Какой предусмотрен порядок переселения граждан из ветхого жилья?

1. Как признать дом аварийным?

Вынести решение о признании дома аварийным могут только районные или городские межведомственные комиссии (МВК).

Комиссия после осмотра строения, может признать аварийными лишь некоторые квартиры в доме, а вот остальные отнести к категории жилфонда.

Гражданину для того, чтобы признать дом аварийным, необходимо подать заявление в местную администрацию, при которой создана МВК. Вместе с заявлением необходимо подать следующие документы:

· нотариально заверенные копии правоустанавливающих документов на жилое помещение.

· план жилого помещения с его техническим паспортом.

Если жилье соответствует всем признакам, но администрация не признает дом аварийным, то необходимо самостоятельно провести независимую экспертизу технического состояния дома через специализированную компанию, имеющую соответствующую лицензию. Это будет стоить 20-40 тыс. руб. за дом (40 тыс.

– средняя цена за пятиэтажку). Заключение специализированной организации надо представить в МВК или обратиться с этим документом в суд.

2. Дом признан аварийным. Какие мероприятия должны проводить управляющие компании до момента расселения дома?

До момента переселения граждан из аварийных домов, в них выполняются ремонтные работы, направленные на поддержание надлежащего технического состояния общего имущества многоквартирных домов.

В соответствии с п.2.4.3. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 №170, капитальный ремонт в домах, подлежащих сносу в течение ближайших 10 лет, допускается производить в виде исключения только в объеме, обеспечивающем безопасные и санитарные условия проживания в них на оставшийся срок.

3. Дом согласно заключению межведомственной комиссии признан аварийным и подлежащим сносу, но администрация его не расселяет. Что делать?

В соответствии с ч. 2 ст. 46 Конституции РФ решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суде.

Если жилье соответствует всем признакам, но администрация не признает дом аварийным, то необходимо самостоятельно провести независимую экспертизу технического состояния дома через специализированную компанию, имеющую соответствующую лицензию. Это будет стоить 20-40 тыс. руб. за дом (40 тыс.

– средняя цена за пятиэтажку). Заключение специализированной организации надо представить в МВК (межведомственную комиссию), созданную в администрации.

Если и в этом случае администрация отказывается признавать дом проблемным, то необходимо обратиться в суд на бездействие органов местного самоуправления.

Можно воспользоваться другим вариантом. Если дом соответствует признакам аварийного, но не признан администрацией таковым, то сначала можно обратиться в суд, чтобы суд назначил организацию для проведения экспертизы технического состояния дома и в случае, если организация признает дом аварийным, обязал администрацию признать дом таковым.

4. Кто занимается переселением из аварийных жилых домов находящихся в федеральной собственности?

В соответствии с Жилищным кодексом РФ решение вопросов по переселению граждан из жилых домов, находящихся в федеральной собственности, и по сносу таких домов отнесены к полномочиям федеральных органов исполнительной власти РФ.

5. Каким образом предоставляется жилое помещение собственникам жилья?

На основании ст. 32 Жилищного кодекса РФ признание многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу является основанием предъявления муниципальным образованием к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе в разумный срок.

В случае если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме.

Жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для муниципальных нужд.

По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.

6. Что положено при переселении из аварийного жилья нанимателю жилого помещения по договору социального найма?

Статьей 89 Жилищного кодекса РФ установлено, что предоставляемое гражданам в связи с выселением другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади и находиться в границах данного населенного пункта.

В случае если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты в коммунальной квартире, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире.

Благоустроенное жилое помещение предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства, учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. Граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете

7. Когда предоставляются жилые помещения маневренного фонда?

В соответствии со ст.106 Жилищного Кодекса РФ, жилые помещения маневренного фонда предоставляются из расчета не менее чем шесть квадратных метров жилой площади на одного человека.

Жилые помещения маневренного фонда предоставляются на время проведения капитального ремонта или реконструкции жилого помещения по договору найма до предоставления гражданам жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в случаях и в порядке, которые предусмотрены Жилищным Кодексом РФ.

Источник: https://msk.mosreg.ru/dokumenty/napravleniya-deyatelnosti/avariynoe-zhile/chasto-zadavaemye-voprosy/49378-chasto-zadavaemye-voprosy

Права граждан при переселении из ветхого и аварийного жилья :: Прокуратура Красноярского края

Учитывая, что на территории. Красноярского края расположено достаточно жилых домов, которые в установленном законом порядке признаны либо могут быть признаны ветхо-аварийными и подлежащими сносу, проблема соблюдения жилищных прав граждан при переселении из ветхо-аварийных домов в другие жилые помещения остается одной из самых актуальных и острых.

Обращения граждан, поступивших по данному вопросу в прокуратуру, свидетельствуют о том, что при переселении из ветхо-аварийных домов права переселяемых граждан нередко нарушаются. При этом немногие граждане обращаются с жалобами в соответствующие органы, в том числе, в прокуратуру.

