Права детей и родителей являются обоюдными. Мать и отец наделены целым комплексом обязательств по отношению к ребенку. При этом совершеннолетние и несовершеннолетние дети также несут определенную ответственность перед мамой и папой. Рассмотрим подробнее, какие юридические и моральные обязательства перед родителями возлагаются на граждан разного возраста.
Содержание
Законодательное регулирование вопроса
Несовершеннолетние не имеют обязанностей перед матерью и отцом, закрепленных законодательно. В соответствии с Семейным кодексом, дети наделены только правами. Однако из родительских прав вытекают следующие обязательства:
- Родители должны обеспечить получение несовершеннолетним основного общего образования (9 классов). Таким образом, он обязан осваивать уроки, посещать школу или детский сад, соблюдать их устав. В противном случае, административная ответственность за неисполнение родительских обязанностей будет возложена на маму и папу.
- Родители обязаны воспитывать несовершеннолетнего. Значит, подросток должен быть демонстрировать подобающее поведение, избегать негативных поступков, быть вежливым и уважительным. Если он употребляет алкоголь или наркотики, бродяжничает, совершает противоправные действия, мать и отец получат административное наказание.
- Родители обязаны полностью материально обеспечивать малолетнего. Малыш должен бережно относиться к вещам, иметь аккуратный внешний вид. Если он посещает образовательную организацию в грязной одежде, не имеет школьных принадлежностей, ответственность опять будет возложена на родителей.
Законодательство Российской Федерации не закрепляет обязанности ребенка перед родителями до 18 лет, каждое их право относительно детей обладает аналогичным действием. При этом привлечь несовершеннолетнего к ответственности за нарушения (кроме тяжких) юридически нельзя.
Иначе обстоит вопрос по отношению к совершеннолетним. Как только гражданину исполняется восемнадцать лет, на него может быть возложена обязанность по материальному обеспечению мамы и папы. Ответственность детей перед родителями по закону возникает по достижению матерью и отцом пенсионного возраста или потере трудоспособности. Данный вопрос может регулироваться следующим образом:
- устная договоренность;
- судебное решение.
В большинстве случаев гражданин оказывает матери и отцу посильную финансовую и физическую помощь добровольно. Однако данный вопрос строится на отношениях внутри семьи, воспитании. Совершеннолетние лица могут по своему усмотрению участвовать в расходах мамы и папы.
Не всегда отношения среди родственников складываются надлежащим образом. При наличии конфликта между матерью, отцом и сыном/дочерью, родитель может обратиться в суд с целью взыскания финансовой поддержки со своих детей.
Правила взыскания
Совершеннолетие сына/дочери не является единственным поводом для удержания с него денежной поддержки маме и папе. Существует еще ряд условий, закрепляющих обязанности детей по отношению к родителям, которые установлены законом. Среди них:
- наличие документов, которые подтверждают родственные узы;
- доказательства материальных проблем у пенсионера;
- полная дееспособность и психическое здоровье плательщика.
Важно! Усыновители также имеют права на материальную поддержку от принятого ребенка.
Отдельно стоит выделить ситуацию, когда у престарелых родителей несколько взрослых детей. В таком случае обязанность по материальной поддержке будет поделена между ними. Однако процентное соотношение может быть разным, в зависимости от следующих критериев:
- количество кровных и усыновленных несовершеннолетних детей у плательщика;
- наличие полной дееспособности;
- уровень материального достатка.
Возложенные на детей алиментные обязательства не должны значительно ухудшать материальное положение его семьи. Однако желательно покрывать оплату за жилье, траты на еду и медикаменты.
Аннулирование обязательств
Не только конфликтные отношения между членами семьи могут стать причиной отказа от денежного содержания отца или матери, достигших старости. Существует ряд причин, в соответствии с которыми обязанностей по финансированию родителей можно избежать. Среди них:
- мама и папа ненадлежаще исполняли обязанности по содержанию ребенка;
- мать/отец были лишены прав в отношении детей.
При раздельном проживании родителей, каждый из них обязан участвовать в материальном обеспечении сына/дочери в равной мере. Злостное уклонение от финансирования, привлечение к ответственности за неуплату средств является основанием для отказа при взыскании алиментов с совершеннолетних сына/дочери.
Лицо, лишенное прав, не может требовать денежное содержание от сына/дочери, достигших 18 лет, в судебном порядке. В данной ситуации вопрос решается им на свое усмотрение.
