Осетинский язык является государственным и нет норм о его добровольном изучении, как это доказать?

19 июня Государственная Дума рассматривает в первом чтении поправки в Закон«Об образовании в Российской Федерации» в части изучения языков народов РФ и государственных языков республик, находящихся в составе РФ. Законопроектомпредлагается дать родителям возможность выбирать, какой родной язык, включаярусский, их ребенок будет изучать в школе.

Депутатская инициатива вызвала широкое обсуждение из‑за непониманияпроцедуры добровольного выбора родных языков. Также высказывались опасения, чтоязыки национальных республик из обязательной школьной программы перейдут в факультативную.

В Комитете по образованию и науке была создана рабочаягруппа с целью снять дискуссионные моменты – ко второму чтению инициатива будетсерьезно уточнена с учетом мнения субъектов Федерации, органов исполнительнойвласти и депутатов, представляющих в ГД национальные республики.

Также на этапевторого чтения Правительство должно будет представить в Государственную Думу проекты всехподзаконных актов, необходимых для реализации закона. Принятие документа в окончательнойредакции запланировано в весеннюю сессию.

На наиболее часто возникающие в связи с рассмотрением законопроектавопросы отвечает Председатель Комитета по образованию и науке Вячеслав Никонов:

— Как можно будет выбрать, какой языкребенок будет учить в школе? Могут ли ребенка заставить учить тот или иной языкпротив воли его родителей?

— Нет, заставить ребенка учить в школе тот или иной язык в качестверодного против воли его родителей нельзя.

Предлагаемыми поправками в Закон «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено, что выбор языка обучения илиязыка как предмета изучения в общеобразовательных школах будет прерогативойродителей либо законных представителей несовершеннолетнего учащегося. Выборбудет осуществляться путем подачи личного заявления перед поступлением в 1-й и в 5-й классы.

В поправках ко второму чтению мы предлагаем введение возможности изучениярусского языка как родного.

— Отдельные представителиобщественности критиковали законопроект, исходя из опасений того, что этойпоправкой государственные языки национальных республик могут перейти в категорию факультативных дисциплин. Так ли это?

— Перевод государственных языков национальных республик из обязательнойшкольной программы в факультативную не предполагался и не предполагается. 

Изучение родных языковбыло и остается в обязательнойчасти федеральных государственных образовательных стандартов.

— Какие языки в России считаютсянациональными?

— Все языки народов России – национальные. Но вопрос их количества – сложный. В системе образования РФиспользуется 58 языков, федеральные образовательные программы утверждены по 13национальным языкам.

В то же время существует такое понятие как«государственные языки» — они определены в 22 субъектах Федерации, статусгосударственных языков РФ имеют 36 языков (одновременно во всех субъектах в качестве государственного определен также русский язык).

При этом (если считатьи наречия), в России говорят больше, чем на 250-ти языках.Потому, безусловно, необходимо развитие системы преподавания национальныхязыков.

— Если в субъекте Федерации кромерусского есть второй государственный язык, его изучение будет обязательным длявсех школьников в регионе? Можно ли выбрать языком образования только русский?

— В соответствии с предлагаемыми поправкамив Закон «Об образовании в РФ» изучение государственного языка субъектаФедерации не будет обязательным для всех школьников этого региона, это будетвыбор семьи за несовершеннолетнего обучающегося.

— Некоторые критики законопроектаговорят, что его принятие может поставить под удар сохранение языковой и культурной самобытности народов России. Что будет делаться государством дляподдержки национальных языков?

— Цель законопроекта – как раз поддержание языковой и культурнойсамобытности народов нашей страны. Каждый язык является национальным и мировым достоянием, и его надо сохранять и поддерживать.

К сожалению, мы должны констатировать, что в последние годы система поддержкиизучения и преподавания родных языков в России ухудшилась: исчез целый ряд исследовательскихинститутов, которые занимались этими вопросами, исчезла система подготовки педагогов по языкам коренных и малочисленных народов,которая осуществлялась Российским государственным педагогическим университетомим. А.И. Герцена в Санкт-Петербурге, есть проблемы с учебниками и с образовательными стандартами.

Потому Комитет по образованию и науке в своем решении рекомендовал создать на федеральном уровне специальный фонд поддержки родных языков. Правительство РФэту инициативу ГД поддержало.

