ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 6 декабря 2017 г. N АКПИ17-812
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.
судей Верховного Суда Российской Федерации Иваненко Ю.Г., Назаровой А.М.
при секретаре Т.
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению П. о признании частично недействующим Типового договора социального найма жилого помещения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2005 г. N 315,
установил:
постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2005 г. N 315 утвержден Типовой договор социального найма жилого помещения.
Гражданка П.
обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим Типового договора социального найма жилого помещения в части, допускающей подписание договора нанимателем, без подписей совершеннолетних членов его семьи или без их письменного согласия на заключение договора одним лицом (нанимателем), ссылаясь на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат части 2 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункту 1 статьи 9, статьям 24, 154, пункту 2 статьи 672 Гражданского кодекса Российской Федерации и нарушают ее права самостоятельно осуществлять свои жилищные и гражданские права, нести имущественную ответственность, письменно выражать свою волю при совершении сделок от своего имени.
Как указывает административный истец, Типовой договор социального найма жилого помещения был использован при заключении договора социального найма N 11214 от 5 декабря 2011 г.
, в котором она указана в качестве члена семьи нанимателя, без ее ведома.
Указанный договор социального найма являлся доказательством в гражданском деле, по результатам рассмотрения которого с нее была взыскана плата за проживание и коммунальные услуги в помещении, где она фактически не проживала.
Административный истец П. и ее представитель М.И. о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в суд поступило ходатайство представителя о рассмотрении дела в его отсутствие.
Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (поручение от 25 октября 2017 г. N СП-П9-7131).
Представитель Правительства Российской Федерации М.Т. возражала против удовлетворения заявленных требований и пояснила суду, что оспариваемый нормативный правовой акт издан в пределах полномочий Правительства Российской Федерации, соответствует действующему законодательству и не нарушает прав административного истца.
Выслушав сообщение судьи-докладчика Романенкова Н.С., объяснения представителя Правительства Российской Федерации М.Т.
, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф.
, полагавшей, что административный иск не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение (статья 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ “О Правительстве Российской Федерации”).
Жилищный кодекс Российской Федерации предусматривает право Правительства Российской Федерации издавать постановления, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, на основании и во исполнение данного Кодекса, других федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации (часть 4 статьи 5).
Типовой договор социального найма жилого помещения в соответствии с частью 2 статьи 63 Жилищного кодекса Российской Федерации утверждается Правительством Российской Федерации, которое, реализуя свои полномочия, предоставленные ему федеральным законодателем, постановлением от 21 мая 2005 г. N 315 утвердило оспариваемый нормативный правовой акт, он опубликован в “Российской газете” 27 мая 2005 г., в Собрании законодательства Российской Федерации 30 мая 2005 г., N 22.
Положения Типового договора социального найма жилого помещения определяют его предмет, права и обязанности сторон, порядок изменения, расторжения и прекращения договора, его подписание наймодателем и нанимателем и направлены на обеспечение стабильности отношений, связанных с социальным наймом жилых помещений.
По договору социального найма жилого помещения одна сторона – собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне – гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных Кодексом (статья 60 Жилищного кодекса Российской Федерации). Из содержания определения договора социального найма жилого помещения следует, что сторонами данного договора являются наймодатель и наниматель.
В силу части 1 статьи 63 Жилищного кодекса Российской Федерации договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования. Следовательно, Жилищный кодекс Российской Федерации не устанавливает требования о необходимости подписания договора социального найма жилого помещения совершеннолетними членами семьи нанимателя или с их письменного согласия.
Доводы административного истца о противоречии оспариваемого нормативного правового акта пункту 2 статьи 672 Гражданского кодекса Российской Федерации являются несостоятельными, поскольку основаны на неправильном толковании данной нормы права.
Согласно абзацу второму пункта 2 указанной статьи по требованию нанимателя и членов его семьи договор может быть заключен с одним из членов семьи.
Данная норма предусматривает возможность выбора нанимателя по усмотрению членов семьи. В случае смерти нанимателя или его выбытия из жилого помещения договор заключается с одним из членов семьи, проживающих в жилом помещении.
В статье 10 Жилищного кодекса Российской Федерации закреплено, что жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных названным Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.
Подписание договора социального найма жилого помещения одним нанимателем не может рассматриваться как нарушение прав членов его семьи самостоятельно осуществлять свои жилищные права и нести имущественную ответственность, поскольку члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в соответствии с частями 2 и 3 статьи 69 Жилищного кодекса Российской Федерации имеют равные с нанимателем права и обязанности и должны быть указаны в договоре социального найма жилого помещения.
