Обвалилась земля возле частного дома, кто должен укрепить обвал и восстановить дорогу?

Какие требования законодательства нарушают жители домов в секторе индивидуальной усадебной застройки, выяснял корреспондент агентства «Минск-Новости».

Жизнь в частном секторе, в отличие от многоквартирного жилфонда, течет по своим законам. Владельцев коттеджей и скромных хат объединяет чувство собственника. Они не жалуются в ЖЭС или вышестоящие инстанции, потому что сами отвечают за санитарное, техническое и эстетическое состояние земельных участков и расположенных на них строений.

При этом обязаны соблюдать Правила благоустройства и содержания города Минска (далее — Правила), утвержденные решением Минского городского Совета депутатов от 16 ноября 2016 г. № 252. Предъявляемые к домовладельцам требования немногочисленны и несложны.

Однако, как отмечает начальник производственно-технического отдела ЖРЭО Советского района Светлана Астафьева, о них постоянно приходится напоминать, контролировать выполнение, а в крайних случаях — привлекать нарушителей к административной ответственности.

С этой целью рабочие группы в составе представителей районных администраций, ЖРЭО, УВД, МЧС, центров гигиены и эпидемиологии периодически проводят рейды, а инженеры ЖРЭО и вовсе ежедневно обходят закрепленные участки частного сектора. И в редких случаях не возникает никаких замечаний.

Рассмотрим ситуацию на примере Советского района. В нем на 122 улицах и переулках расположено 2 909 одноквартирных и блокированных домовладений. Их хозяевам с начала текущего года выдано 1 616 требований (предписаний) на устранение нарушений. Большинство из них (около 75 %) связаны с невыполнением пункта 24.

2 Правил, согласно которому необходимо содержать в чистоте не только подворье в пределах ограждения, но и убирать прилегающую к земельному участку территорию до середины проезжей части дороги.

Остальные нарушения в основном касаются статьи 65 Закона «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь», предусматривающей поддержание строений, в частности заборов и фасадов, в надлежащем архитектурно-эстетическом состоянии.

— Причины нарушений бывают разные, — рассказывает С. Астафьева. — Домовладельцы могут ответить, что не знали, не успели или на данный момент не имеют возможности выполнить те или иные работы. Например, говорят, что ждут, когда приедут дети и помогут управиться. Бывает, прячутся в доме, не открывают дверь.

В любом случае направляем в письменном виде требование на устранение нарушений с указанием срока. Если речь идет о каких-то несложных мероприятиях, как покос травы или уборка мелкого мусора, даем три дня. На покраску фасада или замену пришедшего в негодность ограждения — несколько недель.

Если домовладельцы видят, что не укладываются в отведенный срок, пишут гарантийное обязательство о выполнении работ в течение более длительного периода. Относимся к этому с пониманием. Вообще, каждый случай нарушения рассматриваем индивидуально, стараемся войти в положение.

Это трудно сделать разве что в ситуациях, когда у собственника трехэтажный особняк, несколько машин в гараже, а трава не скошена.

Также возникают проблемы, когда дом находится в долевой собственности; в наследство вступили несколько человек, фактически проживающих по другим адресам и даже за пределами города и страны; в отношении строящихся домов, в которые владельцы наведываются изредка. Разыскиваем собственников, объясняем ситуацию, применяем и крайние меры воздействия, если человек откровенно игнорирует выдвигаемые требования.

На злостных нарушителей составляется протокол, который передается в административную комиссию района. Их привлекают к ответственности в основном по ст. 21.

14 Кодекса об административных правонарушениях Республики Беларусь «Нарушение правил благоустройства и содержания населенных пунктов», предусматривающей наложение штрафа в размере до 25 базовых величин, а также по ст. 21.

13 «Нарушение архитектурного решения фасада здания или сооружения», которая влечет штраф до 15 базовых величин. Так, с начала года на домовладельцев в Советском районе составлено 15 протоколов.

