В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» Правительством Иркутской области принимаются меры по ликвидации в срок до 1 сентября 2017 года всего аварийного жилищного фонда, признанного таковым по состоянию на 1 января 2012 года. Объем аварийного жилищного фонда, который необходимо ликвидировать на территории Иркутской области в срок до 1 сентября 2017 года составляет 554,0 тыс. кв. м. Среди субъектов Российской Федерации Иркутская область занимает 1 место по общему объему аварийного жилищного фонда. За 2014 год расселено 103,8 тыс. кв. м аварийного жилья, за 2015 год 138,4 тыс. кв. м, за 2016 год(по предварительной информации) 100,9 тыс. кв. м. Во исполнение Указа Президента Российской Федерации на территории Иркутской области утверждены 3 программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, которые входят в состав Государственной программы Иркутской области «Доступное жилье» на 2014 – 2020 годы, размещенной в разделе «Государственные программы».
1. Подпрограмма «Переселение граждан, проживающих на территории Иркутской области, из аварийного жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, в 2014 – 2017 годах» реализуемая с участием средств Государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.
В рамках программы до 1 сентября 2017 года планируется расселить 416,9 тыс. кв. м аварийного жилья. Плановый объем финансирования составляет 15,2 млрд. руб. На реализацию этапа программы 2015 – 2016 годов планируется направить 3 918,7 млн. руб., в том числе из средств Фонда 1 390,8 млн. руб., из областного бюджета 1 968,8 млн. руб., из местных бюджетов 559,0 млн. руб. На указанные средства планируется ликвидировать 108,6 тыс. кв. м аварийного жилья. На реализацию этапа программы 2016 – 2017 годов планируется направить 3 886,7 млн. руб., в том числе из Фонда 1 997,5 млн. руб., из областного бюджета 1 778 мн. руб., из местных бюджетов 109,2 млн. руб. На указанные средства будет ликвидировано 111,5 тыс. кв. м аварийного жилья.
2. Подпрограмма «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда Иркутской области» на 2014-2020 годы.
В рамках подпрограммы до 1 сентября 2017 года необходимо расселить 94,7 тыс. кв. м аварийного жилья. Плановый объем финансирования подпрограммы составляет 2,9 млрд. руб.. На реализацию этапа 2015 – 2016 годов областной программы направленно 1 024,5 млн. руб., в том числе из областного бюджета 1 001,0 млн. руб., из местных бюджетов 23,5 млн. руб. На указанные средства планируется ликвидировать 38,4 тыс. кв. м аварийного жилья. На реализацию этапа 2016 – 2017 годов областной программы с учетом увеличения средств областного бюджета в октябре и ноябре 2016 года, планируется направить 566,6 млн. руб., в том числе из областного бюджета 550,1 млн. руб., из местных бюджетов 16,5 млн. руб.
3. Подпрограмма «Переселение граждан из жилых помещений, расположенных в зоне БАМ, признанных непригодными для проживания, и (или) жилых помещений с высоким уровнем износа (более 70 %) на территории Иркутской области» на 2014 – 2020 годы.
В рамках подпрограммы БАМ до 1 сентября 2017 года необходимо расселить 42,4 тыс. кв. м аварийного жилья. Плановый объем финансирования подпрограммы составляет 1,5 млрд. руб. В целях реализации этапа 2015 года подпрограммы БАМ выделено 599,8 млн. руб., в том числе 61,0 млн. руб. из федерального бюджета, 528,0 млн. руб. из областного бюджета, 10,8 млн. руб. из бюджетов муниципальных образований. Запланировано расселение 17,4 тыс. кв. м аварийного жилищного фонда, переселение 370 семей. В целях реализации этапа 2016 года в рамках реализации подпрограммы БАМ выделено 222,3 млн. руб., в том числе 129,6 млн. руб. из федерального бюджета, 90,9 млн. руб. из областного бюджета, 1,8 млн. руб. из бюджетов муниципальных образований. Запланировано расселение 6,4 тыс. кв. м аварийного жилищного фонда, переселение 119 семей.
Подробная информация о ходе реализации мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда представлена на сайте www.reformagkh.ru в разделе «Переселение граждан».
По вопросам реализации программ переселения граждан необходимо обращаться в органы местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области.