Кроме того, доводы, приведенные административным истцом в обоснование своей позиции, свидетельствуют о том, что нарушение своих прав она связывает не с содержанием оспариваемых норм, а с принятыми по ее делу судебными постановлениями о взыскании задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги, с которыми она не согласна.
В силу пункта 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 КАС РФ, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении административного искового заявления П. о признании частично недействующим Типового договора социального найма жилого помещения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2005 г. N 315, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий
судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С.РОМАНЕНКОВ
Судьи Верховного Суда
Российской Федерации
Ю.Г.ИВАНЕНКО
А.М.НАЗАРОВА
Возврат к списку
Источник: http://prokhmao.ru/legal-advice/mo-help/4/68025/
Содержание
- 1 Постановление Правительства РФ от 21.05.2005 N 315
- 2 Определение Московского городского суда от 13 июля 2010 г. по делу N 4г/2-4234/10 Отказывая в иске о признании права пользования жилым помещением и возложении обязанности заключить договор социального найма жилого помещения, суд установил, что ответчик не является собственником жилого помещения и не наделен полномочиями на заключение договора социального найма
- 3 3. Заключение договора социального найма жилого помещения и
- 4 23. Заключение договора социального найма жилого помещения. Правовое значение решения о предоставлении жилого помещения. Типовой договор социального найма
- 5 Заключение (изменение) договора социального найма
Постановление Правительства РФ от 21.05.2005 N 315
4. Наниматель обязан:
а) принять от Наймодателя по акту в срок, не превышающий 10 дней со дня подписания настоящего договора, пригодное для проживания жилое помещение, в котором проведен текущий ремонт, за исключением случаев, когда жилое помещение предоставляется во вновь введенном в эксплуатацию жилищном фонде (акт должен содержать только дату составления акта, реквизиты и стороны договора социального найма, по которому передается жилое помещение, сведения об исправности жилого помещения, а также санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в нем на момент подписания акта, дату проведения текущего ремонта, сведения о пригодности жилого помещения для проживания, подписи сторон, составивших акт);
б) соблюдать правила пользования жилыми помещениями;
в) использовать жилое помещение в соответствии с его назначением;
г) поддерживать в исправном состоянии жилое помещение, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в нем, обеспечивать их сохранность.
При обнаружении неисправностей жилого помещения или санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в нем, немедленно принимать возможные меры к их устранению и в случае необходимости сообщать о них Наймодателю или в соответствующую управляющую организацию;
д) содержать в чистоте и порядке жилое помещение, общее имущество в многоквартирном доме, объекты благоустройства;
е) производить текущий ремонт занимаемого жилого помещения.
К текущему ремонту занимаемого жилого помещения, выполняемому Нанимателем за свой счет, относятся следующие работы: побелка, окраска и оклейка стен, потолков, окраска полов, дверей, подоконников, оконных переплетов с внутренней стороны, радиаторов, а также замена оконных и дверных приборов, ремонт внутриквартирного инженерного оборудования (электропроводки, холодного и горячего водоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения).
Если выполнение указанных работ вызвано неисправностью отдельных конструктивных элементов общего имущества в многоквартирном доме или оборудования в нем либо связано с производством капитального ремонта дома, то они производятся за счет Наймодателя организацией, предложенной им;
ж) не производить переустройство и (или) перепланировку жилого помещения без получения соответствующего согласования, предусмотренного жилищным законодательством Российской Федерации;
з) своевременно и в полном объеме вносить в установленном порядке плату за жилое помещение и коммунальные услуги по утвержденным в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам и тарифам.
В случае невнесения в установленный срок платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги Наниматель уплачивает Наймодателю пени в размере, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации, что не освобождает Нанимателя от уплаты причитающихся платежей;
и) переселиться с членами своей семьи в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации, на время проведения капитального ремонта или реконструкции дома, в котором он проживает (когда ремонт или реконструкция не могут быть произведены без выселения Нанимателя), в предоставляемое Наймодателем жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям;
к) при расторжении настоящего договора освободить в установленные сроки и сдать по акту Наймодателю в исправном состоянии жилое помещение, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в нем, оплатить стоимость не произведенного Нанимателем и входящего в его обязанности ремонта жилого помещения, санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в нем, или произвести его за свой счет, а также погасить задолженность по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги;
л) допускать в заранее согласованное сторонами настоящего договора время в занимаемое жилое помещение работников Наймодателя или уполномоченных им лиц, представителей органов государственного надзора и контроля для осмотра технического и санитарного состояния жилого помещения, санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в нем, для выполнения необходимых ремонтных работ, в случае расторжения договора, а для ликвидации аварий – в любое время;
м) информировать Наймодателя об изменении оснований и условий, дающих право пользования жилым помещением по договору социального найма, не позднее 10 рабочих дней со дня такого изменения;
н) нести иные обязанности, предусмотренные Жилищным кодексом Российской Федерации и федеральными законами.
