Заключение договоров купли-продажи земельных участков регулируется § 7 «Продажа недвижимости» главы 30 «Купля-продажа» Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ).
В силу требований статей 24, 30 Федерального закона от 21.07.
1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» обязательному нотариальному удостоверению подлежат договоры купли-продажи земельных участков, принадлежащих несовершеннолетнему гражданину, гражданину, признанному ограниченно дееспособным или недееспособным, а также договоры купли-продажи долей в праве общей собственности на земельный участок.
По соглашению сторон могут быть нотариально удостоверены и иные сделки с земельными участками.
При нотариальном удостоверении договора-купли-продажи земельных участков нотариус учитывает следующие особенности.
В частности, предусмотренные Земельным кодексом Российской Федерации (далее — ЗК РФ) (статьи 5, 15, 27, 35, 37, 39.1):
Участниками земельных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.
Права иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц на приобретение в собственность земельных участков определяются в соответствии с ЗК РФ, федеральными законами.
Собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с ЗК РФ, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе Российской Федерации, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.
Оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и ЗК РФ.
Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.
Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
ограничений оборота земельных участков устанавливается ЗК РФ, федеральными законами.
При переходе права собственности на здание, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
В случае перехода права собственности на здание, сооружение к нескольким собственникам порядок пользования земельным участком определяется с учетом долей в праве собственности на здание, сооружение или сложившегося порядка пользования земельным участком.
Собственник здания, сооружения, находящихся на чужом земельном участке, имеет преимущественное право покупки или аренды земельного участка, которое осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу.
Отчуждение здания, сооружения, находящихся на земельном участке и принадлежащих одному лицу, проводится вместе с земельным участком, за исключением следующих случаев:
1) отчуждение части здания, сооружения, которая не может быть выделена в натуре вместе с частью земельного участка;
2) отчуждение здания, сооружения, находящихся на земельном участке, изъятом из оборота в соответствии со статьей 27 ЗК РФ;
3) отчуждение сооружения, которое расположено на земельном участке на условиях сервитута.
Отчуждение здания, сооружения, находящихся на ограниченном в обороте земельном участке и принадлежащих одному лицу, проводится вместе с земельным участком, если федеральным законом разрешено предоставлять такой земельный участок в собственность граждан и юридических лиц.
Не допускается отчуждение земельного участка без находящихся на нем здания, сооружения в случае, если они принадлежат одному лицу.
Отчуждение участником долевой собственности доли в праве собственности на здание, сооружение или отчуждение собственником принадлежащих ему части здания, сооружения или помещения в них проводится вместе с отчуждением доли указанных лиц в праве собственности на земельный участок, на котором расположены здание, сооружение.
Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица — собственники зданий, сооружений, находящихся на чужом земельном участке, имеют преимущественное право покупки или аренды земельного участка в порядке, установленном настоящей статьей, и в соответствии с пунктом 2 статьи 5, пунктом 3 статьи 15, пунктом 1 статьи 22 ЗК РФ. Президент Российской Федерации может установить перечень видов зданий, сооружений, на которые это правило не распространяется.
Статьей 37 ЗК РФ предусмотрено, что объектом купли-продажи могут быть только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет.
В соответствии с требованиями статьи 554 ГК РФ в договоре продажи недвижимости должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить недвижимое имущество, подлежащее передаче покупателю по договору. При отсутствии этих данных в договоре условие о недвижимом имуществе, подлежащем передаче, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.
Продавец при заключении договора купли-продажи обязан предоставить покупателю имеющуюся у него информацию об обременениях земельного участка и ограничениях его использования.
Покупатель в случае предоставления ему продавцом заведомо ложной информации об обременениях земельного участка и ограничениях его использования в соответствии с разрешенным использованием; о разрешении на застройку данного земельного участка; об использовании соседних земельных участков, оказывающем существенное воздействие на использование и стоимость продаваемого земельного участка; о качественных свойствах земли, которые могут повлиять на планируемое покупателем использование и стоимость продаваемого земельного участка; иной информации, которая может оказать влияние на решение покупателя о покупке данного земельного участка и требования о предоставлении которой установлены федеральными законами, вправе требовать уменьшения покупной цены или расторжения договора купли-продажи земельного участка и возмещения причиненных ему убытков.
