Несколько родителей в Приморском крае решили отомстить обидчику их детей. Разборка между местным хулиганом и несколькими взрослыми произошла в школьном туалете. После нескольких безрезультатных жалоб на поведение ребенка родители других детей перешли на крайние меры: опустили мальчика головой в унитаз.
Итогом этого столкновения стали арест отца, вершившего самосуд, и увольнение директора школы. Юный хулиган вернулся в школу, убежденный в своей безнаказанности. Как найти управу на агрессивных детей, мешающих всему классу, и какие последствия ждут родителей, решившихся на самоуправство, — в материале «Известий».
Содержание
- 0.1 Гроза школы
- 0.2 Кто раньше переведется
- 0.3 Списали на коллективную ответственность
- 0.4 Систематическая неуправляемость
- 1 Делите ребенка бережно!
- 2 Хулиганство, буллинг, вымогательство: за что могут ответить несовершеннолетние?
- 3 Советы психолога: Как научить ребенка справляться с конфликтами
- 4 Школьный скандал в Нижнекамске: «Сами лохи, раз отдают деньги»
Гроза школы
Историю, произошедшую в городе Большой Камень, на первый взгляд трудно назвать уникальной. Малолетние отморозки, которые кошмарят школьный коллектив и угрожают другим детям, живут во многих российских городах. Однако до рукоприкладства со стороны других родителей дело доходит в исключительных случаях.
Пятиклассник Андрей К. (имя изменено. — Прим. ред.), который до сих пор держит школу в страхе, приносил с собой нож для того, чтобы резать куртки и рюкзаки других детей. По словам родителей, оружие он использовал и в драках с детьми.
После одной из таких стычек одноклассницу хулигана отправили в больницу с подозрением на разрыв селезенки. Но никаких санкций в отношении хулигана предпринять не смогли. Из-за возраста его нельзя привлечь к ответственности.
Зная о том, что никакого наказания не последует, пятиклассник постоянно бравирует этим перед всей школой.
Родители детей, которых мальчик систематически избивал и калечил, неоднократно писали жалобы в комиссию по делам несовершеннолетних, директору и завучу. Но все эти обращения не дали результата. По словам членов родительского комитета, в администрации учебного заведения ответили, что мальчик будет учиться в школе до тех пор «пока его не посадят».
Кто раньше переведется
Добиться того, чтобы агрессивный ребенок был исключен из обычной школы, непросто. На практике из школы скорее уходят дети, ставшие жертвами агрессии, нежели те, кто ее инициирует. Так и в приморской школе уже несколько детей перевелись из-за невозможности воздействовать на поведение неуправляемого пятиклассника.
«Пришла мама, она перевела в 4-й класс свою дочку Доминику. У нее болезнь, порок сердца. Ее вообще трогать нельзя, а он ее ударил. Насколько сильно, я не помню, но после этого инцидента в 4-м классе мама перевела дочку в другую школу.
Еще одна мама также перевела своего ребенка из этого класса», — рассказала мама одного из учеников. По ее словам, за четыре месяца родители трижды обращались с заявлениями в полицию по факту избиения детей.
Мальчик, которого родители окунули в унитаз, сразу после случившегося попал в больницу, но уже через два часа после инцидента появился на улице с торжествующим видом.
«Когда он обижал детей, на это никто никак не реагировал. А как только обидели его — сразу приехали и все сразу: и «скорая», и полиция, и телевидение.
И он почувствовал эту вседозволенность снова», — добавила член родительского комитета класса.
Раньше она общалась напрямую с матерью хулигана, но после того, как ее арестовали по обвинению в убийстве, воспитывать мальчика стала бабушка. Она наотрез отказывается идти на контакт с другими родителями.
«Про маму я ничего плохого сказать не могу, она нормально реагировала на звонки. Когда она была опекуном, она решала конфликт. Это ненадолго, но хватало. На месяц-два. У нас рюкзак он два раза рвал. Я ей один раз звонила, потом второй. Но она реагировала, говорила: «Да, разберемся, извините, пожалуйста», — рассказала мама одного из учащихся.
Ее сын, неоднократно становившийся свидетелем школьных побоев, поделился подробностями происходящего. Жертвами издевательств, по его словам, становятся как младшие дети, так и старшеклассники.
«Он вымогал деньги у одиннадцатиклассника, у моего троюродного брата разбил телефон. Мальчиков бьет, пугает их, вымогает тоже деньги. Но чаще всего бьет, обзывает матом и другими ругательствами. Так делает с каждым, кто попадется ему на пути. Мне он разрезал куртку, плевал на рубашку. Ногами меня не бил, но обзывал и орал», — сообщил в беседе с «Известиями» учащийся школы №2.
Списали на коллективную ответственность
Вину за произошедшее возложили на учителей и директора школы. По распоряжению мэрии города их уволили на следующий день после случившегося. В городской администрации уточнили, что первое заявление о конфликтах в классе было получено за день до происшествия, до этого в управление образования города и к руководству школы не обращались.