5. Наймодатель обязан:
а) передать Нанимателю по акту в течение 10 дней со дня подписания настоящего договора свободное от прав иных лиц и пригодное для проживания жилое помещение в состоянии, отвечающем требованиям пожарной безопасности, санитарно-гигиеническим, экологическим и иным требованиям;
б) принимать участие в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное по договору социального найма жилое помещение;
в) осуществлять капитальный ремонт жилого помещения.
При неисполнении или ненадлежащем исполнении Наймодателем обязанностей по своевременному проведению капитального ремонта сданного внаем жилого помещения, общего имущества в многоквартирном доме, санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в жилом помещении, Наниматель по своему выбору вправе потребовать уменьшения платы за жилое помещение, либо возмещения своих расходов на устранение недостатков жилого помещения и (или) общего имущества в многоквартирном доме, либо возмещения убытков, причиненных ненадлежащим исполнением или неисполнением указанных обязанностей Наймодателем;
г) предоставить Нанимателю и членам его семьи в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, на время проведения капитального ремонта или реконструкции дома (когда ремонт или реконструкция не могут быть произведены без выселения Нанимателя) жилое помещение маневренного фонда, отвечающее санитарным и техническим требованиям.
Переселение Нанимателя и членов его семьи в жилое помещение маневренного фонда и обратно (по окончании капитального ремонта или реконструкции) осуществляется за счет средств Наймодателя;
д) информировать Нанимателя о проведении капитального ремонта или реконструкции дома не позднее чем за 30 дней до начала работ;
е) принимать участие в своевременной подготовке дома, санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в нем, к эксплуатации в зимних условиях;
ж) обеспечивать предоставление Нанимателю предусмотренных в настоящем договоре коммунальных услуг надлежащего качества;
з) контролировать качество предоставляемых жилищно-коммунальных услуг;
и) в течение 3 рабочих дней со дня изменения цен на содержание, ремонт жилья, наем жилых помещений, тарифов на коммунальные услуги, нормативов потребления, порядка расчетов за предоставленные жилищно-коммунальные услуги информировать об этом Нанимателя;
к) производить или поручать уполномоченному лицу проведение перерасчета платы за жилое помещение и коммунальные услуги в случае оказания услуг и выполнения работ ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность;
л) принять в установленные сроки жилое помещение у Нанимателя по акту сдачи жилого помещения после расторжения настоящего договора;
м) нести иные обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Источник: http://base.garant.ru/12140282/
Определение Московского городского суда от 13 июля 2010 г. по делу N 4г/2-4234/10 Отказывая в иске о признании права пользования жилым помещением и возложении обязанности заключить договор социального найма жилого помещения, суд установил, что ответчик не является собственником жилого помещения и не наделен полномочиями на заключение договора социального найма
Определение Московского городского суда от 13 июля 2010 г. по делу N 4г/2-4234/10
Судья Московского городского суда Клюева А.И.,
рассмотрев надзорную жалобу истцов К.А.С., К.Н.А., Х.М.А. в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Х.А.Ю.
, поступившую в суд надзорной инстанции 5 мая 2010 года, на решение Зюзинского районного суда города Москвы от 25 сентября 2009 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 24 декабря 2009 года по гражданскому делу по иску К.А.С., К.Н.А., Х.М.А.
в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Х.А.Ю.
к Территориальному Управлению Федерального Агентства по управлению государственным имуществом по городу Москве, Федеральному государственному унитарному предприятию “Радиочастотный центр Центрального федерального округа” о признании права пользования жилым помещением и возложении обязанности заключить договор социального найма жилого помещения, истребованному 28 мая 2010 года и поступившему в суд надзорной инстанции 10 июня 2010 года, установил:
К.А.С., К.Н.А., Х.М.А. в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Х.А.Ю.