Являются недействительными следующие условия договора купли-продажи земельного участка:
устанавливающие право продавца выкупить земельный участок обратно по собственному желанию;
ограничивающие дальнейшее распоряжение земельным участком, в том числе ограничивающие ипотеку, передачу земельного участка в аренду, совершение иных сделок с землей;
ограничивающие ответственность продавца в случае предъявления прав на земельные участки третьими лицами (статья 37 ЗК РФ).
Продажа находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, в соответствии с основным видом разрешенного использования которых предусмотрено строительство зданий, сооружений, не допускается, за исключением случаев, указанных в пункте 2 статьи 39.3 ЗК РФ, а также случаев проведения аукционов по продаже таких земельных участков в соответствии со статьей 39.18 ЗК РФ.
Особенности купли-продажи земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения предусмотрены Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Согласно статье 8 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» при продаже земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения субъект Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, муниципальное образование имеет преимущественное право покупки такого земельного участка по цене, за которую он продается, за исключением случаев продажи с публичных торгов и случаев изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Продавец земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения обязан известить в письменной форме высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления о намерении продать земельный участок с указанием цены, размера, местоположения земельного участка и срока, до истечения которого должен быть осуществлен взаимный расчет. Срок для осуществления взаимных расчетов по таким сделкам не может быть более чем девяносто дней.
Извещение вручается под расписку или направляется заказным письмом с уведомлением о вручении.
В случае, если субъект Российской Федерации или в соответствии с законом субъекта Российской Федерации муниципальное образование откажется от покупки либо не уведомит в письменной форме продавца о намерении приобрести продаваемый земельный участок в течение тридцати дней со дня поступления извещения, продавец в течение года вправе продать земельный участок третьему лицу по цене не ниже указанной в извещении цены.
При продаже земельного участка по цене ниже ранее заявленной цены или с изменением других существенных условий договора продавец обязан направить новое извещение по правилам, установленным настоящей статьей.
Сделка по продаже земельного участка, совершенная с нарушением преимущественного права покупки, ничтожна.
Следует также учитывать особенности правового режима земельных участков для ведения крестьянского (фермерского хозяйства).
Правовой режим данного имущества определяется статьями 257-259 ГК РФ и Федеральным законом от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».
Имущество крестьянского (фермерского) хозяйства принадлежит его членам на праве совместной собственности, если законом или договором между ними не установлено иное.
При прекращении крестьянского (фермерского) хозяйства в связи с выходом из него всех его членов или по иным основаниям общее имущество подлежит разделу по правилам, предусмотренным статьями 252 и 254 ГК РФ. Земельный участок в таких случаях делится по правилам, установленным ГК РФ и земельным законодательством.
Земельный участок и средства производства, принадлежащие крестьянскому (фермерскому) хозяйству, при выходе одного из его членов из хозяйства разделу не подлежат. Вышедший из хозяйства имеет право на получение денежной компенсации, соразмерной его доле в общей собственности на это имущество.
В случаях, предусмотренных статьей 258 ГК РФ, доли членов крестьянского (фермерского) хозяйства в праве совместной собственности на имущество хозяйства признаются равными, если соглашением между ними не установлено иное.
Порядок распоряжения имуществом крестьянского (фермерского) хозяйства определяется соглашением, заключенным между членами фермерского хозяйства в соответствии со статьей 4 Федерального закона «О крестьянском фермерском хозяйстве».
Распоряжение имуществом крестьянского (фермерского) хозяйства осуществляется в интересах хозяйства его главой.
По сделкам, совершенным главой крестьянского (фермерского) хозяйства в интересах фермерского хозяйства, отвечает фермерское хозяйство своим имуществом, определенным в статье 6 Федерального закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».
Сделка, совершенная главой крестьянского (фермерского) хозяйства, считается совершенной в интересах фермерского хозяйства, если не доказано, что эта сделка заключена главой крестьянского (фермерского) хозяйства в его личных интересах.
земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых невозможно без несоразмерного ущерба их назначению, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, а также части зданий, предназначенные для размещения транспортных средств (машино-места). К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания. уполномоченное государством должностное лицо, имеющее право совершать нотариальные действия от имени Российской Федерации в интересах российских граждан и организаций (юридических лиц).действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.субъект собственности, физическое или юридическое лицо, обладающее правом собственности, выступающее в роли владельца, распорядителя, пользователя объекта собственности.
Источник: https://notariat.ru/sovet/pages/tag/udostoverenie-sdelok-kupli-prodazhi-zemelnykh-uchastkov
Содержание
- 1 Обзор судебной практики рассмотрения гражданских дел по спорам, возникающим из земельных правоотношений, рассмотренным судами Калининградской области за 2013 год
- 2 Согласие на изменение границ земельного участка
- 2.1 Для чего проводится согласование
- 2.2 В каких случаях согласие соседей не требуется
- 2.3 Кто проводит согласование границ
- 2.4 Порядок проведения согласования
- 2.5 Извещение соседей
- 2.6 Место и способ проведения
- 2.7 Описание процедуры
- 2.8 При несогласии соседей
- 2.9 Результаты работ
- 2.10 Образец акта согласования границ
- 2.11 Как установить границы земельного участка — информация для владельцев и пользователей
- 2.12 Шаг №1 — Собрать документы
- 2.13 Запросить сведения об участке в Государственном фонде данных Росреестра
- 2.14 Куда обращаться и как запросить сведения
- 3 Согласование при межевании земельного участка
Обзор судебной практики рассмотрения гражданских дел по спорам, возникающим из земельных правоотношений, рассмотренным судами Калининградской области за 2013 год
Обзор документа
Обзор судебной практики рассмотрения гражданских дел по спорам, возникающим из земельных правоотношений, рассмотренным судами Калининградской области за 2013 год
Конституция Российской Федерации гарантирует, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ст. 9).
С развитием права частной собственности на землю вопрос о правах на нее приобрел особую значимость. В связи с этим земельные споры сохраняют свою актуальность, несмотря на небольшой удельный вес дел данной категории.
Так, по данным статистической отчетности за 2013 г. земельные споры составляют около 2,2% от общего числа оконченных судами области гражданских дел.
Кроме того, с учетом существенной публично-правовой специфики характера спорных правоотношений значительное число дел, связанных с применением земельного законодательства, учитывается в статистической отчетности по категории “жалобы на неправомерные действия (бездействие) должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, органов государственной власти и местного самоуправления”.
По результатам рассмотрения дел в апелляционном порядке стабильность судебных решений по земельным спорам составляет 88,4%.
Следует отметить, что если ранее большая часть споров была связана с межевыми конфликтами, порядком пользования земельными участками, оборотом земель сельскохозяйственного назначения, то в настоящее время значительным является число дел, связанных с ограничением прав на землю, проведением кадастрового учета земельных участков. Такое положение может быть обусловлено необходимостью легитимизации правообладания и объекта права и возникновением связанных с этим разногласий между субъектами этих правоотношений.
В изъятие из общих правил территориальной подсудности все иски, так или иначе затрагивающие права на земельные участки, предъявляются в суд по месту их нахождения по правилам исключительной подсудности (ст. 30 ГПК РФ).
Следует отметить, что суды по существу правильно подходят к вопросу об определении территориальной подсудности.
Например, определением судьи Центрального районного суда г. Калининграда возвращено в связи с неподсудностью данному суду исковое заявление Г.Н.В. и К.И.Я.
к администрации городского округа “Город Калининград” о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка и понуждении к предоставлению земельного участка в собственность за плату.
Данное исковое заявление подано в суд по месту нахождения ответчика – администрации городского округа, при этом предметом спора являлся расположенный на Московском проспекте г. Калининграда земельный участок под находящимися в собственности истцов нежилыми помещениями. Возвращая исковое заявление, судья Центрального районного суда г.
Калининграда правильно исходил из того, что истцами заявлено требование о праве на получение земельного участка по основаниям, предусмотренным ст. 36 Земельного кодекса РФ (далее – ЗК РФ), в связи с чем спор подлежит разрешению по месту нахождения спорного земельного участка – Ленинградским районным судом г. Калининграда.
Что касается родовой подсудности, то большинство дел по спорам, связанным с землей, разрешается районными судами.
