В необычной роли выступил Росреестр. Он дал рекомендации хозяевам земельных участков, как правильно действовать, если сосед захватил чужую территорию.
Обычно граждане, которые сталкиваются с подобными проблемами, объясняют, что отстаивать свои сотки мучительно долго, а зачастую очень дорого. А главное – не всегда понятно, с чего надо начинать и как правильно себя вести.
Сразу бежать в суд или к участковому? Оказывается, нет – надо жаловаться в Росреестр.
“Российская газета” обратилась к специалистам по земельным спорам, и вот как они ответили на самые острые вопросы о правильном заборе между соседями.
Содержание
- 0.1 В какой ситуации можно садиться и писать жалобу на соседа по участку?
- 0.2 При каких условиях можно писать жалобу на соседа?
- 0.3 Как обратиться в территориальный орган Росреестра в случае самовольного захвата вашей территории соседом?
- 0.4 Какая ответственность предусмотрена за незаконное занятие земельного участка?
- 0.5 Ну а если сосед не реагирует на предписания инспекторов земельного надзора?
- 0.6 Почему рекомендуется регистрировать земельные участки и проводить их межевание?
- 1 Обзор судебной практики рассмотрения гражданских дел по спорам, возникающим из земельных правоотношений, рассмотренным судами Калининградской области за 2013 год
В какой ситуации можно садиться и писать жалобу на соседа по участку?
Писать надо, если ваш сосед перенес забор и в результате незаконно занял часть вашего участка. В таком случае лучше обратиться с заявлением в территориальный орган Росреестра или орган муниципального земельного контроля. Обращаться надо в регионе, где расположен ваш участок.
При каких условиях можно писать жалобу на соседа?
Вы должны быть правообладателем земельного участка, границы которого сосед нарушил. Для этого ваши права на участок должны быть зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости или подтверждаться правоустанавливающими документами (это для ранее возникших прав). То есть успешно отстаивать свои права может только собственник соток.
Кому может прийти уведомление о сносе дачи или дома
Для регистрации прав на земельный участок он должен быть поставлен на кадастровый учет.
Возможен вариант, когда ваши права являются “ранее возникшими”, то есть вы получили участок в собственность или в пользование до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним” и у вас есть документ, подтверждающий этот факт. В таком случае по вашему заявлению в ЕГРН будут внесены сведения о принадлежащем вам участке как о “раннее учтенном” и зарегистрировано на него ваше право.
Заявление и документы для проведения кадастрового учета, регистрации прав на недвижимость, в том числе в отношении ранее учтенного участка, необходимо отправить в Росреестр.
При этом для одновременного проведения кадастрового учета и регистрации прав достаточно написать всего одно заявление.
Документы на проведение этих процедур можно направить в Росреестр в электронном виде, заполнив специальные формы. Они есть на сайте Росреестра.
Бумаги можно также принести самим в офисы МФЦ на всей территории России. Кроме того, Росреестр обеспечивает экстерриториальный принцип оказания услуг. Это означает, что если принадлежащий вам участок расположен не в городе, где живете, то ехать никуда не надо, чтобы поставить участок на кадастровый учет или оформить в собственность.
Еще важный момент – прежде чем пожаловаться на соседа, необходимо выяснить, установлены ли границы (проведено ли межевание) вашего и соседского земельных участков по правилам, предусмотренным законом. Это означает следующее: определены ли координаты характерных точек границ земельных участков. Если границы вашего участка не установлены, надо обратиться к кадастровому инженеру.
Как обратиться в территориальный орган Росреестра в случае самовольного захвата вашей территории соседом?
В территориальный орган Росреестра можно обратиться письменно, можно в электронном виде через сайт Росреестра или самому прийти в территориальный орган Росреестра.
Адреса и телефоны для жалоб можно посмотреть на сайте Росреестра. В обращении указать адрес и кадастровый номер земельного участка и информацию о переносе забора или факте захвата части принадлежащей вам территории.
Также указать, что такие действия привели к нарушению ваших имущественных прав.
“Заборный вопрос” – частая тема в почте “РГ”. Вот, например, письмо от Надежды Филимоновой из д. Нижняя Тойма Кировской области. После возникшей конфликтной ситуации с соседом по участку женщина обратилась в суд.
Тот назначил межевание земли, что и было сделано. Вроде бы на этом и конец истории, но сосед (по словам автора письма) поставил свой забор, прихватив лишку земли Филимоновой.
