Приняты и введены в действие
Постановлением Госстроя РФ
от 23 июля 2001 г. N 80
(Зарегистрирован в Минюсте РФ
9 августа 2001 г. N 2862)
БЕЗОПАСНОСТЬ ТРУДА В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
ЧАСТЬ 1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ
СНиП 12-03-2001
Дата введения 2001-09-01
1. Область применения
Настоящие нормы и правила распространяются на новое строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, капитальный ремонт (далее – строительное производство), производство строительных материалов (далее – промышленность строительных материалов), а также на изготовление строительных конструкций и изделий (далее – строительная индустрия) независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности организаций, выполняющих эти работы.
2. Нормативные ссылки
В настоящих нормах и правилах использованы ссылки на нормативные правовые акты, приведенные в приложении А.
3. Определения
В настоящем нормативном документе применены термины и определения, приведенные в приложении Б, в том числе установленные действующим законодательством Российской Федерации об охране труда, Конвенцией 148 МОТ 1977 г.
“О защите трудящихся от профессионального риска, вызываемого загрязнением воздуха, шумом и вибрацией на рабочих местах”, ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 марта 1988 г. N 8694-ХI, Конвенцией 155 МОТ 1981 г.
“О безопасности и гигиене труда и производительной среде”, ратифицированной Федеральным законом от 11 апреля 1998 г. N 58-ФЗ.
4. Общие положения
4.1.
Организация и выполнение работ в строительном производстве, промышленности строительных материалов и строительной индустрии должны осуществляться при соблюдении законодательства Российской Федерации об охране труда (далее – законодательства), а также иных нормативных правовых актов, установленных Перечнем видов нормативных правовых актов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2000 г. N 399 “О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда”:
– строительные нормы и правила, своды правил по проектированию и строительству;
– межотраслевые и отраслевые правила и типовые инструкции по охране труда, утвержденные в установленном порядке федеральными органами исполнительной власти;
– государственные стандарты системы стандартов безопасности труда, утвержденные Госстандартом России или Госстроем России;
– правила безопасности, правила устройства и безопасной эксплуатации, инструкции по безопасности;
– государственные санитарно – эпидемиологические правила и нормативы, гигиенические нормативы, санитарные правила и нормы, утвержденные Минздравом России.
4.2.
В случаях применения методов работ, материалов, конструкций, машин, инструмента, инвентаря, технологической оснастки, оборудования и транспортных средств, по которым требования безопасного производства работ не предусмотрены настоящими нормами и правилами, следует применять соответствующие нормативные правовые акты по охране труда субъектов Российской Федерации, а также производственно – отраслевые нормативные документы организаций (стандарты предприятий по безопасности труда, инструкции по охране труда работников организаций).
4.3. Требования охраны и безопасности труда, содержащиеся в нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации и производственно – отраслевых нормативных документах организаций, не должны противоречить обязательным положениям настоящих норм и правил и других нормативных правовых актов, содержащих государственные требования охраны труда.
4.4. Участники строительства объектов (заказчики, проектировщики, подрядчики, поставщики, а также производители строительных материалов и конструкций, изготовители строительной техники и производственного оборудования) несут установленную законодательством ответственность за нарушения требований нормативных документов, указанных в п. п. 4.1 и 4.2.
4.5. Обеспечение технически исправного состояния строительных машин, инструмента, технологической оснастки, средств коллективной защиты работающих осуществляется организациями, на балансе которых они находятся.
Организации, осуществляющие производство работ с применением машин, должны обеспечить выполнение требований безопасности этих работ.
4.6. Перед началом выполнения строительно – монтажных работ на территории организации генеральный подрядчик (субподрядчик) и администрация организации, эксплуатирующая (строящая) этот объект, обязаны оформить акт – допуск по форме приложения В.
4.7. Генеральный подрядчик или арендодатель обязаны при выполнении работ на производственных территориях с участием субподрядчиков или арендаторов:
разработать совместно с ними график выполнения совмещенных работ, обеспечивающих безопасные условия труда, обязательный для всех организаций и лиц на данной территории;
осуществлять их допуск на производственную территорию с учетом выполнения требований п. 4.6;
обеспечивать выполнение общих для всех организаций мероприятий охраны труда и координацию действий субподрядчиков и арендаторов в части выполнения мероприятий по безопасности труда согласно акту – допуску и графику выполнения совмещенных работ.
4.8. Перед началом работ в условиях производственного риска необходимо выделить опасные для людей зоны, в которых постоянно действуют или могут действовать опасные факторы, связанные или не связанные с характером выполняемых работ.