В силу требований п. 7 ч. 1 ст. 23 ГПК РФ к подсудности мировых судей относятся дела об определении порядка пользования земельными участками, за исключением случаев, когда такие споры сопряжены с требованиями иного характера, относящимися к подсудности районных судов.
Кроме того, мировым судьям подсудны дела о правах на земельные участки, если их стоимость не превышает 50 000 руб. (п. 5 ч. 1 ст. 23 ГПК РФ). При цене иска свыше этой суммы дело рассматривается районным судом.
1. Вопросы кадастрового учета земельных участков
Правовое определение понятия “земельный участок” установлено в ст. 11.1 ЗК РФ, согласно которой земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
По смыслу приведенной нормы, земельный участок может быть объектом земельных и гражданско-правовых отношений только при условии, что такой земельный участок имеет установленные границы.
Установление границ земельного участка является одним из правовых средств его индивидуализации. При этом такая индивидуализация (определение и закрепление на месте границ) означает, что земельный участок прошел кадастровый учет и ему присвоен соответствующий кадастровый номер.
Согласно Федеральному закону от 4 июля 2007 г. N 221-ФЗ “О государственном кадастре недвижимости” (в ред. от 30 декабря 2008 г.
) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе (п. 3 ст. 1).
В силу требований ст. 7 указанного Федерального закона к индивидуальным характеристикам земельного участка относятся кадастровый номер, месторасположение, площадь, границы, его целевое назначение.
Между тем, на практике нередко в кадастре такие сведения отсутствуют или указаны не в соответствии с нормами действующего законодательства. Как правило, это относится к ранее учтенным земельным участкам.
В соответствии с п. 21 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 4 февраля 2010 г.
N 42, решение о внесении в кадастр сведений о ранее учтенном земельном участке принимается на основании правоустанавливающих документов (свидетельства о праве собственности, праве пожизненно наследуемого владения, государственного акта, удостоверяющего право собственности на землю, и др.), которые не содержат информации о границах земельного участка.
При таких обстоятельствах перед правообладателями ранее учтенных земельных участков возникает необходимость внести в кадастр недостающие сведения о его границах.
В силу требований ст. 22 Федерального закона от 4 июля 2007 г.
N 221-ФЗ “О государственном кадастре недвижимости” основанием для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости об уникальных характеристиках земельного участка является межевой план, устанавливающий в том числе местоположение границ земельных участков и являющийся результатом проведения кадастровых работ. Указанная процедура проводится и в отношении вновь создаваемых земельных участков, и в отношении ранее учтенных земельных участков.
Согласно ст.
38 указанного Федерального закона при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании.
В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка (п. 9. ст. 38).
Особым действием в составе действий по формированию границ земельного участка является согласование местоположения его границ.
Этот порядок в основном определен в ст. 39 Федерального закона от 4 июля 2007 г.
N 221-ФЗ “О государственном кадастре недвижимости”, согласно которой местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию заинтересованными лицами – правообладателями земельных участков, границы которых одновременно служат границами земельного участка, являющегося объектом кадастровых работ.
При этом заинтересованное лицо не вправе представлять возражения относительно местоположения частей границ, не являющихся одновременно частями границ принадлежащего ему земельного участка, или согласовывать местоположение границ на возмездной основе.
В силу ст. 40 указанного Федерального закона результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования и является частью межевого плана. Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей.
Установление процедуры согласования местоположения границ обусловлено необходимостью учета законных прав всех заинтересованных лиц при индивидуализации земельных участков и направлено на обеспечение защиты прав в первую очередь смежных землепользователей. Акт согласования границ является неотъемлемой частью межевого плана. Нарушения, допущенные при проведении согласования, могут являться основанием для признания всего межевого плана, а также его результатов, незаконными.
Источник: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/9682532/
Согласие на изменение границ земельного участка
- 1 Как проводится согласование границ земельных участков при межевании
- 2 Как установить границы земельного участка — информация для владельцев и пользователей
- 3 Как изменить границы земельного участка после межевания — Юридический справочник
- 4 Как изменить границы земельного участка после межевания и что делать после
- 5 Могут ли после межевания передвинуть границы участка
- 6 Согласие на межевание земельного участка — в 2019 году, бланк, соседи, акт, проведение процедуры, документ, территория
Для составления межевого плана необходимо согласие соседей. Это регламентируется ст. 39 закона 221-ФЗ «О кадастровой деятельности».
