Статья актуальна на 1 июля 2019
Госконтракт можно расторгнуть, если одна из сторон не соблюдает его условия. Кто и когда может это сделать и в каких случаях у поставщика есть риск попасть в РНП?
В законе о госзакупках есть четыре основания для того, чтобы расторгнуть контракт (ч. 8 ст. 95 44-ФЗ):
- по соглашению сторон,
- по инициативе заказчика,
- по инициативе поставщика,
- по решению суда.
Если условия расторжения не описаны в 44-ФЗ, стороны руководствуются Гражданским кодексом. Посмотрим на условия и риски каждого из способов.
Содержание
- 1 Что нужно знать о договоре подряда
- 2 Расторжение договора о государственных закупках
- 2.1 Расторжение договора в случае нарушения порядка государственных закупок
- 2.2 Расторжение договора, связанное с финансовым положением поставщика
- 2.3 Расторжение договора при нецелесообразности его дальнейшего выполнения
- 2.4 Процедура расторжения договора о государственных закупках
- 2.5 Соглашение о расторжении договора
- 2.6 Как расторгнуть договор о государственных закупках, если одна из сторон отказыается от подписания соглашения о расторжении?
- 2.7 Можно ли расторгнуть договор одновременно с иском о внесении поставщика в реестр недобросовестных участников? Или нужно подавать отдельные иски?
- 3 Отказ от заключения договора по инициативе заказчика
Условия
Стороны могут расторгнуть контракт, если у них нет претензий друг к другу. Эта возможность прописана в 44-ФЗ, ее необязательно указывать в контракте. Есть разные ситуации, когда стороны расторгают контракт по взаимному соглашению, например:
- Поставщик не может исполнить контракт по независящим от него причинам (истек срок контракта, а заказчик выбрал не весь товар).
- У заказчика нет необходимости в поставке товара, и поставщик согласен расторгнуть контракт, не требуя от заказчика возмещать ущерб.
- Невозможно выполнить контракт из-за форс-мажора (наводнение, войны, забастовки, санкции и т.д.).
Стороны оформляют расторжение в виде дополнительного соглашения к контракту в той же форме, что и контракт: бумажной или электронной. В документе прописывают:
- реквизиты сторон,
- причины расторжения,
- количество уже поставленного и оплаченного товара,
- сроки возврата аванса или обеспечения (при необходимости),
- отсутствие претензий.
Контракт нельзя расторгнуть частично. Это подтверждает Минэкономразвития России в письме от 16.01.2017 № Д28и-130. Если товар поставлен не в полном объеме, то заказчик принимает и оплачивает его фактически поставленное количество.
Больница заключила контракт на поставку медикаментов в несколько этапов.
В определенный момент заказчик отказался принимать товар, сославшись на его переизбыток на складе, и предложил поставщику расторгнуть контракт в одностороннем порядке.
Требовать это от поставщика заказчик не имеет права. Он должен или продолжить исполнение контракта, или расторгнуть по соглашению весь контракт и оплатить выполненный объем работ.
В 2018 году по соглашению сторон расторгли 441,7тыс. госконтрактов. Это 98% от числа всех расторгнутых контрактов (данные мониторинга Минфина).
Риски
Если стороны расторгли контракт по соглашению, поставщик не попадет в РНП. Но если в соглашении не прописать, «что обязательства сторон прекращаются, в том числе в части несения ответственности», заказчик сможет взыскать неустойки в любое время, пока не истек срок исковой давности (п. 1 ст. 196 ГК).
Условия
Поставщик может отказаться исполнять контракт, если такая возможность указана в контракте, а его права нарушены. Он также в течение трех дней уведомляет заказчика о своем решении. Если заказчик за десять дней не устранил нарушения, решение вступает в силу (ч. 21 ст. 95 44-ФЗ).
Причины для расторжения контракта должны быть существенными, например:
- заказчик необоснованно отказывается принимать товар или оплачивать выполненные работы,
- обстоятельства непреодолимой силы.