4.9. К зонам постоянно действующих опасных производственных факторов относятся:
места вблизи от неизолированных токоведущих частей электроустановок;
места вблизи от неогражденных перепадов по высоте 1,3 м и более;
места, где возможно превышение предельно допустимых концентраций вредных веществ в воздухе рабочей зоны.
К зонам потенциально опасных производственных факторов следует относить:
участки территории вблизи строящегося здания (сооружения);
этажи (ярусы) зданий и сооружений в одной захватке, над которыми происходит монтаж (демонтаж) конструкций или оборудования;
зоны перемещения машин, оборудования или их частей, рабочих органов;
места, над которыми происходит перемещение грузов кранами.
Размеры указанных опасных зон устанавливаются согласно приложению Г.
4.10. Места временного или постоянного нахождения работников должны располагаться за пределами опасных зон.
На границах зон постоянно действующих опасных производственных факторов должны быть установлены защитные ограждения, а зон потенциально опасных производственных факторов – сигнальные ограждения и знаки безопасности.
4.11. На выполнение работ в зонах действия опасных производственных факторов, возникновение которых не связано с характером выполняемых работ, должен быть выдан наряд – допуск по форме приложения Д.
4.11.1. Перечень мест производства и видов работ, где допускается выполнять работы только по наряду – допуску, должен быть составлен в организации с учетом ее профиля на основе перечня приложения Е и утвержден руководителем организации.
4.11.2. Наряд – допуск выдается непосредственному руководителю работ (прорабу, мастеру, менеджеру и т.п.) лицом, уполномоченным приказом руководителя организации. Перед началом работ руководитель работы обязан ознакомить работников с мероприятиями по безопасности производства работ и оформить инструктаж с записью в наряде – допуске.
4.11.3. При выполнении работ в охранных зонах сооружений или коммуникаций наряд – допуск может быть выдан при наличии письменного разрешения организации – владельца этого сооружения или коммуникации.
4.11.4. Наряд – допуск выдается на срок, необходимый для выполнения заданного объема работ. В случае возникновения в процессе производства работ опасных или вредных производственных факторов, не предусмотренных нарядом – допуском, работы следует прекратить, наряд – допуск аннулировать и возобновить работы только после выдачи нового наряда – допуска.
Лицо, выдавшее наряд – допуск, обязано осуществлять контроль за выполнением предусмотренных в нем мероприятий по обеспечению безопасности производства работ.
4.12. К работникам, выполняющим работы в условиях действия опасных производственных факторов, связанных с характером работы, в соответствии с законодательством предъявляются дополнительные требования безопасности. Перечень таких профессий и видов работ должен быть утвержден в организации с учетом требований законодательства.
К выполнению работ, к которым предъявляются дополнительные требования по безопасности труда, согласно законодательству допускаются лица, не имеющие противопоказаний по возрасту и полу, прошедшие медицинский осмотр и признанные годными к выполнению данных работ, прошедшие обучение безопасным методам и приемам работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте, проверку знаний требований охраны труда.
4.13. К самостоятельным верхолазным работам допускаются лица (рабочие и инженерно – технические работники) не моложе 18 лет, прошедшие медицинский осмотр и признанные годными, имеющие стаж верхолазных работ не менее одного года и тарифный разряд не ниже третьего.
Рабочие, впервые допускаемые к верхолазным работам, в течение одного года должны работать под непосредственным надзором опытных рабочих, назначенных приказом руководителя организации.
4.14. Предельные значения температур наружного воздуха и силы ветра в данном климатическом районе, при которых следует приостановить работы на открытом воздухе и прекратить перевозку людей в неотапливаемых транспортных средствах, определяются в установленном порядке.
4.15. При организации труда женщин следует соблюдать установленные для них нормы предельно допустимых нагрузок при подъеме и перемещении тяжестей вручную, утвержденные Постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 6 февраля 1993 г.
N 105, а также ограничения по применению их труда согласно Перечню тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2000 г. N 162.
4.16.
При организации труда подростков следует соблюдать предельно допустимые нагрузки при подъеме и перемещении тяжестей вручную, установленные для них соответствующими Постановлениями Минтруда России, а также ограничения по применению их труда согласно Перечню тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2000 г. N 163.
При прохождении производственной практики (производственного обучения) в производствах, профессиях и на работах, предусмотренных указанным выше Перечнем, учащиеся среднего, начального профессионального образования и образовательных учреждений основного общего образования могут находиться на рабочих местах не более 4 ч в день с учетом соответствующих санитарных правил и норм.