У собственников нередко возникают вопросы по поводу уборки до середины проезжей части. Во-первых, не все понимают, в чем она заключается. А во-вторых, это небезопасно. Как поясняет С. Астафьева, речь идет не об улицах с интенсивным движением — их очистку выполняет районный «Ремавтодор», а о небольших улицах, переулках, проездах.

Домовладельцам достаточно собирать мелкий, в том числе бытовой, мусор на участке тротуара и дороги вдоль своего забора, в зимнее время — расчищать снег, складировав его в так называемую прилотковую часть (зеленая зона между дорогой и тротуаром), весной — сгребать метелкой в кучки смет возле бордюров, которые забирает затем спецтранспорт дорожников.

Особое внимание в частном секторе уделяют обращению с бытовыми отходами.

— На улицах определены места для складирования отходов в пакетах, — говорит специалист. — Одна площадка на 5–6 домов.

Кроме того, в текущем году с целью улучшения санитарной обстановки и сокращения общих мест забора ТБО предприятие «Спецкоммунавтотранс» организовало акцию, в ходе которой домовладельцам бесплатно выдали в аренду 1 251 пластиковый контейнер объемом 120 литров.

Жители установили их возле своих заборов со стороны улицы, по возможности закрепили для предотвращения воровства. Таким образом, сегодня около 40 % усадеб на территории района оснащены индивидуальными контейнерами.

В то же время площадок для крупногабаритного мусора нет, его должны вывозить собственники своими силами или с привлечением специализированных организаций на платной основе. Мы тщательно следим за тем, чтобы не возникало самовольных свалок. Очень редко они все же появляются, тогда проводим расследование, опрашиваем жителей рядом расположенных домов и, как правило, выявляем нарушителей.

Справочно

Основные требования к домовладельцам:

— уборка придомовой территории, в том числе прилегающей к земельному участку, до середины проезжей части дороги;

— своевременное скашивание и удаление сорных растений, включая зеленую зону вдоль ограждения со стороны улицы;

— поддержание фасада и забора в надлежащем эстетическом виде путем проведения малярно-ремонтных работ, а при необходимости — замены ограждения;

— содержание собак в вольерах, а если таковых не имеется — устройство ограждения подворья высотой не менее 1,7 метра;

— складирование ТБО в специально отведенных местах или индивидуальных контейнерах.

Фото предоставлено ЖРЭО Советского района

Источник: //minsknews.by/kakie-pravila-narushayut-vladeltsyi-domov-v-chastnom-sektore/

Обвал нечаянно нагрянет

«редакция» узнавала, почему сейчас просыпаются даже укрепленные южнобережные оползни? 

В Ялте в ночь с 29 на 30 марта сошедший на улице Дражинского оползень (в районе канатки и поворота к пляжу санатория «Донбасс») разрушил подпорную стену и часть дороги.

Застройщик, ООО «Европа-АрхПроект», который спровоцировал обвал, обещает ликвидировать его последствия к концу апреля и восстановить стену и 20 метров дороги. А пока движение по шоссе ограничено.

«редакция» побывала в Крымском республиканском противооползневом управлении и узнала, почему за последнее время на ЮБК оживились оползневые процессы и где, с точки зрения специалистов, находятся самые проблемные зоны.

– Если брать недавний случай на улице Дражинского, то это не оползневой район. Инцидент произошел только из-за непродуманного ведения земляных работ и нарушения противооползневого режима, – рассказывает заместитель генерального директора по геологическим вопросам ГП «КРПУ» Татьяна Коцюба.

– По проекту там ведется строительство жилого дома, и мы четко предписали застройщику, что подрезка склона должна проводиться небольшими «захватками» – участками до 5-6 метров с немедленным их закреплением.