Также можно расторгнуть контракт в связи с существенным изменением обстоятельств. Но согласно формулировке из ГК, эти обстоятельства должны измениться настолько, что «если стороны могли это разумно предвидеть, то договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях».
Как и заказчик, поставщик может потребовать возместить понесенный ущерб. Например, затраты на получение банковской гарантии для обеспечения контракта или закупку партии товара у производителя (ст. 451 ГК РФ).
Что нужно знать о договоре подряда
В предлагаемом материале специалисты 1С:ИТС рассматривают договор подряда и разъясняют нюансы его составления. В скором времени мы опубликуем продолжение – две последующие статьи будут посвящены налоговым последствиям у подрядчика и у заказчика.
Одним из самых распространенных договоров в предпринимательской деятельности является договор подряда.
Данный договор регулирует права и обязанности подрядчика и заказчика при выполнении работ, их приемке, оплате, а также ответственность сторон друг перед другом.
Договору подряда будут посвящены три статьи. В них мы расскажем о том, на что следует обратить особое внимание при заключении и исполнении договора без ущерба для себя.
В первой статье будут описаны условия заключения договора подряда, имеющие одинаковое значение для обеих сторон договора. В двух последующих статьях проанализируем налоговые последствия при заключении договора подряда как для заказчика, так и для подрядчика.
По договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его (п. 1 ст. 702 ГК РФ).
Следует помнить, что договор подряда заключается на изготовление или переработку (обработку) вещи либо на выполнение другой работы с передачей ее результата заказчику. Права на изготовленную вещь принадлежат заказчику (ст. 703 ГК РФ).
Очень часто стороны путают договор подряда с договором возмездного оказания услуг. Чтобы отличать один договор от другого, важно помнить, что исполнение договора подряда всегда имеет материальный результат работ, который передается заказчику. Таким результатом работ может быть вновь созданная или переработанная (обработанная) вещь.
В некоторых случаях результат работ может и не быть вещью как таковой (например, сделанный подрядчиком ремонт офиса). Тогда как услуга, оказываемая исполнителем, не имеет материального выражения. Ее результат потребляется заказчиком при ее оказании и не имеет явного вещественного выражения.
Типичной услугой является, например, обучение сотрудников заказчика.
Если хотя бы одна из сторон является юридическим лицом, договор подряда заключается в простой письменной форме, которая не требует нотариального удостоверения. Это следует из пункта 1 статьи 161 ГК РФ. Как правило, данный вид договора заключается путем составления одного документа, подписанного сторонами.
Сторонами договора подряда являются заказчик и подрядчик. Иногда стороны по аналогии с договором возмездного оказания услуг называют подрядчика исполнителем. Такое наименование допустимо и не влечет за собой никаких негативных последствий для контрагентов.
Чтобы договор подряда считался заключенным и действительным для сторон, необходимо правильно предусмотреть в нем существенные (обязательные) условия. Такими условиями договора считаются его предмет и те условия, которые определены как существенные для договора данного вида (п. 1 ст. 432 ГК РФ).
Для договора подряда обязательными условиями являются его предмет и сроки выполнения работ. Кроме того, ниже будут рассмотрены иные условия, которые также необходимо отразить в договоре.
Одним из самых распространенных договоров в предпринимательской деятельности является договор подряда. Данный договор регулирует права и обязанности подрядчика и заказчика при выполнении работ, их приемке, оплате, а также ответственность сторон друг перед другом.
Договору подряда будут посвящены три статьи. В них мы расскажем о том, на что следует обратить особое внимание при заключении и исполнении договора без ущерба для себя.
В первой статье будут описаны условия заключения договора подряда, имеющие одинаковое значение для обеих сторон договора. В двух последующих статьях проанализируем налоговые последствия при заключении договора подряда как для заказчика, так и для подрядчика.
По договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его (п. 1 ст. 702 ГК РФ).