Реестр многоквартирных аварийных домов, расселение которых необходимо осуществить во исполнение Указа Президента Российской Федерации
Источник: https://irkobl.ru/sites/irkstroy/pereselenie/?type=special
Содержание
- 1 переселение граждан из аварийного жилья
- 2 Об утверждении региональной адресной программы
- 2.1 Региональная адресная программа “Переселение граждан на территории Свердловской области из аварийного жилищного фонда в 2019 – 2025 годах”
- 2.2 Паспорт региональной адресной программы “Переселение граждан на территории Свердловской области из аварийного жилищного фонда в 2019 – 2025 годах”
- 2.3 Глава 1. Характеристика текущего состояния жилищного фонда на территории Свердловской области
- 3 Разработаны новые механизмы переселения граждан из непригодного жилья
- 4 Спор за метр
- 5 Из аварийного в новое: россияне покидают непригодное жилье
переселение граждан из аварийного жилья
- В посёлке Мирный Наримановского района станет больше на 41 семью Ещё в апреле подрядчик только вышел на строительную площадку в посёлке Мирный Наримановского района. В мае здесь по улице Цветочная уже появились фундаменты девяти новых домов, строящихся по программе переселения из аварийного жилищного фонда. Сейчас подрядная организация завершила основные строительные мероприятия и приступила к обшивке стен утеплителем, внутренней отделке помещений, обустройству инженерных коммуникаций. На подходе благоустройство дворовой территории: установка детской площадки, укладка тротуарной плитки, создание прогулочной зоны.
08 Июнь 2017 года, четверг
- Астраханцев продолжают переселять из аварийного жилья О том, как проходит переселение граждан из аварийного жилищного фонда главе правительства на рабочем совещании доложил министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Василий Корнильев.Напомним, общий объём фонда составляет 4 381,2 квадратных метров.«Задача переселить людей из аварийного жилья. Необходимо выполнить её до первого сентября», — поручил Расул Султанов.По словам министра, необходимые мероприятия завершатся в установленные сроки.
26 Май 2016 года, четверг
- Двадцать два жителя Астрахани получили ключи от новых квартир Они стали первыми новосёлами в новом шестнадцатиэтажном доме по улице Софьи Перовской. «Несмотря на сложности, в регионе продолжается реализация программы переселения граждан из ветхого и аварийного жилья, в конце сентября 2017 года в новые квартиры переедут астраханцы, которые стояли в очереди до 1 января 2012 года», — заявил губернатор Астраханской области Александр Жилкин.
09 Декабрь 2015 года, среда
- В селе Началово Астраханской области справили новоселье 43 семьи Сорок три семьи, переселяемые из аварийного жилого фонда Приволжского района, получили сегодня в селе Началово из рук губернатора Астраханской области Александра Жилкина замечательный предновогодний подарок — ключи от новых квартир.Новосёлы пригласили главу региона осмотреть квартиры. Дома, в которых они будут жить, с индивидуальным отоплением, построены в соответствии со всеми стандартами и требованиями. В квартирах выполнена качественная отделка «под ключ», жилые помещения комфортны и удобны.
06 Апрель 2015 года, понедельник
- В Красноярском районе завершается программа переселения граждан В селе Маячном завершается строительство домов для переселенцев из ветхого и аварийного жилья. Константин Маркелов проверил, как проходят работы.В Маячном достроены 17 двухквартирных жилых домов (34 квартиры) общей площадью 1121, 6 кв. м. В течение двух месяцев в них въедут новосёлы из Сеитовки. Контракт обошёлся государству в 28,9 млн рублей, в том числе: средства Фонда содействия реформированию ЖКХ — 20,2 млн рублей, средства областного бюджета — 4,3 млн рублей, средства местного бюджета — 4,3 млн рублей.
20 Август 2014 года, среда
- О реализации программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда В регионе продолжается строительство домов для переселения людей из аварийного жилья. Проводятся мониторинговые мероприятия в рамках реализации этой программы. Накануне они прошли в Камызякском районе, где близится к завершению строительство 36-квартирного дома по улице Ульянова. Уже завершены отделочные работы и облицовка фасада, а в сентябре дом будет готов к переселению. На второй строительной площадке заложен фундамент для ещё одного такого же дома. Он будет готов к сдаче в конце года. Третий дом по плану будет введён в эксплуатацию в первой половине 2015 года.
18 Апрель 2014 года, пятница
- До 2017 года власти обещают решить проблему аварийного жилья Об этом сегодня говорилось на совещании, главной темой которого стала реализация программы по отселению из аварийного жилья в Астраханской области. В обсуждении проблемы приняли участие председатель наблюдательного совета государственной корпорации «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» Сергей Степашин и глава фонда Константин Цицин. Однако перед совещанием гости вместе с вице-губернатором региона Константином Маркеловым побывали на нескольких площадках, где возводятся микрорайоны для переселенцев из старого фонда.
25 Февраль 2014 года, вторник
- Около 800 млн рублей — на новоселье для астраханцев Фонд реформирования ЖКХ распределил между регионами более 4,5 миллиарда рублей остатков неиспользованных лимитов средств на переселение граждан из аварийного жилья, образовавшихся к 2014 году. Астраханской области досталось рекордное количество денег — 597 миллионов рублей, а вместе со средствами области и муниципалитетов региону предстоит направить в этом году на новоселье более 778 миллионов рублей.