Для чего проводится согласование
Согласие на межевание требуется для подтверждения установленного периметра, чтобы исключить претензии от владельцев соседних участков.
Согласование местоположения границ земельного участка требуется в следующих случаях:
- самовольный захват территории;
- отсутствие задокументированного акта согласования;
- наличие неточностей и ошибок в ранее составленном плане межевания;
- объединение или разделение территорий;
- регистрация прав собственности.
План межевания, составленный без подписей собственников смежных земель, может быть оспорен в судебном порядке.
В каких случаях согласие соседей не требуется
Межевание участка без согласования возможно, если сведения о земле известны ограниченному количеству лиц или точный периметр территории установить невозможно.
Межевание не требуется в следующих случаях:
- объектом межевания выступают территории лесных массивов или охраняемые зоны;
- процедура проводится в отношении земли, размеры которой ограничены природными или искусственно созданными объектами;
- размеры владения определяются по линейным объектам.
Согласование границ земельных участков при межевании также не требуется в отношении сельскохозяйственных участков, которые принадлежат коренным народам (территория Дальнего Востока, Крайнего Севера и Сибири).
Кто проводит согласование границ
Инициаторами согласования границ земельного участка могут выступать:
- собственники смежных территорий;
- владельцы;
- граждане, арендующие землю;
- лица, у которых есть права бессрочного пользования.
ВАЖНО! При подаче заявления на межевание третьим лицом требуется нотариальная доверенность на представление интересов собственника участка.
Возможностью проведения работ по установлению границ территории обладают кадастровые инженеры. Но у них должна быть государственная лицензия.
Порядок проведения согласования
Алгоритм действий для уточнения, корректировки или определения межи одинаков. Владельцу недвижимости требуется:
- найти инженера-геодезиста и заключить с ним договор;
- известить собственников смежных территорий о предстоящей процедуре;
- в назначенную дату обеспечить кадастровому инженеру доступ к участку.
По завершении работ специалист составляет акт согласования, который подписывается каждым заинтересованным в процедуре лицом и собственником.
Извещение соседей
Чтобы получить согласие соседей владелец должен отправить им уведомление. Сделать это можно следующими способами:
- лично;
- по почте;
- электронным письмом;
- публикация в газете или интернете.
Публиковать документ разрешается в следующих ситуациях:
- установить точное местоположение соседа нельзя;
- отправленное письмо было возвращено с пометкой о неполучении;
- объект межевания расположен в дачном массиве с числом собственников больше пяти.
ВНИМАНИЕ! Отправлять уведомление необходимо за тридцать календарных дней до назначенной даты.
Типовой образец формы извещения доступен по ссылке.
Место и способ проведения
Процедура согласования проводится на участке. В назначенную дату кадастровый инженер выезжает на местность, проводит необходимые замеры и фиксирует границы в плане. После ознакомления с актом, соседи ставят подпись.
Описание процедуры
Для выполнения согласования заинтересованные лица предоставляют кадастровому инженеру:
- паспорт;
- свидетельство собственности на землю.
ВАЖНО! Неявка одного из соседей при условии, что он был уведомлен, не является основанием для отказа в составлении акта.
Оплату услуг инженера проводит собственник, который заказал процедуру. На стоимость услуги влияют следующие факторы:
- населенный пункт;
- категория земли;
- форма территории;
- наличие строений;
- ценовая политика организации.
ВАЖНО! В среднем по стране стоимость согласования при межевании равна 5–7 тыс. р.
При несогласии соседей
Если соседи не согласны подписывать акт утверждения составленного межевого плана, владелец недвижимости обращается в районный суд. Подается заявление по месту расположения объекта земельного спора.
Типовой образец искового заявления можно скачать по ссылке.
Результаты работ
Результатом процесса является готовый акт согласования. В документе отражается следующая информация:
- кадастровый номер владения;
- Ф. И. О. собственника;
- площадь территории;
- информация о соседях (Ф. И. О., номер участка, реквизиты документа собственности);
- резолюция об отсутствии разногласий по прохождению межевых знаков;
- подписи исполнителя работ и собственников.
