В вышеуказанных случаях могут нарушаться права землепользователей и собственников, которые имеют свое конкретное выражение.
Например, если хозяйственная пристройка на соседнем земельном участке расположена слишком близко к границе смежного участка и стоящему там жилому дому, из-за чего собственник дома лишен возможности доступа к одной из стен дома и не может из-за этого полностью обслуживать строение, производить необходимый ремонт – налицо нарушение права собственности на строение, когда собственник не имеет возможности осуществлять все предусмотренные законом правомочия собственника. Кроме того, в результате указанного нарушения смежный участок может постоянно заливаться из-за стока воды с крыши неправомерно возведенной хозяйственной постройки.
Для установления фактов нарушения соответствующих правовых норм при возведении строений, несоответствия фактических границ земельного участка юридическим, фактов наложения одного участка на другой и т.д. могут назначаться геодезическая, строительно-техническая и иные экспертизы.
При разрешении соответствующего земельного спора лицу, чьи права нарушены, необходимо указать способ устранения препятствий в осуществлении его права собственности (пожизненного наследуемого владения): оборудовать надлежащую систему слива (дренажной системы) на хозяйственной постройке, исключающую залитие смежного земельного участка, снести незаконно возведенное строение и т.д.
Следует также отметить, что само по себе нарушение строительных и иных норм не обязательно влечет снос незаконно возведенных строений.
На практике необходимо доказать, что из-за соответствующих нарушений законодательства при установлении границ земельного участка или возведении строений права собственника (владельца, пользователя ) объекта недвижимого имущества нарушаются настолько, что для их восстановления не существует иного варианта, чем снос.
Нарушение порядка установления и закрепления границ земельного участка на местности, ошибки в исчислении площади земельного участка и установлении границ, обозначенных в правоудостоверяющих документах, либо нарушения прав других землепользователей в результате отвода земельного участка могут являться основанием предъявления требований о признании недействительной государственной регистрации создания, изменения, прекращения, возникновения, перехода прав на земельный участок.
Также необходимо отметить, что земельные споры, по общему правилу, разрешаются областным, Минским городским, городским (города областного, районного подчинения), районным, сельским, поселковым исполнительным комитетом в соответствии с его компетенцией и (или) в судебном порядке.
Однако споры , связанные с правом частной собственности на земельные участки, с наследованием земельных участков, споры между участниками совместного домовладения, лицами, имеющими капитальные строения (здания, сооружения) в общей собственности, и споры, связанные с возмещением убытков, разрешаются в судебном порядке (ст.
92 Кодекса Республики Беларусь «О земле») .
Согласно ст.ст.7,8 Закона «О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним» от 22.07.2002 г.
государственная регистрация создания, изменения, прекращения существования недвижимого имущества а также государственная регистрация возникновения, переход, прекращение права собственности, или ограничения (обременения) права на недвижимое имущество может быть признана недействительной только в судебном порядке.
Источник: //xn--80aabg8cg0c.xn--90ais/blog/91-zemelnye-spory-i-ikh-razreshenie
Несоответствие границ земельного участка кадастровому паспорту
Наиболее существенными характеристиками любого земельного участка, которые определяются как уникальные и позволяют однозначно определить этот участок как объект недвижимости, являются местоположение границ и площадь.
Об этом гласят требования Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» (п.1 статьи 7 ФЗ №221-ФЗ от 24.07.2007 г.).
Возникающая необходимость уточнения местоположения границ и площади земельных участков обусловлена рядом причин. Рассмотрим их.
- Имеющиеся кадастровые сведения о земельном участке не соответствуют нормативным требованиям к описанию местоположения границ земельных участков ( п.3 ст.25 и п.4 ст.27 Закона о кадастре).
- При уточнении местоположения границ земельных участков зачастую фактическая площадь земельного участка, установленная при межевании, не соответствует площади земельного участка, указанной в правоустанавливающих документах на этот участок.
Такие расхождения могут быть как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения площади земельного участка по сравнению со сведениями в документах на него.
Уточнённая площадь земельного участка не должна быть больше площади участка, отражённой в документах и государственном кадастре или акте органа местного самоуправления на величину, большую предельного минимального размера земельного участка.