Родители, напротив, утверждают, что во время классных собраний тема поднималась неоднократно. Последнее собрание произошло как раз за день до того, как папа одной из школьниц вместе с другими родителями решили воздействовать на хулигана на языке силы. На видеозаписи, снятой после конфликта школьника с родителем, стены школьного туалета выглядят как после бойни.
Кто-то размазал кровь по стенам и двери.
По факту нападения родителя на школьника возбуждено уголовное дело по ст. 116 УК («Нанесение побоев или иных насильственных действий, причинивших физическую боль из хулиганских побуждений»), сообщает следственное управление по Приморскому краю.
Подобные деяния наказываются обязательными работами на срок до 360 часов либо лишением свободы на срок до двух лет. Проверкой данного инцидента занимается и региональная прокуратура.
22 февраля Сергея Козлова задержали по подозрению в нанесении побоев и поместили в СИЗО.
«Надзорные мероприятия проводятся прежде всего в отношении образовательного учреждения, на территории которого произошел данный случай. В том числе в части организации профилактической работы с учащимися.
Кроме этого, в рамках проверки будет дана оценка и непосредственно деятельности органов системы профилактики правонарушений несовершеннолетних», — рассказала старший помощник прокурора Приморского края Елена Телегина.
По мнению адвоката Ирины Дюбиной, возбуждение уголовного дела в данном случае избыточная мера. Как правило, аналогичные правонарушения квалифицируются по административной статье.
«На мой взгляд, действия взрослых в отношении несовершеннолетнего можно квалифицировать по статье 6.1.1 Кодекса об административных правонарушения (КОАП). Речь идет не о побоях как таковых, а о «нанесении иных насильственных действиях, причинивших физическую боль».
Согласно закону, виновникам грозит штраф в размере от 5 до 30 тыс. рублей, либо арест на срок от 10 до 15 суток, либо обязательные работы на срок от 60 до 120 часов», — рассказала «Известиям» адвокат Ирина Дюбина.
По словам правоведа, последний способ решения проблемы с агрессивным несовершеннолетним — самосуд.
«Наиболее эффективным правовым инструментом на сегодня я считаю коллективные обращения родителей, общественности к должностным лицам образовательных учреждений, а также запись на личный прием к начальнику райотдела. У государства есть инструменты воздействия на таких детей. Один из них — постановка на учет», — говорит Дюбина.
Систематическая неуправляемость
В распоряжении «Известий» оказался документ, свидетельствующий по крайней мере об одном нападении пятиклассника Андрея К. на школьника. Согласно постановлению об отказе в возбуждении уголовного дела, 10 декабря 2018 года в коридоре Илья А.
(имя изменено) попытался разнять драку, в которой участвовал всё тот же К. и другой мальчик. Илья удерживал скандально известного ученика, а его товарищ — второго драчуна. В этот момент Андрей К. и нанес удар кулаком прямо в висок миротворцу.
Вечером парень рассказал всё матери, и они поехали в медучреждение, где был поставлен диагноз: ушиб мягких тканей головы и параорбитальная гематома слева.
Сотрудникам подразделения по делам несовершеннолетних, проводившим проверку, К. заявил, что Илье досталось случайно.
Итогом разбирательства стало составление протокола об административном правонарушении, предусмотренном статьей 5.35 КоАП в отношении бабушки Андрея К. — Натальи Шаповаловой.
Минимальный возраст, с которого может наступить уголовная ответственность для несовершеннолетнего, — 14 лет, причем речь идет лишь о тяжких составах преступления либо об очевидных, таких как, например, кража. В остальных случаях возрастом уголовной ответственности считается 16 лет. Такой же возраст ответственности установлен для нарушителей КоАП РФ.
Это не значит, что проделки школьников останутся безнаказанными.
Неадекватное противоправное поведение лица, не достигшего административной и уголовной ответственности, должно рассматриваться на заседании комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, которые действуют при органах местной исполнительной власти. Комиссия вправе применить в отношении трудного подростка различные меры воздействия, в том числе направить его в специализированное учебно-воспитательное учреждение.
Автор цитаты
В соответствии с законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Комиссия по делам несовершеннолетних — коллегиальный орган системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
В состав комиссии входят представители общественных объединений, религиозных конфессий, специалисты по работе с несовершеннолетними, депутаты, авторитетные педагоги, психологи, медики, имеющие опыт работы с детьми. Членами комиссии, как правило, становятся руководители государственных муниципальных органов власти, служб и учреждений профилактики.
В систему входят правительственная КДН и ЗП, комиссии, созданные высшими органами власти субъектов, комиссии, созданные местным самоуправлением (районные, муниципальные).
Непосредственно с этим органом исполнительной власти взаимодействуют подразделения полиции, в первую очередь — подразделения по делам несовершеннолетних райотделов полиции.
Поэтому довольно странным выглядит заявление заммэра Большого Камня о том, что они были не в курсе ситуации, которая творилась в школе №2, а конкретно о противоправном поведении ученика Андрея К. Полиция о случаях нарушения обязана уведомлять КДН.
К тому же в отношении бабушки был составлен протокол о неисполнении обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего (статья 5.35 КоАП) — это одно из оснований для того, чтобы семьей заинтересовались в местном отделе опеки и попечительства.
