Решение Верховного Суда Чувашской Республики – Чувашии от 18 февраля 2013 г. по делу N 21-51/2013
Судья Верховного Суда Чувашской Республики Савелькина Г.О.
, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу должностного лица, вынесшего постановление об административном правонарушении, главного государственного инспектора города Канаш и Канашского района по использованию и охране земель – начальника Канашского отдела Управления Росреестра по Чувашской Республике ФИО1 на решение судьи Канашского районного суда Чувашской Республики от 17 января 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьи 7.1 КоАП РФ, в отношении Михайлова А.П.,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением главного государственного инспектора города Канаш и Канашского района по использованию и охране земель – начальника Канашского отдела Управления Росреестра по Чувашской Республике ФИО1 от 20 ноября 2012 года Михайлов А.П.
признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.
1 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 500 рублей за использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю.
Не согласившись с данным постановлением, Михайлов А.П. обжаловал его в районный суд.
Решением судьи Канашского районного суда Чувашской Республики от 17 января 2013 года постановление от 20 ноября 2012 года отменено, производство по делу прекращено в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Главный государственный инспектор города Канаш и Канашского района по использованию и охране земель – начальник Канашского отдела Управления Росреестра по Чувашской Республике ФИО1 подала на указанное выше решение судьи в Верховный Суд Чувашской Республики жалобу в порядке ст.
30.9 КоАП РФ, в которой просит решение отменить по мотиву его незаконности и необоснованности, ссылаясь на то, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, в действиях Михайлова А.П. имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.1 КоАП РФ.
Рассмотрев жалобу, проверив дело в полном объеме, выслушав пояснения представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике Воробьева С.Н.
, поддержавшего жалобу по изложенным в ней доводам, признав возможным рассмотрение дела в отсутствие остальных участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Статьей 7.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.
ГГГГ в ходе проверки государственным инспектором города Канаш и Канашского района по использованию и охране земель – главным специалистом-экспертом Канашского отдела Управления Росреестра по Чувашской Республики ФИО2 соблюдения земельного законодательства, установлено, что земельный участок с кадастровым N площадью “данные изъяты” кв. м, расположенный по адресу: “адрес”, на котором находится жилой дом с хозяйственными постройками, используется Михайловым А.П. без оформленных в установленном законом порядке правоустанавливающих документов на землю.
За указанное нарушение постановлением главного государственного инспектора города Канаш и Канашского района по использованию и охране земель – начальника Канашского отдела Управления Росреестра по Чувашской Республике ФИО1 от 20 ноября 2012 года Михайлов А.П. был привлечен к административной ответственности по ст. 7.1 КоАП РФ.
Отменяя данное постановление по делу об административном правонарушении и прекращая производство по делу в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых оно было вынесено, судья районного суда исходил из того, что материалы дела не свидетельствуют о самовольном занятии Михайловым А.П. земельного участка, так как на данном участке расположен принадлежащий заявителю на праве собственности жилой дом, и Михайлов А.П. в установленном законом порядке оформлял правоустанавливающие документы на землю.
Однако указанные выводы судьи являются преждевременными, сделанными без надлежащего изучения и оценки всей совокупности доказательств по делу.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.
Судья, рассматривающий в порядке административного судопроизводства жалобу на постановление по делу об административном правонарушении, вправе, руководствуясь приведенной нормой, осуществлять не только исследование представленных доказательств, но и процессуальные действия, направленные на проверку их допустимости, относимости и достоверности.
Изложенные требования закона при рассмотрении дела судьей районного суда в полной мере соблюдены не были.
Так, придя к выводу о недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление, судья не учел, что диспозиция статьи 7.1 КоАП РФ содержит два состава самостоятельных состава: самовольное занятие земельного участка и использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю.
Объективная сторона правонарушения, за совершение которого Михайлов А.П. был привлечен к административной ответственности, характеризуется использованием земельного участка без оформления в установленном законом порядке правоустанавливающих документов.
Под использованием земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю следует понимать пользование земельным участком, осуществляемое с разрешения собственника или лица, им уполномоченного, но сопряженное с невыполнением предусмотренной законом обязанности по оформлению правоустанавливающих документов на землю.