Как искать справедливость попавшим в подобную ситуацию – надеемся, поможет этот материал.
Какая ответственность предусмотрена за незаконное занятие земельного участка?
По вашему заявлению государственные инспекторы по использованию и охране земель проведут проверку и в случае подтверждения нарушения выдадут нарушителю предписание о его устранении, а также составят протокол об административном правонарушении.
По российскому законодательству за самовольное занятие чужого участка предусмотрена административная ответственность в виде штрафа.
Для граждан такой штраф начисляется в размере от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости занятой части земельного участка, но не менее 5 тысяч рублей.
В случае если кадастровая стоимость участка не определена, то размер административного штрафа составит от 5 до 10 тысяч рублей.
Ну а если сосед не реагирует на предписания инспекторов земельного надзора?
Как дачники могут заработать на мусоре
Предписание выдается на 6 месяцев, но этот срок может быть продлен, если нарушитель принимает меры по устранению нарушения и может это документально подтвердить.
После истечения срока, установленного в предписании, инспекторы проверяют, устранено ли самовольное занятие земельного участка.
Если нарушитель не принимает никаких мер, будет выдано еще одно предписание и составлен протокол об административном правонарушении. Соседу снова придется платить.
Почему рекомендуется регистрировать земельные участки и проводить их межевание?
Кадастровый учет и регистрация прав носят заявительный характер. Это означает, что закон не обязывает граждан оформлять принадлежащие им объекты недвижимости, а проведение этих процедур возможно только по желанию их владельцев.
Но если вы являетесь владельцем участка и хотите им распоряжаться, например продать, подарить или передать по наследству, то необходимо поставить участок на кадастровый учет и зарегистрировать на него права собственности.
Поэтому Росреестр рекомендует гражданам оформлять участки в соответствии с законом. Ведомство также рекомендует хозяевам участков, не имеющих точных границ, рассмотреть вопрос о проведении кадастровых работ – межевания.
Внесение в ЕГРН сведений о границах избавит вас от проблем из-за возможных споров.
Источник: //rg.ru/2019/05/28/chto-delat-esli-sosed-postavil-svoj-zabor-na-vashem-uchastke.html
Обзор судебной практики рассмотрения гражданских дел по спорам, возникающим из земельных правоотношений, рассмотренным судами Калининградской области за 2013 год
Обзор документа
Обзор судебной практики рассмотрения гражданских дел по спорам, возникающим из земельных правоотношений, рассмотренным судами Калининградской области за 2013 год
Конституция Российской Федерации гарантирует, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ст. 9).
С развитием права частной собственности на землю вопрос о правах на нее приобрел особую значимость. В связи с этим земельные споры сохраняют свою актуальность, несмотря на небольшой удельный вес дел данной категории.
Так, по данным статистической отчетности за 2013 г. земельные споры составляют около 2,2% от общего числа оконченных судами области гражданских дел.
Кроме того, с учетом существенной публично-правовой специфики характера спорных правоотношений значительное число дел, связанных с применением земельного законодательства, учитывается в статистической отчетности по категории “жалобы на неправомерные действия (бездействие) должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, органов государственной власти и местного самоуправления”.
По результатам рассмотрения дел в апелляционном порядке стабильность судебных решений по земельным спорам составляет 88,4%.
Следует отметить, что если ранее большая часть споров была связана с межевыми конфликтами, порядком пользования земельными участками, оборотом земель сельскохозяйственного назначения, то в настоящее время значительным является число дел, связанных с ограничением прав на землю, проведением кадастрового учета земельных участков. Такое положение может быть обусловлено необходимостью легитимизации правообладания и объекта права и возникновением связанных с этим разногласий между субъектами этих правоотношений.
В изъятие из общих правил территориальной подсудности все иски, так или иначе затрагивающие права на земельные участки, предъявляются в суд по месту их нахождения по правилам исключительной подсудности (ст. 30 ГПК РФ).
Следует отметить, что суды по существу правильно подходят к вопросу об определении территориальной подсудности.
Например, определением судьи Центрального районного суда г. Калининграда возвращено в связи с неподсудностью данному суду исковое заявление Г.Н.В. и К.И.Я.
к администрации городского округа “Город Калининград” о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка и понуждении к предоставлению земельного участка в собственность за плату.