Однако никаких профилактических мер к семье и подростку применено не было. В случае если бабушка признается, что не справляется с воспитанием внука, то это может стать серьезным доводом в пользу принятия решения об изоляции мальчика.
Всё же помещение ребенка в специальное учебное учреждение — мера достаточно радикальная для драчуна и хулигана. В закрытый интернат ребенок может быть помещен только по решению суда за совершение тяжких и особо тяжких преступлений.
В случаях если выносится постановление об отмене возбуждения уголовного дела в связи с тем, что виновный не достиг 14-летнего возраста, его судьбой занимается региональная комиссия по делам несовершеннолетний.
По итогам проведения психиатрической экспертизы, а также с учетом тяжести совершенного деяния специалисты комиссии решают, отправлять ли ребенка в закрытый интернат или же в больницу при обнаружении расстройства.
Мнения других родителей, пусть даже ими движет желание защитить своих детей от нападок, не являются достаточным основанием для того, чтобы выгонять непослушного ребенка из школы. А лица, принимающие решения, должны учитывать и его интересы в том числе.
Перевод всех агрессивных детей в закрытые интернаты не спасет ситуацию и не сделает их послушнее. Оказавшись в среде себе подобных, дети с трудностями в поведении чувствуют большую озлобленность в отношении тех, кто их туда поместил.
Из-за этого после выпуска многие из них теряют доверие к обществу и связывают свою жизнь с криминалом.
24 февраля Сергея Козлова освободили из изолятора временного содержания (ИВС). Суд меру пресечения в отношении него так и не принял.
Источник: https://iz.ru/848584/anastasiia-chepovskaia-ivan-petrov-ivan-nosatov/unizhennyi-i-osuzhdennyi-roditeli-okunuli-shkolnika-golovoi-v-unitaz
Делите ребенка бережно!
После развода муж и жена делят не только имущество, сбережения и недвижимость, но и собственных детей. Случается, договориться мирным путем не выходит. Одна из сторон отправляется в суд, требуя оставить ребенка у себя.
Как часто такие иски подают белорусские отцы, чтобы отсудить сына или дочь у бывшей супруги, о том, как и какое решение принимается на этот счет, рассказала адвокат Минской областной юридической консультации N3 Лидия Васильевна Лупаева.
По закону
– Такие дела мы рассматриваем довольно редко. Отцы обращаются скорее в исключительных случаях. Например, жена пьет, ведет аморальный образ жизни, попросту забросила детей…
Подавая иск в суд, мужчина должен доказать, почему бывшая супруга не должна воспитывать ребенка. Юристы делают запрос участковому инспектору, который может подтвердить или опровергнуть обвинения истца. Участковый дает письменный ответ о том, благополучна ли семья, привлекалась ли мать к административной ответственности, если «да», за что именно.
К процессу подключают и Управление образования при администрации района, сотрудники которого выясняют, в каких условиях проживает отец и мать, какие взаимоотношения в «дуэте» ребенок-мать, ребенок-отец. Свои свидетельские показания дают родственники, соседи, учителя и др.
Сотрудники Управления образования делают письменное заключение и передают его в суд, который в первую очередь учитывает интересы ребенка. Когда подтверждается, что женщина не уделяет сыну (дочери) внимания, не занимается его воспитанием – одним словом, не выполнят свои родительские обязательства, иск удовлетворяется. Ребенок остается жить с папой, а мать теперь обязана платить алименты.
Нет оснований
– Случается, для положительного решения суда в пользу отца нет оснований. Мать нормальный человек, вполне способна воспитывать и материально содержать ребенка.
…Если в семье двое детей и оба родителя претендуют на то, чтобы они остались с ним (-ей), то обычно судья приходит к решению: одного – папе, другого – маме.
До суда не доводи
– При разводе, до или после него экс-супруги могут заключить официальный документ – Соглашение о детях. Это взаимный компромисс, который официально оформляется у нотариуса.
В нем указывается, с кем и на чьей жилплощади будут проживать дети, в каком объеме будут выплачиваться алименты (меньше установленной законом суммы нельзя, больше – пожалуйста), как часто, когда и где другой родитель будет видеться с ребенком.
Юридически устанавливаются и другие нюансы вопроса, важные для бывших супругов, которые, меж тем, не перестали быть родителями. Если же люди не могут договориться без споров и конфликтов, то обращаются в суд.
Спросите у ребенка
– Когда «причине спора» – сыну или дочери – уже исполнилось 10 лет, суд интересуется у ребенка, с кем он хочет остаться. Его вызывают в суд и опрашивают в присутствии педагога-психолога.
Когда ребенок постарше, он многое понимает, с ним проще. С малышами не так…
Случается (причем нередко), родители настраивают ребенка друг против друга. Или начинают активно задаривать подарками, давать обещания, идти на какие-то уступки… Но не потому, что сильно его любят и не хотят с ним расставаться, а из желания «насолить» бывшей половине.
Назло «врагу»!