Из материалов дела следует, что решением судьи Канашского районного суда от 13 апреля 2012 года за Михайловым А.П. признано право собственности в порядке наследования на жилой дом с хозяйственными постройками, расположенный по адресу: “адрес”. Решение вступило в законную силу 19 мая 2012 года.
Земельный участок, площадью “данные изъяты” кв. м, расположенный по адресу: “адрес”, используется Михайловым А.П. для эксплуатации указанного выше жилого дома.
10 августа 2012 года администрацией г. Канаш Чувашской Республики вынесено постановление N “О заключении договора купли-продажи земельного участка”, которым решено передать Михайлову А.П. из земель населенных пунктов земельный участок площадью “данные изъяты” кв. м с кадастровым N, расположенный по адресу: “адрес” используемый для содержания жилого дома.
05 октября 2012 года между администрацией г. Канаш и представителем Михайлова А.П. по доверенности ФИО3 заключен договор купли-продажи указанного выше земельного участка.
Свидетельство о регистрации права собственности на земельный участок выдано 30 ноября 2012 года. На момент проверки 13 ноября 2012 года переход права собственности в установленном законом порядке зарегистрирован не был.
Согласно п. 2 ст. 8 Гражданского кодекса РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
Исходя из ч.1 ст. 551 Гражданского кодекса РФ, переход права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации.
В соответствии с ч. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
В силу требований п. 1 ст. 25, п. 1 ст.
26 Земельного кодекса РФ права на земельные участки возникают у граждан и юридических лиц по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”. В соответствии с п. 1 ст. 14 названного Федерального закона документом, удостоверяющим право на земельный участок, признается свидетельство о государственной регистрации права, которое выдается правообладателю.
Анализ указанных норм законодательства позволяет сделать вывод о том, что имеющиеся в материалах дела постановление органа местного самоуправления о заключении договора купли-продажи земельного участка и договор купли-продажи земельного участка являются первичными документами, и законное право владения участком не удостоверяют.
Судья в соответствии с положениями ст. 26.11 КоАП РФ, должен был оценить указанные выше доказательства исходя из вмененного Михайлову А.П. состава административного правонарушения (использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов), что в нарушение требований КоАП РФ сделано не было.
Из-за допущенных существенных нарушений норм административного законодательства, которые не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, решение судьи в соответствии с требованиями п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ подлежит отмене как незаконное и необоснованное.
Согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.1 КоАП РФ, составляет два месяца.
Как видно из материалов дела обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, имели место 13 ноября 2012 года, следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, в настоящее время истек.
Исходя из положений ч. 1 ст. 4.5 и п. 6 ч. 1 ст. 24.
5 КоАП РФ, по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос об административной ответственности, в том числе о наличии либо отсутствии состава административного правонарушения в действиях лица, в отношении которого производство по делу прекращено, обсуждаться не может, так как это ухудшает положение лица, привлекаемого к административной ответственности.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса.
При таких обстоятельствах производство по данному делу подлежит прекращению на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7 и статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Решение судьи Канашского районного суда Чувашской Республики от 17 января 2013 года в отношении Михайлова А.П. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.1 КоАП РФ, отменить, производство по делу прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Судья Верховного Суда
Чувашской Республики Г.О. Савелькина
Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:
Источник: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/109465076/
Обобщение судебной практики по делам из земельных правоотношений за 2006 год (утв. на заседании Президиума Астраханского областного суда 23 мая 2007 года)
Обобщениесудебной практики по делам из земельных правоотношений за 2006 год
(утв. на заседании Президиума Астраханского областного суда 23 мая 2007 года)
Данное обобщение проведено по плану Астраханского областного суда.
Согласно статистическим данным районными судами области за 2006 год было рассмотрено 90 гражданских дел о признании права собственности на землю, из них по 86 – с вынесением решения: 61 – об удовлетворении требований, по 25 – об отказе, других споров в связи с землепользованием – 61 дело, из них 35 – с вынесением решения, об удовлетворении – 30 и об отказе – 5.