Важно! Гражданин, желающий избежать взыскания алиментов, должен доказать факт лишения прав или злостного уклонения мамы и папы от его содержания.
Обязанности ребенка перед родителями в семье по закону РФ закреплены в семейном кодексе. Несовершеннолетний не несет юридической ответственности перед мамой и папой. Однако достигнув 18 лет, сын или дочь должны оказывать материальную поддержку достигшим пенсионного возраста или нетрудоспособным родителям.
Источник: https://famadviser.ru/polnomochija/juvenalnaja/obyazannosti-detej-po-otnosheniyu-k-roditelyam.html
Права о обязанности несовершеннолетних
Правовой статус – это твоё положение в мире права. Как в геометрии положение фигуры определяется тремя координатами, так и в праве твоё положение определяется правами, обязанностями и ответственностью. По мере взросления ты словно поднимаешься вверх по лестнице: получаешь новые возможности, набираешься опыта, а значит, – приобретаешь новые права, обязанности и ответственность. Так меняется твой правовой статус. Здесь приведен основной перечень твоих прав и обязанностей, а также обозначена ответственность в зависимости от возраста. |
С рождения ты имеешь
Права: – на имя;- на гражданство;- жить и воспитываться в семье, насколько это возможно;- знать родителей и жить вместе с ними (если это не противоречит интересам ребёнка);- на заботу и воспитание со стороны родителей или лиц, их заменяющих (родственников, опекунов, администраций учреждений общественного воспитания);- на всестороннее развитие;- на уважение чести и достоинства;- выражать своё мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего твои интересы;- на защиту своих прав и законных интересов родителями, лицами их заменяющими, органами опеки и попечительства, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, прокуратурой, судом (через родителей или иных законных представителей);- иметь на праве собственности вещи, полученные в дар или в наследство, а также приобретённые на твои средства;
– на самостоятельное обращение в органы опеки и попечительства.
Обязанности:– слушаться родителей и лиц, их заменяющих, принимать их заботу и воспитание за исключением случаев пренебрежительного, жестокого, грубого, унижающего обращения, эксплуатации;
– соблюдать правила поведения, установленные в воспитательных и образовательных учреждениях, общественных местах, дома.
Ответственность: – перед родителями и лицами, их заменяющими,
– перед своей совестью.
C 6 лет добавляются
Права:– совершать мелкие бытовые сделки (например, ты можешь купить что-то для своих нужд);- совершать сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения или государственной регистрации;
– свободно распоряжаться для собственных нужд предоставленными средствами.
Обязанности:– получить среднее образование;
– соблюдать правила внутреннего распорядка учебного заведения и учебную дисциплину.
Ответственность:– перед учителями, администрацией учебного заведения;
– за совершение общественно опасных действий, бродяжничество, уклонение от учёбы, пьянство, вплоть до направления комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав в лечебно-воспитательное учреждение.
С 8 лет добавляются
Права:
– на участие в детском общественном объединении
Обязанности:
– перед детским общественным объединением и его участниками.
Ответственность:
– посещение в центр временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей при совершении общественно-опасных деяний, содержащих признаки преступления.
С 10 лет добавляются
Права:– на учет твоего мнения при решении любого вопроса в семье, в правоохранительных органах, в суде;- быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства;
– давать согласие на изменение своего имени, фамилии, на выбор места жительства при разводе родителей, на лишение или восстановление родителя в родительских правах, на усыновление, на передачу в приёмную семью.
С 11 лет добавляются
Ответственность:
– помещение в специальное воспитательное учреждение для детей и подростков (спецшкола, специнтернат и т.д.) в случае совершения общественно опасных действий или злостного систематического нарушения правил общественного поведения.
С 14 лет добавляются
Права:– получить паспорт гражданина РФ;- самостоятельно обращаться в суд для защиты своих прав;- требовать отмены усыновления;- давать согласие на изменение своего гражданства;- требовать установления отцовства в отношении ребенка в судебном порядке;- работать в свободное от учебы время с согласия одного из родителей, но не более 4 часов с легкими условиями труда;- заключать любые сделки с согласия родителей или лиц их заменяющих;- самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией, иным доходом;- самостоятельно осуществлять права автора на произведении науки, искусства, литературы, изобретения и иные результаты своей интеллектуальной деятельности;- вносить вклады в банки и распоряжаться ими;- управлять велосипедом при движении по проезжей части, учиться вождению мотоцикла;
– участвовать в молодёжном общественном объединении.