Следует отметить, что согласно жилищному законодательству порядок предоставления жилья переселяемым гражданам, являющимся собственниками ветхо-аварийных жилых помещений и занимающими жилье на условиях социального найма (наниматели) различен.

Собственники жилых помещений, расположенных в ветхо-аварийном доме выселяются из ветхо-аварийного дома в соответствии с нормами статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ).

А именно, при выселении собственников жилых помещений, жилое помещение подлежит изъятию путем его выкупа.

Также по соглашению с собственником ему может быть предоставлено взамен изымаемого другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.

При переселении из ветхо-аварийных домов собственников жилых помещений, гражданам могут предоставляться неравноценные жилые помещения, неравнозначные по количеству комнат.

При этом законом предусмотрено, что предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон.

В случае, если собственник не согласен с предложенным вариантом, жилое помещение изымается путем выкупа по выкупной цене.

В Постановлении Пленума Верховного суда РФ от 02.06.

2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ» разъяснено, что суд не вправе обязать органы государственной власти или органы местного самоуправления обеспечить собственника изымаемого жилого помещения другим жилым помещением, поскольку из содержания статьи 32 ЖК РФ следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения.

Таким образом, законом не предусмотрено в качестве обязательного условия, предоставление собственнику другого жилого помещения взамен ветхо-аварийного.

Иным образом, законом урегулированы права нанимателей жилых помещений.

В соответствии со статьей 85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу, жилое помещение признано непригодным для проживания.

Согласно нормам статьи 86 ЖК РФ, если дом, в котором находится помещение, подлежит сносу, то выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, примявшим решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

Требования к жилому помещению, предоставляемому гражданам по договору социального найма содержатся в статье 89 ЖК РФ.

Согласно частям 1 и 2 статьи 89 ЖК РФ, другое жилое помещение, предоставляемое по договору социального найма, должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. При этом предусмотрено, что если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее, чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или жилого помещения, состоящего из того же числа комнат в коммунальной квартире.

Согласно Положению о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утв. постановлением Правительства РФ от 28.01.

2006 № 47, объемно-планировочное решение жилых помещений и их расположение в многоквартирном доме, минимальная площадь комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилых помещениях (кроме прихожей и коридора), должны обеспечивать возможность размещения необходимого набора предметов мебели и функционального оборудования с учетом требований экономики.

Из указанных правовых норм следует, что предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.

При этом следует отметить, что благоустроенное жилое помещение, предоставляемое в связи с выселением из ветхо-аварийного дома, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства, учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются (например, количество человек, зарегистрированных на данной жилой площади). Граждане, состоящие на учете граждан нуждающихся в жилом помещении, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (статья 55 ЖК РФ).

Реальное обеспечение прав и свобод граждан правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации) предполагает обязанность судов при применении положений статьи 89 ЖК РФ, которая лишь в самом общем виде определяет критерии, которым должны отвечать вновь предоставляемые жилые помещения, исследовать и оценивать все потребительские свойства жилых помещений, предлагаемых для переселения граждан, и учитывать все обстоятельства, свидетельствующие о равнозначности предоставляемого конкретным лицам определенного жилого помещения,

Судебная практика по делам указанной категории свидетельствует о том, что предоставление равноценного жилого помещения подразумевает предоставление жилого помещения равного и по размеру жилой площади, поскольку жилищные условия граждан, переселяемых из жилых домов, подлежащих сносу, не могут быть ухудшены, и именно размером жилой площади помещения определяются, в первую очередь, его потребительские свойства. Таким образом, предоставление нанимателю жилого помещения взамен ветхо-аварийного меньшей общей, жилой площади, неравноценного по количеству комнат является незаконным и может быть оспорено в судебном порядке.

Согласно части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при выявлении подобных нарушений, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту нарушенных жилищных прав граждан с иском о предоставлении других благоустроенных жилых помещений, соответствующих предъявляемым требованиям.

Источник: http://www.krasproc.ru/explain/11122-prava-grazhdan-pri-pereselenii-iz-vetkhogo-i-avariinogo-zhilya

Минстрой предлагает расселять аварийное жильё по новым правилам

Владельцы квартир в домах, которые близки к разрушению, но ещё «подают признаки жизни», а следовательно, пока не могут быть признаны аварийными и подлежать расселению, могут рассчитывать на новые инструменты решения свои житейских проблем.

Подготовленный Министерством строительства и ЖКХ законопроект, который вводит новый порядок определения степени пригодности для проживания жилых помещений и предусматривает меры господдержки переселенцев и инвесторов, может поступить в Госдуму до конца июля.

В Совете Федерации уже предлагают дополнить инициативу рядом существенных поправок, которые исключат двусмысленность. Это позволит более эффективно контролировать исполнение свежих норм.