Мировыми судьями области за 2006 год было рассмотрено 180 дел о признании права собственности на землю, из них с вынесением решения – 171 по всем делам об удовлетворении иска, других споров рассмотрено – 42, из них с вынесением решения – 26, об удовлетворении иска – 25, и об отказе – 1 дело.
Для обобщения поступило 461 гражданское дело по спорам из земельных правоотношений:
о признании права собственности – 330 дел,
устранение препятствий в пользовании – 8 дел,
об установлении факта владения земельной долей – 50 дел,
об установлении и согласовании границ – 8 дел,
об освобождении земельного участка – 43 дела,
вытекающие из договора аренды – 6 дел,
расторжение договора купли-продажи – 3 дела,
о разделе земельного участка – 4 дела,
признание права собственности на самовольно возведенные строения – 6 дел,
по одному делу – о выплате денежной компенсации за долю, признании свидетельства о праве собственности недействительным, изменении долей.
Из этих данных видно, что основная часть дел – это дела о признании права собственности на земельный участок. Эта категория дел, хотя и рассматривается в исковом порядке, она практически бесспорная, поскольку вызвана реализацией права граждан на приватизацию земельных участков.
В период земельной реформы, проводимой с 1990 года и до введения в действие Земельного кодекса РФ, было принято множество нормативных актов, регулирующих данные правоотношения и закрепивших право собственности граждан на землю. Ранее земельные участки находились у граждан либо на праве бессрочного пользования, либо на праве пожизненного наследуемого владения.
Согласно ст.ст. 20, 21 ЗК РФ граждане, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения имеют право однократно бесплатно приобрести их в собственность.
Федеральным законом “О введении в действие Земельного кодекса РФ” предусмотрено, что государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введение в действие ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”, имеют равную юридическую силу с записями в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Признаются действительными и имеют равную юридическую силу с записями в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним выданные после введения в действие ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним” до начала выдачи свидетельств о государственной регистрации прав по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 1998 г. N 219 “Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним”, свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 г. N 1767 “О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России”, а также государственные акты о праве пожизненного наследуемого владения земельными участками, праве постоянного (бессрочного) пользования земельными участками по формам, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 17 сентября 1991 г. N 493 “Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей”, свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 1992 г. N 177 “Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения”.
Несмотря на приведенные нормы закона, граждане сталкиваются с тем, что органы государственной регистрации отказывают им в регистрации прав на землю, возникших до введения ЗК РФ, и совершенных сделок, в связи с чем они вынуждены обращаться в суд с исками о признании права на земельный участок.
Изучение дел показало, что обращения граждан в суды вызвано также отсутствием у них правоустанавливающих документов на землю либо наличием сомнений в этих документах.
Так, Б. Г.Г. обратилась в суд с иском о признании за ней права собственности на земельный участок площадью 763 кв. м, ссылаясь на то, что постановлением главы администрации Яксатовского сельсовета от 29.12.2000 г. он был предоставлен ей в собственность бесплатно, однако учреждением по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним ей было отказано в регистрации этого права.
Суд, исходя из того, что истица оформила план земельного участка, получила акт о нормативной цене земельного участка, акт согласования границ земельного участка, и что земельный участок ей был выделен постановлением главы органа местного самоуправления, удовлетворил иск о признании права собственности на землю (решение мирового судьи судебного участка N 2 Приволжского района).
К. З.Г. обратилась в суд с иском к МО “Поселок Володарский” о признании за ней права собственности на земельный участок в п.
Володарский в связи с тем, что участок был предоставлен в постоянное бессрочное пользование отцу истицы, умершему 28.01.2005 г.
В предоставлении участка в собственность ответчиком было отказано со ссылкой на то, что участок находился в постоянном бессрочном пользовании у отца. Истица приняла наследство, открывшееся после смерти отца, по завещанию.
Источник: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/9020868/
Особенности купли-продажи земельных участков
Заключение договоров купли-продажи земельных участков регулируется § 7 «Продажа недвижимости» главы 30 «Купля-продажа» Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ).
В силу требований статей 24, 30 Федерального закона от 21.07.