Обязанности:– выполнять трудовые обязанности в соответствии с условиями трудового договора, правилами трудового распорядка и трудовым законодательством;
– соблюдать устав, правила молодёжного общественного объединения.
Ответственность:– исключение из школы за совершение правонарушений, в том числе грубые и неоднократные нарушения устава школы;- самостоятельная имущественная ответственность по заключенным сделкам;- возмещение причинённого вреда из собственных средств, если их достаточно;- ответственность за нарушение трудовой дисциплины;
– уголовная ответственность за отдельные виды преступлений (убийство, умышленное причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью, изнасилование, кража, грабёж, разбой, вымогательство, неправомерное завладение транспортным средством, заведомо ложное сообщение о террористическом акте, вандализм, приведение в негодность путей сообщения или транспортных средств и т.д.).
С 15 лет добавляются
Права:
– работать не более 24 часов в неделю на льготных условиях, предусмотренных трудовым законодательством.
С 16 лет добавляются
Права:– вступить в брак при наличии уважительных причин с разрешения органа местного самоуправления;- работать не более 36 часов в неделю на льготных условиях, предусмотренных трудовым законодательством;- быть членом кооператива;- управлять мопедом при движении по дорогам, учиться вождению автомобиля;
– быть признанным полностью дееспособным, т.е. получить все права совершеннолетнего (эмансипация) в случае работы по трудовому договору или занятия предпринимательской деятельностью по решению органа опеки и попечительства (с согласия родителей) или суда.
Ответственность:– ответственность за административные правонарушения в порядке, установленном законодательством;
– уголовная ответственность за совершение любого преступления.
С 17 лет добавляются
Обязанности:
– для юношей – встать на воинский учет (пройти комиссию в военкомате и получить приписное свидетельство
В 18 лет
– человек становится совершеннолетним, т.е. может иметь и приобретать для себя своими действиями все права и обязанности, а также нести за свои поступки полную самостоятельную ответственность.
Источник: http://sozped.lyssch5.edusite.ru/p19aa1.html
Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей, защите их прав и законных интересов
В статье 63 Семейного кодекса Российской Федерации закреплено право и обязанность родителей по воспитанию своих детей.
Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.
Родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами.
Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования и создать условия для получения ими среднего (полного) общего образования.
Родители с учетом мнения детей имеют право выбора образовательного учреждения и формы получения образования детьми.
В статье 64 Семейного кодекса Российской Федерации закреплено право и обязанность родителей по защите прав и интересов детей.
Защита прав и интересов детей возлагается на их родителей.
Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий.
Родители не вправе представлять интересы своих детей, если органом опеки и попечительства установлено, что между интересами родителей и детей имеются противоречия. В случае разногласий между родителями и детьми орган опеки и попечительства обязан назначить представителя для защиты прав и интересов детей.
Статьей 65 Семейного кодекса Российской Федерации определено, что родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей.
При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.
Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке.
Все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, решаются родителями по их взаимному согласию исходя из интересов детей и с учетом мнения детей. Родители (один из них) при наличии разногласий между ними вправе обратиться за разрешением этих разногласий в орган опеки и попечительства или в суд.
Место жительства детей при раздельном проживании родителей устанавливается соглашением родителей.
При отсутствии соглашения спор между родителями разрешается судом исходя из интересов детей и с учетом мнения детей.
При этом суд учитывает привязанность ребенка к каждому из родителей, братьям и сестрам, возраст ребенка, нравственные и иные личные качества родителей, отношения, существующие между каждым из родителей и ребенком, возможность создания ребенку условий для воспитания и развития (род деятельности, режим работы родителей, материальное и семейное положение родителей и другое).
По требованию родителей (одного из них) в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством суд с обязательным участием органа опеки и попечительства вправе определить место жительства детей на период до вступления в законную силу судебного решения об определении их места жительства.
Статьей 66 Семейного кодекса Российской Федерации определено осуществление родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка
Так, родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет права на общение с ребенком, участие в его воспитании и решении вопросов получения ребенком образования.
Родитель, с которым проживает ребенок, не должен препятствовать общению ребенка с другим родителем, если такое общение не причиняет вред физическому и психическому здоровью ребенка, его нравственному развитию.
Родители вправе заключить в письменной форме соглашение о порядке осуществления родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка.
Если родители не могут прийти к соглашению, спор разрешается судом с участием органа опеки и попечительства по требованию родителей (одного из них).