КонсультантПлюс: примечание.
Источник: //gsning.ru/index.php/yuridicheskaya-podderzhka/stroitelnye-normy-i-pravila-snip/129-snip-12-03-o-prinyatii-stroitelnykh-norm-i-pravil-rossijskoj-federatsii-bezopasnost-truda-v-stroitelstve
[ТСЗ:1.Социально-культурные вопросы / Труд.
Занятость населения]решения Государственной трудовой инспекции Министерства занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан (далее — Инспекция), принятые в пределах ее компетенции по вопросам соблюдения законодательства о труде, занятости населения, охране труда, обязательном страховании гражданской ответственности работодателя и законодательства о социальной защищенности лиц с инвалидностью в части создания условий труда лицам с инвалидностью для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, а также для пользования всеми видами транспорта, транспортными коммуникациями, средствами связи общего пользования и информации, являются обязательными для исполнения органами государственного и хозяйственного управления, органами государственной власти на местах и другими организациями, а также физическими лицами, являющимися работодателями;Премьер-министр Республики Узбекистан А. АРИПОВо Министерстве занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан оказывает за счет средств Фонда поддержки и защиты прав и интересов граждан, осуществляющих трудовую деятельность за рубежом, правовую и социальную защиту, материальную помощь гражданам, подвергшимся насилию, принудительному труду и дискриминации, нарушению трудовых и иных прав, попавшим в сложное финансовое положение и оставшимся без документов, устанавливающих личность, средств к существованию в период осуществления трудовой деятельности за рубежом, а также содействие в возвращении в Республику Узбекистан, в том числе посредством выдачи по возвращении материальной помощи в размере одной минимальной заработной платы;проводить, в том числе за счет средств Государственного фонда содействия занятости Республики Узбекистан, Фонда поддержки и защиты прав и интересов граждан, осуществляющих трудовую деятельность за рубежом, международные и национальные конференции, форумы, семинары и тренинги, посвященные вопросам, связанным с возложенными на Министерство задачами и функциями, направлять работников органов по труду за рубеж для участия в мероприятиях, организуемых международными и зарубежными организациями, иностранными правительствами, государственными органами и неправительственными организациями, а также привлекать зарубежных и национальных экспертов для реализации проектов по вопросам, связанным с возложенными на Министерство задачами и функциями.финансирование затрат, связанных с проведением международных и национальных конференций, форумов, семинаров и тренингов, посвященных вопросам, связанным с возложенными на Министерство задачами и функциями, направлением работников органов по труду за рубеж для участия в мероприятиях, организуемых международными и зарубежными организациями, иностранными правительствами, государственными органами и неправительственными организациями, а также привлечением зарубежных и национальных экспертов для реализации проектов по вопросам, связанным с возложенными на Министерство задачами и функциями;6. Предметом государственного надзора и контроля в области труда и охраны труда является соблюдение работодателями в процессе осуществления своей деятельности требований законодательства о труде, охране труда, занятости населения, об обязательном страховании гражданской ответственности работодателя, о социальной защищенности лиц с инвалидностью в части создания условий труда лицам с инвалидностью для обеспечения беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, а также для пользования всеми видами транспорта, транспортными коммуникациями, средствами связи общего пользования и получения информации, иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права, нормативных документов в области технического регулирования по вопросам охраны и безопасности труда и трудовых стандартов.получать доступ к базе данных государственных и хозяйственных органов управления и организаций в области труда, об охране труда, занятости населения, обязательном страховании гражданской ответственности работодателя, о социальной защищенности лиц с инвалидностью в части создания условий труда лицам с инвалидностью для обеспечения беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, а также для пользования всеми видами транспорта, транспортными коммуникациями, средствами связи общего пользования и получения информации, иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права, нормативных документов в области технического регулирования по вопросам охраны и безопасности труда и трудовых стандартов, необходимых для реализации возложенных на Инспекцию задач;при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, учитывать соответствие данных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для жизни, здоровья людей, для животных, растений, окружающей среды, безопасности государства, угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также не допускать необоснованное ограничение прав и законных интересов граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц;Нормативы численности служб охраны труда организаций Рекомендованная структура служб охраны труда организаций
« | № п/п | Направления использования средств Фонда | Документы, требуемые для оплаты расходов | Предусматриваемые меры | Лимит финансирования** |
