Последствия не явки на рассмотрение протокола по статье 12 15 ФЗ?

Источник: //studme.org/206856/pravo/rassmotrenie_dela_administrativnom_pravonarushenii

Кодекс административного судопроизводства РФ

Добро пожаловать на сайт «Кодекс административного судопроизводства РФ». Здесь вы найдёте полный текст действующей редакции кодекса со всеми изменениями на 2019 год, комментарии к статьям КАС РФ и другие тематические материалы и документы.

Переход к любой статье кодекса осуществляется через оглавление на главной странице, через меню в левой части сайта или через систему поиска информации по статьям КАС РФ.

Кроме того у нас Вы сможете получить бесплатную юридическую консультацию по любым вопросам.

Кодекс об административном судопроизводстве является одним из самых молодых кодифицированных документов России. Он принят в 2015 году. Основной функцией кодекса является регулирование взаимоотношений лиц, вовлечённых в процесс судопроизводства по делам административного характера.

Задачи и принципы

Действие КАС РФ касается всех категорий административных дел и распространяется на суды общей юрисдикции, а так же на последующие инстанции – апелляционную, кассационную и надзорную (ст. 2). Поскольку административные дела отличаются разнообразием тем и ситуаций, кодекс допускает рассмотрение дел, не предусмотренных нормами данного кодекса по принципам аналогии закона и права.

Регулируя взаимоотношения в сфере административного судопроизводства, кодекс решает задачи (ст. 3):

  • обеспечения прозрачности и доступности судебных процессов в сфере административных правонарушений;
  • защиты нарушенных прав физических и юридических лиц;
  • профилактики правонарушений в сфере административного судопроизводства.

В части основных принципов судопроизводства КАС не содержит существенных отличий от других кодексов, регламентирующих судебные процессы и сопутствующие им явления в других сферах права. В административном судопроизводстве декларируются (ст. 6):

  • всеобщее равенство перед законом;
  • независимость судей;
  • гласность;
  • справедливость;
  • законность;
  • равноправие;
  • состязательность;
  • разумность сроков рассмотрения дел.

Правом обращения в суд по административным делам обладают все лица, чьи интересы затронуты действием или бездействием органов госвласти и должностных лиц в зоне российской юрисдикции. При этом граждане России, иностранцы, люди без гражданства пользуются равными правами.

Основные блоки кодекса

Все нормативы кодекса можно разделить на несколько блоков, связанных единой логической цепочкой обеспечения задач и принципов судопроизводства.

  1. Основы судопроизводства в сфере административного права. Этот блок представляет собой декларацию и расшифровку предмета, задач и принципов кодекса.
  2. Категории дел, рассматриваемых судами разного иерархического положения. КАС РФ содержит описания признаков дел, которые могут рассматриваться мировыми, военными, районными, верховными судами. Кроме того, регулируется рассмотрение дел с участием иностранных лиц, по нескольким взаимосвязанным искам, по исключительной подсудности.
  3. Суд и судебный процесс. Этот обширный блок объединяет в себе общие для судов всех инстанций правила и нормы формирования состава суда, проведения самого процесса, определения прав и обязанностей участников.
  4. Производство по отдельным категориям дел. Данной теме посвящен четвёртый раздел кодекса. К таким делам относится оспаривание юридически значимых документов, кадастровой стоимости недвижимости, прекращения деятельности политической партии и т.п.
  5. Исполнение решений, вынесенных судами разных инстанций. Данный блок включает в себя перечень действий от выдачи исполнительного листа до поворота исполнения.

В этих блоках содержатся нормативы, характерные для всех федеральных законов, регламентирующих процесс судопроизводства. Кроме того, каждый кодекс подобного назначения создан для того, что бы определить специфику определённой сферы юридического регулирования.

Специфические категории дел

Несмотря на то, что административное право регулирует взаимоотношения в области управленческой деятельности, тематический диапазон рассматриваемых дел обширен.

В соответствии с нормами статьи 208, каждое юридическое или физическое лицо вправе подать иск о полном или частичном оспаривании решения органов госвласти.

Кроме того, данным правом обладают избирательные комиссии, общественные организации, прокуроры, руководители исполнительных органов государственной или муниципальной власти, Правительство и Президент РФ.

Исключение составляют только такие решения, которые надлежит обжаловать в конституционных судах. Встречные иски в этом случае не допускаются.

Статья 239 регламентирует процедуру обращения в суд при нарушении избирательных прав.

С исковым заявлением об оспаривании решений, действий, бездействий госорганов или должностных лиц исполнительной власти могут обратиться в суд любые перечисленные в ст. 208 субъекты права.

Иск, направляемый от имени депутатов законодательного органа, может быть принят только при условии, что количество заявителей представляет мнение не менее одной трети от численности всех членов данного органа.

Поскольку система кадастра является частью государственного управления, то оспаривание решений этого органа находится в сфере полномочий судов, рассматривающих административные дела. Чаще всего обжалуют кадастровую стоимость объекта. Иски такого рода принимаются от любых физических и юридических лиц, в том числе и органов госвласти (ст. 245 КАС РФ).