Данное исковое заявление подано в суд по месту нахождения ответчика – администрации городского округа, при этом предметом спора являлся расположенный на Московском проспекте г. Калининграда земельный участок под находящимися в собственности истцов нежилыми помещениями. Возвращая исковое заявление, судья Центрального районного суда г.
Калининграда правильно исходил из того, что истцами заявлено требование о праве на получение земельного участка по основаниям, предусмотренным ст. 36 Земельного кодекса РФ (далее – ЗК РФ), в связи с чем спор подлежит разрешению по месту нахождения спорного земельного участка – Ленинградским районным судом г. Калининграда.
Что касается родовой подсудности, то большинство дел по спорам, связанным с землей, разрешается районными судами.
В силу требований п. 7 ч. 1 ст. 23 ГПК РФ к подсудности мировых судей относятся дела об определении порядка пользования земельными участками, за исключением случаев, когда такие споры сопряжены с требованиями иного характера, относящимися к подсудности районных судов.
Кроме того, мировым судьям подсудны дела о правах на земельные участки, если их стоимость не превышает 50 000 руб. (п. 5 ч. 1 ст. 23 ГПК РФ). При цене иска свыше этой суммы дело рассматривается районным судом.
1. Вопросы кадастрового учета земельных участков
Правовое определение понятия “земельный участок” установлено в ст. 11.1 ЗК РФ, согласно которой земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
По смыслу приведенной нормы, земельный участок может быть объектом земельных и гражданско-правовых отношений только при условии, что такой земельный участок имеет установленные границы.
Установление границ земельного участка является одним из правовых средств его индивидуализации. При этом такая индивидуализация (определение и закрепление на месте границ) означает, что земельный участок прошел кадастровый учет и ему присвоен соответствующий кадастровый номер.
Согласно Федеральному закону от 4 июля 2007 г. N 221-ФЗ “О государственном кадастре недвижимости” (в ред. от 30 декабря 2008 г.
) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе (п. 3 ст. 1).
В силу требований ст. 7 указанного Федерального закона к индивидуальным характеристикам земельного участка относятся кадастровый номер, месторасположение, площадь, границы, его целевое назначение.
Между тем, на практике нередко в кадастре такие сведения отсутствуют или указаны не в соответствии с нормами действующего законодательства. Как правило, это относится к ранее учтенным земельным участкам.
В соответствии с п. 21 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 4 февраля 2010 г.
N 42, решение о внесении в кадастр сведений о ранее учтенном земельном участке принимается на основании правоустанавливающих документов (свидетельства о праве собственности, праве пожизненно наследуемого владения, государственного акта, удостоверяющего право собственности на землю, и др.), которые не содержат информации о границах земельного участка.
При таких обстоятельствах перед правообладателями ранее учтенных земельных участков возникает необходимость внести в кадастр недостающие сведения о его границах.
В силу требований ст. 22 Федерального закона от 4 июля 2007 г.
N 221-ФЗ “О государственном кадастре недвижимости” основанием для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости об уникальных характеристиках земельного участка является межевой план, устанавливающий в том числе местоположение границ земельных участков и являющийся результатом проведения кадастровых работ. Указанная процедура проводится и в отношении вновь создаваемых земельных участков, и в отношении ранее учтенных земельных участков.
Согласно ст.
38 указанного Федерального закона при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании.
В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка (п. 9. ст. 38).
Особым действием в составе действий по формированию границ земельного участка является согласование местоположения его границ.
Этот порядок в основном определен в ст. 39 Федерального закона от 4 июля 2007 г.
N 221-ФЗ “О государственном кадастре недвижимости”, согласно которой местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию заинтересованными лицами – правообладателями земельных участков, границы которых одновременно служат границами земельного участка, являющегося объектом кадастровых работ.
При этом заинтересованное лицо не вправе представлять возражения относительно местоположения частей границ, не являющихся одновременно частями границ принадлежащего ему земельного участка, или согласовывать местоположение границ на возмездной основе.
В силу ст. 40 указанного Федерального закона результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования и является частью межевого плана. Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей.
Установление процедуры согласования местоположения границ обусловлено необходимостью учета законных прав всех заинтересованных лиц при индивидуализации земельных участков и направлено на обеспечение защиты прав в первую очередь смежных землепользователей. Акт согласования границ является неотъемлемой частью межевого плана. Нарушения, допущенные при проведении согласования, могут являться основанием для признания всего межевого плана, а также его результатов, незаконными.
Источник: //www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/9682532/