обратились в суд с иском к Территориальному Управлению Федерального Агентства по управлению государственным имуществом по городу Москве, Федеральному государственному унитарному предприятию “Радиочастотный центр Центрального федерального округа” о признании права пользования жилым помещением и возложении обязанности заключить договор социального найма жилого помещения, указывая на то, что истцы являются членами одной семьи, постоянно проживают и зарегистрированы в двух комнатах квартиры … ФГУП “РЧЦ ЦФО” уклоняется от заключения с истцами договора социального найма жилого помещения.
Решением Зюзинского районного суда города Москвы от 25 сентября 2009 года в удовлетворении заявленных К.А.С., К.Н.А., Х.М.А. в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Х.А.Ю.
исковых требований отказано.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 24 декабря 2009 года решение суда оставлено без изменения.
В надзорной жалобе истицы К.А.С., К.Н.А., Х.М.А. в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Х.А.Ю.
ставят вопрос об отмене решения суда и определения судебной коллегии, считая их незаконными и необоснованными.
28 мая 2010 года судьей Московского городского суда дело истребовано в Московский городской суд.
В силу ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений нижестоящих судов в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Подобных нарушений по доводам надзорной жалобы по настоящему гражданскому делу не усматривается.
Согласно ст.
295 ГК РФ собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества; предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника.
Из материалов дела следует, что спорное жилое помещение представляет собой две комнаты размером 37,7 кв.м., жилой площадью 32,0 кв.м., в квартире коммунального заселения, расположенной по адресу: город Москва, … В указанных комнатах зарегистрированы и проживают К.А.С., К.Н.А., Х.М.А. и несовершеннолетняя Х.А.Ю.
Данное жилое помещение было предоставлено родителям К.А.С. на основании типового договора найма жилого помещения в доме местного Совета депутатов трудящихся, государственной, кооперативной и общественной организации.
Жилое помещение расположенное по адресу: город Москва, …, является собственностью Российской Федерации и распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 4 мая 2001 года N … по акту приема-передачи имущества, передано ФГУП “РЧЦ ЧФО” на праве хозяйственного ведения, согласно свидетельства о государственной регистрации выданного 13 марта 2007 года.
1 декабря 2008 года К.А.С. обратилась в ФГУП “РЧЦ ЧФО” с заявлением о заключении договора социального найма. Письмом от 11 января 2009 года N … ФГУП “РЧЦ ЧФО” отказало К.А.С.
в заключение договора социального найма, в связи с тем, что к кругу лиц, которые в соответствии с Жилищным кодексом РФ могут быть наймодателем по договору социального найма, ФГУП “РЧЦ ЧФО” не относится и полномочиями на заключение договора социального найма не наделено.
Рассматривая данное дело, суд, на основании оценки собранных по делу доказательств в их совокупности, пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных К.А.С., К.Н.А., Х.М.А. в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Х.А.Ю.
исковых требований.
При этом, суд исходил из того, что собственником спорного жилого помещения является Российская Федерация.
Уставом ФГУП “РЧЦ ЧФО” определены цели, предмет и виды деятельности предприятия, в числе которых не предусмотрены такие действия, как заключение договоров социального найма жилых помещений, предоставление коммунальных услуг за пользование жилыми помещениями, расположенными по адресу: город Москвы, …, находящимся у ФГУП “РЧЦ ЧФО” на праве хозяйственного ведения.
Таким образом, законных оснований к заключению ФГУП “РЧЦ ЧФО” с К.А.С., К.Н.А., Х.М.А. в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Х.А.Ю.
договора социального найма не имеется.
Исковые требования о признании за истцами права пользования на спорное жилое помещение удовлетворению также не подлежат, так как право пользование ими указанным жилым помещением никем не оспаривалось, и никаких требований в отношении жилого помещения к истцам не предъявлялось.
Данный вывод суда является правильным, в решении судом мотивирован и в надзорной жалобе по существу не опровергнут.
Правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам суд надзорной инстанции не наделен.
Принцип правовой определенности предполагает, что стороны не вправе требовать пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления другого содержания.
Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения вступившего в законную силу судебного постановления нижестоящего суда в порядке надзора.
Как неоднократно указывал Европейский Суд по правам человека в своих постановлениях, касающихся производства в порядке надзора по гражданским делам в Российской Федерации, иной подход приводил бы к несоразмерному ограничению принципа правовой определенности.