09 Октябрь 2013 года, среда
Источник: https://www.astrobl.ru/tags/pereselenie-grazhdan-iz-avariynogo-zhilishchnogo-fonda
Об утверждении региональной адресной программы
В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ “О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства”, в целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 “О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года”, направленного на создание комфортных условий для проживания граждан, Правительство Свердловской области постановляет:
1. Утвердить региональную адресную программу “Переселение граждан на территории Свердловской области из аварийного жилищного фонда в 2019 – 2025 годах” (прилагается).
2. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на Заместителя Губернатора Свердловской области С.В. Швиндта.
3. Настоящее Постановление вступает в силу на следующий день после его официального опубликования.
4. Настоящее Постановление опубликовать на “Официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области” (www.pravo.gov66.ru).
ГубернаторСвердловской области
Е.В.КУЙВАШЕВ
Региональная адресная программа “Переселение граждан на территории Свердловской области из аварийного жилищного фонда в 2019 – 2025 годах”
УтвержденаПостановлением ПравительстваСвердловской области
от 1 апреля 2019 г. N 208-ПП
Паспорт региональной адресной программы “Переселение граждан на территории Свердловской области из аварийного жилищного фонда в 2019 – 2025 годах”
Наименование регионального проекта | Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда на территории Свердловской области |
Основание для разработки региональной адресной программы “Переселение граждан на территории Свердловской области из аварийного жилищного фонда в 2019 – 2025 годах” (далее – Программа) | Федеральный закон от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ “О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства” (далее – Федеральный закон от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ);Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 “О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года” |
Уполномоченный исполнительный орган государственной власти Свердловской области, ответственный за реализацию Программы | Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области (далее – Министерство строительства) |
Главный распорядитель средств областного бюджета по Программе | Министерство строительства |
Разработчик Программы | Министерство строительства |
Цель Программы | обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда с расселением к 1 сентября 2025 года не менее 310,326 тыс. кв. метров аварийного жилищного фонда, в котором проживает не менее 18463 человек |
Задачи Программы | 1) переселение граждан из многоквартирных домов, признанных до 1 января 2017 года в установленном порядке аварийными в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации и подлежащими сносу или реконструкции;2) минимизация издержек по содержанию аварийных домов и сокращению сроков введения земельных участков, освободившихся после сноса домов, в хозяйственный оборот;3) стимулирование строительного комплекса Свердловской области |
Срок реализации Программы | переселение граждан из аварийного жилищного фонда до 1 сентября 2025 года;снос аварийного жилищного фонда – до 31 декабря 2025 года |
Объемы и источники финансирования Программы | общий объем финансирования Программы на 2019 – 2025 годы составляет 14357231697,38 рубля,в том числе:за счет средств Государственной корпорации “Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства” (далее – Фонд) – 13351475033,78 рубля;за счет средств областного бюджета – 861433901,86 рубля;за счет средств местных бюджетов – 144322761,74 рубля;в 2019 году:общий объем финансирования – 1590804351,06 рубля,в том числе:за счет средств Фонда – 1479440400,00 рубля;за счет средств областного бюджета – 95448261,08 рубля;за счет средств местных бюджетов – 15915689,98 рубля;в 2020 году:общий объем финансирования – 1225397719,58 рубля,в том числе:за счет средств Фонда – 1139200000,00 рубля;за счет средств областного бюджета – 73523863,18 рубля;за счет средств местных бюджетов – 12673856,40 рубля;в 2021 году:общий объем финансирования – 1225293461,35 рубля,в том числе:за счет средств Фонда – 1139200000,00 рубля;за счет средств областного бюджета – 73517607,69 рубля;за счет средств местных бюджетов – 12575853,66 рубля; |
в 2022 году:общий объем финансирования – 3438765150,97 рубля,в том числе:за счет средств Фонда – 3198051590,40 рубля;за счет средств областного бюджета – 206325909,04 рубля;за счет средств местных бюджетов – 34387651,53 рубля;в 2023 году:общий объем финансирования – 3438666453,18 рубля,в том числе:за счет средств Фонда – 3197959801,45 рубля;за счет средств областного бюджета – 206319987,19 рубля;за счет средств местных бюджетов – 34386664,54 рубля;в 2024 году:общий объем финансирования – 3438304561,24 рубля,в том числе:за счет средств Фонда – 3197623241,93 рубля;за счет средств областного бюджета – 206298273,68 рубля;за счет средств местных бюджетов – 34383045,63 рубля | |
Ожидаемые результаты реализации Программы | переселение 18463 граждан из жилых помещений расселяемой площадью 310326,17 кв. метра в многоквартирных домах, признанных до 1 января 2017 года в установленном порядке аварийными в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации и подлежащими сносу или реконструкции |