– Когда одна из сторон считает себя обманутой и брошенной, в качестве «возмездия» используют любые цели, даже самые неблаговидные. Начинается деление ребенка «из принципа». Настраивание сына или дочки против мужа (жены). И тут ребенок не цель, а средство! Но он-то любит и папу, и маму, потому получает в этой ситуации психологическую травму.
Когда это случается, стоит отвести ребенка к психологу, который, пообщавшись с ним, сделает выводы и даст письменное заключение – определит истинные его отношения с каждым из родителей. К тому же поможет малышу пережить тяжелый для него период.
Кто богаче?
– Отец может решить: я состоятельный человек, со мной ребенок ни в чем не будет нуждаться: получит все самое лучшее – одежду, образование, качественный отдых. Что может дать ему мать..?
Меж тем уровень дохода родителей не влияет на решение суда. Допустим, мать имеет скромную зарплату, отец по сравнению с ней – очень большой доход. Но только по этой причине ему не отдадут сына или дочь.
Согласно постановлению пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 10 сентября 2004 года N 11 «О практике рассмотрения судами споров, связанных с воспитанием детей»: «Преимущество в материально-бытовом положении одного из родителей само по себе не является безусловным основанием для передачи ему ребенка на воспитание».
Вам отказано!
– По закону права обоих родителей абсолютно равные. На окончательное решение суда о том, с кем из родителей остается ребенок, влияет множество обстоятельств. Допустим, отец в силу должностных обязанностей часто бывает в командировках, тогда решение суда будет не в его пользу. Ведь по объективным обстоятельствам он физически не сможет справляться с родительскими обязанностями.
Но в основном..
– Если родители – нормальные люди, которые по каким-то причинам не могут договориться о дальнейшей судьбе ребенка, чаще по решению суда он остается с матерью.
Уже сложилась такая практика. Возможно, это славянский менталитет, который диктует, что приоритетный родитель для ребенка – всегда мать. Не исключено, что на принятие такого решения оказывает влияние факт: большинство судий у нас женщины.
Но это и определенный элемент недоверия к мужчинам. Увы, по роду службы, мы часто сталкиваемся с ситуациями, когда мужчины бросают семьи, а после и знать не хотят своих детей, не выплачивают алименты. На какие ухищрения только не идут, чтобы недодать ребенку законные 25% от дохода… Будто дают эти средства не сыну или дочке, а своей жене. Адвокаты ведут множество дел по неуплате алиментов.
Но, безусловно, есть и очень хорошие отцы, не в пример их бывшим женам, у которых инстинкт материнства не разбудить ни воспитательными беседами, ни призывами к совести.
Источник: https://www.interfax.by/article/25403
Хулиганство, буллинг, вымогательство: за что могут ответить несовершеннолетние?
Как известно, незнание закона не освобождает от ответственности, однако нередко дети и особенно подростки совершают мелкие преступления, не подозревая о том, что понесут за это какое-то наказание. Впрочем, чаще всего ответственность за поведение ребенка ложится на родителей. Мы решили рассмотреть несколько подобных ситуаций.
Порча чужого имущества
Представим ситуацию: дети повздорили, и один ребенок случайно во время потасовки разбил дорогой смартфон другого. Родители пострадавшего мальчика теперь требуют возместить стоимость испорченной вещи и грозятся подать в суд. Законно ли поступают родители?
Все зависит от того, где произошел инцидент – во дворе в выходной день или в школе. Если в школе (в лагере, на сборах), то ответственность за произошедшее несет администрация учебного или воспитательного заведения, а вот если во дворе – родители ребенка, сломавшего телефон.
Если ребенку нет 14 лет, то возмещать нанесенный им ущерб должны его родители или законные представители; если – от 14 до 18 лет, то причиненный вред он возмещает самостоятельно. При отсутствии у подростка собственных средств данная обязанность возлагается на его родителей или опекунов.
Однако решать подобные споры стоит в юридическом порядке – путем заключения мирового соглашения или через обращение в суд. Чтобы определить сумму ущерба, пострадавшая сторона за свой счет может провести независимую экспертизу, результаты которой будут учитываться судом.
Все вышесказанное касается и порчи муниципального имущества: например, если ребенок, играя в футбол, разбил окно в школе или выбил дверь.
А вот если несовершеннолетний испортил чужое имущество умышленно, то может попасть под административное наказание – штраф в размере от 300 до 500 рублей. Однако санкция может быть наложена только на лиц старше 16 лет.
Предусмотрена за порчу чужого имущества и уголовная ответственность, но только для лиц старше 16 лет и только в том случае, если потерпевшая сторона понесла значительный материальный ущерб, размер которого будет устанавливать суд.
Кража и грабеж
В отличие от порчи имущества, которая может быть совершена неумышленно, кража или грабеж – это всегда умышленное преступление. Его мотивы могут быть разными, от желания получить наживу до банального любопытства, и независимо от того, почему ребенок совершил кражу или грабеж, за поступок придется отвечать либо ему, либо его родителям.
Под кражей подразумевается тайное хищение чужого имущества, под грабежом – то же деяние, но совершенное открыто. В законе также существует такое понятие, как разбой – нападение в целях хищения чужого имущества, но оно относится к более тяжелым преступлениям, и поэтому рассматривать разбой мы не будем.