Фонд должен будет помочь академическому, научному изучению языков народовнашей страны, заняться подготовкой учебников и учебных пособий по родной речи и родной литературе, поскольку сейчас есть утвержденные на федеральном уровнеучебники только по пяти языкам. Фондзаймется подготовкой и экспертизой образовательных программ для изучения родныхязыков, — напомню, сейчас таких программ существует только 13, но должно бытьгораздо больше. Наконец, фонд должен будет обеспечить подготовку педагогическихкадров.

Все это, убежден, существенно расширит возможность изучения языков нашеймногонациональной страны.

— Что делать, если ребенок и егосемья считают своим родным тот язык, который в регионе их проживания не распространен? Его тоже можно будет выбрать для изучения в качестве родного?

— С учетом возможностей системы образования.

Если родители захотят,чтобы ребенок изучал в качестве родного редкий язык, который никто другой в школеизучать не будет и преподавателей которого в образовательной системе того илииного города или района не существует, то, естественно, в качестве родногопридется выбирать тот язык, который преподается. Если, опять же, учебными планамиконкретной школы предусмотрено изучение родных языков. Невозможно по объективным причинам обеспечитьпреподавание любого языка нашей страны в любой ее школе, но стремиться к этому,безусловно, нужно.

Источник: //duma.gov.ru/news/27352/

Битва за языки: волна петиций, проснувшиеся депутаты и молчание Володина

Против «законопроекта о второсортных языках» выступил курултай башкир, представители чувашей, дагестанцев, якутов и бурятов, но машина едет

Увеличивается число организаций, которые выступают против законодательной инициативы о переводе на добровольное обучение в школах государственных языков нацреспублик РФ.

Накануне свой голос в защиту родного языка подняли и думцы из РТ, планирующие вносить в документ поправки, если он пройдет первое чтение в Госдуме.

О том, когда законопроект будет рассматривать профильный комитет нижней палаты, об авторе петиции в защиту языков из Чувашии, а также активности бурятов и якутов — в нашем материале.

«Школам не свойственно заниматься политикой, их задача образовательная, а в данном вопросе власти решили посмотреть, как же будут выкручиваться директора школ без четкой позиции министерства образования» prav.tatarstan.ru

«СЕЙЧАС ШКОЛЫ В ПОЛНОЙ РАСТЕРЯННОСТИ. ПОКА НИКТО НЕ ЗНАЕТ, КАК ВЫСТРОИТЬ НУЖНУЮ ПОЗИЦИЮ В ПОЛИТИЧЕСКОМ ВОПРОСЕ»

Дискуссия вокруг законопроекта о переводе на факультатив изучения в школах государственных и родных языков республик России набирает обороты, и темой самым активным образом озаботились уже не только в Татарстане.

Напомним, что в языковой конфликт уже вовлечен совет при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ), который предрекает социальные конфликты на этой почве. Свой доклад «Язык в едином образовательном пространстве России» представила и Высшая школа экономики.

По мнению экспертов ВШЭ, министерство образования и науки РФ «по политическим мотивам» блокирует право регионов на обязательное изучение языка республики в школе.

Документы в защиту государственных языков национальных республик РФ приняли союз журналистов Дагестана, лезгинская федеральная национально-культурная автономия, конгресс карачаевского народа и другие организации.

А буквально накануне курултай башкир (аналог всемирного конгресса татар — прим. ред.) выступил с обращением, где просит Госдуму отказаться от рассмотрения законопроекта. В курултае единогласно заявили, что он направлен на постепенное «уничтожение российского народа». А еще чуть ранее на change.

org появилась петиция с требованием отозвать из нижней палаты Федерального Собрания депутатов Госдумы от Чувашии Олега Николаева и Алену Аршинову, которые являются одними из инициаторов данного законопроекта.

Автор петиции — помощник депутата Госсовета Чувашии, юрист Юрий Осокин требует от депутатов Госдумы от Чувашии сложить свои мандаты, «так как они утратили доверие народа».

«Национальные языки в республиках равнозначны русскому языку, и любая дискриминация по языковому признаку, расовому, национальному недопустимы, у нас не фашистский режим», — пишет Осокин в петиции. Попутно с этим звучат также призывы об отставке главы Чувашии Михаила Игнатьева.

В беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» Осокин рассказал, что цель данной петиции — напомнить, что именно народ является источником власти в стране, «а не депутаты-списочники от Чувашии Аршинова и Николаев, за которых не ал ни один человек в стране, а которые прошли в Думу по партийным квотам».

«Чувашия должна поддержать в этом вопросе Татарстан», — считает активист, хотя ждать серьезной поддержки от политической элиты республики, по его мнению, вряд ли стоит.

«Чувашия абсолютно несамостоятельный регион в политическом смысле — это результат многолетней политики, направленной на саморазрушение собственных элит. У нас нет ничего чувашского в правительстве, сплошь варяжские гости.

Если и будет заявление от них — это будет изложение марионеточного правительства, сосватавшего Аршинову нам в качестве депутата Госдумы», — уверен Осокин.

«Сейчас школы в полной растерянности, пока никто не знает, как выстроить нужную позицию в политическом вопросе.

Вообще, школам не свойственно заниматься политикой, их задача образовательная, а в данном вопросе все ветви власти решили, сняв с себя ответственность, посмотреть, как же будут выкручиваться директора школ без четкой позиции министерства образования федерального и республиканского уровней, причем их позиции тоже могут не совпасть.

Таким образом, заложниками ситуации стали в первую очередь дети и их родители, как и директора образовательных учреждений, что само по себе ужасает, учитывая, что это происходит практически по всей федерации, где есть национальные школы», — обрисовывает картину в своей республике автор петиции.

Айрат Фаррахов: «Надо оговориться, что правки будут вноситься в случае, если законопроект пройдет в первом чтении и если он не будет отозван авторами. У нас есть несколько идей в части поправок к законопроекту, эти поправки учитывают позицию многих моих коллег» «БИЗНЕС Online»

«ЭТО КАК РАЗ ТА ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ИНИЦИАТИВА, КОТОРАЯ НЕ ВПОЛНЕ СВОЕВРЕМЕННА»

Интересно, что вчера сразу несколько депутатов Госдумы от Татарстана (Айрат Фаррахов, Александр Сидякин, Марат Бариев, Ирек Зиннуров, Равиль Хуснуллин) высказались о проблеме, заявив о несвоевременности новой законодательной инициативы, а также возможных будущих поправках в нее. Подробно рассказал о нынешней ситуации со скандальным законопроектом «БИЗНЕС Online» думецФаррахов.

— Айрат Закиевич, на какой стадии сейчас находится рассмотрение законопроекта о добровольности изучения родных и государственных языков субъектов Российской Федерации? И неминуемо ли его первое чтение?

— Мне сложно сказать. Законопроект внесен в Государственную Думу, он находится в электронной базе Государственной Думы. Обсуждения нулевых чтений, парламентских слушаний по данному проекту федерального закона не было.

Насколько я знаю, профильный комитет Госдумы, а это комитет по образованию и науке, данный проект федерального закона еще не рассматривал. Кроме этого, отзыва правительства, отзывов профильных комитетов Совета Федерации я также не видел.

Поэтому он находится в самой начальной стадии внесения и, я надеюсь, что он будет обсуждаться. И в целом мы готовимся к этому обсуждению.

— Общественность Татарстана не очень довольна данным законопроектом. До Госдумы доходят их голоса?

— Могу сказать, что только сейчас (4 мая – прим. ред.

) закончил прием граждан в приемной председателя партии «Единая Россия» Дмитрия Медведева в Казани, и из 12 человек, кто ко мне приходил на прием с разными вопросами, с тремя людьми мы, так или иначе, обсуждали данный проект федерального закона. В том числе и представители всетатарского общественного центра (ВТОЦ) оставили свое обращение.

— Как вы думаете, данный законопроект будет принят?

— Я абсолютно уверен, что это как раз та законодательная инициатива, которая, на мой взгляд, не вполне своевременна. И, что очень важно, на нее нет сейчас социального запроса.

Государственная Дума чаще всего делает приоритетными проекты федеральных законов, на которые очень высок уровень социального запроса.