Исполнитель Программы | Министерство строительства |
Участники Программы | муниципальные образования, расположенные на территории Свердловской области (далее – муниципальные образования), на территориях которых находятся многоквартирные дома, признанные до 1 января 2017 года в установленном порядке аварийными в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации и подлежащими сносу или реконструкции, выполнившие условия, предусмотренные частью 1 статьи 14 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ, реализующие мероприятия по переселению граждан за счет финансовой поддержки Фонда:1) Муниципальное образование Алапаевское;2) Арамильский городской округ;3) Артинский городской округ;4) Ачитский городской округ;5) Байкаловский муниципальный район;6) Белоярский городской округ;7) Березовский городской округ;8) Бисертский городской округ;9) городской округ Богданович;10) городской округ Верхнее Дуброво;11) Верхнесалдинский городской округ;12) городской округ Верхний Тагил;13) городской округ Верхняя Пышма;14) Городской округ Верхняя Тура; |
15) городской округ Верхотурский;16) Волчанский городской округ;17) Горноуральский городской округ;18) Муниципальное образование город Алапаевск;19) муниципальное образование “город Екатеринбург”;20) Муниципальное образование город Ирбит;21) город Каменск-Уральский;22) город Нижний Тагил;23) городской округ Дегтярск;24) Ивдельский городской округ;25) Каменский городской округ;26) Камышловский городской округ;27) Камышловский муниципальный район;28) городской округ Карпинск;29) Качканарский городской округ;30) Кировградский городской округ;31) городской округ Краснотурьинск;32) городской округ Красноуральск;33) городской округ Красноуфимск;34) Муниципальное образование Красноуфимский округ;35) Кушвинский городской округ;36) Малышевский городской округ;37) Невьянский городской округ;38) Нижнесергинский муниципальный район;39) Нижнетуринский городской округ; | |
40) Новолялинский городской округ;41) городской округ Пелым;42) городской округ Первоуральск;43) Полевской городской округ;44) городской округ Ревда;45) Режевской городской округ;46) Североуральский городской округ;47) Серовский городской округ;48) Слободо-Туринский муниципальный район;49) Сосьвинский городской округ;50) городской округ Староуткинск;51) городской округ Сухой Лог;52) Сысертский городской округ;53) Тавдинский городской округ;54) Талицкий городской округ;55) Тугулымский городской округ;56) Туринский городской округ;57) Шалинский городской округ | |
Оценка эффективности социальных и экономических последствий реализации Программы | переселение 18463 граждан из жилых помещений расселяемой площадью 310326,179 кв. метра в многоквартирных домах, признанных до 1 января 2017 года в установленном порядке аварийными в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации и подлежащими сносу или реконструкции |
Организация управления Программой и контроль за ходом реализации Программы | контроль за ходом реализации Программы осуществляют органы местного самоуправления муниципальных образований – участников Программы, Правительство Свердловской области, Фонд в соответствии с их полномочиями, установленными законодательством Российской Федерации и законодательством Свердловской области |
Глава 1. Характеристика текущего состояния жилищного фонда на территории Свердловской области
1.
Одними из приоритетных задач жилищной политики Российской Федерации являются обеспечение безопасных и комфортных условий проживания граждан, решение проблемы аварийного жилищного фонда, не соответствующего установленным санитарным и техническим нормам. Проживание в аварийном жилищном фонде оказывает негативное влияние на здоровье граждан, увеличивает социальную напряженность, создает неравные условия доступа граждан к коммунальным услугам.
Аварийный жилищный фонд ухудшает внешний облик городов и населенных пунктов Свердловской области, сдерживает развитие инфраструктуры, понижает инвестиционную привлекательность территорий.
2. Нормативными правовыми актами, регламентирующими решение проблемы аварийного жилищного фонда, являются:
1) на федеральном уровне:
Федеральный закон от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ;
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 “О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года”;
Стратегия социально-экономического развития Уральского федерального округа на период до 2020 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.10.2011 N 1757-р;
2) в Свердловской области:
Закон Свердловской области от 21 декабря 2015 года N 151-ОЗ “О Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на 2016 – 2030 годы”;
Источник: http://docs.cntd.ru/document/553228932
Разработаны новые механизмы переселения граждан из непригодного жилья
20 июля истекает срок, установленный поручением Владимира Путина, когда должны быть разработаны новые механизмы в рамках программы по переселению из аварийного жилья. Поправки в Жилищный кодекс и ряд других законодательных актов, в том числе в 185-ФЗ, сейчас в правительстве и в ближайшее время будут направлены в Госдуму (документ есть в распоряжении “РГ”).