Представим две ситуации: подросток совершает кражу в магазине и отнимает у одноклассника мобильный телефон. И грабеж, и кража – уголовные преступления, ответственность за которые наступает уже с 14 лет.
Лица, не достигшие этого возраста, уголовной ответственности не подлежат.
Однако с 11-ти лет они могут быть определены в специальные учебно-воспитательные заведения закрытого типа, с целью профилактики и перевоспитания.
За кражу и грабеж, совершенные детьми моложе 14 лет, несут ответственность их родители или опекуны, чаще всего – это штраф и возмещение нанесенного ущерба. Если получится примириться с пострадавшими, есть вероятность обойтись только возмещением ущерба.
Таким образом, за кражу в магазине ребенка не посадят, но ответить за это перед законом придется.
Вымогательство
Под вымогательством в современном законодательстве РФ понимается требование о передаче материальных ценностей под угрозой совершения действий, нарушающих права и законные интересы потерпевшего, или распространения сведений, порочащих его честь и достоинство. Иными словами, это запугивание жертвы с целью отобрать у него деньги или ценные предметы. И, к сожалению, в школах такие ситуации не редкость.
Мы не будем рассматривать вымогательство в крупных размерах, а попробуем разобраться в том, чем чревато «мелкое» вымогательство, когда, например, более сильный ребенок отбирает карманные деньги у того, кто слабее. Такое вымогательство может длиться годами, при этом жертвы оказываются настолько напуганными вымогателями, что молчат обо всем в школе и дома.
Если правонарушителю меньше 14 лет, то материальный вред за него будут возмещать родители. Кроме того, на них будет составлен протокол по ст.5.
35 КоАП РФ «Ненадлежащее выполнение родительских обязанностей», а сам малолетний преступник будет поставлен на учет в Отдел по делам несовершеннолетни. А вот если вымогателю больше 14 лет, то его ждет уголовная ответственность.
По решению суда, правонарушитель может быть освобожден от уголовного наказания, но при этом его все равно ждут меры воспитательного характера – компенсация материального и морального вреда (выплатить который должен сам несовершеннолетний, либо его законные представители, если у подростка нет собственных средств), постановка на учет в Отдел по делам несовершеннолетних и ограничение прав и свобод (например, запрет находиться вне дома в определенное время).
Если вы узнали, что ваш ребенок стал жертвой вымогателей, смело обращайтесь с соответствующим заявлением в полицию. Вымогательство – уголовное преступление, и органы будут обязаны разобраться в ситуации.
Хулиганство
Для начала стоит отметить, что под хулиганством подразумевается демонстративное нарушение общественного порядка, то есть у данного преступления всегда есть свидетели.
Закон четко разграничивает хулиганство и мелкое хулиганство. За хулиганство предусмотрена уголовная ответственность, за мелкое хулиганство – административная.
Мы поговорим о мелком хулиганстве, к которому, например, можно отнести ситуацию, когда ученик нецензурно выражается на уроках, пишет оскорбительные надписи на заборах, стенах или на партах, выбрасывает из окон различные мелкие предметы или кидается ими в прохожих.
Согласитесь, такие поступки нередко совершают школьники, вне зависимости от возраста. И родителям, как и самим детям, нужно понимать, что за подобные шалости они могут нести ответственность.
За хулиганство (ч.1 ст.20.1 КоАП РФ) предусмотрено два вида наказания – штраф в размере от 500 рублей до 1 тысячи, либо арест до 15 суток.
Несовершеннолетние могут быть наказаны только штрафом от 500 рублей до 1 тысячи, либо от 1 до 2 тысяч рублей, если подросток неповиновался требованиям сотрудника правоохранительных органов.
Однако относится это только к подросткам старше 16 лет (следовательно, выплачивать штраф они должны уже самостоятельно).
Важно понимать, что за совершение мелкого хулиганство нести ответственность могут только лица старше 16 лет, поэтому выплачивать штраф они должны самостоятельно. Если хулигану нет 16 лет, то будет вынесено постановление об отказе в возбуждении административного дела.
Однако это вовсе не означает, что дети могут безнаказанно бросать из окон мусор и разные предметы: если в результате этой шалости кто-то пострадает, то ребенку придется отвечать за нанесение легкого вреда здоровью, а ответственность по этой статье наступает уже с 14 лет.
Несколько слов стоит сказать и о том, что такое хулиганство и чем оно отличается от мелкого хулиганства.
Хулиганство – это уголовное преступление, нарушение общественного порядка, которое может совершаться с применением оружия (предметов его заменяющих), по мотивам религиозной, расовой, идеологической ненависти или вражды, с сопротивлением представителю власти, а также с применением взрывчатых веществ и устройств.
Буллинг в школе
Такое понятие, как «буллинг» (травля) в законе отсутствует. Однако в административном и уголовном кодексе есть статьи, которые можно применить к зачинщикам травли. Например, – оскорбление, нанесение побоев, угроза. Здесь все зависит от конкретной ситуации.