Две главы кодекса (30 и 31) посвящены проблемам госпитализации людей в принудительном порядке в психиатрические и противотуберкулёзные клиники.

Решение о принудительном лечении в специальных учреждениях может быть принято на основании уже проведённого обследования и поставленного диагноза. Если диагноз не поставлен или он вызывает сомнение, то суд сначала выносит решение о медицинском освидетельствовании человека.

В рамках административного судопроизводства не рассматриваются дела по психически больным людям, совершившим преступления (ст. 274).

Что касается принудительного лечения людей, страдающих заразными формами туберкулёза, то решение суда необходимо для ситуаций злостного уклонения от лечения. Статья 281 содержит все требования, предъявляемые к данной категории дел. Подать исковое заявление в этом случае могут только представители противотуберкулёзного медицинского учреждения, в котором на учёте состоит данный человек.

Завершение судебного процесса

В большинстве своём они подлежат исполнению только после вступления в законную силу (статья 352 КАС России). Данный кодекс описывает гибкую систему сроков реализации исполнительных листов. Он может быть выдан (ст. 356):

  • в течение трёх лет с даты вступления в законную силу;
  • с первого рабочего дня после вынесения решения;
  • на протяжении трёх месяцев в случае восстановления пропущенных сроков;
  • со дня возобновления действия исполнительного листа при отсрочке или приостановлении исполнения;
  • с момента возобновления действия листа в случае возврата документа в суд в связи с невозможностью его выполнения.

Действия или бездействия судебных приставов могут быть оспорены (ст. 360). В случае отмены судебного акта, по которому был выдан исполнительный иск, производится поворот исполнения, то есть возврат лицу всего взысканного имущества (ст. 361).

Таким образом, кодекс административного судопроизводства регламентирует целый комплекс действий, связанных с судебными процессами по административным правонарушениям.

При этом его действие не ограничивается только собственно рассмотрением дел в суде.

Поскольку исполнение решения суда входит в обязанность судьи, то и кодекс определяет порядок доведения судопроизводства до логического конца.

При подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в соответствии со ст. 29.

1 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо выясняют: относится ли к их компетенции рассмотрение данного дела; имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом; правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные КоАП РФ, а также правильно ли оформлены иные материалы дела; имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу; достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу; имеются ли ходатайства и отводы.

В силу ст. 29.4 КоАП РФ могут быть вынесены определения: о назначении времени и места рассмотрения дела; о вызове лиц (ст. 25.1—25.

10 КоАП РФ), об истребовании дополнительных материалов, о назначении экспертизы; об отложении рассмотрения дела[1]; о возвращении материалов в случае неправильного составления и оформления либо неполноты материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.

Из судебной практики

При таком положении дел КоАП РФ наделяет суд контрольной функцией и возлагает на него обязанность оценивать доказательства до рассмотрения дела по существу. Подобные полномочия нс соответствуют принципам состязательности арбитражного процесса и беспристрастности арбитражного суда (ст. 9 АПК РФ).

Так как основания возвращения искового заявления, безусловно относящиеся к «конкретным правилам осуществления судопроизводства» и предусмотренные в ст. 129 АПК РФ, не включают обстоятельства, перечисленные в п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ, арбитражный суд не вправе возвращать заявление по основанию, предусмотренному п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ. В данном случае ч. 1 ст. 29.

4 КоАП РФ не должна применяться как противоречащая ч. 1 сг. 129 АПК РФ[2].

Также могут быть вынесены определения о приводе, о передаче материалов на рассмотрение по подведомственности.

Из судебной практики

Недопустимо без вынесения определения решать вопрос о назначении иного времени рассмотрения дела, на которое первоначально вызывались участники ПДАП, и рассматривать дело в их отсутствие, когда после прибытия на рассмотрение дела им было устно объявлено о переносе срока рассмотрения, а фактически было вынесено постановление по делу об административном правонарушении[3].

На данном этапе при наличии обстоятельств, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, выносится постановление о прекращении ПДАП.

Общий срок рассмотрения дела об административном правонарушении составляет 15 дней (ст. 29.

6 КоАП РФ)[4] со дня получения органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела либо материалов, полученных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи.

Дело об административном правонарушении рассматривается в двухмесячный срок со дня получения судьей материалов дела.

В случае поступления ходатайств от участников ПДАП либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела срок его рассмотрения может быть продлен рассматривающими дело, но не более чем на один месяц, о чем выносится определение. Срок может быть продлен неоднократно. Однако в этом случае общий период, на который осуществляется продление, не должен превышать одного месяца, а срок рассмотрения дела с учетом продления не может составлять более трех месяцев[5].

Продление иных, сокращенных, сроков рассмотрения дел недопустимо.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.1—5.25,5.45—5.52,5.56, 5.58, 5.69 КоАП РФ, рассматриваются в пятидневный срок. Продление указанного срока не допускается.

Дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест либо административное выдворение, рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, — не позднее 48 ч с момента его задержания.

Из судебной практики

Вопрос 4. Вправе ли судья рассмотреть по существу дело об административном правонарушении, за совершение которого предусматривается административное наказание в виде административного ареста, в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности?

Ответ.