Минимальный размер земельного участка определяют исходя из п. 1 статьи 33 Земельного кодекса РФ:
предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства устанавливаются законами субъектов РФ, а для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства-нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Предельные минимальные размеры земельных участков, установленные для земель соответствующего целевого назначения в Санкт-Петербурге (Закон Санкт-Петербурга от 18 июля 2007 года N 397-74):
- S min = 300 м2 = 3 сот = 0.03 га — для участков ИЖС
- S min = 600 м2 = 6 сот. = 0.06 га – для участков для ведения дачного хозяйства
- S min = 200 м2 = 2 сот. = 0.02 га — для садоводческих участков
- S min = 18 м2 — для индивидуальных гаражей
- S min = 5 м2 — для размещения временных объектов мелкорозничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания без права возведения на данных земельных участках объектов недвижимого имущества
В каких пределах возможно расхождение площадей земельного участка, указанных в правоустанавливающем документе и на кадастровом плане
- Если уточнённая площадь земельного участка оказалась больше, чем по документам, то земельный участок можно зарегистрировать, если:
S уточн. < (S по док-там + Smin),
- Если уточнённая площадь земельного участка оказалась меньше, чем по документам, то то земельный участок можно зарегистрировать , если:
S уточн. > (S по док-там — Smin) ,
где S min — предельный минимальный размер земельного участка, установленный для земель соответствующего целевого назначения.
Пример 1
По наследству на садоводческий земельный участок в Ленинградской области значатся 6 соток, а на новом плане площадь участка составляет 12 соток:
- Sфакт. = 12 сот.
- S по док-там = 6 сот.
- S факт.. > S по док-там
- S min = 500 м2 — для садоводческих участков в Ленинградской области
- S уточн. < (S по док-там + Smin) = 6 сот. + 5 сот. = 11 сот.
- Sфакт. > S уточн.
Поскольку кадастровый план является обязательным приложением к правоустанавливающему документу, представляемому для государственной регистрации прав, то при наличии расхождения площадей на плане и в документе регистрирующий орган вправе полагать, что представлен план не того объекта, на который заявляются права, и отказать в регистрации.
Пример 2
Согласно акту органа местного самоуправления, гражданину в Санкт-Петербурге предоставлялось в собственность для строительства индивидуального дома 12 соток., а на новом плане площадь участка составляет 9 соток.
- Sфакт. = 9 сот.
- S по док-там = 12 сот.
- S по док-там.> Sфакт
- S min = 300 м2 (0.03га) – для участков ИЖС в Санкт-Петербурге
- S уточн. (S по док-там — Smin) = 12 сот. — 3 сот. = 9 сот.
- Sфакт. = S уточн.,то есть не превышает уточнённой площади земельного участка. Такой земельный участок подлежит регистрации.
Если предельный минимальный размер земельных участков соотвествующего назначения (ИЖС, садовый, для ведения дачного хозяйства и т.д.) не установлен, уточнённая площадь земельного участка не дольша быть больше чем на 10% площади земельного участка по документам (сведениям в государственном кадастре недвижимости) . Требования ч.1 п.5 ст. 27 Закона о кадастре:
S уточн. < ( S по док-там + 0.1 х S по док-там )
Для случаев, когда сведения о местоположении границ земельного участка отсутствуют как в государственном кадастре недвижимости, так и в правоустанавливащем документе на земельный участок, и земельный участок используется 15 и более лет, а также нет претензий со стороны соседствующих собственников и/или пользователей земельных участков, границы земельного участка определяются и закрепляются по результатам межевания и согласования границ по фактическому использованию.
Нередкими становится и судебный способ разрешения проблемы расхождения фактической площади земельного участка с площадью, указанной в правоустанавливающем документе. Пример можно посмотреть здесь.