Глава Наблюдательного совета Фонда содействия реформированию ЖКХ Сергей Степашин прокомментировал новые инициативы.
В частности, он отметил, что необходимы единые для всей страны правила определения величины компенсации собственникам жилья при расселении аварийных домов.
Это позволит избежать социальной напряженности, которая порой возникает в из-за разницы в региональном законодательстве. Должен появиться особый порядок признания дома аварийным.
64 тысячи россиян переедут из аварийного жилья до конца 2020 года
В пример Сергей Степашин привел ситуацию, которая сложилась в Зеленодольске Татарстана. О конфликте, кстати, “РГ” рассказывала еще два года назад.
Тогда угроза выселения нависла над жителями 300 домов, которые неожиданно, всего за один день, признали аварийными. Новость об этом произвела эффект разорвавшейся бомбы.
Ведь те, кто покупал квартиры, предварительно наводили справки о жилье, в том числе и в БТИ. Ни о какой аварийности даже речи не было.
Но собственников жилья поставили перед выбором: либо они получают деньги за аварийные метры, либо соглашаются приобрести жилье. Как правило, намного уступающее по площади имеющемуся. Более того выкупную цену в республике установили в размере 11 тысяч 22 рубля за кв. метр – на покупку коммуналки не хватит. А оспаривать в суде решение местных властей себе дороже.
До конца 2019 года переедут из аварийного фонда 8 тысяч россиян. А в следующем году уже 64 тысячи человек
Новыми поправками предусматривается: если у человека в собственности находится несколько жилых помещений в аварийном фонде, субсидия на переселение будет выделена только на одно. Кроме того, по закону, если у людей нет другого жилья, им после выплаты компенсации должны помочь купить новые метры через льготную ипотеку, субсидии, рассрочку и другие формы.
Но это не должно касаться тех, по мнению Степашина, кто приобрел жилье в качестве инвестиций после признания его аварийным. Например, когда покупают квартиру по дешевке, а потом пытаются получить новое жилье.
Топ-5 регионов с самым большим объемом ветхого жилья
Еще одной мерой по снижению доли непригодного для жизни жилья, как считает Сергей Степашин, может стать усиление контроля за качеством, полнотой и своевременностью проведения капитального ремонта многоквартирных домов. Ситуация, когда более 200 миллиардов рублей взносов граждан на капремонт находятся на счетах в банках, а дома продолжают ветшать, является недопустимой, считает глава наблюдательного совета Фонда ЖКХ.
Много вопросов, по его словам, вызывает и качество ремонта аварийных домов. У Фонда ЖКХ больше всего нареканий к новым домам для переселенцев в Омской, Амурской областях, Якутии.
Правовые тонкости расселения аварийного жилья эксперты “РГ” разбирают в рубрике “Юрконсультация”
Что еще предлагается? Новыми поправками регламентируется вопрос распоряжения земельными участками после сноса аварийного жилья.
По мнению Сергея Степашина, эта земля должна быть предназначена исключительно для строительства школ, больниц и других социальных объектов. Еще в конце прошлого года с таким предложением выступил глава минстроя Владимир Якушев.
“Если субъекты примут решение, что квартал сносят, а участок идет под коммерческую застройку, деньги, полученные с аукциона, должны вернуться в программу сноса аварийного жилья”, – отметил тогда министр.
Будут единые для всей страны правила определения компенсации собственникам жилья при расселении аварийных домов
Зачастую понятия ветхого и аварийного жилья преподносятся как синонимы. Но это не одно и то же. Теперь законодательно предлагается четко их разграничить. В первом случае необходимо однозначно расселять или реконструировать.
Ветхие же бараки, если процент износа будет установлен в пределах 70 процентов, получат специальную программу капремонта.
Продление ресурса ветхих домов, считает Сергей Степашин, позволит не увеличивать число домов, признаваемыми аварийными.
Более 35 млрд рублей направят на расселение аварийного жилья
Между тем исполнительный директор НП “ЖКХ Контроль” Светлана Разворотнева полагает, что законопроект не решит проблему ветхого жилья.
– В программу капремонта не входит комплекс мероприятий по замене балок, перекрытий и других несущих конструкций, которые, как правило, подлежат замене в таких бараках, – рассказала “РГ” эксперт.
– Но денег на это не предусмотрено. И перспективы для людей, когда их наконец переселят, остаются туманными.
В результате может получиться так, что в ряде регионов попросту отсортируют такие дома как ветхие и залатают там, где хватит средств.