По требованию родителей (одного из них) в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством, суд с обязательным участием органа опеки и попечительства вправе определить порядок осуществления родительских прав на период до вступления в законную силу судебного решения.
Право ребенка на защиту
В статье 56 Семейный кодекс Российской Федерации закреплено право ребенка на защиту своих прав и законных интересов.
Защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими), а в отдельных случаях, органом опеки и попечительства, прокурором и судом.
Несовершеннолетний, признанный в соответствии с законом полностью дееспособным до достижения совершеннолетия, имеет право самостоятельно осуществлять свои права и обязанности, в том числе право на защиту.
Ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих).
При нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста четырнадцати лет в суд.
Должностные лица организаций и иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка.
Обязанности родителей по содержанию несовершеннолетних детей
В Семейном кодексе Российской Федерации закреплена обязанность родителей по содержанию своих несовершеннолетних детей.
Порядок и форма предоставления содержания несовершеннолетним детям определяются родителями самостоятельно. Родители вправе заключить соглашение о содержании своих несовершеннолетних детей (соглашение об уплате алиментов).
В случае, если родители не предоставляют содержание своим несовершеннолетним детям, средства на содержание несовершеннолетних детей (алименты) взыскиваются с родителей в судебном порядке.
При отсутствии соглашения родителей об уплате алиментов, при непредоставлении содержания несовершеннолетним детям и при непредъявлении иска в суд орган опеки и попечительства вправе предъявить иск о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей к их родителям (одному из них).
При отсутствии соглашения об уплате алиментов алименты на несовершеннолетних детей взыскиваются судом с их родителей ежемесячно в размере: на одного ребенка — одной четверти, на двух детей — одной трети, на трех и более детей — половины заработка и (или) иного дохода родителей.
Размер этих долей может быть уменьшен или увеличен судом с учетом материального или семейного положения сторон и иных заслуживающих внимания обстоятельств.
При отсутствии соглашения родителей об уплате алиментов на несовершеннолетних детей и в случаях, если родитель, обязанный уплачивать алименты, имеет нерегулярный, меняющийся заработок и (или) иной доход, либо если этот родитель получает заработок и (или) иной доход полностью или частично в натуре или в иностранной валюте, либо если у него отсутствует заработок и (или) иной доход, а также в других случаях, если взыскание алиментов в долевом отношении к заработку и (или) иному доходу родителя невозможно, затруднительно или существенно нарушает интересы одной из сторон, суд вправе определить размер алиментов, взыскиваемых ежемесячно, в твердой денежной сумме или одновременно в долях) и в твердой денежной сумме.
Размер твердой денежной суммы определяется судом исходя из максимально возможного сохранения ребенку прежнего уровня его обеспечения с учетом материального и семейного положения сторон и других заслуживающих внимания обстоятельств.
Если при каждом из родителей остаются дети, размер алиментов с одного из родителей в пользу другого, менее обеспеченного, определяется в твердой денежной сумме, взыскиваемой ежемесячно и определяемой судом.
Административная ответственность за неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних детей
Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.
В статье 5.35.
«Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» предусмотрена административная ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей.
В случае нарушения родителями или иными законными представителями несовершеннолетних прав и интересов несовершеннолетних, выразившихся в лишении их права на общение с родителями или близкими родственниками, если такое общение не противоречит интересам детей, в намеренном сокрытии места нахождения детей помимо их воли, в неисполнении судебного решения об определении места жительства детей, в том числе судебного решения об определении места жительства детей на период до вступления в законную силу судебного решения об определении их места жительства, в неисполнении судебного решения о порядке осуществления родительских прав или о порядке осуществления родительских прав на период до вступления в законную силу судебного решения либо в ином воспрепятствовании осуществлению родителями прав на воспитание и образование детей и на защиту их прав и интересов наступает административная ответственность в виде административного штрафа в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.
В случае повторного в течение года совершение административного правонарушения в виде неисполнения родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних детей предусмотрено наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административный арест на срок до пяти суток.
Уголовная ответственность за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних детей
Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.
Действующим законодательством предусмотрена административная ответственность, предусмотренная статьей 5.35. «Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» и уголовная ответственность.
Статья 156 Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривает уголовную ответственность за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего.
За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, а равно педагогом или другим работником образовательного, воспитательного, лечебного либо иного учреждения, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним предусмотрено наказание в виде штрафа в размере до ста тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до четырехсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.