Причины отказа в регистрации уточненных границ земельного участка
При кадастровом учёте в связи с уточнением границ земельного участка орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учеёа в следующих случаях (Статья 27 Федерального закона №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» от 24.07.2007 г.):
- имущество, о кадастровом учёте не является объектом недвижимости, кадастровый учет которого осуществляется в соответствии с ФЗ № 221-ФЗ
- объект недвижимости, о кадастровом учете которого представлено заявление, образуется из объекта недвижимости или объектов недвижимости и раздел или выдел доли в натуре либо иное совершаемое при таком образовании действие с преобразуемым объектом недвижимости или преобразуемыми объектами недвижимости не допускается в соответствии с установленными федеральным законом требованиями
- объект недвижимости, о кадастровом учете которого представлено заявление, образован из объекта недвижимости, внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о котором носят временный характер
- с заявлением о кадастровом учете обратилось ненадлежащее лицо
- истек срок приостановления осуществления кадастрового учета и не устранены обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о приостановлении
- межевой план, технический план или акт обследования заверен подписью неуправомоченного лица
- ответ органа государственной власти или органа местного самоуправления на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для кадастрового учета, и соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе
- на момент подачи заявления о кадастровом учете земельного участка истек срок действия утвержденной схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при условии, что образование земельного участка, о кадастровом учете которого подано заявление, осуществляется на основании данной схемы
Орган кадастрового учета принимает решение об отказе в постановке на учет земельного участка также в случае, если:
- размер образуемого земельного участка или земельного участка, который в результате преобразования сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок), не будет соответствовать установленным в соответствии с федеральным законом требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков
- земельный участок образован из земельных участков, относящихся к различным категориям земель, за исключением установленных федеральным законом случаев
- в порядке, установленном Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», в орган кадастрового учета поступили возражения относительно размера и местоположения границ земельного участка, выделяемого в счет доли или долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, и в составе документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета, отсутствуют документы, подтверждающие снятие указанных возражений
- площадь земельного участка, выделяемого в счет доли или долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, больше площади такого земельного участка, указанной в соответствующем утвержденном проекте межевания земельного участка или земельных участков, более чем на десять процентов
- граница земельного участка, о кадастровом учете которого представлено заявление, не считается согласованной, если такое согласование предусмотрено настоящим Федеральным законом, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом
При кадастровом учете в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета также в случае, если такое изменение не обусловлено образованием земельного участка или уточнением его границ.
При кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета также в случае, если:
- в результате данного кадастрового учета площадь этого земельного участка, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с федеральным законом для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости
- при уточнении местоположения указанных границ нарушен установленный настоящим Федеральным законом порядок согласования местоположения границ земельных участков или местоположение указанных границ в соответствии с настоящим Федеральным законом не считается согласованным, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, или случая признания местоположения указанных границ уточненным в порядке разрешения земельного спора о местоположении границ земельного участка
Источник: //liner-rostov.com/nesootvetstvie-granits-zemelnogo-uchastka-kadastrovomu-pasportu/
Как изменится процедура
У владельцев земельных участков, на которых построены незарегистрированные коттеджи и загородные домики, осталось совсем мало времени, чтобы в упрощенном порядке оформить все необходимые документы. Сделать это можно до 1 марта нынешнего года. А далее процедура изменится.
О нюансах нового порядка оформления в собственность загородной недвижимости и почему “дачная амнистия” завершилась раньше срока, “Российской газете” рассказал генеральный директор Московского областного БТИ Александр Беднягин.
Александр Павлович, в прошлом году “дачную амнистию” продлили до 1 марта 2020 года. А сейчас получается, что она завершилась раньше срока. Как так получилось?
Александр Беднягин: Давайте, прежде всего, вспомним историю “дачной амнистии”. Впервые она была объявлена в 2006 году.
Почему в Подмосковье стали реже грабить дачи
Это упрощенный порядок оформления прав граждан на объекты недвижимого имущества. При таком порядке, например, ранее не требовалось получение разрешения на ввод в эксплуатацию объектов индивидуального жилищного строительства. “Дачная амнистия” неоднократно продлевалась. Последний раз, действительно, до 1 марта 2020 года.
Но она прекратила свое существование еще 4 августа прошлого года, когда изменился весь порядок оформления строительства домов.
Таким образом, срок 1 марта 2020 года с 4 августа 2018 года уже не применяется. Появился новый порядок, и прежние нормы прекратили свое действие. В том числе и для дач.
Введен единый уведомительный порядок строительства и оформления в собственность домов, расположенных на землях для индивидуального жилищного строительства, и домов, находящихся в садоводческих и дачных товариществах.
До 1 марта 2019 года действует переходный период.
При покупке загородного дома надо проверить, есть ли на него все необходимые документы. Иначе его могут снести как незаконную постройку
Насколько после 1 марта усложнится процедура оформления домов в собственность?
Александр Беднягин: Если по упрощенной схеме, которая действует в переходный период, для домов на дачных и садовых участках достаточно было заполнить декларацию и заказать технический план у кадастрового инженера, то после 1 марта уже будет действовать уведомительный порядок. Он заключается в подаче уведомления о планируемом строительстве дома в местную администрацию. После проверки параметров планируемой постройки администрация муниципалитета выдает уведомление о соответствии и застройщик (гражданин) приступает к строительству.
После окончания строительства собственник земельного участка заказывает технический план у кадастрового инженера и направляет его также в администрацию вместе с уведомлением о завершении строительства.
Проблемы с получением уведомлений могут возникнуть у тех владельцев земельных участков, которые возвели дома с нарушением установленных градостроительных норм и правил.