1. | Оказание правовой и социальной защиты, а также материальной помощи гражданам Республики Узбекистан, подвергшимся насилию, принудительному труду и дискриминации, нарушению трудовых и иных прав, попавших в сложное финансовое положение и оставшихся без документов, подтверждающих личность, без средств к существованию в период осуществления трудовой деятельности за рубежом | 1. Заявление в представительство Агентства по внешней трудовой миграции (Агентство) с обращением об оказании правовой и социальной защиты, материальной помощи).2. Документы, подтверждающие личность заявителя (за исключением случая утери документов).3. Подтверждающие документы об осуществлении трудовой деятельности за рубежом (разрешение на осуществление трудовой деятельности, трудовой договор или справка уполномоченного органа по надзору в сфере труда).4. Подтверждение суда или правоохранительных органов страны пребывания, уполномоченных международных организаций, что обратившееся лицо подверглось насилию, принудительному труду и дискриминации, нарушению трудовых и иных прав, осталось без документов, подтверждающих личность, без средств к существованию в период осуществления трудовой деятельности за рубежом (при наличии). | 1.Оплата услуг адвоката, организаций, оказывающих юридические услуги, или правозащитных организаций в целях правовой защиты обратившихся | до 3 тыс. долл. США. | |
2. Оплата услуг хостелов по проживанию и суточных на территории страны пребывания до 3-х суток (для граждан, не имеющих средств и места проживания) | до 0,3 тыс.долл. США. | ||||
3. Направление обращений в уполномоченные органы страны пребывания по вопросам правовой и социальной защиты обратившихся граждан | – | ||||
4. Оплата авиа (экономкласса) и железнодорожных билетов (плацкартные вагоны) для возвращения в Республику Узбекистан | в соответствии с расценками транспортных компаний | ||||
5. Предложение имеющихся вакансий у зарубежных работодателей | – | ||||
6. Выплата единовременной материальной помощи | В размере одной минимальной заработной платы | ||||
… | … | … | |||
7. | Создание, оснащение и содержание представительств Агентства за рубежом | 1. Ходатайство Агентства о создании представительства за рубежом.2. Приказ Министерства занятости и трудовых отношений.3. Смета расходов на создание представительства.4. Штатное расписание представительства. | 1. Ходатайство Агентства о необходимости создания, оснащения и содержания представительства.2. Решения Минтруда, согласованное с МИД, о создании представительства.3. Финансирование:капитального и текущего ремонта зданий и помещений представительства (при необходимости);приобретения автотранспортных средств для работников представительства;оснащения мебелью и оргтехникой,оплаты арендной платы зданий и помещений представительства и жилье работников в соответствии с заключенными договорами аренды. | в соответствии с утвержденными сметами и заключенными договорами | ». |
Источник: //www.lex.uz/acts/4143050
Темы научных докладов и курсовых работ. 1. понятие и признаки акта государственной администрации
Семинар 11 АКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АДМИНИСТРАЦИИ
1. Понятие и признаки акта государственной администрации.
2. Виды актов государственной администрации.
3. Требования, предъявляемые к индивидуальным административным актам.
4. Правовые дефекты индивидуальных административных актов и их последствия.
5. Порядок издания, изменения и отмены индивидуальных административных актов.
• Теория ничтожных и оспоримых административных актов.
• Отграничения административного акта от простого административного действия.
• Проект Федерального закона «Об административных процедурах» и его влияние на процедуры издания административных актов.
• Некомпетентность административного акта и порядок ее установления.
• Юридические дефекты административных актов.
• Особенности правового режима регистрационных административных актов.
• Особенности правового режима юрисдикционных административных актов.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Как соотносятся понятия «административный акт» и «акт органов исполнительной власти»?
2. В чем выражается подзаконность актов государственной администрации?
3. Какие виды временных актов государственной администрации вы знаете?
4. В каких случаях возможно приостановление действия административного акта?
В каком порядке возможна отмена административного акта по его нецелесообразности?
В чем разница между отменой акта и его аннулированием?
Что означает предварительное решение органа исполнительной власти? Какие виды предварительных решений вы знаете?
Приведите примеры ничтожных административных актов?
ЗАДАНИЯ
1.Выберите в нормативных правовых актах виды административных актов, обжалование которых автоматически приостанавливает их действие.
2. Выберите в нормативных правовых актах примеры издания государственными органами дискреционных административных актов.
3. Заполните карту сравнительного анализа:
Свойства акта | Акт-разрешение (лицензия) | Акт- правоудостоверение (регистрация) | Акт-правопризнание (свидетельство) |
Цель издания | |||
Основание издания | |||
Сфера применения | |||
Основания и порядок отмены |
ЗАДАЧИ
1. Постановлением Правительства РФ заместитель министра юстиции РФ Петров был освобожден от занимаемой должности однократное грубое нарушение должностных обязанностей.