1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» обязательному нотариальному удостоверению подлежат договоры купли-продажи земельных участков, принадлежащих несовершеннолетнему гражданину, гражданину, признанному ограниченно дееспособным или недееспособным, а также договоры купли-продажи долей в праве общей собственности на земельный участок.
По соглашению сторон могут быть нотариально удостоверены и иные сделки с земельными участками.
При нотариальном удостоверении договора-купли-продажи земельных участков нотариус учитывает следующие особенности.
В частности, предусмотренные Земельным кодексом Российской Федерации (далее — ЗК РФ) (статьи 5, 15, 27, 35, 37, 39.1):
Участниками земельных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.
Права иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц на приобретение в собственность земельных участков определяются в соответствии с ЗК РФ, федеральными законами.
Собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с ЗК РФ, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе Российской Федерации, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.
Оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и ЗК РФ.
Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.
Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
ограничений оборота земельных участков устанавливается ЗК РФ, федеральными законами.
При переходе права собственности на здание, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
В случае перехода права собственности на здание, сооружение к нескольким собственникам порядок пользования земельным участком определяется с учетом долей в праве собственности на здание, сооружение или сложившегося порядка пользования земельным участком.
Собственник здания, сооружения, находящихся на чужом земельном участке, имеет преимущественное право покупки или аренды земельного участка, которое осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу.
Отчуждение здания, сооружения, находящихся на земельном участке и принадлежащих одному лицу, проводится вместе с земельным участком, за исключением следующих случаев:
1) отчуждение части здания, сооружения, которая не может быть выделена в натуре вместе с частью земельного участка;
2) отчуждение здания, сооружения, находящихся на земельном участке, изъятом из оборота в соответствии со статьей 27 ЗК РФ;
3) отчуждение сооружения, которое расположено на земельном участке на условиях сервитута.
Отчуждение здания, сооружения, находящихся на ограниченном в обороте земельном участке и принадлежащих одному лицу, проводится вместе с земельным участком, если федеральным законом разрешено предоставлять такой земельный участок в собственность граждан и юридических лиц.
Не допускается отчуждение земельного участка без находящихся на нем здания, сооружения в случае, если они принадлежат одному лицу.
Отчуждение участником долевой собственности доли в праве собственности на здание, сооружение или отчуждение собственником принадлежащих ему части здания, сооружения или помещения в них проводится вместе с отчуждением доли указанных лиц в праве собственности на земельный участок, на котором расположены здание, сооружение.
Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица — собственники зданий, сооружений, находящихся на чужом земельном участке, имеют преимущественное право покупки или аренды земельного участка в порядке, установленном настоящей статьей, и в соответствии с пунктом 2 статьи 5, пунктом 3 статьи 15, пунктом 1 статьи 22 ЗК РФ. Президент Российской Федерации может установить перечень видов зданий, сооружений, на которые это правило не распространяется.
Статьей 37 ЗК РФ предусмотрено, что объектом купли-продажи могут быть только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет.
В соответствии с требованиями статьи 554 ГК РФ в договоре продажи недвижимости должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить недвижимое имущество, подлежащее передаче покупателю по договору. При отсутствии этих данных в договоре условие о недвижимом имуществе, подлежащем передаче, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.
Продавец при заключении договора купли-продажи обязан предоставить покупателю имеющуюся у него информацию об обременениях земельного участка и ограничениях его использования.
Покупатель в случае предоставления ему продавцом заведомо ложной информации об обременениях земельного участка и ограничениях его использования в соответствии с разрешенным использованием; о разрешении на застройку данного земельного участка; об использовании соседних земельных участков, оказывающем существенное воздействие на использование и стоимость продаваемого земельного участка; о качественных свойствах земли, которые могут повлиять на планируемое покупателем использование и стоимость продаваемого земельного участка; иной информации, которая может оказать влияние на решение покупателя о покупке данного земельного участка и требования о предоставлении которой установлены федеральными законами, вправе требовать уменьшения покупной цены или расторжения договора купли-продажи земельного участка и возмещения причиненных ему убытков.
Являются недействительными следующие условия договора купли-продажи земельного участка:
устанавливающие право продавца выкупить земельный участок обратно по собственному желанию;
ограничивающие дальнейшее распоряжение земельным участком, в том числе ограничивающие ипотеку, передачу земельного участка в аренду, совершение иных сделок с землей;
ограничивающие ответственность продавца в случае предъявления прав на земельные участки третьими лицами (статья 37 ЗК РФ).