Но в целом мы будем готовиться и доносить позицию наших избирателей, позицию Госсовета РТ до авторов проекта федерального закона, до комитета по образованию и науке Госдумы РФ.

«Комитет Госдумы по делам национальностей будет давать свое заключение на данный проект закона, и, я надеюсь, мы его увидим» (на фото справа – Ильдар Гильмутдинов) «БИЗНЕС Online»

— Вы говорите, что данный законопроект будет рассматривать комитет по образованию и науке. А будет ли его рассматривать и комитет Госдумы по делам национальностей (возглавляет депутат от Татарстана Ильдар Гильмутдинов – прим. ред.)? Или это не в его компетенции?

— Вы знаете, когда совет Госдумы закрепляет за тем или иным проектом федерального закона комитеты, есть в регламенте еще такая норма, когда отдельные комитеты самостоятельно изъявляют желание быть профильным по тому или иному законопроекту. Конечно же, я думаю, комитет Госдумы по делам национальностей будет давать свое заключение на данный проект закона, и, я надеюсь, мы его увидим.

— Вы готовите поправки в данный законопроект. В чем заключается их смысл?

— Надо оговориться, что правки будут вноситься в случае, если данный законопроект пройдет в первом чтении, и если он не будет отозван авторами, а такая норма тоже существует. У нас есть несколько идей в части поправок к данному законопроекту, эти поправки учитывают позицию многих моих коллег, просто я сейчас пока не хотел бы их обсуждать.

— Может ли вмешаться в ситуацию Конституционный суд РФ?

— Любой законопроект, любой закон должен отвечать основному закону Российской Федерации — Конституции. Он не должен нарушать Конституцию Российской Федерации.

И в соответствии с Конституцией есть процедура, которая предусматривает проверку и подтверждение соответствия основному закону страны того или иного законодательного или нормативного акта. И, конечно же, я хотел еще добавить, безусловно, нужно действовать в рамках Конституции, в рамках законодательства.

Сегодня в рамках полномочий депутатов данный законопроект внесен. Это, безусловно, их полномочия. Я, например, тоже являюсь автором 59 проектов федерального закона, которые внес в Государственную Думу.

На сегодняшний день этот законопроект внесен в рамках полномочий действующих депутатов, это их убеждения, поэтому для нас очень важно обсудить все аспекты, оценить его регулирующее воздействие, как он будет работать и как, предполагают авторы, он улучшит нашу жизнь. Это очень-очень важно.       

Разиль Валеев рассказал, что обращение было отправлено на имя председателя Госдумы в день его принятия, но ответа пока нет: «Еще не так много времени прошло» «БИЗНЕС Online»

ОТВЕТ ОТ ВОЛОДИНА В ГОССОВЕТ ЕЩЕ НЕ ПРИШЕЛ

Тем временем петиция татарских активистов под названием «Нет закону против родных языков» собрала более 6 тыс. подписей. 

Также письма с аналогичным требованием направлены более тысячи адресатам. «Мы отправили письма в Госдуму, почти всем депутатам, почти всем членам Совета Федерации. В первую очередь отправляли республикам, членам комитетов по образованию и науке и членам комитетов по делам национальностей, руководителям.

Далее мы отправили в министерство образования и науки, правительству: Голодец, Медведеву. Отправили в федеральное агентство по делам национальностей (ФАДН), всем региональным парламентам. Также отправляли всем федеральным национальным автономиям, у нас их не так много — не более 10, кажется.

Всем крупным национальным организациям: удмуртским, финно-угорским ассоциациям. Всем Домам дружбы народов, которые есть в республиках, ассамблеям народов.

Конечно, отправили общероссийской ассамблее народов, Общественной палате, профильным комиссиям, в совет по межнациональным делам при президенте РФ, куда, например, входит Леокадия Дробижева. Отправили в совет по правам человека.

Вкратце отправили во все профильные ведомства, в парламент и в региональные парламенты, и в национальные организации», — рассказал «БИЗНЕС Online» один из авторов петиции, замглавы всемирного форума татарской молодежи Айрат Файзрахманов.

По словам одного из авторов письма, из некоторых ведомств уже пришли ответы — правда, все они больше похожи на отписки. «Ответы, в принципе, быстро пришли от комитета по образованию.