Доводы надзорной жалобы требованиям принципа правовой определенности не отвечают.
При таких данных, решение суда и определение судебной коллегии сомнений в их законности с учетом доводов надзорной жалобы истцов К.А.С., К.Н.А., Х.М.А. в интересах несовершеннолетней Х.А.Ю. не вызывают, а предусмотренные ст. 387 ГПК РФ основания для отмены или изменения означенных судебных постановлений в настоящем случае отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 381, 383 ГПК РФ, определил:
в передаче надзорной жалобы с делом истцов К.А.С., К.Н.А., Х.М.А. в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Х.А.Ю.
на решение Зюзинского районного суда города Москвы от 25 сентября 2009 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 24 декабря 2009 года по гражданскому делу по иску К.А.С., К.Н.А., Х.М.А.
в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Х.А.Ю.
к Территориальному Управлению Федерального Агентства по управлению государственным имуществом по городу Москве, Федеральному государственному унитарному предприятию “Радиочастотный центр Центрального федерального округа” о признании права пользования жилым помещением и возложении обязанности заключить договор социального найма жилого помещения – для рассмотрения в судебном заседании Президиума Московского городского суда – отказать.
Судья Московского городского суда | А.И. Клюева |
Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:
Источник: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/54940335/
3. Заключение договора социального найма жилого помещения и
Договор социального найма заключается на основании административно-правового решения о предоставлении жилья из жилищного фонда социального использования (ч. 1 ст. 63 ЖК). Он может быть заключен только на помещение, указанное в решении о его предоставлении и соответствующее названным ранее правилам жилищного законодательства.
Поэтому предмет данного договора не согласуется его сторонами, а также не может быть изменен или уточнен ими. Точно так же и условия пользования предоставленным по договору социального найма жилым помещением императивно определяются жилищным законодательством, а не соглашением (взаимной волей) сторон.
Таким образом, само гражданско-правовое соглашение сторон о заключении данного договора возможно лишь при наличии административно-правового решения о предоставлении жилья.
При этом будущий наймодатель связан названным решением прежде всего в смысле невозможности отказа от заключения договора социального найма с указанным в решении гражданином, а последний, свободно соглашаясь на заключение договора, связан административно-правовым решением в смысле невозможности изменения предложенного предмета и ряда других существенных условий заключаемого им договора.
Заключенное в результате этого соглашение подлежит обязательному письменному оформлению (ст. 674 ГК) по типовой форме. Типовой договор социального найма жилого помещения представляет собой не только его обязательную проформу, а в соответствии с ч. 2 ст. 63 ЖК утверждается федеральным правительством в качестве нормативного акта , который в нормативном порядке и предопределяет содержание существенных условий данного договора. ——————————–
См.: Типовой договор найма жилого помещения в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда в РСФСР, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 25 сентября 1985 г. N 415 // СП РФ. 1992. N 6. Ст. 31 (с послед. изм.). В настоящее время утратил силу.
Вместе с тем следует признать, что правоотношение найма конкретного жилого помещения и, соответственно, право пользования граждан этим жилым помещением возникают только из договора найма жилого помещения. Решение о предоставлении жилого помещения влечет возникновение самостоятельного, комплексного жилищного правоотношения по заключению договора социального найма (со своим субъектным составом, содержанием и всеми другими атрибутами) . Ведь пока договор социального найма не заключен, правоотношение найма жилого помещения не возникает; у гражданина, несмотря на решение о предоставлении жилья, нет права пользования указанным в нем помещением, нет обязанности вносить плату за пользование им и т.д. Все эти права и обязанности могут приобретаться только с момента заключения договора. ——————————–
Ранее этот вопрос из-за наличия ордера и связанных с ним особых жилищных правоотношений вызывал разнообразные дискуссии в литературе. Изложенный подход к его решению впервые был предложен учеником С.М. Корнеева Ю.А. Мехтиевым (см.: Мехтиев Ю.А. Юридические гарантии прав граждан при распределении жилых помещений в домах государственного фонда // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 1986. N 6). Предоставляемое по договору социального найма из государственного или муниципального жилого фонда помещение переходит в целевое владение и пользование его нанимателя (ч. 1 ст. 60 ЖК). Собственно говоря, ради приобретения этих возможностей гражданином-нанимателем и заключается данный договор. этих правомочий состоит в возможности проживания в жилом помещении самого нанимателя, а также членов его семьи. Вместе с тем наниматель, заключив договор, приобретает и определенные элементы права распоряжения, например право обмена нанятого помещения, сдачи его в поднаем и др. (ср. ч. 1 ст. 67 ЖК). В совокупности правомочия владения и пользования нанятым жилым помещением (с учетом элементов права распоряжения) нередко называют правом на жилую площадь. По своей сущности это право представляет собой возникшее из договора право нанимателя (и членов его семьи) на вещь, принадлежащую другому лицу, т.е. право использовать чужое недвижимое имущество (жилое помещение) в пределах, предусмотренных законом и договором. Ранее из этого иногда делался достаточно поспешный вывод о природе данного права как ограниченного вещного права, несмотря на отсутствие у него некоторых необходимых признаков вещных прав (абсолютного характера и вещно-правовой защиты взаимоотношений наймодателя и нанимателя; государственной регистрации данного права, соответствующей характерному для вещных прав “принципу публичности”, и др.).