Отступи на три метра
Каких, например?
Александр Беднягин: В первую очередь большая часть отказов администрации связана с несоблюдением при строительстве отступов от границ земельного участка – это три метра.
В России полностью исчезнут дачи
Но дом уже стоит или в процессе строительства, что же делать? Сносить, перестраивать?
Александр Беднягин: Если отступы не соблюдены, придет ответ о несоответствии возводимого дома градостроительным нормам. Что делать? Можно попробовать реконструировать объект, чтобы привести его в соответствие, или в судебном порядке зарегистрировать на него права.
В случае если собственник не предпримет никаких действий, дом может быть признан самовольной постройкой. Как следствие – снос за счет собственника земельного участка.
Как вы уже сказали, соблюдение отступов от границ участка очень важный момент. А где застройщик может найти информацию?
Александр Беднягин: В правилах землепользования и застройки. Они в каждом муниципалитете свои и размещены на сайтах администраций.
Стандартный отступ для жилого дома, повторюсь, это три метра от границы земельного участка. То есть дом можно строить именно на этом расстоянии. Здесь я бы обратил особое внимание на важность термина “границы земельного участка”.
“Дачная амнистия” прекратила свое существование еще в августе 2018 года, когда вступил в силу новый порядок оформления загородных домов в собственность
Необходимо, чтобы ваш земельный участок имел границы, иначе корректно рассчитать отступы будет затруднительно. Для установления границ земельного участка, право на который уже зарегистрировано, необходимо заказать межевой план у кадастрового инженера и подать документы в Росреестр. Установленные границы позволят избежать и споров с соседями.
Получить согласования
Помимо отступов на что еще должен обращать внимание застройщик?
Александр Беднягин: На соответствие стройки общим нормам: в высоту можно строить не более 20 метров, не более трех надземных этажей.
Кроме того, обязательно нужно выяснить, не находится ли ваш участок в какой- либо зоне, ограничивающей строительство.
Это могут быть зоны аэропортов, водоохранные зоны, участок может располагаться по соседству с объектом культурного наследия. В таких случаях необходимо проходить дополнительное согласование.
С аэропортом?
Александр Беднягин: Да, если участок находится в зоне аэропорта. А если в водоохраной зоне, то необходимо обращаться в территориальное управление Федерального агентства по рыболовству.
Если вы только намечаете строительство, то целесообразно заказать градостроительный план земельного участка, например в Московской области через региональный портал госуслуг.
В этом документе будут перечислены все ограничения, которые существуют по вашему участку или отсутствуют.
А если у человека уже давно построен дом или дача? Получается, местные администрации могут затребовать дополнительное согласование, если участок расположен в какой-либо ограничительной зоне.
Александр Беднягин: Дополнительное согласование потребуется. И это, конечно, займет дополнительное время.
С каждым годом в Единый государственный реестр недвижимости вносится все больше информации о границах различных зон, где строительство ограничено. Поэтому, конечно, собственникам становится сложнее, и необходимо до строительства получить максимально полную информацию о возможности использования своего земельного участка.
Если согласование получить не удастся, придется идти в суд.
Налоги растут с годами
Зачем нужно переводить загородную недвижимость в другую категорию
Если понимать буквально уведомительный порядок, то выходит, что главное – заявить о своем намерении начать стройку. Но по вашим словам выходит, что все-таки ответ от администрации нужно дождаться.
Александр Беднягин: Желательно дождаться. Важно понимать, что если предоставленные вами параметры строительства войдут в противоречие с нормами и правилами, не только вам придет уведомление о несоответствии.Оно направляется в органы строительного и земельного надзора. Это означает, что участок попал в список тех, кого будут проверять на незаконные действия.
Если администрация все согласовала, стройку надо завершить в течение 10 лет? А если не уложился в этот срок?
Александр Беднягин: Автоматически уведомление не продлевается. Придется заново проходить всю процедуру. 10 лет – большой срок, по земле могут произойти какие-то изменения.
К тому же стоит помнить, что в Налоговом кодексе в отношении земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, существует норма о том, что по истечении десяти лет с даты регистрации прав на участок и вплоть до госрегистрации права на построенные объекты ставка земельного налога вырастает в два раза. Когда строительство завершено, кадастровым инженером готовится техплан, который вместе с новым уведомлением о завершении стройки подается опять же в местную администрацию.
Если параметры заявленного строительства совпадут с тем, что построено и согласовано в уведомлении, местные власти сами отправят все документы в Росреестр или выдадут заявителю полный комплект для самостоятельной подачи в Росреестр.