Они сказали, что да, в комитете мы прочитали, ознакомились и с вашими аргументами, все аргументы будут рассматриваться в рамах первого чтения и сейчас данный законопроект находится на экспертизе правового управления.

Это мне 25 апреля ответил руководитель комитета по образованию, хотя у них на сайте написано, что экспертиза эта 13 апреля уже прошла, несостыковка получается.

Даже комитета по делам национальностей, который возглавляет Гильмутдинов, ответил, мол, это находится в компетенции комитета по образованию и науке, а мы, в свою очередь, стараемся, и вообще, в России действует такое-то и такое-то законодательство. Пришел ответ от администрации президента, что это все находится в компетенции министерства образования и наше обращение направлено в аппарат правительства», — перечисляет наш собеседник.

По словам Файзрахманова, анализируя имена тех, кто подписал петицию, более активны в защите своих языковых прав вовсе не татары, а буряты и якуты. Однако наш главный козырь заключается в том, что против данного законопроекта выступили не только общественники, но и есть официальное обращение Госсовета республики.

Что касается последнего, то, как рассказал «БИЗНЕС Online» председатель комитета Госсовета РТ по образованию, культуре, науке и национальным вопросам Разиль Валеев, данное обращение было отправлено на имя председателя Госдумы Вячеслава Володина в день его принятия, но ответа пока нет.

«Еще не так много времени прошло», — ответил Валеев. 

Тем временем ожидается, что в комитете по образованию Госдумы скандальный законопроект будет рассмотрен уже в середине мая, хотя официальной информации об этом пока нигде нет.

Персоны: Гильмутдинов Ильдар Ирекович , Фаррахов Айрат Закиевич

Источник: //www.business-gazeta.ru/article/381185

Закон об изучении родных языков принят Госдумой в окончательном чтении – все подробности

Госдума приняла законопроект об обязательном изучении родных языков в третьем, окончательном чтении. Поправки поддержали 388 депутатов, двое проали против.

Напомним, согласно законопроекту, все изучают русский язык как государственный, а конкретный родной язык выбирается по заявлению родителей школьников.

.

С основным докладом по законопроекту выступил председатель комитета Госдумы по образованию и науке Вячеслав Никонов («Единая Россия»):

«Важнейший законопроект готов к принятию. Мы выполняем поручение президента РФ, которое позволяет родителям наших учеников делать выбор родного языка обучения.

Дети не будут обязаны изучать в качестве родного тот язык, который для них не является родным. Кроме того, мы фиксируем обязательность изучения родного языка в федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС).

Это начало большого пути, который должен привести, безусловно, к усилению внимания государства к проблеме родных языков.

Мы должны еще сделать много для того, чтобы реально были федеральные образовательные программы по максимальному количеству родных языков, чтобы было максимальное количество профессионально написанных учебников по родным языкам. Мы в постановлении Госдумы зафиксировали, что это все требует и серьезного бюджетного финансирования, причем, я уверен, не только регионального, но и федерального, в чем еще предстоит убедить министерство финансов.

Нужно разработать концепцию преподавания родных языков. Работа начинается, и я еще раз с этой трибуны призываю всех желающих принять участие в этой большой работе, которая позволит нам сохранить и укрепить многонациональное единство нашего российского народа. Прошу поддержать законопроект в третьем чтении”.

На выступление по законопроекту записались два представителя фракции «Единой России», в том числе депутат от Татарстана Ильдар Гильмутдинов. Однако в результате на трибуну вышел другой единоросс — Гаджимет Сафаралиев.

«Закон действительно важный, сложный и резонансный.

В том варианте, в котором он был предложен, мы его приняли в первом чтении, но приняли с постановлением Госдумы, в котором были указаны те недочеты и дополнения, которые необходимо было сделать к этому закону, — отметил Сафаралиев.

— Дело в том, что если в первом варианте это было добровольное изучение языка обучения, и это противоречило Конституции, поскольку и государственные языки республик, и родные языки обязательны к изучению. Вопрос в другом.

Почему возник вообще этот вопрос? Это связано с тем, что русского языка не было в образовательной сфере в виде родного и зачастую происходили перекосы, на которые обратил внимание президент. В том плане, что заставляли изучать не родной для человека язык, и в целом получалось, что национальные языки изучались больше, чем государственный русский язык.