Следует помнить, что договор подряда заключается на изготовление или переработку (обработку) вещи либо на выполнение другой работы с передачей ее результата заказчику. Права на изготовленную вещь принадлежат заказчику (ст. 703 ГК РФ).
Очень часто стороны путают договор подряда с договором возмездного оказания услуг. Чтобы отличать один договор от другого, важно помнить, что исполнение договора подряда всегда имеет материальный результат работ, который передается заказчику. Таким результатом работ может быть вновь созданная или переработанная (обработанная) вещь.
В некоторых случаях результат работ может и не быть вещью как таковой (например, сделанный подрядчиком ремонт офиса). Тогда как услуга, оказываемая исполнителем, не имеет материального выражения. Ее результат потребляется заказчиком при ее оказании и не имеет явного вещественного выражения.
Типичной услугой является, например, обучение сотрудников заказчика.
Если хотя бы одна из сторон является юридическим лицом, договор подряда заключается в простой письменной форме, которая не требует нотариального удостоверения. Это следует из пункта 1 статьи 161 ГК РФ. Как правило, данный вид договора заключается путем составления одного документа, подписанного сторонами.
Сторонами договора подряда являются заказчик и подрядчик. Иногда стороны по аналогии с договором возмездного оказания услуг называют подрядчика исполнителем. Такое наименование допустимо и не влечет за собой никаких негативных последствий для контрагентов.
Чтобы договор подряда считался заключенным и действительным для сторон, необходимо правильно предусмотреть в нем существенные (обязательные) условия. Такими условиями договора считаются его предмет и те условия, которые определены как существенные для договора данного вида (п. 1 ст. 432 ГК РФ).
Для договора подряда обязательными условиями являются его предмет и сроки выполнения работ. Кроме того, ниже будут рассмотрены иные условия, которые также необходимо отразить в договоре.
Итак, чтобы договор подряда считался заключенным, в первую очередь, необходимо согласовать предмет договора.
Источник: https://buh.ru/articles/documents/15021/
Расторжение договора о государственных закупках
В процедуре государственных закупок помимо процесса заключения договоров, предусмотрен и процесс их расторжения. Многие знают, что в основном договор о государственных закупках расторгается в случае неисполнения поставщиком своих обязательств. Но существует и ряд других причин, по которым договор о государственных закупках может быть расторгнут.
Расторжение договора в случае нарушения порядка государственных закупок
Договор о государственных закупках в соответствии с пунктом 9 статьи 37 Закона Республики Казахстан “О государственных закупках” должен содержать условие о его расторжении на любом этапе в случае выявления одного из следующих фактов:
- нарушения ограничений, связанных с участием в госзакупках , предусмотренных статьей 6 указанного Закона (аффилиированность, включение в реестр недобросовестных поставщиков, реестр должников и т. п.);
- оказания организатором государственных закупок содействия потенциальному поставщику.
Потенциальному поставщику известно изначально, что заключенный с ним договор может быть расторгнут на любом этапе по соответствующим причинам, поскольку подпункт 3 пункта 2 статьи 21 упомянутого Закона предусматривает, что у потенциального поставщика при подаче им заявки на участие в конкурсе должно содержаться подтверждение о согласии на расторжение в порядке, установленном законами Республики Казахстан, договора о государственных закупках в случае выявления фактов, указанных в пункте 9 статьи 37 данного Закона.
Расторжение договора, связанное с финансовым положением поставщика
Расторжение договора о госзакупках, связанное с финансовым положением поставщика, предусмотрено в пункте 48 Типового договора о государственных закупках товаров/услуг предусмотренного в Приложении 4 к Правилам осуществления государственных закупок, утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 27 декабря 2007 года № 1301, где указано, что Заказчик может в любое время расторгнуть договор о госзакупках, направив Поставщику соответствующее письменное уведомление, если Поставщик становится банкротом или неплатежеспособным.
В данном случае расторжение договора необходимо осуществить немедленно, чтобы Заказчик не понес никакой финансовой обязанности по отношению к Поставщику при условии, если расторжение Договора не наносит ущерба или не затрагивает каких-либо прав на совершение действий или применение санкций, которые были или будут впоследствии предъявлены Заказчику.