Петров обратился с жалобой в Верховный Суд РФ, в которой просил признать данное постановление недействительным, так к. и во-первых, форма акта не соответствует требованиям ст.
23 Ф1 l «О Правительстве РФ», а во-вторых, в день подписания постановления на заседания Правительства РФ, ни заседания Президиума Правительства РФ не проводилось, что не соответствует установленному порядку принятия актов Правительством РФ.
Верховный Суд РФ в иске отказал.
Дайте юридический анализ дела.
2.
Прокурор района принес протест на решение районной налоговой инспекции об отмене акта государственной регистрации 00()«Последний путь» в связи с нарушением установленного порядка государственной регистрации, в том числе представлением на регистрацию недостоверных сведений об учредителях общества. В протесте говорилось о том, что отмена государственной регистрации означает фактическую ликвидацию юридического лица.
Начальник районной налоговой инспекции протест отклонил указав, что он вправе аннулировать решение о государственной регистрации, если оно принято на основе недостоверной информации.
Дайте юридический анализ дела.
3. Администрация города приняла постановление о внесении изменений в правила торговли на районном рынке «Шарташский», установив запрет на торговлю непродовольственными товарами с лотков.
Индивидуальный предприниматель Джабраилов обратился в арбитражный суд с иском о признании данного постановления недействительным, нарушающим его права на свободу торговой деятельности.
Арбитражный суд отказал в удовлетворении заявления, поскольку Джабраилов пропустил трехмесячный срок для оспаривания правового акта, установленный ст. 198 АПК РФ.
Дайте юридический анализ дела. Какова юридическая природа изданного администрацией акта?
4. Инспектор государственной противопожарной службы Окуркин вынес предписание о приостановлении работ покрасочного цеха
автомастерской «Бриз» в связи с нарушением требований пожарной безопасности. В п. 3 предписания содержалось требование прекратить производство работ с 12.00 5 марта до устранения причин на рушения. Предписание было выполнено в срок.
15 марта покрасочный цех по приказу директора ООО «Бриз возобновил свою работу. В связи с этим инспектор составил протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5КоАПРФ.
В суде представитель ООО «Бриз» пояснил, что правонарушения они не совершали, поскольку предписание было ими исполнено За это время ООО «Бриз» устранило имеющиеся нарушения пожарной безопасности и возобновило работы.
Представитель госпожнадзора в суде заявил, что для возобновления работы цеха требовалось соответствующее решение инспекции.
Дайте юридический анализ дела.
5. Исполняющий обязанности Президента РФ 11 февраля 2000 г. издал приказ Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами РФ «О поощрении личного состава разведывательной роты Объединенной группировки войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона РФ».
Заместитель командующего батальона Брагин обратился в Военную коллегию Верховного Суда РФ с заявлением о признании данного приказа недействительным, так как он не соответствует требованиям ст. 90 Конституции РФ.
Военная коллегия Верховного Суда РФ в принятии жалобы отказала, поскольку данный правовой акт не может быть оспорен по этим основания в суд общей юрисдикции.
Ваше мнение по данному вопросу?
6. Предприниматель П. обратился в министерство торговли, питания и услуг Свердловской области с заявлением о выдаче лицензии на розничную торговлю алкогольной продукцией, представив необходимые документы.
Через месяц он получил письмо, в котором указывалось, что ему отказано в предоставлении лицензии, поскольку администрация района, в котором он предполагал осуществлять розничную торговлю алкогольной продукцией, не согласна с избранным предпринимателем режимом работы торговой точки — с 7.00 утра до 5.00 утра, как нарушающем право на отдых жильцов дома № 24.
Считая, что его права нарушены, предприниматель решил обратиться в суд.
Как следует разрешить данное дело? О каком виде административного акта идет речь в задаче? Какими свойствами обладает этот акт? Является ли административным актом несогласие районной администрации на выдачу лицензии?
7. Т. обратился в районный суд с заявлением о признании недействительным постановления главы города «О разрешении ООО “ДоМ”» проектирования и строительства многоуровневого автомобильного гаража по ул. Советской».
В своем заявлении он указал, что постройка гаража во дворе дома, в котором он проживает, нарушает его права, а кроме того, в утвержденном Городской Думой плане застройки микрорайона этого строительства не предусмотрено.