Однако застройщик сделал фронтальную подрезку склона, не закрепив, как положено, опорными стенами, что привело к обрушению массива грунта и стенки прилегающей дороги. Ущерб, нанесенный государству, оценивается в 300 тысяч гривен.

И поскольку застройщик нарушил нормы противооползневого режима и ДБН, он будет вести восстановительные работы за свой счет. До этого, 31 января, аналогичный случай произошел в Ялте, на улице Свердлова, когда строители тоже срезали 20 метров склона ниже подпорной стены без укрепления, и стена рухнула.

На Южном берегу мы фиксируем самое большое количество оползневых процессов – не только в Крыму, в стране. Причем сейчас нет крупных активных оползневых систем. В 1950-1970 годы благодаря построенным по всему побережью ЮБК берегоукрепительным сооружениям их удалось стабилизировать.

Но теперь появляются локальные ситуации, связанные с техногенным освоением побережья, которые сложно предсказать. Застройщики приглашают по трудовому соглашению строителей со всех регионов Украины, не знающих специфики наших территорий.

Хотя, по законодательству, все предприятия – проектировщики и застройщики – должны иметь сертификат (а теперь еще и лицензию) на ведение строительных работ в сложных геологических условиях. И если деятельность фирм-проектировщиков как-то контролируется государством, то строителей – увы … Она остается на совести заказчика.

Кроме того, застройщики стараются сэкономить на подпорных стенах и других противооползневых мероприятиях. А поскольку сейчас строительство ведут в основном частные лица и коммерческие организация со своей охраной, то зачастую контролирующие государственные органы не могут попасть на эти закрытые территории.

То есть максимальное количество нарушений противооползневого режима происходит именно во время строительных работ. И самое опасное – когда делаются фронтальные подрезки грунта склонов без выведения опорных стен.

На фото: 6 апреля. Гурзуф. Так сегодня выглядят дома на ул. 9 Мая: «соловьевский» оползень в последние годы активизировался. 

Трещит по швам

По оценкам специалистов, на Южном берегу Крыма насчитывается около 430 оползней, их деятельностью поражено более 45 процентов полезной территории курорта. Вот самые знаменитые оползни ЮБК:

В Кореизе

В 1786 году сошел известный Кучук-Койский оползень (возле поселка Парковое), описанный академиком П. С.

Палласом: «Обвал в Кучук-Кое произошел 10 февраля 1786 года, когда поверхность земли начала давать трещины и провалы, и в тот же день речка, на которой стояли две небольшие мельницы, пропала среди этих трещин.

В течение следующих дней образование трещин продолжалось, и перепуганные жители ближайшей деревни побросали дома и со всем скотом и имуществом ушли.

Затем вся местность, начиная от стенообразного уступа горы и до самого моря, около полуночи внезапно обрушилась при страшном грохоте и треске и продолжала обваливаться до 28 февраля, образовав ужасную пропасть. А вся лежащая ниже полоса земли продвинулась в море и отодвинула его берег на расстояние от 50 до 80 саженей (примерно 150-160 метров)».

В Симеизе

Большая часть территории поссовета – оползневая зона, в частности село Оползневое. А в начале прошлого года оползнями была полностью разрушена набережная в самом Симеизе.

В Ялте

По территории Приморского парка проходят известные Чукурларский и Желтышевский оползни, которые были описаны еще в 1907 году, когда была зафиксирована катастрофическая подвижка грунта и пострадал храм Вознесения Христа Спасителя. После этого оползневые подвижки наблюдались в 1924, 1940 и 1961 годах.

В Ливадии

Серьезный оползень угрожает Большому Ливадийскому дворцу, разрушения которого начались с 1999 года и продолжают прогрессировать. Кроме того, вновь стал активным оползень на старом Иссарском шоссе (поворот к «Поляне сказок»). Теперь эта дорога стала непроезжей, потому что некоторые ее участки просели из-за оползня до двух метров.