Отделяем ветхое от аварийного

По данным Минстроя, с 2008 по 2017 год в стране расселили более 15 миллионов квадратных метров аварийного жилья. Однако проблема всё ещё остаётся в разряде актуальных, ведь по состоянию на 1 января 2019 года столько же помещений нуждается в скорейшем расселении. Читайте по теме

Авторы проекта закона предлагают применить к «лечению застарелой болезни» новые методы: наряду с понятием «аварийное» жильё ввести в Жилищный кодекс понятия «ветхое» и создать новые механизмы господдержки для граждан, проживающих в неблагополучных помещениях.

При этом для ветхих домов, согласно инициативе, регионы могут создавать особые условия в рамках отдельной подпрограммы капитального ремонта многоквартирных домов, пояснил «Парламентской газете» первый заместитель исполнительного директора НП «ЖКХ Контроль» Сергей Сохранов.

 Правда, конкретные механизмы и методические рекомендации будут разработаны Минстроем и регионами позже.

«Такое жильё не создаёт угрозы жизни и здоровью граждан и не требует обязательного отселения, поэтому при соответствующем ремонте и последующем регулярном мониторинге технического состояния может эксплуатироваться до момента, когда оно будет признано непригодным для проживания, Документом предусмотрен и ряд мер господдержки — как для инвесторов, так и для жителей расселяемых домов, которые хотят не просто получить недвижимость взамен аварийной», — отметил эксперт.

Ранее сообщалось, что Минстрой планирует закончить работу над поправками до конца июля. По данным Сохранова, проект закона должен быть внесён в Госдуму до конца июля.

Частный инвестор поможет, но не везде

Справка С 2019 года переселение из аварийного жилья выполняется в рамках нацпроекта «Жильё и городская среда», в соответствии с которым к 2024 году разрушающиеся бараки должны оставить более 530 тысяч человек, а объём расселённого непригодного жилья — достичь 9,54 миллиона квадратных метров. На реализацию замысла планируется направить 500 миллиарда рублей, их них 432 миллиарда — это средства федерального бюджета.

В качестве дополнительного механизма решения вопроса законопроект предусматривает привлечение средств частных инвесторов и 25-процентную компенсацию их затрат на строительство. А для организаций, реализующих проекты развития территорий, расширяется круг земельных участков, куда они смогут зайти.

Понятно, что такой подход принципиально не решает вопрос, так как не все территории могут быть интересны для частного капитала, считает член Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Олег Ковалёв. Парламентарий убеждён в необходимости закрепить в законопроекте точные параметры жилья, которое нуждается в расселении и которое можно оставить «на потом».

Хотя лучше не оставлять, добавил он. Потому что, если подсчитать все траты на капитальный ремонт ветхой пятиэтажки, то они превысят всякую разумную необходимость.

«Ведь необходимо не просто заменить кровлю и отремонтировать стены дома, но полностью поменять инженерные коммуникации с последующим косметическим ремонтом. А для этого жильцов дома требуется расселить.

Если суммировать все затраты, получится, что они значительно выше, чем построить новый дом», — подчеркнул сенатор.

При этом Ковалёв предлагает усилить ответственность застройщика за использование при строительстве жилья только качественных стройматериалов и соблюдение всех технологий. Это позволит повысить долговечность домов и, следовательно, снизить объёмы появляющегося в стране нового аварийного и ветхого жилья.

Социальный аспект нельзя исключать

Впрочем, вопрос долговечности нового жилого фонда, по мнению члена Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Олега Цепкина, имеет также хоть и не столь очевидный на первый взгляд, но достаточно чувствительный для местных властей социальный подтекст.

Читайте по теме «Получив бесплатно квадратные метры взамен аварийного жилья (нередко в гораздо большем объёме), граждане то ли в силу старых привычек, то ли по другой причине, но, мягко говоря, не обременяют себя заботой о новом своём доме, и уже через пару лет подъезды таких новостроек приходят в плачевное состояние», — сказал сенатор, добавив, что винить людей в этом, конечно, не следует, а для решения проблемы потребуется какое-то время.

Олег Цепкин призвал учитывать социальной аспект, так как даже качественно построенный дом может прийти в негодность раньше положенного срока, если за ним не следить.

«Особенно остро проблема стоит в небольших муниципальных образованиях, где администрация с большим трудом смогла построить один десятиэтажный дом за последние десять лет.

Главы ходят, «молятся» на эти дома, потому что смогли решить проблемы многих граждан, а потом у них дрожит голос, когда рассказывают, в какое запустение пришёл дом после года эксплуатации, понимая, что спустя некоторое время им придётся всё это восстанавливать», — отметил парламентарий.

Источник: https://www.pnp.ru/social/minstroy-predlagaet-rasselyat-avariynoe-zhilyo-po-novym-pravilam.html