Главное, однако, состоит в том, что императивно определенное законом право на жилую площадь по своему юридическому содержанию и социально-экономическому характеру в действительности представляет собой правовой способ бесплатного распределения среди малоимущих и других граждан дефицитного государственного и муниципального жилья, а не гражданско-правовое оформление объективно необходимых экономических отношений по использованию чужого (частного) недвижимого имущества . Поэтому с гражданско-правовых позиций его можно охарактеризовать как возникающее на основе административно-правовых предпосылок обязательственное право пользования публичным имуществом, содержание которого императивно определено законом. ——————————–
Подробнее о гражданско-правовом оформлении вещных прав на недвижимость см. § 2 гл. 11 т. I, § 1 гл. 18, § 1 и 2 гл. 23 т. II настоящего учебника.
Изложенным вполне объясняется и строго целевой характер права на жилую площадь, также отличающий его от традиционных вещных прав. Жилое помещение предоставляется нанимателю и членам его семьи для проживания в нем, т.е. для удовлетворения своей жилищной потребности (ч. 1 ст. 17 ЖК, ч. 1 ст. 678 ГК). Наниматель по договору социального найма обязан использовать жилое помещение только для проживания, он не вправе переводить его в нежилое помещение для использования в других целях без соблюдения специально предусмотренных законом условий (ст. ст. 22 – 24 ЖК). Не допускается размещение в жилых помещениях торговых предприятий, офисов юридических лиц, использование их для нужд промышленного характера, для складов и т.п. Использование жилого помещения не по назначению становится (при соблюдении предусмотренных законом условий) основанием для расторжения договора найма жилого помещения без предоставления другого жилья (ч. 1 ст. 91 ЖК, абз. 2 п. 4 ст. 687 ГК).
Источник: https://jurisprudence.club/pravo-grajdanskoe/zaklyuchenie-dogovora-sotsialnogo-nayma-jilogo.html
23. Заключение договора социального найма жилого помещения. Правовое значение решения о предоставлении жилого помещения. Типовой договор социального найма
Объектомсоциального найма являютсяжилые помещения, находящиеся в домахгосударственного и муниципальногожилищного фонда и предназначенные длясоциального использования (ст.672 ГКРФ) (договор социального найма регулируетсяЖК РФ (разд.III)).
Договоркоммерческого найма и договор социальногонайма выделились из договора имущественногонайма (аренды)в силу специфики предмета и целейиспользования.
Рядположений жилищного и гражданскогозаконодательства являются общимидля договоров коммерческого и социальногонайма(объектом договора может быть толькоизолированное жилое помещение,пригодное для проживания (ст.62 ЖК; ст.
673ГК РФ), нанимателем по договору можетбыть только гражданин (ст.60 ЖК; ст.677 ГКРФ), жилые помещения должны использоватьсястрого по назначению (ст.17 и 67 ЖК; ст.
678ГК РФ), предусматривается обязанностьнанимателя своевременно вносить платуза пользование жилыми помещениями(ст.67 ЖК; ст.678 ГК РФ)).
Жилыепомещения по договору социального наймапредоставляются в жилищных фондахпубличных форм собственности(государственном и муниципальном)малоимущим и иным категориям граждан,указанным в законе.
Заключениюдоговора социального найма предшествуетпроцедура предоставления жилогопомещения (признание лица нуждающимсяв улучшении жилищных условий и малоимущим,постановка на учет, соблюдениеочередности при предоставлениижилого помещения и прочее).
Договорсоциального найма заключаетсяна неопределенный срок, размер наемнойплаты нормируется, размер предоставляемогожилого помещения также нормируется.