По ее словам, сейчас даже нет точных цифр, сколько в стране ветхого фонда. “Потому что досих пор не проводился сплошной техосмотр, – считает Разворотнева. – Поэтому представители региональных общественных советов жаловались на то, что никто реально не знает, в каком состоянии находятся дома”.
В ряде регионов предпринимались попытки самостоятельно ввести свои критерии состояния домов. Например, в Приморском крае в свое время обследовали дома и присваивали им разные цвета – зеленый, желтый, красный. И когда в бюджете появлялась копейка, они уже знали, какие дома нужно ремонтировать в первую очередь.
В тему
До конца 2019 года переедут из аварийного фонда восемь тысяч россиян. А в следующем году уже 64 тысячи человек. Однако, по словам Сергея Степашина, еще не все субъекты выполнили старую программу, которая завершилась в 2017 году.
“Аварийная” программа заработала новая, а проблемы остались старые. Например, качество новых домов для переселенцев. У Фонда ЖКХ больше всего нареканий к новым домам для переселенцев в Омской, Амурской областях, Якутии. Другая проблема – не строится энергоэффективное жилье. Оно помогло бы и сберегать ресурсы, и на 40-50 процентов сократило бы размер платежей за ЖКУ.
Источник: https://rg.ru/2019/07/18/razrabotany-novye-mehanizmy-pereseleniia-grazhdan-iz-neprigodnogo-zhilia.html
Спор за метр
В федеральном правительстве предлагают ввести новые механизмы для переселения граждан из аварийного жилья, расширив полномочия регионов. Однако эксперты считают, что законопроект в его нынешнем виде может нарушить права граждан, а нагрузка на региональные бюджеты окажется непосильной.
Согласно майскому указу президента, до 2024 года из аварийных домов общей площадью 9 млн кв. м должно быть выселено в новые дома свыше 1 млн человек. На эти цели власти планируют потратить более 507 млрд руб., причем большую часть из них — 430 млрд руб.— из федерального бюджета.
В октябре правительство внесло в Госдуму законопроект, предлагающий изменить и дополнить Жилищный кодекс (ЖК) и федеральный закон «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» новыми механизмами по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
«Мы предлагаем конкретизировать критерии признания зданий аварийными, а также наделение региональных властей правом устанавливать меры дополнительной поддержки для переселенцев»,— заявила «Ъ-Дому» заместитель главы Минстроя Татьяна Костарева.
«Все базовые гарантии предоставления жилья при переселении граждан из аварийного жилья в новое данный законопроект сохраняет,— продолжает она.— При том у субъектов РФ появляются более широкие полномочия».
«Никто не лишится своего жилья, поскольку гражданам, проживающим в квартирах по договору социального найма, предоставят квартиры по формуле “метр в метр”, то есть аналогичного метража, а собственников жилых помещений будут переселять в соответствии с законом»,— обещает госпожа Костарева.
Проблема переселения граждан из аварийного жилья в России актуальна. По данным Минстроя за девять месяцев 2019 года, в стране насчитывается 54,7 тыс. аварийных домов общей площадью 16 млн кв. м.
Эти цифры постоянно меняются, так как аварийным признается все больше жилья. Так, по данным Фонда содействия реформированию ЖКХ, с начала текущего года аварийным было признано 2,28 млн кв. м жилья.
Больше всего таких объектов в Сибирском федеральном округе, Пермском крае и Ханты-Мансийском автономном округе, заявили в Минстрое.
Новый законопроект, который обсуждали в начале ноября в рамках парламентских слушаний, включает в себя несколько новшеств. Например, разработчики предлагают исключить прежнее понятие «ветхое жилье».
Ремонтировать дома с изношенностью выше 70%, которым не присвоен статус «аварийный», могут начать, возможно, даже за счет самих переселенцев. Для этого Минстрой предлагает разработать дополнительные подпрограммы капремонта.
«Критерии для такого понятия установить весьма непросто, мы решили исключить его и вместе с этим исключить еще механизмы признания жилья ветхим»,— пояснил «Ъ-Дому» вице-премьер Виталий Мутко.
Но основная дискуссия развернулась не вокруг отмены понятий, а по поводу создания механизмов переселения граждан. Сейчас эти механизмы прописаны в статье 32 ЖК РФ.
В случае признания многоквартирного дома аварийным компетентный орган предъявляет к собственникам помещений в указанном доме требование о его сносе или реконструкции, где указывается разумный для этого срок.
Если собственники в данный срок не снесли и не реконструировали дом, земельный участок, на котором он расположен, подлежит изъятию для муниципальных нужд плюс каждое жилое помещение в этом доме изымается.
Правительство предлагает внести два новых правила в ст. 32 ЖК РФ.