Источник: https://newsvostok.ru/prava-i-obyazannosti-roditelej-po-vospitaniyu-i-obrazovaniyu-detej-zashhite-ih-prav-i-zakonnyh-interesov/
Права и обязанности несовершеннолетних украины
Любой человек, начиная с самых юных лет, сталкивается с ситуациями, когда необходимо знать свои права и обязанности. По мере взросления подростки часто не знают, как поступить, как защитить свои права. Что делать, с кем посоветоваться, куда идти за помощью?
Согласно Декларации прав ребенка, принятой ООН в 1959 году, ребенком признается всякое человеческое существо, не достигшее 18 – летнего возраста (совершеннолетия).
Здесь же провозглашается, что ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту.
В Декларации содержится призыв к родителям, различным добровольным организациям, местным властям, национальным правительствам о том, чтобы они признали права детей и старались соблюдать их путем законодательных и иных мер.
Именно в этом документе получили закрепление такие права детей, как:
право на имя и гражданство;
право пользования благами социального обеспечения
право на здоровый рост и развитие;
право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере на начальных стадиях;
право на первоочередную защиту и помощь и т.д.
Принятие Декларацией имело огромное значение в деле защиты детей. Однако, нужно знать, что любая декларация имеет лишь рекомендательный характер, а следовательно их нормы вовсе не обязательны для исполнения. В этой связи огромное значение для защиты детей во всем мире имело принятие Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года Конвенции о правах ребенка.
Всего же Конвенция содержит 47 статей, которые для удобства изложения можно объединить в отдельные группы по общности рассматриваемых в них вопросов.
· К первой группе можно отнести такие права ребенка, как право на жизнь, на имя, на равенство в осуществлении других прав и т.п.
· Ко второй группе относится права ребенка на семейное благополучие.
· К третьей группе относится права ребенка на свободное развитие его личности (например, ст. 13 Конвенции закрепляет право ребенка свободно выражать свое мнение, а ст. 14 – право ребенка на свободу мысли, совести и религии).
·Четвертая группа права призвана обеспечить здоровье детей (ст.24 закрепляет право ребенка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстанавливающих здоровье).
· Пятая группа прав ориентирована на образование детей и их культурное развитие (право на образование, на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, право свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством).
· И шестая группа прав направлена на защиту детей от экономической и другой эксплуатации, от привлечения к производству и распространению наркотиков, от античеловеческого содержания и обращения с детьми в местах лишения свободы и т.п.
Каковы права ребенка в семье?
Ребенок имеет право:
· жить и воспитываться в семье;
· знать, кто является его родителями;
· на проживание совместно с ними (кроме случаев, когда это противоречит его интересам) и на заботу с их стороны;
· на воспитание родителями, а при их отсутствии или лишении родительских прав – на воспитание опекуном, попечителем или детским учреждение
· на всестороннее развитие;
· на уважение человеческого достоинства;
· на общение с родителями, бабушкой, дедушкой, братьями, сестрами и иными родственниками;
· на защиту;
· на выражение собственного мнения;
· на получение фамилии, имени, отчества;
· на получение средств на существование и на собственные доходы;
А каковы по Закону обязанности несовершеннолетних?
Перечислим некоторые (но не все) обязанности несовершеннолетних:
·Каждый несовершеннолетний обязан получить основное общее образование. Эта обязанность сохраняет силу до достижения им 15 лет ( Закон «Об образовании»).
·В образовательных учреждениях среднего (полного) образования подготовка к военной службе осуществляется в добровольном порядке (Закон «О воинской обязанности и военной службе»)
· Лица, не достигшие совершеннолетия, не могут приобретать, хранить, коллекционировать и носить оружие, в том числе оружие самообороны (огнестрельное гладкоствольное, газовые пистолеты, аэрозоли, электрошоковые устройства и пр.); полный запрет на изготовление, хранение и ношение введен на кастеты, бумеранги, холодное оружие с выбрасывающимся лезвием.
· Обязанности обучающихся в образовательном процессе определяются Уставом и другими локальными актами образовательных учреждений.
Ответственность несовершеннолетнего
Несовершеннолетние при определенных условиях несут уголовную, административную и иную ответственность.
Гражданский кодекс Украины предусматривает частичную гражданскую дееспособность физического лица, не достигшего 14 лет. Физическое лицо, которое не достигло 14 лет(малолетнее лицо ), имеет право:
1) самостоятельно совершать мелкие бытовые правомочия (Правомочие считается мелким бытовым, если он удовлетворяет бытовые нужды лица , соответствует ее физическому, духовному или социальному развитию и касается предмета, имеющего невысокую стоимость);
2) осуществлять личные неимущественные права на результаты интеллектуальной, творческой деятельности.