Продажа находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, в соответствии с основным видом разрешенного использования которых предусмотрено строительство зданий, сооружений, не допускается, за исключением случаев, указанных в пункте 2 статьи 39.3 ЗК РФ, а также случаев проведения аукционов по продаже таких земельных участков в соответствии со статьей 39.18 ЗК РФ.
Особенности купли-продажи земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения предусмотрены Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Согласно статье 8 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» при продаже земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения субъект Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, муниципальное образование имеет преимущественное право покупки такого земельного участка по цене, за которую он продается, за исключением случаев продажи с публичных торгов и случаев изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Продавец земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения обязан известить в письменной форме высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления о намерении продать земельный участок с указанием цены, размера, местоположения земельного участка и срока, до истечения которого должен быть осуществлен взаимный расчет. Срок для осуществления взаимных расчетов по таким сделкам не может быть более чем девяносто дней.
Извещение вручается под расписку или направляется заказным письмом с уведомлением о вручении.
В случае, если субъект Российской Федерации или в соответствии с законом субъекта Российской Федерации муниципальное образование откажется от покупки либо не уведомит в письменной форме продавца о намерении приобрести продаваемый земельный участок в течение тридцати дней со дня поступления извещения, продавец в течение года вправе продать земельный участок третьему лицу по цене не ниже указанной в извещении цены.
При продаже земельного участка по цене ниже ранее заявленной цены или с изменением других существенных условий договора продавец обязан направить новое извещение по правилам, установленным настоящей статьей.
Сделка по продаже земельного участка, совершенная с нарушением преимущественного права покупки, ничтожна.
Следует также учитывать особенности правового режима земельных участков для ведения крестьянского (фермерского хозяйства).
Правовой режим данного имущества определяется статьями 257-259 ГК РФ и Федеральным законом от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».
Имущество крестьянского (фермерского) хозяйства принадлежит его членам на праве совместной собственности, если законом или договором между ними не установлено иное.
При прекращении крестьянского (фермерского) хозяйства в связи с выходом из него всех его членов или по иным основаниям общее имущество подлежит разделу по правилам, предусмотренным статьями 252 и 254 ГК РФ. Земельный участок в таких случаях делится по правилам, установленным ГК РФ и земельным законодательством.
Земельный участок и средства производства, принадлежащие крестьянскому (фермерскому) хозяйству, при выходе одного из его членов из хозяйства разделу не подлежат. Вышедший из хозяйства имеет право на получение денежной компенсации, соразмерной его доле в общей собственности на это имущество.
В случаях, предусмотренных статьей 258 ГК РФ, доли членов крестьянского (фермерского) хозяйства в праве совместной собственности на имущество хозяйства признаются равными, если соглашением между ними не установлено иное.
Порядок распоряжения имуществом крестьянского (фермерского) хозяйства определяется соглашением, заключенным между членами фермерского хозяйства в соответствии со статьей 4 Федерального закона «О крестьянском фермерском хозяйстве».
Распоряжение имуществом крестьянского (фермерского) хозяйства осуществляется в интересах хозяйства его главой.
По сделкам, совершенным главой крестьянского (фермерского) хозяйства в интересах фермерского хозяйства, отвечает фермерское хозяйство своим имуществом, определенным в статье 6 Федерального закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».
Сделка, совершенная главой крестьянского (фермерского) хозяйства, считается совершенной в интересах фермерского хозяйства, если не доказано, что эта сделка заключена главой крестьянского (фермерского) хозяйства в его личных интересах.
земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых невозможно без несоразмерного ущерба их назначению, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, а также части зданий, предназначенные для размещения транспортных средств (машино-места). К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания. уполномоченное государством должностное лицо, имеющее право совершать нотариальные действия от имени Российской Федерации в интересах российских граждан и организаций (юридических лиц).действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.субъект собственности, физическое или юридическое лицо, обладающее правом собственности, выступающее в роли владельца, распорядителя, пользователя объекта собственности.