Судья районного суда отказал в принятии заявления со ссылкой на ст. 134 ГПК, поскольку разрешение на строительство является индивидуальным актом, не затрагивающим права Т., так как земельный участок выделен ООО «Дом» в установленном порядке.
Ваше мнение по данному вопросу? Дайте характеристику административного акта, о котором идет речь в задаче.
. 8. Частнопрактикующий врач Зубко был лишен лицензии на медицинской деятельностью. Основанием для такого решении стало нарушение им условий действия лицензии, выразившееся и допуске к осуществлению стоматологической медицинской помощи другого физического лица— врача Кореневой, нанятой им по трудовому договору.
Дайте юридический анализ дела. Какие особенности лицензирования установлены в отношении медицинской деятельности?
Источник: //studopedia.su/16_87428_temi-nauchnih-dokladov-i-kursovih-rabot.html
Контрольные вопросы
-
Определите соотношение понятий «административный акт» и «акт органов исполнительной власти»?
-
В чем выражается подзаконность актов публичной администрации?
-
Какие виды временных актов публичной администрации вы знаете?
-
В каких случаях возможно приостановление действия административного акта?
-
Является ли административным актом акт документальной проверки, проведенной контролирующим органом?
-
В каком порядке возможна отмена административного акта вследствие его нецелесообразности?
-
В чем разница между отменой акта и его аннулированием?
-
Что означает предварительное решение органа исполнительной власти? Какие виды предварительных решений вы знаете?
-
Приведите примеры ничтожных административных актов?
-
Какие виды правовых актов нижестоящего органа вышестоящий орган исполнительной власти не вправе отменить по мотиву их нецелесообразности?
Задания
1.Выберите в нормативных правовых актахи выпишите в тетрадь виды административныхактов, обжалование которых автоматическиприостанавливает их действие.
2.
Выберите в нормативных правовых актахпримеры издания государственнымиорганами дискреционных административныхактов.
3.Заполните карту сравнительного анализа:
Свойства Акта |
Акт-разрешение (лицензия) на примере лицензирования отдельных видов деятельности |
Акт-правоудостоверение (регистрация) на примере регистрации ЮЛ и ИП |
Акт-правопризнание (свидетельство) на примере регистрации прав на недвижимость |
Цель издания |
|||
Основания издания |
|||
Сфера применения |
|||
Основания и порядок отмены |
ЗАДАЧИ
1.Постановлением Правительства РФзаместитель министра юстиции РФ Петровбыл освобожден от занимаемой должностиза однократное грубое нарушениедолжностных обязанностей.
Петровобратился с жалобой в Верховный Суд РФ,в которой просил признать данноепостановление недействительным, таккак, во-первых, форма акта не соответствуеттребованиям статьи 23 ФКЗ «О ПравительствеРФ», а во-вторых, в день подписанияпостановления ни заседания ПравительстваРФ, ни заседания Президиума ПравительстваРФ не проводилось, что не соответствуетустановленному порядку принятия актовПравительством РФ.
ВерховныйСуд РФ в иске отказал.
Дайтеюридический анализ дела.
2.
Прокурор района принес протест нарешение районной налоговой инспекции об отмене акта государственной регистрации ООО «Последний путь» всвязи с нарушением установленногопорядка государственной регистрации,в том числе представлением на регистрациюнедостоверных сведений об учредителяхобщества. В протесте говорилось о том,что отмена государственной регистрацииозначает фактическую ликвидациююридического лица.
Начальникрайонной налоговой инспекции протестотклонил, указав, что он вправе аннулироватьрешение о государственной регистрации,если оно принято на основе недостовернойинформации.
Дайтеюридический анализ дела.
(ФЗ«О государственной регистрацииюридических лиц»; ГК РФ)
3.Налоговая инспекция обратилась вАрбитражный суд с заявлением о взысканиис ООО «Май» налоговой санкции за нарушениесрока представления в налоговый орган информации об открытии банковскогосчета (ст.118 НК РФ).
Представительобщества в суде пояснил, что информацияне была своевременно представлена, т.к.внезапно заболел единственный бухгалтеробщества, о чем имеется соответствующаясправка городской больницы.
Представительналоговой инспекции в суде пояснил, чтосогласно методическим указаниямМинистерства финансов РФ по применению отдельных положений налоговогозаконодательства, при решении вопросао применении к налогоплательщику санкцийза несвоевременное представлениеинформации, причина по которой этопроизошло, значения не имеет, и начальникрешает данный вопрос по своему усмотрению.