Договорсоциального найма жилого помещенияявляетсядвусторонним (взаимным), консенсуальным,возмездным, бессрочным.
Договорсоциального найма жилого помещениязаключается в письменной формена основании решения о предоставлениижилого помещения жилищного фондасоциального использования.
Типовойдоговор социального найма жилогопомещенияутвержден постановлением ПравительстваРФ от 21.05.2005 №315.
ВЖК РФ указано, что возможно установитьс помощью других ФЗ иные категорииграждан,имеющих право получить жилые помещенияпо договору социального найма (дети-сиротыи дети, оставшихся без попеченияродителей, семьи, пострадавшие отстихии или иной чрезвычайной ситуации,жильцы ветхих и аварийных домов,подлежащих отселению).
Социальноежилье будет предоставляться такжегражданам, страдающим некоторымиформами заболеваний(перечень таких заболеваний установленпостановлением Правительства РФ от16.06.2006 №378).
24. Стороны договора социального найма жилого помещения. Их права и обязанности
Стороныдоговора социального найма– наймодатвль и наниматель.
Вкачестве наймодателя – собственникажилого помещения может выступатьтолько РФ, ее субъекты или муниципальныеобразования (от их имени приобретатьи осуществлять права и обязанностимогут органы государственной власти иорганы МСУ в рамках их компетенции (п.1,2 ст.125 ГКРФ)).
Собственникжилищного фонда уполномочиваетдля выполнения обязанностей наймодателяпо договору социального найма предприятие(организацию), осуществляющее управлениежилищным фондом.
Нанимательпо договору социального найма жилогопомещения– только гражданин РФ (жилые помещенияпо договорам социального найма непредоставляются иностранным гражданам,лицам без гражданства, если международнымдоговором РФ не предусмотрено иное (ч.5 ст. 49 ЖК).
Основноеправо нанимателя– право пользования как предоставленнымпо договору жилым помещением, так иобщим имуществом в многоквартирномдоме (жилое помещение должно использоватьсятолько для проживания).
Нанимательимеет право (ч.1 ст.67 ЖК):
1)вселятьв занимаемое жилое помещение иных лиц;
2)сдаватьжилое помещение в поднаем;
3)разрешатьпроживание в жилом помещении временныхжильцов;
4)осуществлятьобмен или замену занимаемого жилогопомещения;
5)требоватьот наймодателя своевременного проведениякапитального ремонта жилого помещения,надлежащего участия в содержании общегоимущества в многоквартирном доме, атакже предоставления коммунальныхуслуг.
Нанимательобязан (ч.3 ст.67 ЖК):
1)использоватьжилое помещение по назначению(т. е. для проживания);
2)обеспечиватьсохранность жилого помещения;
3)поддерживатьнадлежащее состояние жилого помещения;
4)проводитьтекущий ремонт жилого помещения;
5)своевременновносить плату за жилое помещение икоммунальные услуги;
6)информироватьнаймодателя в установленные договоромсроки об изменении оснований и условий,дающих право пользования жилым помещениемпо договору социального найма.
Наймодательимеет правотребовать своевременного внесенияплаты за жилое помещение и коммунальныеуслуги (ч.1 ст.65 ЖК).
Наймодательимеет право (п.8 типового договорасоциального найма жилого помещения):
1)требовать допуска в жилое помещение взаранее согласованное сторонаминастоящего договора время своихработников или уполномоченных лиц дляосмотра технического и санитарногосостояния жилого помещения,санитарно-технического и иногооборудования, находящегося в нем,для выполнения необходимых ремонтныхработ, в случае расторжения договора,а для ликвидации аварий – в любое время;
2)запретить вселение в занимаемоенанимателем жилое помещение граждан вкачестве проживающих совместно с нимчленов семьи в случае, если после такоговселения общая площадь соответствующегожилого помещения на одного члена семьистанет меньше учетной нормы.
Наймодательобязан (ч.2 ст.65 ЖК):
1)передать.нанимателюсвободное от прав иных лиц жилоепомещение;
2)приниматьучастие в надлежащем содержании и времонте общего имущества в многоквартирномдоме, в котором находится сданное внаемжилое помещение;
3)осуществлятькапитальный ремонт жилого помещения;
4)обеспечиватьпредоставление нанимателю необходимыхкоммунальных услуг надлежащего качества.
Иныеобязанности наймодателямогут быть предусмотрены договором ижилищным законодательством.