Малолетнее лицо не несет ответственности за причиненный вред по гражданским делам.(Ст 31 ГК).
Для физического лица в возрасте от 14 до 18 лет статьею 32 ГК установлена неполная гражданская дееспособность :
1) самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией или другими доходами;
2) самостоятельно осуществлять права на результаты интеллектуальной, творческой деятельности;
3) быть участником (основателем) юридических лиц, если это не запрещено законом или учредительными документами юридического лица;
4) самостоятельно заключать договор банковского вклада (счета )и распоряжаться вкладом, внесенным на свое имя (денежными средствами на счете ).
Другие правомочия несовершеннолетние совершают по согласию родителей или опекунов (попечителей).
Несовершеннолетний может распоряжаться денежными средствами, которые внесены полностью или частично другими лицами в финансовое учреждение на его имя, по согласию органа опеки и родителей или опекуна.
При наличии достаточных оснований суд по заявлению, органа опеки может ограничить право несовершеннолетнего лица самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией или другими доходами или лишить ее этого права.
Какую материальную ответственность могут нести несовершеннолетние?
Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет отвечают самостоятельно на общих основаниях за причиненный вред по гражданским делам и за нарушения договоров, заключенных ими самостоятельно или заключенного по согласию с родителями, опекуном или попечителем . Если у несовершеннолетнего лица недостаточно имущества для возмещения убытков, дополнительную ответственность несут его родители или опекун,попечитель (Ст.1179 ГК Украины).
Что такое административная ответственность, в каких случаях, с какого возраста и за какие действия она наступает?
Это наказание за действия, запрещенные Административным кодексом. Административной ответственности подлежат лица, которые достигли на момент совершения административного правонарушения шестнадцатилетнего возраста (Ст.12 Кодекса Украины об административных правонарушениях).
К совершившим в возрасте от 16 до 18 лет такие правонарушения, как:
· приобретение, хранение и потребление наркотических средств и психотропных веществ,
· жестокое обращение с животными,
· повреждение транспортных средств общего пользования,
· групповые передвижения с помехами для дорожного движения,
· повреждение телефонов – автоматов,
· распитие спиртных напитков и появление в нетрезвом виде в общественных местах,
применяются меры, предусмотренные Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних (Ст.220 КАП).
К лицам, совершившим такие виды административных правонарушений, как :
· приобретение, хранение и потребление наркотических средств и психотропных веществ,
· мелкое хищение чужого имущества путем кражи, мошенничества, присвоения или растраты (Похищение считается мелким, если стоимость такого имущества на момент совершения правонарушения не превышает трех необлагаемых минимумов доходов граждан).
· нарушение правил дорожного движения пешеходами, велосипедистами, мотоциклистами и др.,
· мелкое хулиганство,
· нарушение порядка обращения с оружием,
· правил пограничного режима и др.
применяются меры наказания на общих основаниях в соответствии с Кодексом Украины об административных правонарушениях.
Какие административные наказания могут применяться к несовершеннолетним?
Административное наказание намного мягче уголовного, но тоже весьма неприятно. Существуют следующие административные наказания: предупреждение, штраф, изъятие предмета, который явился орудием или объектом нарушения, конфискация предмета, административный арест на срок до 15 суток. Однако, к подросткам административный арест применяться не может (ст.32 КАП).
С учетом характера содеянного правонарушения и лица правонарушителя (за исключением лиц, которые совершили правонарушение, предусмотренные ст.
185 КАП : Злостная непокорность законному распоряжению или требованию работника милиции, члена общественного формирования охраны общественного порядка и государственной границы, военнослужащего) могут быть применены меры воздействия, предусмотренные статьей 24-1 КАП :
1) обязательство публично или в другой форме попросить извинения у потерпевшего;
2) предупреждение;
3) выговор или строгий выговор;
4) передача несовершеннолетнего под надзор родителям или лицам, которые их заменяют, или под надзор педагогическому или трудовому коллективу.
Кроме того, комиссии по делам несовершеннолетних могут применить довольно широкий перечень мер воздействия, в том числе направить в учебно-воспитательное учреждение, а в возрасте от 14 до 18 лет – в спецпрофучилище.
С какого возраста подросток несет уголовную ответственность за свои действия?
С 14 лет.