Представительобщества заявил, что хотя данныеметодические указания и были опубликованы,но они не были зарегистрированы в МинюстеРФ, а поэтому ссылка на них неправомерна.
Арбитражныйсуд в иске отказал.
Разрешитедело по существу. Являются ли методическиеуказания правовым актом общеобязательногохарактера?
4.Михайлов обратился в районный суд сзаявлением, в котором просил признатьнедействительным протокол обадминистративном правонарушении,составленным в отношении егонесовершеннолетнего сына.
Судьяотказал в принятии заявления, указав,что протокол не является индивидуальнымадминистративным актом и его нельзяоспорить в порядке главы 25 ГПК РФ.
Вашемнение по данному вопросу.
5.Администрация города приняла постановлениео внесении изменений в правила торговлина районном рынке «Шарташский», установивзапрет на торговлю непродовольственнымитоварами с рук и лотков.
Индивидуальныйпредприниматель Джабраилов обратилсяв арбитражный суд с иском о признанииданного постановления недействительным,нарушающим его права на свободу торговойдеятельности.
Арбитражныйсуд отказал в удовлетворении заявления,поскольку Джабраилов пропустилтрехмесячный срок для оспариванияправового акта, установленный ст.198 АПКРФ.
Дайтеюридический анализ дела. Каковаюридическая природа изданногоадминистрацией акта?
6.Инспектор государственной противопожарнойслужбы Окуркин вынес предписание оприостановлении работ покрасочногоцеха автомастерской «Бриз» в связи снарушением требований пожарнойбезопасности. В п. 3 предписания содержалосьтребование прекратить производстворабот с 12.00 часов 5 марта до устраненияпричин нарушения. Предписание быловыполнено в срок.
15марта покрасочный цех по приказудиректора ООО «Бриз» возобновил своюработу. В связи с этим инспектор составилпротокол об административномправонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.5 КоАП РФ.
Всуде представитель ООО «Бриз» пояснил,что правонарушения они не совершали,поскольку предписание было ими исполнено.За это время ООО «Бриз» устранилоимеющиеся нарушения пожарной безопасностии возобновило работы.
Представительгоспожнадзора в суде заявил, что длявозобновления работы цеха требовалосьсоответствующее решение инспекции.
Дайтеюридический анализ дела.
(ФЗ«О пожарной безопасности», ФЗ «О защитеправ юридических лиц и индивидуальныхпредпринимателей при проведении контроля(надзора)», КоАП РФ, Приказ МЧС)
7.Исполняющий обязанности Президента РФ11 февраля 2000 года издал Приказ ВерховногоГлавнокомандующего Вооруженными СиламиРФ «О поощрении личного составаразведывательной роты Объединеннойгруппировки войск (сил) по проведениюконтртеррористических операций натерритории Северо-Кавказского регионаРФ».
Заместителькомандующего батальона Брагин обратилсяв Военную коллегию Верховного Суда РФс заявлением о признании данного приказанедействительным, так как он несоответствует требованиям ст.90 КонституцииРФ.
Военнаяколлегия Верховного Суда РФ в принятиижалобы отказала, поскольку данныйправовой акт не может быть оспорен поэтим основания в суд общей юрисдикции.
Вашемнение по данному вопросу?
(ГПК,Закон «Об обороне»).
8.К. управляя автомобилем стал участникомдорожно-транспортного происшествия.Прибывший на место происшествия инспекторГИБДД Т. совершил ряд процессуальныхдействий, в том числе составил схемуместа дорожно-транспортного происшествия.
К.
обратился в начальнику ГИБДД с возражениямипо поводу содержания схемы места ДТП,утверждая, что на ней неверно указаноместо расположения его транспортногосредства, что может в дальнейшем отразитсянеблагоприятным образом при рассмотрениидела об административном правонарушениии невозможности доказать вину второгоучастника ДТП. Начальник ГИБДД в своемписьме на имя заявителя указал, чтоизменить схему места происшествия поистечении 5 дней не представляетсявозможным.
К.
обратился с заявлением в суд, в которомпросил признать незаконной схему местаДТП и письмо начальника ГИБДД.
Вашемнение о возможности рассмотренияданного дела в суде. Имеются ли в данномделе административные акты? Какоерешение должен принять суд?
9.Р. обратился в районный суд с жалобойна приказ начальника муниципальногопредприятия «Горэлектросеть», которымон обязал подчиненные ему службыотключать от электросети тех потребителей,задолженность которых по оплате запотребленную электроэнергию превышаеттри месяца.