Однако, не стоит забывать, что все вышеперечисленные статьи относятся к уголовному кодексу, а следовательно, к ответственности по ним могут быть привлечены только лица старше 16 лет (если же потерпевшему был нанесен существенный вред здоровью или умышленно повреждено имущество, то с 14 лет). Лица, не достигшие этого возраста, за травлю в школе, скорей всего, уголовной ответственности не понесут, поскольку законодатель предполагает, что в таком возрасте человек не способен осознавать последствий своих деяний.
Вероятней всего, что за буллинг к подростку будут применены меры воспитательного характера – предупреждение, ограничение свободы, обязанность публично попросить прощение у пострадавшего, запрет на посещение общественных мест. Кроме того, виновник будет поставлен на учет в Отдел по делам несовершеннолетних.
Чтобы избежать подобных ситуаций, родителям стоит воспитывать ребенка в правовом поле, знакомить его с основными законами, объяснять, что за любое преступное деяние следует наказание. И возможно, что знание законов заставит подростков правильно анализировать свои поступки и поступки окружающих, не попадать в дурные компании и не совершать преступлений.
Источник: https://www.ya-roditel.ru/parents/i-have-the-right/khuliganstvo_bulling_vymogatelstvo_za_chto_mogut_otvetit_nesovershennoletnie/
Советы психолога: Как научить ребенка справляться с конфликтами
Любимый ребенок пришел домой грустный или даже с медленно наливающимся синяком на скуле. “Что с тобой? – Меня обидели…”.
Первое рефлекторное желание любого нормального родителя – броситься на защиту, найти обидчика и устроить ему такую взбучку, чтобы твою кровинушку обходил не то что стороной, а и вовсе за тридевять земель. Но поступать стоит не всегда.
В каких случаях надо бросаться на помощь, а в каких – просто помочь ребенку самому справится с конфликтом, “ProРодителю” помогла разобраться заведующая кафедры социальной психологии развития Московского городского психолого-педагогического университета Наталия Толстых.
Конфликты нужны школьникам не меньше, чем уроки. Но они же могут быть опасны для жизни, здоровья, психологического состояния ребенка. Мы разобрали с Наталией Толстых оптимальное поведение прогрессивного родителя в самых типичных ситуациях.
“Меня обидел одноклассник”
Вмешиваться? Нет. Чем помочь: В первую очередь – поговорить. Выяснить, из-за чего весь сыр-бор. Успокоить. Если это затянувшаяся история и ситуации повторяется из раза в раз, присмотреться к поведению своего ребенка. Объяснить, что любая проблема требует решения. Иногда для этого надо просто пошутить, иногда – решительно ответить, а иногда – дать агрессору в лоб.
Сегодня 700 тысяч российских выпускников напишут пробное сочинение
– Когда конфликтуют две равные стороны, бросаться на защиту своего ребенка ни к чему, – уверена Наталия Толстых. – Вообще, есть универсальное правило: ребенок чувствует себя намного комфортнее, когда точно понимает, что у него за спиной есть надежная опора – родители, но при этом мама и папа особо ни во что не вмешиваются, только в самом экстренном случае.
И наоборот, когда родители пытаются решить любой мелочный конфликт, у ребенка это ощущение надежной “каменной стены” разрушается. Часто достаточно подсказать слова или показать пару приемов для драки, а то и отвести в секцию единоборств.
Так без прямого вмешательства родителей в детские разборки проблема будет решена, а ребенок получит опыт поведения в сложной ситуации.
“Меня обидел старшеклассник”
Вмешиваться? Да. Чем помочь: Придти и поставить агрессора на место. Силы не равны, ребенок может пострадать физически, получить серьезную душевную травму. Это как раз тот случай, когда без помощи мамы (а еще лучше – папы) проблему не решить.
– Помните, как в фильме “Москва слезам не верит” Георгий наглядно объяснил обидчикам кавалера Александры, что на любую силу всегда найдется другая сила? – напоминает Наталия Толстых. – Конечно, мы имеем в виду ситуации, когда речь идет о жестких сценариях: избивают, унижают, вымогают денег. Если общение с самим обидчиком не поможет, следующий шаг – разговор с администрацией школы.
“Меня весь класс обижает”
Вмешиваться? Да! Чем помочь: Надо принимать меры, причем весьма оперативно. Выстоять в одиночку против целой толпы очень трудно. Если ребенку отвели в классе роль “чучела”, есть огромная вероятность развития психических проблем в будущем. Но прежде, чем действовать, надо попытаться понять причины. Для этого стоит сначала поговорить с классным руководителем.
– Когда ребенка обижает весь коллектив, это повод забрать его в другую школу, вырвать из конфликтной среды, защитить, прежде всего, его психику, – советует Наталия Толстых. – Бывает так, что неприятие коллектива повторяется и в следующей школе. Тогда запишите ребенка к психологу. Вполне возможно, что конфликт он провоцирует сам. Грамотная психотерапия поможет снять эти проблемы.
“Меня обидели во дворе”
Вмешиваться? Только при угрозе жизни и здоровью. Чем помочь: Спокойно обсудить ситуацию, попытаться понять, в чем причина конфликта, надо ли его решать или от него можно просто уйти.