В Гурзуфе

Здесь от трассы начинается и спускается к морю исторический «соловьевский» оползень (на территории бывшего молодежного международного лагеря «Спутник» находилась дача Соловьева, которую оползень разрушил).

В советское время были построены на морском берегу серьезные укрепительные сооружения – и оползень удалось стабилизировать.

Однако в последние годы из-за строительных работ часть старых домов на улице 9 Мая разрушилась.

В Форосе

Госдача Горбачева тоже была построена на оползне, и все потому, что из-за режима повышенной секретности рабочие группы не имели возможности обсуждать информацию. В результате отмеченный геологами на карте серьезный оползень и разлом строители приняли за балку, а построенный на этом месте дом вскоре начал трещать по швам.
 

Источник: //www.kianews.com.ua/news/iz-za-adenoidov-rebenok-mojet-poteryat-slyh-5336

Для восстановления рухнувшей парковки не сделали даже проект

Подпорную стену на проспекте Победы в Севастополе, обрушившуюся вместе с припаркованными автомобилями в апреле текущего года, восстановят за бюджетные деньги.

Сейчас город ищет подрядчика, который займется проектно-изыскательскими работами по ремонту и комплексному благоустройству территории дома. Соответствующий документ размещен на сайте Госзакупок.

Только на проектирование новой стены из городского бюджета выделят более миллиона рублей. Когда будут выполнены сами строительные работы, пока что не известно.

Утро 19 апреля 2019 года запомнилось жителям дома №2-Б по проспекту Победы отнюдь не чашкой кофе или умиротворяющим рассветом.

С сильным грохотом, похожим на взрыв, возле дома обрушилась подпорная стена, которая была возведена застройщиком при строительстве здания. Территория служила парковкой для автомобилей.

Некоторые из машин упали вместе с грунтом, другие – зависли над образовавшимся обрывом.

Позже станет известно: гибели людей удалось избежать только из-за того, что ЧП произошло ранним утром, когда большинство жильцов еще спали или только собирались на работу. В зоне обрушения оказались четыре автомобиля.  Они скатились по склону, один из них — Opel Mokka — получил серьезные повреждения и перевернулся на крышу.

В тот же день была создана межведомственная комиссия. Коммунальные службы оперативно восстановили электроснабжение в многоквартирном доме, который оказался обесточен в результате происшествия. Спустя неделю о происшествии уже даже не вспоминали, оставив жильцов один на один со своими проблемами, возникшими после обрушения стенки.

Между тем, многие жители дома № 2-Б по проспекту Победы рассказали, что стена рухнула не внезапно: чрезвычайному происшествию предшествовали многочисленные «звоночки».

Так, по их словам, за несколько недель до обвала парковка у дома пошла трещинами. Тогда жильцы обратились в различные инстанции.

В том числе 16 апреля воспользовались городским сервисом, где рассказали о том, что подпорная стена сильно накренилась и покрылась трещинами.

Тогда же жильцы обратились в свою управляющую компанию – «Севжилсервис». Переживания людей усиливались из-за погоды: накануне 19 апреля в Севастополе постоянно шли дожди, размывая грунт под парковкой.

Однако, по словам жильцов, сотрудники УК приезжали на осмотр только один раз. При этом никаких мер предпринято не было: в управляющей компании жителей заверили, что подпорной стене ничего не грозит и она простоит еще долго.

Таким образом, равнодушие ответственных служб привело к серьезному инциденту и едва не стало причиной жертв.

Свои претензии в связи со случившимся жильцы высказывали не только управляющей компании. Главный вопрос, скорее, был направлен в адрес застройщика, ЖСК «Зеленый город», который сдал дом в эксплуатацию всего за полтора года до обрушения парковки.

По мнению севастопольцев, компания строила дом с серьезными нарушениями. По их словам, на этом участке возводить дом, а тем более многоэтажный, было крайне опасно из-за грунтовых вод.

Тем не менее, дом достроили по разрешению, полученному еще при Украине.