ВНИМАНИЕ! После того как документ готов, возникающие по нему споры решаются через суд. Однако изменение мнения владельцев смежных участков должно иметь аргументированные причины и иметь законные основания.
Образец акта согласования границ
Документ составляется на листе формата А4. Унифицированной формы нет. Оформление акта может отличаться в различных кадастровых компаниях.
Типовой образец акта доступен по ссылке.
Источник: https://ozhkh.ru/zemelnyj-uchastok/soglasovanie-granic-pri-mezhevanii
Как установить границы земельного участка — информация для владельцев и пользователей
Статья обновлена: 10 мая 2019 г.
Здравствуйте. В этой статье я распишу как установить границы только того участка, который хоть и стоит на кадастровом учете в ЕГРН (как это узнать), но в кадастре нет его границ. Инструкция подходит для любого участка — ИЖС, ЛПХ, дачного, садового и т.п.
Для начала узнайте есть ли на кадастровой карте границы нужного вам участка — инструкция. Ведь инструкция на этой странице подходит, если в кадастровом учете нет четких границ и их нужно установить. Если границы в кадастровом учете есть, то их устанавливать не надо, но можно уточнить на местности.
(нажмите на картинки, чтобы их увеличить)
Участок на карте не отображается
Границы его не установлены
Шаг №1 — Собрать документы
Чтобы установить границы, у собственникам/пользователя участка должны быть на руках два важных документа. А именно:
- Правоустанавливающий документ на участок; Это может быть свидетельство о регистрации права собственности, выписка из ЕГРН (как получить), договор купли-продажи участка или дома на нем, договор/государственный акт/свидетельство бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения, различные акты на предоставление участка, договор о праве застройки, решение суда о предоставлении участка или признания права собственности.Образцы правоустанавливающих документов ↔(нажмите на картинку для ее увеличения / горизонтальная прокрутка)
- План участка, подтверждающий его местоположение, границы и площадь при образовании. Обычно это план-схема участка как приложение к договору/свидетельству/акту, утвержденные схемы расположения/распределения участков, проекты границ, планы землепользования, материалы инвентаризации, постановление о юридическом закреплении и т.п. Если участок выдан на основании решения суда о признании права собственности на участок в границах, то это будет ситуационный план участка. Иногда на таких планах даже имеются координаты границ участка, а именно его углов (поворотных точек).Образцы планов ↔(нажмите на картинку для ее увеличения / горизонтальная прокрутка)
Если у владельца участка нет одного из этих документов, нужно запросить сведения из ГФДЗ (инструкция ниже). Даже если оба документа на руках, все равно стоит обратиться в ГФДЗ. Лишние документы на участок никогда не помешают при установлении границ.
Запросить сведения об участке в Государственном фонде данных Росреестра
ГФДЗ — это архив различных документов на земельные участки, которые изготавливаются при проведении землеустройства (ст. 24 Федерального закона о землеустройстве). Официальное название — Государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства.
В фонде могут быть содержаться копии документов, которые подтверждают права на участок + различные планы/схемы его расположения.
Этими документами могут быть: экземпляры свидетельств о правах на участки, выданные до 2000 года; материалы инвентаризации или перерегистрации участков; землеустроительные дела по межеванию участков до 1 марта 2008 года и т.д. Иногда бывает, что в этих документах даже есть координаты границ участка.
К сожалению, в ГФДЗ не всегда имеются какие-либо документы. На моей практике такое бывает в 40% случаях. Но я все равно всегда советую запрашивать сведения, хуже не будет.
Куда обращаться и как запросить сведения
Сведения из ГФДЗ предоставляют в местных отделах Росреестра, но не все оказывают данную услугу, а какой-то определенный.
Лучше позвоните по справочному номеру Росреестра 8 (800) 100-34-34 и уточните адрес нужного отдела.
Также можно позвонить любому местному кадастровому инженеру и спросить у него, ведь в дальнейшем все равно придется к нему обращаться для заказа межевания (шаг №2).