Например, не играть с тем конкретным мальчиком (или девочкой), с которым мирное общение не получается. Или сменить “дворовую” компанию.
Или записать ребенка на несколько кружков и секций так, чтобы у него каждая минута была расписана и времени на дворовые разборки просто не оставалось.
В расписании московских школ появятся уроки в музеях
– Если невозможно пройти мимо, пристают по дороге в школу или домой, то вмешаться, конечно, надо, – объясняет Наталия Толстых. – Но, вообще, в последние годы агрессия в обществе сильно возросла, в том числе и среди детей. Тут очень важно почувствовать ситуацию.
Если ребенок может справиться с ней сам – то надо не мешать, поддержать советом и дать почувствовать, что за ним, идущим отставить свои права, есть мощный тыл – его семья. В конце концов, ему потом всю жизнь жить с теми же людьми.
Если он не научится с ними общаться в детстве, он не освоит это никогда.
“Меня обидел учитель!”
Вмешиваться? По ситуации. Чем помочь: Сначала подробно выяснить детали. Никто, кроме родителей, не обязан любить чужого ребенка. И если педагог раз за разом ставит “четверку” вместо ожидаемых пяти баллов, это не должно стать трагедией.
Ну, не нравится ученик одной Марии Ивановне, бывает.
В конце-концов, начальнику на работе тоже кто-то из коллектива может быть не слишком симпатичен – это же не становится поводом для увольнения? Так и не-любимчики преподавателя тоже имеют полно право и жить, и учиться.
– Если все происходит корректно, то причин для разговора с педагогом может и не найтись. Надо помочь реченку принять ситуацию, объяснить, что не в “пятерках” счастье, а в знаниях, – соглашается Наталия Толстых. – Другое дело, если учитель начинает унижать или откровенно издеваться. Это неравная ситуация, с которой без помощи взрослых ребенок сам не справится. Значит, надо защитить.
Особый случай
Секс и наркотики без рок-н-ролла
– Мы все говорим о ситуациях прямого конфликта, но есть и другая очень важная история, – рассказала в заключение Наталия Толстых. – Сейчас всех школьников ждут две очень серьезные опасности: ранняя сексуальность и приобщение к наркотикам. Причем, первая беда кажется относительно безобидной.
Но это не так, ранее вовлечение в сексуальные отношения может навредить не меньше, чем употребление “дозы”. Мы заметили одну точную закономерность.
В тех семьях, где есть нормальная забота о ребенке, где детям дают достаточно самостоятельности, но при этом ненавязчиво держат все под контролем, проблемы бывают намного реже, чем в тех случаях, когда школьнику шагу не дают ступить без родительской опеки.
Такое пристальное внимание надоедает, вызывает отторжение, и ребенок может решиться на многие неразумные поступки просто в качестве протеста. Поэтому в стремлении защитить ребенка важно очень точно чувствовать грань. Стараться не ограждать его от трудных ситуаций, а поддерживать, помогать с ними справляться.
Нюанс
Персональный совет
– В каждой семье своя культура, традиции, свое отношение к жизни и к религии, поэтому ни я, ни любой другой психолог не сможет дать единственно верный совет, как вести себя в той или иной ситуации, – предупреждает Наталия Толстых. – Но то, о чем мы говорим, можно считать условно “нормальным” поведением родителя, который по-настоящему заботится о своем ребенке.
Педагоги и психологи обращают внимание, что ребенку совершенно необходимо научиться самому справляться с возникающими конфликтами.
Из парня, который никогда не дрался, трудно будет вырастить мужчину, готового отвечать за себя, свою семью, страну, наконец.
Не пережив конфликтные ситуации в детстве, не научившись с ними справляться на этом уровне, он просто не поймет, как вести себя в той или иной обстановке.
Источник: https://rg.ru/2014/11/20/konflikt-site.html
Школьный скандал в Нижнекамске: «Сами лохи, раз отдают деньги»
12-летний антигерой соцсетей избил женщину, пытавшуюся защитить своего ребенка
В Нижнекамске разыгрались бурные события вокруг драки женщины со школьником. об этом ЧП на днях стало хитом соцсетей.
Полиция выяснила, что подросток с апреля вымогает деньги у учеников младших классов.
За 6 лет он сменил пять школ, встал на учет с диагнозом «смешанное расстройство учебных навыков», однако так и не заслужил должного внимания учителей, надзорных органов и, вероятно, родителей.
Полиция выяснила предысторию драки в Нижнекамске на спортплощадке между школьником и взрослой женщиной.
Напомним, что в пятницу днем по соцсетям разлетелись кадры, на которых видно, как ссора между мальчиком и женщиной постепенно переросла в драку.
В итоге школьник хватает ее за волосы и начинает наносить удары ногами и руками. К слову, тогда в полицию поступило сообщение иного содержания — о том, что возле школы женщина избила подростка.
Как выяснилось, мальчик на видео — 12-летний ученик школы №37. В полиции рассказали, что 13 сентября он встретил во дворе учебного заведения знакомого первоклассника и потребовал у него 300 рублей. Получив отказ, подросток стал преследовать мальчика и в итоге дошел до его дома.