Расторжение договора при нецелесообразности его дальнейшего выполнения
Заказчик может в любое время расторгнуть договор о государственных закупках в силу нецелесообразности его дальнейшего выполнения. Согласно пункта 49 Приложения 4 к Правилам осуществления государственных закупок, утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 27 декабря 2007 года № 1301 Заказчик должен направить Поставщику письменное уведомление.
В уведомлении должны быть указаны:
- причина расторжения договора;
- объем аннулированных договорных обязательств;
- дата вступления в силу расторжения договора.
Когда договор аннулируется в силу вышеуказанных обстоятельств, поставщик согласно пункту 50 Приложения 4 к вышеуказанным Правилам имеет право требовать оплату только за фактические затраты, связанные с расторжением договора на день расторжения.
Таким образом, заказчик имеет право при соблюдении условия о надлежащем письменном уведомлении расторгнуть договор о государственных закупках на любом этапе по соответствующим причинам и предложить поставщику получить оплату только за за фактические затраты, связанные с расторжением по договору, на день расторжения. К таким затратам могут быть отнесены, например, расходы по доставке товара к заказчику и обратно. Упущенная выгода в результате невозможности реализовать товар не включается в состав фактических расходов. В данном случае поставщику остается самостоятельно распорядиться товаром и получить от его реализации доход.
Процедура расторжения договора о государственных закупках
Расторжение гражданско-правового договора (которым является договор о государственных закупках) согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса Республики Казахстан (Общая часть) возможно по соглашеню сторон путем заключения сторонами соглашения о расторжениив по той же форме, что и договор. В случае если по каким-либо причинам не предоставляется возможным расторгнуть договор указанным способом, то согласно пункту 2 указанной статьи расторжение договора возможно по требованию одной из сторон по решению суда, т.е в судебном порядке.
Таким образом расторжение договора возможно только одним из двух способов:
- по соглашению сторон либо
- по решению суда.
Других способов законодательством не предусмотрено. Расторжение договора в одностороннем внесудебном порядке не допускается.
Соглашение о расторжении договора
Соглашение о расторжении договора должно быть подписано обеими сторонами. Если стороной соглашения является государственное учреждение, то на нем должна быть отметка (печать) о регистрации в территориальном подразделении казначейства.
Поскольку соглашение о расторжение договора представляет собой гражданско-правую сделку, то согласно пункту 149 Правил исполнения бюджета и его кассового обслуживания, утвержденных постановлением Правительства от 26 февраля 2009 года №220 данное соглашение вступает в силу после его обязательной регистрации в территориальном подразделении казначейства, о чем также указывается в соглашении о расторжении договора.
В соответствии с пунктом 162 указанных Правил дополнительные соглашения к договорам, зарегистрированным в территориальном подразделении казначейства, заключаются в случаях расторжения договора в случаях и порядке, предусмотренных условиями заключенного договора и законодательством Республики Казахстан.
Таким образом, государсрвтенное учреждение в обязательном порядке должно регистрировать в территориальных подразделениях казначейства как заключенный сторонами договор, так и дополнительное соглашение о его расторжении.
Как расторгнуть договор о государственных закупках, если одна из сторон отказыается от подписания соглашения о расторжении?
Зачастую на практике расторжение договора происходит в виду неисполнения одной из сторон своих обязательств по нему.
В случае если, расторжение не возможно по соглашению сторон, то согласно пункту 2 статьи 401 Гражданского кодекса договор может быть расторгнут по требованию одной из сторон по решению суда.
Неисполнение стороной своих обязательств является существенным нарушением, поскольку влечет для другой стороны ущерб, который в значительной степени лишает ее того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
При обращении с иском в суд о расторжении договора важно соблюдение процедуры предусмотренной пунктом 2 статьи 402 Гражданского кодекса, поскольку требование о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законодательством либо договором, а при его отсутствии – в 30-дневный срок.