На самом деле, это очень удобно. Особо стоит обратить внимание на тот факт, что законом предусмотрен срок, когда нужно подать уведомление о завершении стройки. Не позднее месяца с момента окончания строительства.
А будут ли чиновники выезжать в поселки или садоводческие объединения, чтобы лично удостовериться, то ли человек в итоге построил?
Александр Беднягин: По Градостроительному кодексу предусмотрен осмотр объекта в том случае, если он расположен в границах исторического поселения.
В Московской области их порядка 20. Например, Зарайск, Коломна. Тогда важно соблюсти требования к внешнему облику здания. В иных случаях на место могут выезжать представители строительногоо и земельного муниципального контроля.
В целом же все важные сведения чиновники узнают из техплана. За указанные в нем сведения каждый кадастровый инженер по закону несет административную и уголовную ответственность. Поэтому рекомендую ответственно подойти к выбору исполнителя кадастровых работ.
“Земельная амнистия” остается
В процессе оформления земельных участков с 1 марта что-то меняется?
Александр Беднягин: При оформлении земли мы отталкиваемся от 30 октября 2001 года. Эта дата вступления в действие Земельного кодекса. Поэтому те земельные участки, которые граждане получили, можно оформить в упрощенном порядке, и срок его действия не ограничен.
Получается, “земельная амнистия” сохраняется?
Александр Беднягин: Что касается земли, полученной до вступления в силу Земельного кодекса, то да.
Что касается иных земельных участков, то они оформляются в общем порядке. Он подробно описан в Земельном кодексе. Там же определены случаи, когда это можно сделать бесплатно.
Например, это можно сделать гражданину, которому земельный участок предоставлен в безвозмездное пользование для жилищного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства.
Но для этого одновременно должны быть соблюдены условия: истек пятилетний срок со дня предоставления, гражданин использовал участок в соответствии с установленным разрешенным использованием.
А участки в садоводческих и дачных товариществах?
Александр Беднягин: Если участок был предоставлен до начала действия Земельного кодекса, то в собственность он оформляется бесплатно. Но участок должен быть распределен дачнику по решению общего собрания. Но эта норма ограничена сроком и действует до 31 декабря 2020 года.
Такое строение, конечно же, оформлять в собственность не стоит, а вот капитальный домик – обязательно. Сергей Михеев/РГ
Не рискуйте – снесут
А кто принимает решение о сносе самостроя?
Александр Беднягин: Если речь идет о жилом или садовом доме, или об объекте, право на который уже зарегистрировано, решение о сносе принимает только суд. Инициатором заявления может быть местная администрация.
И в каком случае администрация может инициировать такое обращение?
Александр Беднягин: Когда, например, постройка возведена на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем такого объекта. Или не были получены необходимые для строительства согласования и разрешения.
Расходы, связанные со сносом объекта незаконного строительства, ложатся на собственника земельного участка. За счет государства сделать это не удастся!
При покупке загородной недвижимости также важно обращать внимание, в каком состоянии находится ее правоустанавливающие документы.
Если вам предлагают купить участок, на котором стоит дом, но документов на него нет, значит, вы покупаете только права на участок, права на постройку у вас не возникает. Дом без документов – это самовольная постройка.
Поэтому все риски того, что дом признают самовольной постройкой, становятся вашими.
Законопроект
В Госдуму внесен законопроект, в котором предлагается продлить “дачную амнистию” еще на год, то есть до 1 марта 2020 года.
Московское областное БТИ, как эксперт отрасли, также считает необходимым продление срока упрощенного порядка. Хотя бы до осени 2019 года, до закрытия дачного сезона.
“С учетом специфики кадастровых работ, – отмечает гендиректор МособлБТИ Александр Беднягин, – необходимых для оформления дома, подготовка технического плана в зимний период требует больше времени, а в ряде случаев невозможна из-за отсутствия доступа на земельный участок”.
В зимний период большинство домов в садоводческих товариществах пустуют, чистка дорог и уборка снега не проводится. Попасть на такие участки кадастровому инженеру зачастую невозможно.
А подготовка технического плана на дом без обмеров и координирования постройки является грубым нарушением законодательства, предупреждает эксперт.
“Разумное продление упрощенного порядка до осени 2019 года позволит большинству граждан оформить свои постройки”, – подчеркнул Александр Беднягин.
Источник: //rg.ru/2019/02/14/kak-izmenitsia-procedura-dachnoj-amnistii-posle-1-marta.html