Ответственностинаймодателя за несвоевременное илиненадлежащее проведение капитальногоремонта(при неисполнении или ненадлежащемисполнении наниматель по своемувыбору вправе потребовать уменьшениеплаты за пользование занимаемым жилымпомещением, общим имуществом вмногоквартирном доме, либо возмещениесвоих расходов на устранение недостатковжилого помещения и (или) общего, имуществав многоквартирном доме, либо возмещениеубытков, причиненных ненадлежащимисполнением или неисполнением указанныхобязанностей наймодателя).
Источник: https://studfile.net/preview/7321647/page:16/
Заключение (изменение) договора социального найма
Заявители имеют право на досудебное (внесудебное) обжалование заявителем решений и действий (бездействия) учреждения, предоставляющего услугу, должностного лица организации, предоставляющей услугу.
Предметом досудебного (внесудебного) обжалования являются:
- нарушение срока регистрации запроса заявителя о предоставлении услуги;
- нарушение срока предоставления услуги;
- требование у заявителя документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации для предоставления услуги;
- отказ в приеме у заявителя документов, предоставление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации для предоставления услуги;
- отказ в предоставлении услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
- затребование с заявителя при предоставлении услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
- отказ организации, предоставляющей услугу, должностного лица организации, предоставляющей услугу, в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений.
Жалоба подается в письменной форме на бумажном носителе, в электронной форме в учреждение, предоставляющее услугу.
Жалобы на решения, принятые руководителем учреждения, предоставляющего услугу, подаются Губернатору Санкт‑Петербурга, либо Правительству Санкт‑Петербурга, либо вице‑губернатору Санкт‑Петербурга, координирующему и контролирующему деятельность Жилищного комитета, председателю Жилищного комитета, либо главе администрации района Санкт‑Петербурга.
В случае если предметом жалобы (претензии) заявителя являются действия сотрудника подразделения МФЦ, жалоба (претензия) направляется в адрес Администрации Губернатора Санкт‑Петербурга:
191060, Смольный, Администрация Губернатора Санкт‑Петербурга;
E‑mail: ukog@gov.spb.ru; Телефон 576‑70‑42.
В случае если предметом жалобы (претензии) заявителя являются действия оператора Портала, жалоба (претензия) направляется в адрес Комитета по информатизации и связи:
191060, Смольный, Комитет по информатизации и связи;
E‑mail: kis@gov.spb.ru; Телефон 576‑71‑23.
Жалоба может быть направлена по почте, через Многофункциональный центр, с использованием информационно‑телекоммуникационной сети «Интернет», официального сайта учреждения, предоставляющего услугу, Портала, а также может быть принята при личном приеме заявителя.
Жалоба должна содержать:
- наименование учреждения, предоставляющего услугу, должностного лица учреждения, предоставляющего услугу, либо должностного лица, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;
- фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), сведения о месте жительства заявителя — физического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;
- сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) учреждения, предоставляющего услугу, должностного лица учреждения, предоставляющего услугу;
- доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действием (бездействием) учреждения, предоставляющего услугу, должностного лица учреждения, предоставляющего услугу.
Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.
Жалоба, поступившая в учреждение, предоставляющее услугу, подлежит рассмотрению должностным лицом, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб, в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее регистрации, а в случае обжалования отказа учреждения, предоставляющего услугу, должностного лица учреждения, предоставляющего услугу, в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений — в течение пяти рабочих дней со дня ее регистрации. Правительство Российской Федерации вправе установить случаи, при которых срок рассмотрения жалобы может быть сокращен.
По результатам рассмотрения жалобы учреждение, предоставляющее услугу, принимает одно из следующих решений:
- удовлетворяет жалобу, в том числе в форме отмены принятого решения, исправления допущенных учреждением, предоставляющим услугу, опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления услуги документах, возврата заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также в иных формах;
- отказывает в удовлетворении жалобы.
Мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы направляется заявителю в письменной форме и по желанию заявителя в электронной форме не позднее дня, следующего за днем принятия решения.
В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения или преступления должностное лицо, наделенное полномочиями по рассмотрению жалоб, незамедлительно направляет имеющиеся материалы в органы прокуратуры.
Для получения информации о должностных лицах исполнительных органов государственной власти Санкт‑Петербурга, ответственных за регистрацию и рассмотрение жалоб на нарушение порядка предоставления государственной услуги, перейдите по ссылке.
Источник: https://gu.spb.ru/188513/