Если они вступят в силу, то власти регионов, во-первых, будут предоставлять собственникам квартир аварийных домов альтернативную жилплощадь лишь при условии, что их прежнее жилье в аварийном доме было единственным пригодным для проживания (либо в собственности, либо в рамках социального найма).
Кроме того, граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его аварийным (за исключением тех, кто получил его по наследству), будут иметь право лишь на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, размер которого будет рассчитываться в порядке, установленном правительством.
Как заявили «Ъ-Дому» в аппарате правительства РФ, «предложенный законопроект сохраняет абсолютно все действующие гарантии переселяемым из аварийных домов гражданам, закрепленные действующим жилищным законодательством».
Тот земельный участок, который освободился после сноса за счет средств бюджета РФ многоквартирного аварийного дома, может быть использован только в целях, определенных законом, в частности для размещения общественных пространств, строительства соцобъектов, жилья за счет бюджетных средств.
«Это предложение направлено на исключение любой мотивации признавать неаварийный дом аварийным в целях освобождения привлекательного земельного участка,— пояснили в аппарате правительства.— Еще регионам предоставляется право предусматривать дополнительные гарантии собственникам жилых помещений.
Это может быть субсидия, которая вскладчину с суммой возмещения позволит приобрести жилое помещение, либо субсидия на компенсацию процентной ставки по ипотеке или первоначальный взнос по такому кредиту». При этом если у гражданина несколько жилых помещений, то субсидия на решение жилищного вопроса выделяется однократно. Возмещение в этом случае предоставляется за все жилые помещения.
По словам экспертов, принявших участие в парламентских слушаниях, законопроект в его нынешнем виде нарушает конституционные права граждан. Проект правительства о новых правилах расселения аварийного жилья уже раскритиковали в Госдуме.
По словам депутата Натальи Костенко, в предложенном виде законопроект противоречит положениям ст. 19 и ст.
35 Конституции РФ хотя бы потому, что устанавливает разные гарантии для собственников жилья в аварийном фонде для людей, которые приобрели квартиры путем наследования, дарения и иными способами.
«Этот проект не гарантирует людям предварительное и равнозначное возмещение имущества и не дает людям права выбора между получением жилья или возмещения. При этом проект документа предлагает и позволяет на два года расселять людей в маневренный фонд и блокированную застройку, которую исключили из текущей программы»,— отмечает Наталья Костенко.
Кроме того, как отмечают юристы, закон пока не защищает переселенцев, имеющих альтернативное жилье в собственности или социальном найме.
Такие граждане не смогут рассчитывать на «меры поддержки по обеспечению жилыми помещениями», которые будут вправе устанавливать органы власти субъекта РФ.
«Речь может идти лишь о дополнительных мерах исключительно социальной направленности, связанных в том числе с предоставлением жилья на время (по причине отсутствия у таких собственников иного жилья).
Это положение закона не должно пониматься как предполагающее возможность исключить предоставление предварительного и равноценного возмещения тем собственникам квартир в аварийном доме, которые имеют жилые помещения. Иначе будет нарушено упомянутое положение Конституции»,— считает директор Центра мониторинга законодательства и правоприменения Олег Гринь.
Эксперт добавляет, что требует доработки и поправка, где указывается, что собственнику жилья, который приобрел его после признания дома аварийным, будет выплачиваться лишь компенсация, установленная правительством.
Во-первых, эта норма необоснованно распространяется только на граждан, хотя такие помещения могут быть и на балансе юрлиц.
Во-вторых, разграничение категорий собственников на тех, кто приобрел имущество до признания дома аварийным или после этого, не должно влиять на их право получить предварительное и равноценное возмещение за изымаемое жилье.
Другие эксперты уверены, что основной недочет законопроекта заключается в том, что правительство и Минстрой предлагают универсальные решения проблемы переселения из аварийного фонда для всех регионов.
«Но в нашем регионе, например, нельзя проводить программу переселения, в основном опираясь на деньги регионального бюджета: его недостаточно,— говорит член Общественной палаты Ивановской области Дмитрий Сафонов.
— Проект закона предлагает предоставлять переселенцам резервное жилье на время, но в нашей области если такой фонд и есть, то очень плохой, и в нем жить нельзя».
Впрочем, Виталий Мутко считает реакцию депутатов и экспертов необоснованной, подчеркивая, что эта версия законопроекта промежуточная: «Мы намерены предоставить реальные механизмы регионам и гражданам».
Анна Героева
Источник: https://www.kommersant.ru/doc/4154736
Из аварийного в новое: россияне покидают непригодное жилье
В России ведется масштабная работа по расселению аварийного жилья. В рамках национального проекта «Жилье и городская среда» на эти цели государство выделяет 507,2 млрд рублей. До 2024 года планируется переселить в новые дома более 664 тыс. человек, которые проживают в аварийном фонде площадью 12 млн кв. м.