Таким образом, в соответсивии с указанными нормами закона важно до обращения в суд с иском о расторжение договора соблюдать указанную досудебную процедуру.
В случае расторжения договора в судебном порядке для регистрации в орган казначейства представляется решение суда.
Можно ли расторгнуть договор одновременно с иском о внесении поставщика в реестр недобросовестных участников? Или нужно подавать отдельные иски?
Заказчик в случаях, предусмотренных подпунктами 2), 3), 4) пункта 4 статьи 11 Закона “О государстевнных закупках”, обязан не позднее 10 рабочих дней со дня, когда ему стало известно о факте нарушения потенциальным поставщиком или поставщиком законодательства Республики Казахстан о государственных закупках, обратиться с иском в суд о признании такого потенциального поставщика или поставщика недобросовестным участником государственных закупок. В случае предоставления поставщиком недостоверной информации заказчик должен выполнить данную обязанность в течение 5 дней со дня, когда ему стало известно о факте нарушения.
В случае отказа поставщика от подписания соглашения о растржении договора, если заказчик не желает исполнения договора потенциальным поставщиком, то заказчик вправе обратиться в суд с иском, содержащим два требования одновременно: о признании данного поставщика недобросовестным участником госзакупок и о расторжении договора, что в дальнейшем позволит заказчику по решению суда осуществить регистрацию расторжения договора о госзакупках в казначействе.
Таким образом законодательство не обязывает заказчика обратиться в суд по указанным требованиям с отдельными исками и не ограничивает в объединении данных требований в один иск. Следовательно заказчик вправе обратиться в суд с иском с требованиями о призании недобросовестным участником госзакупок и о расторжении договора как одновременно, так и по отдельности.
Источник: http://www.defacto.kz/content/rastorzhenie-dogovora-o-gosudarstvennykh-zakupkakh
Отказ от заключения договора по инициативе заказчика
Ситуация, когда заказчик разыгрывает закупочную процедуру, но уже после вскрытия конвертов обнаруживает, что его потребность в закупке несколько изменилась, либо потребность эта в принципе пропала — не редкость. Однако, если заказчик отказывается от проведения закупочной процедуры, отказывается от заключения договора, он очень сильно рискует. Подробности – в нашей статье.
Онлайн-курс «Закупки по 223-ФЗ. Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации разработана на основании требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок». Повышение квалификации (72 часа).
В Законе № 223-ФЗ нет отдельных положений, касающихся одностороннего расторжения контракта. В данном случае единственным правовым регулирующим документом является ГК РФ. Но сама возможность расторжения является спорной, так как основная цель закупки — это все-таки заключение договора. Поэтому, в силу п. 5 ст.
448 ГК РФ, «в случае уклонения одной из них от заключения договора другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор, а также о возмещении убытков, причиненных уклонением от его заключения».
То есть, действия заказчика могут быть обжалованы и практика Московского УФАС говорит о тех неприятных последствиях, которые могут наступить.
Комментирует Оксана Шипунова, эксглава отдела контроля торгов отдельных юридических лиц ФАС России, ведущая вебинара «Заключение и исполнение договора по 223-ФЗ»:
ОАО «Корпорация «Комета» по результатам проведения запроса предложений выбрала победителя закупки, но отказалось заключать с ним договор. Московский УФАС вынес решение, по которому заказчик признан нарушившим часть 1 статьи 3 Закона 223-ФЗ. Заказчику выдано предписание о завершении процедуры.
Под завершением процедуры понимается заключение контракта с тем победителем, который отобран в рамках конкурентной борьбы. Позиция Московского УФАС подтверждается судебными решениями и Арбитражный суд г. Москвы признал мнение Московского УФАС абсолютно обоснованным.
В данном случае ситуация закончилась тем, что заказчик был вынужден заключить договор с победителем закупки, но иногда последствия могут быть более печальными.