Владельцам/пользователям участка нужно подать заявление в отдел Росреестра (заявление о предоставлении сведений из ГФДЗ). Форму и образец выдаст сотрудник. Можете скачать форму заявления и ознакомиться. К заявлению приложить копию паспорта и правоустанавливающий документ на участок.
Источник: https://nedviz-info.com/soglasie-na-izmenenie-granits-zemelnogo-uchastka/
Согласование при межевании земельного участка
Нужно ли согласие соседей на межевание земельного участка? (Образец акта с подписями найдете ниже)
Согласно Федеральному закону РФ №221, согласование при межевании границ участков земли – обязательная процедура!
Данный нормативный акт гласит, что при уточнении расположения участка требуется согласие на межевание земельного участка владельцев смежных территорий, если при межевании затрагиваются границы, кадастровая информация о которых уже была внесена ранее в государственный реестр недвижимости (о том, что такое межевание и кадастр и что у них общего, читайте тут, а из этой статьи вы узнаете, как узнать было ли межевание земельного участка или нет).
Иначе говоря, при межевании земельного участка согласие соседей надо, когда производится уточнение расположения границы участка заинтересованного лица, являющейся также границей земельного надела второго лица (как делают межевание земельных участков?)
При выборе определённого проекта межевания заказчик может предпочесть разграничение на местности или исключительно на бумаге (о том, что такое проект планировки и межевания территории и как его подготовить, читайте тут). Это необходимо знать, поскольку зачастую исполнители, пользуясь неосведомлённостью заказчиков, умалчивают об этом, намеренно увеличивая объем подрядных работ.
Правом согласия на уточнение границ земельных участков обладают:
- Собственники участков. Исключение составляют владельцы, в собственность которых была передана муниципальная или государственная земля в бессрочное пользование, а также юридические лица (не муниципальные предприятия).
- Граждане, получившие землю на правах пожизненного наследуемого владения.
- Арендаторы, оформившие договор на пользование землей, находящейся в государственном или муниципальном владении сроком от пяти лет.
Интересы владельцев могут защищать их представители, действующие на основании нотариально заверенной доверенности.
Таким образом, без согласия на межевание от соседей можно осуществить процедуру в следующих случаях:
- лесных массивов;
- территорий, близко расположенных к государственным границам и прочих охраняемых земель;
- сельскохозяйственных угодий коренного населения в районах Дальневосточного округа, Севера и Сибири;
- спорных границ, ранее определённых границами смежных линейных объектов (о том, как разрешить спор с соседями о межевании земельного участка и наложении границ, читайте тут).
Возникновение споров
Конфликты относительно межевания с определением границ земельного участка отнимают массу времени и сил у каждого участника. Это связано с неточным определением границ, которые по старым документам собственников могут вовсе друг другу не соответствовать, а также ошибками в кадастровой базе. К типичным причинам споров можно отнести:
- Становление на государственный учёт без проведения процедуры межевания земли;
- Технические ошибки в оформлении документации, совершённые по невнимательности сотрудника, который их вносил;
- Процедура, проведенная некомпетентным специалистом. При этом ответственность будет нести владелец земельного участка, который его нанял;
- Самовольный захват территории без уведомления соседей;
- Устный раздел наследуемого имущества, когда акт согласования не составлялся и процедура межевания границ не проводилась;
- Купля-продажа земельного участка без полного пакета документов, выданных в течение последних пяти лет, существенно усложняется недовольными соседями.
Что такое согласование границ земельного участка?
Согласование границ земельного участка – это одна из процедур при межевании земельного участка, регламентирующая получение согласия правообладателя смежного (соседнего) земельного участка на установление границ в координатах, согласно межевому плану.
Для чего же это нужно? К примеру, у вас в собственности есть земельный участок, границы которого не установлены в соответствии с земельным законодательством, иными словами, участок не отмежеван. Не отмежеванный земельный участок означает, что границы имеют примерные, а не точные координаты. Точно также и соседний земельный участок может иметь примерные координаты (границы).
Поэтому, в целях уменьшения конфликтов между соседями, законодательством предусмотрен обязательный порядок согласования границ между соседями у которых земельные участки не отмежеваны. Иными словами, соседям необходимо договориться где будет проходить общая граница участков и зафиксировать это в акте согласования границ.