Это приводило к недовольству определенной части граждан, и, в общем-то, обратив внимание на это, отреагировали депутаты. Была создана рабочая группа, где несколько раз собирались, обсуждали, и, я думаю, самое главное в этом законе, что он не носит запретительного характера.

Это закон, разрешающий свободно выбирать язык обучения. Прошу обратить внимание, язык обучения, государственный язык республик в составе РФ и родные языки народов. То есть вы свободно выбираете. В регионах есть государственный язык конкретной республики.

Человек, родители либо уполномоченные лица выбирают тот язык, который они считают нужным для ребенка. Либо ребенок сам [выбирает]. Он может выбрать русский язык, а может выбрать свой национальный язык, это зависит уже от родителей.

И в этом плане дана свобода и возможность людям выбирать тот язык [который они хотят изучать]. Потому что без национальных языков невозможно в нашей многонациональной стране.

Язык — это первое, что определяет этнос, и ликвидация приведет к тем последствиям, которые непредсказуемые Поэтому я предлагаю всем проать за этот закон в третьем чтении, документ учел все нюансы, моменты, в том числе мнения различных регионов. Закон в данном варианте даже улучшил ситуацию”.

.

«Я прошу вас поддержать этот законопроект по следующим причинам, — заявил с трибуны представитель КПРФ Олег Смолин.

— Первая — к сожалению, уже несколько лет многие из нас, в том числе и я, получали довольно много обращений из некоторых республик Российской Федерации по поводу принуждения русских и других народов, не являющихся титульными в данных республиках, к изучению государственных языков республик.

Поэтому я дал согласие подписать данный законопроект, понимая, что в первом чтении он был не совершенен. Но, кстати, в первом чтении в нем не было того, о чем писали в прессе, — в нем не было никакого перевода изучения родных языков на факультативную основу.

Наша позиция заключается в следующем — мы должны расширить возможности изучения национальных языков на основе свободного выбора. Поэтому в моей родной Омской области я продвигал изучение татарского, казахского и немецкого языков для национальностей, представителей, которых у нас там достаточно много.

Второе — в доработанном тексте однозначно написано, что национальные языки будут изучаться в обязательном порядке по стандартам в обязательной части образовательной программы. Третье. Важная новелла законопроекта — это появление права на изучение русского языка как государственного и как родного.

Четвертое — закон закрепляет изучение языка образования и изучаемость языков по выбору родителей.

Коллеги из республики предлагали нам пойти дальше и сделать для граждан титульного этноса изучение родного языка обязательным, но рабочая группа не нашла варианта юридического для этой позиции, поскольку этническая принадлежность — это акт самоопределения.

Никто не может сказать человеку: «Ты именно такой национальности!» Он сам должен такое сказать. В национальных республиках сохраняется возможность стимулирования изучения национальных языков разными способами — в том числе при приеме в вузы.

Пятое — модель, которая представлена в сегодняшнем законе, может выглядеть следующим образом. Все изучают русский как государственный, все изучают родной язык. Но кто-то изучает родной язык русский, а кто-то другие языки народов Российской Федерации. Никто не ущемлен и никого не принуждают!

Шестое. Мы говорили, что это поможет изучению языков и в республиках, и за их пределами, потому что продвигается идея создания фонда поддержки языков народов России”.

Представитель партии ЛДПР Борис Чернышов, взяв слово, напомнил с трибуны, что к первому чтению законопроект был достаточно не проработан. В частности, были упущены подробности о методиках образования и так далее.

«Однако сегодня по постановлению, которое было принято, все это было заложено, — отметил он. — Хотелось бы отметить работу министерства просвещения, которое ко второму чтению хоть и обещало представить определенные нормативные акты, свои предложения, однако этого не было сделано.

Мы надеемся, что министерство просвещения, после того как оно окончательно будет установлено и полностью сформировано функционально, примет активное участие в решении данной проблемы. Долгое время в отдельных регионах Российской Федерации были определенные перекосы, уменьшались возможности для изучения русского языка.

Но сегодня в той редакции, в которой присутствует законопроект в третьем чтении, я считаю, необходимо поддержать всем фракциям».

Источник: //www.business-gazeta.ru/news/389810