В сентябре первый этап расселения аварийного жилья в рамках нацпроекта стартовал в Калининградской области. Ключи от новых квартир получили девять семей в городе Советске. В ближайшие два года в новые квартиры в области должны переехать 447 человек из 28 многоквартирных аварийных домов.
Тем временем некоторые регионы досрочно выполнили целевые показатели расселения аварийного жилья на 2019 год. Речь идет о Московской, Воронежской, Тюменской, Челябинской областях, Ненецком автономном округе, Республике Башкортостан и Алтайском крае.
Всего по состоянию на 1 августа 2019 года в РФ переселены 3,73 тыс. человек из 65,42 тыс. кв. м аварийного жилья.
Так, выполнение цели 2019 года составляет 45,49% по числу переселенных граждан и 46,4% по площади расселенного аварийного жилья.
Ранее все 82 субъекта России получили авансовые средства на реализацию программы. Субъектам перечислено более 10 млрд рублей, говорил в интервью «Российской газете» министр строительства и ЖКХ России Владимир Якушев.
«Все регионы направили в Фонд ЖКХ заявки на получение финансовой поддержки, и они уже утверждены. Свыше 10 миллиардов рублей в субъекты РФ уже поступили. Остальные 70 процентов направят, когда регионы предоставят реестры заключенных контрактов на приобретение квартир для расселения», — сказал Якушев.
По его словам, всего на реализацию первого этапа программы переселения в 2019-2020 годах заложено 35,4 млрд рублей. При этом есть регионы, которые взяли на себя обязательство реализовать в целом программу 2019 – 2024 годов досрочно.
В интервью «Газете.Ru» Якушев говорил, что
на 1 января 2019 года в России 14 млн кв. м. жилья в аварийном состоянии.
«Если регион с опережением расселит все аварийное жилье, признанное таковым до 1 января 2017 года, он сможет оставшиеся лимиты средств направить на продолжение расселения», — отмечал министр.
До конца 2020 года почти 64 тыс. россиян переселят из аварийного жилья. Речь идет о непригодных жилых помещениях общей площадью 1,04 млн кв. м.
Ранее глава правительства Дмитрий Медведев отметил, что многие регионы столкнулись с трудностями при реализации программы расселения. По его словам, программу расселения ветхого и аварийного жилья в России необходимо продлевать и расширять.
Проблемы с расселением из аварийного жилья наблюдаются в Архангельской области, Карелии, Бурятии, Крыму и Севастополе, сообщала уполномоченный по правам человека Татьяна Москалькова.
«В поступающих жалобах граждане указывали на несоблюдение сроков расселения, невключение аварийных домов в программу переселения», — отмечалось в докладе омбудсмена.
Кроме того, поступают жалобы на неудовлетворительное состояние жилья, построенного для переселения из аварийного жилищного фонда.
Так, в Архангельской области на переселение из аварийного жилья с 2013 по 2018 год было выделено 9,8 млрд рублей. Объем финансирования программы по переселению на 2019-2025 годы составляет более 22 млрд рублей. Предусмотрено расселение 1651 многоквартирного дома, в которых проживают 26 тыс. человек.
Замглавы Минстроя России Максим Егоров рассказывал «Газете.Ru», как не допустить превращения ветхого жилья в аварийное. Егоров пояснил, что «ветхое жилье» — это жилье, в котором можно жить, но которое в определенной части требует больше, чем капитального ремонта. За такими домами необходим отдельный специальный контроль, отметил он.
«Сейчас ситуация следующая: дома с износом более 75% выпадают из программы капитального ремонта, но не попадают в категорию аварийного. Люди несколько лет живут в таких домах – пока они не превращаются в аварийные», – сказал Егоров.
Министерство намерено поддерживать такие дома, включать их в краткосрочные программы по капитальному ремонту, наблюдать за опасными конструктивными элементами здания, ликвидировать угрозы.
По его словам, самое большое количество аварийного жилья в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах.
Аварийный жилищный фонд, признанный таковым до 2012 года, расселен на 99%. В новое жилье переехали свыше 690 тысяч человек из почти 11 млн кв. метров аварийного жилья, рассказал Егоров.
Устойчивое сокращение непригодного для проживания жилищного фонда является одной из приоритетной задач нацпроекта «Жилье и городская среда». К началу 2024 года объем расселяемого фонда должен на 30% превышать объем жилья, признаваемого аварийным. При этом планируется уточнение критериев признания домов аварийными и ввод понятия ветхих домов.
Источник: https://www.gazeta.ru/business/2019/09/23/12670381.shtml