Роль согласования границ земельного участка при межевании
Для того, чтобы процедура межевания была признана законом, требуется обязательно провести согласование установленных границ с соседями. Данная операция обязательна. Об этом указано в статье 39 ФЗ № 221.
Могут возникнуть такие обстоятельства, при которых согласие владельца смежного участка получить бывает невозможно:
- владелец находится в длительной командировке и оповестить его о предстоящем межевании не представляется возможным;
- собственник участка умер, а новые владельцы еще не успели вступить в права собственности на участок;
- при признании владельца смежной территории недееспособным;
- при проведении межевания были допущены явные ошибки в установлении границы;
- трижды были высланы уведомления на адрес прописки соседа с периодичностью информирования в 2 недели;
- местоположение владельца соседнего участка невозможно установить.
Решение вопроса о границах
Для того чтобы согласовывать границы, потребуется личное присутствие владельца надела или его представителя. Представитель действует на основании доверенности, заверенной в нотариальной конторе.
Алгоритм, как провести межевание
- Собрать документы, подтверждающие, что земля принадлежит вам на законных основаниях.
Например, права владения подтверждает договор купли-продажи, дарения, свидетельство о праве собственности и другие документы. Не забудьте оформить доверенность, если ваши интересы будет защищать представитель.
- Подписать с кадастровым инженером соглашение об оказании услуг. Инженер составляет акт, который является основанием для регистрации в кадастре недвижимости. Согласовывает с владельцами наделов процедуру межевания.
- Подождать, пока будет изготовлено межевое дело.
Инженер подготавливает этот документ в электронном виде. Для заверки проставляется усиленная электронная цифровая подпись.
Совет. Если вам нужно получить межевое дело в бумажном виде, рекомендуем обговорить этот пункт в соглашении. Соглашение конкретизирует, в каком виде кадастровый инженер подготавливает межевое дело.
Триста пятьдесят рублей нужно уплатить, чтобы зарегистрировать право владения на землю (подпункт 24 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса).
- Передать пакет документов для регистрации специалистам подразделения Росреестра.
Вы можете передать документы лично или направить по почте ценным письмом. Если вам удобнее обратиться в электронном виде, воспользуйтесь сайтом gosuslugi.ru. Также для приема документов работают специалисты многофункциональных центров государственных услуг.
Квитанция об оплате не является обязательным документом для регистрации. Но мы рекомендуем представить этот документ. Государственные служащие могут отказать в регистрации, если в системе не будет информации, что вы оплатили пошлину. Поэтому во избежание досадных недоразумений доказательство оплаты лучше приложить к документам.
- Обратиться в Росреестр для получения подтверждающих документов.
Закон отводит на процедуру регистрации десять дней. Срок отсчитывается с даты, проставленной на штампе о приеме документации. При подаче документов через многофункциональный центр государственных услуг срок увеличивается до двенадцати рабочих дней.
С кем нужно согласовывать свои границы
При межевании определяются точные границы участка путем определения координат его углов. Все участки, границы которых установлены, фиксируются в Росреестре на кадастровой карте.
Обязательной частью межевого плана является акт, в котором приводятся паспортные данные лиц, участвующих в согласовании и их подписи.
Если все смежные участки, с которыми у вашего земельного надела имеется общая граница, отображаются на Публичной кадастровой карте, то вам ни с кем согласовывать свое межевание не нужно. Если хоть один из участков еще не имеет уточненных границ, то подпись владельца такого землепользования обязательно должна присутствовать в акте.
Для начала кадастровый инженер проводит съемку участка, во время которой желательно присутствие тех владельцев смежных участков, чья подпись нужна в акте.
Но нет строгой обязанности для владельца уточняемого участка приглашать соседей во время съемки. На практике большинство измерений проходит без присутствия заинтересованных сторон. В этом вопросе можете учитывать свои отношения с соседями, есть ли между вами спор по границе и т. д.
После того, как результаты измерений обработаны, инженер выдает вам межевой план для согласования с заинтересованными лицами. Вы встречаетесь с собственником смежного участка, и он либо подписывает вам акт, либо нет.
Источник: https://zashchita.okd1.ru/zakon/soglasovanie-pri-mezhevanii-zemelnogo-uchastka/