Там их встретила бабушка первоклассника, тот пожаловался ей, а она уже передала историю маме мальчика. Через неделю после этого и состоялась та встреча, которая стала хитом соцсетей. Мама первоклассника, у которого подросток вымогал 300 рублей, отправилась поговорить с подростком и потребовала от того объяснений.
«Когда женщина пригрозила мальчику сообщить все его родителям, он схватил ее за волосы, нанес удар по лицу и убежал», — пояснили в полиции. Отметим, что, судя по кадрам, подросток нанес довольно сильные удары женщине — сначала ногами, а потом и кулаками по лицу, все это время держа ее за волосы.
Та же пыталась удерживать нападающего за руки. «Ты моего ребенка зашугал!» — только и выкрикивала она.
Как выяснили полицейские, подросток не в первый раз требовал денег у младшеклассников. В полиции насчитали 7 пострадавших ребят — всем им юный нарушитель угрожал физической расправой в случае отказа платить.
После шумихи вокруг случившегося в школе, где он учится, состоялась встреча с родителями шантажируемых детей и родителями подростка. Об этом «БИЗНЕС Online» рассказала одна из матерей, чей ребенок тоже подвергся нападкам мальчика.
По ее словам, в кабинете директора присутствовали и инспекторы по делам несовершеннолетних, а за день до этого аналогичная встреча состоялась и в УВД.
Сначала родители напуганных младшеклассников собирались писать коллективное заявление в прокуратуру, однако передумали — по мнению одной из пострадавших, смысла в письмах нет, т. к. мальчику всего 12 лет и, соответственно, привлечь его не смогут.
«Семья, грубо говоря, не очень хорошая, — делится пострадавшая. — Но они адекватные, просто мать и отец не заинтересованы в воспитании этого ребенка.
Не могу раскрывать подробности, но процитирую слова отца: „Ваши дети сами лохи, раз дают ему деньги“. Это он заявил одной из наших мам. Так что разговор с ними не задался.
Родители махнули на мальчика рукой, а сам он не понимает всю серьезность ситуации. Не только потому, что еще маленький, но и потому, что у них есть проблемы в семье».
Свою анонимность женщина объяснила: в последнее время через соцсети с ней стали связываться некие подростки, в профиле которых указан Нижнекамск. Похожие на 9–10-классников ребята интересуются у нее обстоятельствами произошедшего.
Свое любопытство они объясняют «пацанскими понятиями»: мол, им нужно во всем разобраться, чтобы в случае чего наказать обидчика малолеток. Но женщина не исключает, что это могут быть приятели драчуна.
Отметим, что родители других пострадавших детей отказались обсуждать ситуацию с корреспондентом «БИЗНЕС Online» — город, мол, маленький, не хочется светиться.
Школа, в которой учится буйный подросток, отличается от традиционных. Открывал школу Василь Шайхразиев, оценив ее двумя словами: «Это космос» e-nizhnekamsk.ru
В полиции отмечают, что юный правонарушитель проживает в полной семье. Отец мальчика состоит на учете как правонарушитель в сфере семейно-бытовых отношений. Сам подросток с диагнозом «смешанное расстройство учебных навыков» наблюдается у специалистов.
К слову, самый ранний из известных факт вымогательства с его стороны датируется апрелем этого года.
Родители детей, подвергшихся вымогательству, обвиняют комиссию по делам несовершеннолетних в отсутствии должной работы — странно, что подросток под наблюдением систематически занимается хулиганскими выходками.
Корреспонденты «БИЗНЕС Online» попытались дозвониться до директоров школ, в которых учился мальчик, однако те не пожелали идти на контакт. «Он уже пять школ сменил, наша была пятая, вы все учреждения будете обзванивать?» — только и довелось услышать в приемной школы №33, где буйный подросток учился год назад.
Директор школы №37 Динара Котляр отказалась разговаривать, лишь пояснив, что случай рассмотрит комиссия по делам несовершеннолетних. Стоит отметить, что подростку в текущем году повезло попасть в так называемую школу без отстающих, преподавание в которой строится на принципах гуманной педагогики.
Школу назвали «Тема 37», это второе учебное заведение подобного формата в Нижнекамске, торжественно открытое месяц назад. Учебное учреждение отличается от традиционных как внешне, так и внутренне: современное оформление, стеклянные двери, вместо буфета — школьный ресторан.
Открывал заведение заместитель премьер-министра РТ Василь Шайхразиев, оценив его двумя словами:«Это космос».
Пока комиссия по делам несовершеннолетних разбирается в ситуации, решается вопрос и о передаче материалов в следственный комитет. Юному нарушителю закона может грозить временное размещение в казанском центре временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей. Впрочем, меру воздействия будет избирать суд.
Напомним также, что среди комментариев под роликом с дракой еще в день его публикации появились извинения за содеянное некого Максима Страхова (орфография и пунктуация автора сохранены — прим. ред.
): «Люди извините меня, пожалуйста, я не хотел правда! Я вас умоляю извините меня, пожалуйста, я готов встать перед ней на колени чтоб она меня извинила».
Источник: https://www.business-gazeta.ru/article/439948