Районныйсуд отказал в принятии данного заявления,указав, что Р. должен обращаться с исковымзаявлением о нарушениях договора напоставку электроэнергии, а не с заявлениемоб оспаривании административного акта,так как этот акт к нему не относится, аявляется внутриорганизационнымдокументом.
Дайтеюридический анализ дела.
(ГКРФ, ГПК РФ, постановление Пленума ВС РФот 20.12.2002).
10. Предприниматель П. обратился вМинистерство торговли, питания и услугСвердловской области с заявлением овыдаче лицензии на розничную торговлюалкогольной продукцией, представивнеобходимые документы.
Черезмесяц он получил письмо, в которомуказывалось, что ему отказано впредоставлении лицензии, посколькуадминистрация района, в котором онпредполагал осуществлять розничнуюторговлю алкогольной продукцией несогласна с избранным предпринимателемрежимом работы торговой точки – с 7.00утра до 5.00 утра, как нарушающем правона отдых жильцов дома № 24.
Считая,что его права нарушены, предпринимательрешил обратиться в суд.
Какследует разрешить данное дело? О какомвиде административного акта идет речьв задаче? Какими свойствами обладаетэтот акт? Является ли административнымактом не согласие районной администрациина выдачу лицензии?
(ФЗ«О лицензировании отдельных видовдеятельности», Закон Свердловскойобласти «О государственном регулированиипроизводства и оборота этилового спиртаи алкогольной продукции в Свердловскойобласти», постановление ПравительстваСвердловской области «Об утверждениипорядка лицензирования розничнойпродажи алкогольной продукции на территории свердловской области» от26.04.99 № 509-ПП).
11.Т. обратился в районный суд с заявлениемо признании недействительным постановленияглавы города «О разрешении ООО «ДоМ»проектирования и строительствамногоуровневого автомобильного гаражапо ул Советской».
В своем заявлении онуказал, что постройка гаража во дворедома, в котором он проживает, нарушаетего права, а кроме того, в утвержденныхгородской Думой правилах землепользованияи застройки, этого строительства непредусмотрено.
Судьярайонного суда отказал в принятиизаявления со ссылкой на ст. 134 ГПК,поскольку разрешение на строительствоявляется индивидуальным актом, незатрагивающим права Т., так как земельныйучасток выделен ООО «Дом» в установленномпорядке.
Вашемнение по данному вопросу. Дайтехарактеристику административного акта,о котором идет речь в задаче.
(Градостроительныйкодекс РФ, ФЗ «Об архитектурнойдеятельности в РФ»).
12.Индивидуальный предприниматель Ш.осуществляла торговлю в двух торговыхточках, на которые у нее имелисьсвидетельства на право торговли, выданныерайонной администрацией. За нарушениеправил розничной торговли отдельнымивидами товаров, решения о выдачесвидетельств на право торговли былианнулированы. На эти торговые местаразрешение выдано другому индивидуальномупредпринимателю.
Территориальноеуправление Министерства по антимонопольнойполитике вынесло в адрес районнойадминистрации предписание об устранениинарушений антимонопольного законодательства,так как в нарушение ст.7 ФЗ «О конкуренции…»созданы необоснованные препятствия восуществлении предпринимательскойдеятельности.
Вашемнение по данному вопросу. Назовитеотличительные признаки административныхактов, изданных участниками спора.
13.Частнопрактикующий врач Зубко был лишенлицензии на занятие медицинскойдеятельностью. Основанием для такогорешения стало нарушение им условийдействия лицензии, выразившееся вдопуске к осуществлению стоматологическоймедицинской помощи другого физическоголица – врача Кореневу, нанятую им потрудовому договору.
Дайтеюридический анализ дела. Какие особенностилицензирования установлены в отношениимедицинской деятельности?
(Основызаконодательства РФ об охране здоровья(в ред. от 2 декабря 2000г.); ПостановлениеПравительства РФ «Об утвержденииположения о лицензировании медицинскойдеятельности» от 21 мая 2001 года)
Юридическоеэссе
Всудебном заседании гражданин Ландозаявил, что помещение его в медицинскийвытрезвитель не было оформлено надлежащимобразом, поскольку никакого акта,обязывающего находится в данномучреждении в отношении него вынесеноне было.
Кроме того, сотрудники ОВД несоставили ни какого протокола, фиксирующего факт его помещения вмедицинский вытрезвитель. Данныенарушения, по его мнению, влекут за собойничтожность всех действий соответствующихдолжностных лиц.
Источник: //studfile.net/preview/6189335/page:25/