Но не за все виды преступлений, а только за убийства, причинение тяжкого или среднего вреда здоровью человека, похищение человека, изнасилование или насильственные сексуальные действия, все виды хищений, угон автомашины, терроризм, вандализм, хищение или вымогательство оружия, наркотических или психотропных средств, повреждение транспортных средств или путей сообщения, умышленное уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах. За все остальные преступления ответственность наступает только с 16 лет.
Источник: http://www.nvk-blagovest.edu.kh.ua/ya_imeyu_pravo/prava_i_obyazannosti_nesovershennoletnih_v_ukraine/
Права и обязанности ребенка в семье – Психологос
Права ребенка – это представления (как правило, эти представления живут в форме верований и убеждений) об объеме того, что дети могут делать свободно, не согласовывая с родителями, и одновременно объем обязательств взрослых в отношении детей. Например, у школьника может быть право самому решать, когда он будет делать уроки, и право ожидать от родителей, что они обеспечивают ему нормальные условия жизни.
Сколько прав у ребенка? Какие это права?
Если всерьез, то у ребенка никаких прав нет. У ребенка появляются только права, которые подарили ему старшие (родители подарили сами или передали в соответствии с культурными нормами, принятыми в обществе). В плохих семьях дети сами захватывают себе права и садятся на шею родителям, а позже и всем окружающим.
Природного “права ребенка” не существует, как в принципе никаких естественно присущих “прав” нет ни у кого. Если группы людей, настаивающих на своих правах, и есть группы людей, соглашающиеся с требованиями первых. Или не соглашающиеся – и проводящие свою политику.
Когда сила у взрослых, права детей определяют они. Цивилизованное общество сочло возможным подарить детям права, которые отражены в Декларации о правах ребенка. Это не природные права детей, а решение взрослых, с помощью которого они реализуют свою политику в отношении детей.
Аналогично, все обязанности ребенка также определяются его родителями. Нормально, если ребенок оказывается в семье не только игрушкой и предметом поклонения, тем более не источником криков и беспорядка, а источником радости и пользы. Уже можешь убрать за собой игрушки – убери. Можешь помочь маме – помоги.
Любящие родители назначают ребенку обязанности, которые полезны в первую очередь ему самому и заботятся о его будущем. Маме на кухне проще все сделать самой, но мудрая мама позовет дочку ей помочь, чтобы скоро вся готовка стала уже обязанностью не мамы, а дочки.
У умных родителей все должны делать дети, а родители должны заботиться только о том, чтобы дети все это делать умели и любили.
Когда сила в большей степени у ребенка (а в некоторых семьях это вполне возможно), свои права и обязанности взрослых определяет он, ребенок. В проблемных семьях есть две крайности: либо взрослые нагружают ребенка обязанностями, не давая ему никаких прав, либо дают детям много прав, беря все обязанности только на себя. Это и называется – избаловать.
Интересен опыт в общине Януша Корчака, где был свой Суд, перед которым были равны и взрослые, и дети. Смотри видео «Перед судом равны все»
В нормальный ситуации взрослые дают права детям в обмен на некоторые обязательства и ответственность, которую они на себя возьмут. Собственно, это есть основной педагогической прием приучения детей к ответственности: «Ты хочешь прав? Пожалуйста, бери, если взамен готов взять на себя такую-то ответственность».
- Ребенок хочет сам класть пищу себе в тарелку? «Я сам!» – Замечательно, если ты готов делать это аккуратно (учиться делать это аккуратно).
- «Меня нельзя наказывать!» – Конечно, наказывать нехорошо. А как нам с тобой договариваться без наказаний, чтобы ты не обижал младшую сестру?
- Ребенок настаивает, что это его право решать – работать ему или нет. «Это моя жизнь!» – Прекрасно, если ты готов сам себя обеспечивать в свои 20 лет. Ты готов жить на собственные средства?
В мудрых семьях ребенок приучается к этому постепенно, это делается через систему статусов детей. Например, это может быть система статусов “Пупс”, “Младший ученик” и “Старший ученик”.
Что такое Пупс? Это милое, всеми любимое существо, у которого нет обязанностей и нет прав. Ребенок находится в статусе пупса примерно до 4-х лет, пока не может делать регулярные домашние обязанности.
Пупс может участвовать в семейном совете, а именно может высказывать благодарности и говорить свои пожелания и просьбы. Это он может, но он не может ать.
То есть он конечно может ать, но поскольку он только Пупс, его голос игрушечный и пока не учитывается.