«Я с этого района, и знаю, что там дом построен на глинистых почвах, под которыми текут грунтовые воды (кстати, на фото видны жёлтые глинистые валуны). В 1980-х запретили ВООБЩЕ что-либо строить на этом месте, оно всегда считалось опасным», — поделился житель микрорайона в соцсети ВКонтакте.

При детальном изучении фотографий с места ЧП видно, что под слоем асфальта нет никаких дополнительных подушек в виде щебня и других материалов, что предусмотрено регламентом. На снимках лишь обломки асфальта и глина.

О вине застройщика в случившемся Форпост-Севастополь рассказали и эксперты в области строительства. По мнению одного из них, «проблемным» дом считался еще более десяти лет назад – когда его только начали возводить.

«С этим домом с самого начала проблемы были. Первую очередь (проспект победы 2А) построили еще в 2011 году. А этот дом только в 17-м году ввели в эксплуатацию, потому что у застройщика были проблемы.

В первую очередь, это вина застройщика, некачественно укрепил подпорную стену. Во вторую — тех, кто разрешил строительство там, а потом принимал и вводил здание в эксплуатацию», — пояснил эксперт.

Тем не менее, на сегодняшний день ни управляющая компания, ни застройщик не предприняли никаких мер, чтобы сократить риск дальнейшего обрушения, укрепить и восстановить пострадавший участок.

Поэтому в Правительстве решили выделить из резервного фонда деньги на проектные, а затем и строительные работы. Максимальная сумма на проведение конкурсных процедур и проектирование составляет 1 млн 67 тыс. рублей.

Заказчик – ГКУ Севастополя «Управление по эксплуатации объектов городского хозяйства».

Подрядчика должны выбрать 15 ноября. Победителю конкурса необходимо представить разработанный проект до конца года. Затем будет объявлен аукцион на выполнение строительных работ – в лучшем случае, они завершатся в следующем году.

Все это время подпорная стена и остатки парковки возле дома будут пребывать в «первозданном» виде хаоса и разрухи. В условиях сырой севастопольской зимы это может привести к большим проблемам, ведь дожди могут размыть грунт еще больше.

К тому же, по словам очевидцев, в сторону трансформаторной будки идет трещина, и, если она обвалится, дом может остаться без света.

В сентябре в Правительстве Севастополя сообщали, что после проведения восстановительных работ к лицам, виновным в обрушении площадки, предъявят судебный иск на возмещение затраченных средств в городской бюджет. Будет ли это на самом деле сделано, предугадать сложно.

Сейчас судебный иск подал автовладелец, машина которого при обрушении парковки упала на крышу. По результатам экспертизы автомобиль оказался не подлежащим восстановлению.

 Ответчиками по делу являются жилищно-строительные кооперативы «Жилстрой» и «Зеленый город», ООО «Жилищно-эксплуатационная компания», а также Управление государственного строительного надзора и экспертизы Севастополя.

На данный момент застройщику и управляющей компании похвастаться нечем. Они накопили долгов: не платят за аренду земли и коммунальные услуги. И ЖСК «Зеленый город», и ООО «Севжилсервис», замешанные в этой истории, вошли в городской антирейтинг недобросовестных исполнителей коммунальных услуг.

По уровню долга среди всех частных управляющих компаний лидирует ООО «Севжилсервис» – 20 миллионов рублей. У ЖСК «Зеленый город» долг составил 2,9 млн рублей, он занимает третье место. Что власти смогут взять с компаний, которые уже давно «на мели», неизвестно.

Как и то, смогут ли они вообще возместить хоть какой-то ущерб за обвал парковки.

Форпост-Севастополь.ru

Источник: //forpostsevastopol.ru/rassledovanija/obval-i-nyne-tam-dlja-vosstanovlenija-ruhnuvshej-v-sevastopole-parkovki-ne-sdelali-dazhe-proekt/