Например, материалы в отношении данного заказчика могут быть переданы в правоохранительные органы для обнаружения сговоров и согласованных действий между участниками закупки, либо между самим заказчиком и участником закупочной процедуры.
Во избежание подобных ситуаций заказчик обязан грамотно и корректно написать процедуру отказа от проведения закупочной процедуры после вскрытия конвертов, дабы минимизировать риски привлечения к ответственности в части нарушения процедуры проведения закупки. Риски в части подозрений по коррупционным составляющим в любом случае останутся, но по крайней мере процедура у вас будет максимально чистая и прозрачная.
Комментирует Оксана Шипунова, эксглава отдела контроля торгов отдельных юридических лиц ФАС России, ведущая вебинара «Заключение и исполнение договора по 223-ФЗ»:
Интересен пример из практики, который удивляет позицией контролирующего органа. Один из заказчиков работает по гособоронзаказу.
В период проведения закупки, до определения победителя, но уже после вскрытия и рассмотрения заявок, были внесены изменения в законодательство об оборонном заказе, связанные с введением отдельных счетов. Проект договора заказчика не содержал обязанности применять отдельный счёт.
Заказчик принял решение отказаться от закупочной процедуры из-за необходимости привести в соответствие свою документацию и проект договора с новыми требованиями законодательства. Действия заказчика были обжалованы в центральный аппарат ФАС России.
Антимонопольный орган вынес решение о не обоснованных действиях заказчика, так как отказ от закупочной процедуры был произведён с нарушением положения о закупке, уже после вскрытия конвертов и рассмотрения заявок. Заказчика заставили вернуть закупочную процедуру на ту стадию, где было принято решение отказаться от заключения договора с победителем.
В данной ситуации заказчика спасла незначительная ошибка контролирующего органа, который в своём предписании не подробно и не полно описал действия, которые обязан совершить заказчик. Контролирующие органы не обязали заказчика дать право участникам представить новое обеспечение заявок.
Пока рассматривалась жалоба, пока заказчик медленно, но верно, приступал к исполнению предписаний, которые он получил, обеспечение заявок истекло. Закупку реанимировали, но на момент подведения итогов не было ни одной заявки, в отношении которой было действующее обеспечение.
Заказчик закрыл данную закупочную процедуру в связи с тем, что ни один из участников не соответствовал требованиям закупочной документации. Если бы антимонопольный орган прописал подробно все действия, который обязан совершить заказчик, получилась бы нелепая ситуация.
С одной стороны, заказчик исполняет предписания антимонопольного органа, с другой стороны, договор, который был бы заключен по итогам данной закупки, нарушал требования Закона 275-ФЗ об оборонном заказе.
Основания и сроки отказа стоит четко зафиксировать в положении о закупке, а в извещении, документации каждый раз указывать на право отказаться от проведения закупки, либо заключения договора, после определения победителя закупочных процедур. В этом случае шансов у заказчика отстоять свою позицию при возникновении спорной ситуации гораздо больше.
А вот у госорганов в ситуации, если заказчик отказывается от заключения договора с победителем закупки, целых 4 позиции:
- Позиция 1. Отказ от заключения договора с победителем закупки правомерен, если закупка осуществлялась не путем проведения торгов и возможность отказа предусмотрена положением и (или) документацией о закупке (Письмо Минэкономразвития России от 25.04.2016 № Д28и-1013).
- Позиция 2. Отказ от заключения договора с победителем закупки неправомерен, если порядок проведения процедуры закупки отвечает признакам торгов (Решение Московского УФАС России от 18.04.2016 № 1-00-665/77-16).
- Позиция 3. Отказ от заключения договора с победителем закупки правомерен, если сделка является для заказчика крупной и не получено согласие собственника на ее совершение (Решение Московского УФАС России от 05.11.2015 № 1-00-1848/77-15).
- Позиция 4. Отказ от заключения договора с победителем закупки неправомерен (Решение Московского УФАС России от 08.07.2015 № 1-00-1072/77-15).
Источник: https://school.kontur.ru/publications/331