Если ребенок хочет взрослеть, родители по его готовности могут дать ему звание “Младший ученик”. В отличие от Пупса, он может уже всерьез ать в семейном совете, его голос действительно учитывается, а, кроме того, он является Наставником Пупсов, и Пупсы обязаны его слушаться.
А еще можно больше вкусняшек и его чаще берут в поездки с собой, хотя бы потому, что он уже умеет вести себя в Супермаркетах, там не кричит, не плачет и не берет ничего без спросу.
С другой стороны, у него появлятся обязанности, а именно: регулярные обязанности по дому, он должен хорошо слушаться всех старших в семье и обязательно участвует в домашних уроках (Пупс имеет право не участвовать).
Как ребенок начинает ходить в школу, он (как правило) получает статус “Старший ученик”. У него становится существенно больше обязанностей по дому, но и больше прав – он может уже гулять один.
Расширяются его права на Семейном Совете: он может уже не только ать, но и выносить предложения на ания: предложения куда-то поехать, как-то провести выходные, а также предложения что либо купить.
А еще Старший ездит с родителями почти во все поездки (заграница, экскурсии), его могут брать на взрослые мероприятия и праздники, а самое главное – он может даже ездить с мамой на работу и там ей помогать!
Вы понимаете, что это описание реальной семьи с реальными детьми. Описание чудесной семьи с чудесными детьми… Мечта! Впрочем, может быть, вы её реализуете?
А что делать с ребенком, которого вы уже упустили и который уже убедил себя, что в его детские права серьезная работа не входит? Вопрос слишком большой. Пока рекомендую книгу Карен Прайор «Не рычите на собаку, или о дрессировке животных и людей» – и небольшую историю, рассказанную моей дистантницей Ольгой И.:
Летние каникулы – конечно, это время отдыха. Но жизнь и дела по дому никто не отменял, поэтому каждое утро мы всей семьей обычным образом составляем список дел.
У моей девятилетней дочери Дианы есть свой дневничок “Дела дня”, куда мы вместе с ней записываем 5-8 несложных заданий на день: помыть посуду, почитать, собрать ягоду, решить примеры или переписать текст, промыть пол, заполнить “Дневник чтения”, постирать свои небольшие вещи или прополоть грядку.
Вечером, вернувшись с работы, я любуюсь результатами ее работы, восхищаюсь успехами, хвалю, мы вместе радуемся как много полезного сделала дочка и какая она стала взрослая и самостоятельная. После этого она радостная бежит на улицу играть с друзьями.
Но на этой недели у нас гостил племянник, то есть весь первый день только лежал на диване и играл в планшет. Когда я хвалила Диану, я заодно спросила и его: “Ваня, а что ты сделал полезного? Для семьи, для себя? Сколько страниц ты прочитал?” Выяснялось, что совсем мало или вообще не читал.
Я решила, что это неправильно, и стала действовать!Первое, что я сделала, это попросила его маму забрать у него планшет. А после этого стала давать ему такие же задания, как и Диане. Действительно, он же у нас живет, значит порядки здесь наши. И все справедливо: сегодня пол моет Диана, а посуду моет Ваня.
Диана собирает ягоду, Ваня помогает Диана выполоть траву за домом. Теперь: иногда детям приходилось оставаться одним с больной лежачей бабушкой, и тогда я назначала кого-то из них за старшего. Первые разы это была Диана.
Я знала, что Ване это очень сильно не понравится: он и по возрасту старше ее, и в принципе он любит быть главным – в смысле любит покомандовать, чтобы его слушали.
Когда он в очередной раз сделал обиженное лицо, я ему объяснила: “У нас в семье такое правило – кто больше полезных дел для семьи делает, тот имеет больше прав и остаётся за старшего”. Ваня задумался…
И когда в конце недели детям снова пришлось остаться одним, Ваня поставил вопрос: “А кто сегодня будет за старшего?” Я, конечно, поинтересовалась, что вчера он сделал полезного, и Ваня с готовностью перечислил: он мыл посуду, относил траву на компостную яму, кроме того прочёл 2 главы из книги и сделал 2 страницы упражнений в комплексных заданиях на лето!”. Отлично! Я сказала, что мне это кажется достойным, и спросила мнение дочки: как она считает? Дочка со мной согласилась.
Ура, ура, ура! Когда за ним приехал отец, Ваня с гордостью рассказывал, как он мыл посуду, полол огород и читал!
Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/prava-i-obyazannosti-rebenka-v-seme