Источник: https://notariat.ru/sovet/pages/tag/udostoverenie-sdelok-kupli-prodazhi-zemelnykh-uchastkov
30 января 2018
ПАМЯТКА
для собственников, владельцев, пользователей, в том числе арендаторов земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.
ЗК РФ Статья 13. охраны земель:
- Охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.
- В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по:
1) воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения;
2) защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия;
3) защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.
ЗК РФ Статья 42. Обязанности собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, по использованию земельных участков:
Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны:
— использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;
— сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством;
— осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности;
— своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами;
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 16.07.1998 № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения»:
Собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы, земельных участков обязаны:
— осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду;
— соблюдать нормы и правила в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения;
— представлять в установленном порядке в соответствующие органы исполнительной власти сведения об использовании агрохимикатов и пестицидов;
— содействовать проведению почвенного, агрохимического, фитосанитарного и эколого-токсикологического обследований земель сельскохозяйственного назначения;
-информировать соответствующие органы исполнительной власти о фактах деградации земель сельскохозяйственного назначения и загрязнения почв на земельных участках, находящихся в их владении или пользовании;
— выполнять другие обязанности, предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления
Ответственность за правонарушения в области охраны и использования земель сельскохозяйственного назначения предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ:
Статья 8.6. Порча земель
- Самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы:
— влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
- Уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления
— влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Статья 8.7. Невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв
- Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по рекультивации земель при разработке месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей, а также после завершения строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, сноса объектов лесной инфраструктуры —
— влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.
- Невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель
— влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.
Статья 8.8. Использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению
- Неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которого регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в течение срока, установленного указанным Федеральным законом, за исключением случая, предусмотренного частью 2.1 настоящей статьи,
— влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 0,3 до 0,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее трех тысяч рублей; на должностных лиц — от 0,5 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от 2 до 10 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двухсот тысяч рублей.
Кроме применения указанных мер административного воздействия на основании ст.6 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», предусматривает принудительное изъятие и прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения у собственников.
Купля-продажа земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»:
1.
При продаже земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения субъект Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, муниципальное образование имеет преимущественное право покупки такого земельного участка по цене, за которую он продается, за исключением случаев продажи с публичных торгов и случаев изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
2.
Продавец земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения обязан известить в письменной форме высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления о намерении продать земельный участок с указанием цены, размера, местоположения земельного участка и срока, до истечения которого должен быть осуществлен взаимный расчет. Срок для осуществления взаимных расчетов по таким сделкам не может быть более чем девяносто дней.
Извещение вручается под расписку или направляется заказным письмом с уведомлением о вручении.
3.
В случае, если субъект Российской Федерации или в соответствии с законом субъекта Российской Федерации муниципальное образование откажется от покупки либо не уведомит в письменной форме продавца о намерении приобрести продаваемый земельный участок в течение тридцати дней со дня поступления извещения, продавец в течение года вправе продать земельный участок третьему лицу по цене не ниже указанной в извещении цены.
При продаже земельного участка по цене ниже ранее заявленной цены или с изменением других существенных условий договора продавец обязан направить новое извещение по правилам, установленным настоящей статьей.
4.Сделка по продаже земельного участка, совершенная с нарушением преимущественного права покупки, ничтожна.
Таким образом, обязанности владельцев и арендаторов земельных участков четко определены, и их нарушения влечет привлечение к административной ответственности, либо прекращение прав на земельный участок.
В случае, если владелец земельного участка не имеет возможности самостоятельно хозяйствовать на своем земельном участке, он имеет право обратится в Департамент сельского хозяйства города Севастополя с просьбой разместить извещение об этом на официальном сайте Департамента.
По всем интересующим вопросам Вы можете обратится в отдел государственного земельного надзора Управления по земельному и фитосанитарному надзору Департамента сельского хозяйства города Севастополя, расположенному по адресу: г. Севастополь, ул. Б. Морская 1, каб. 35 или связаться по телефонному номеру 54-35-49 ежедневно в рабочие дни с 9.00 ч. до 18.00 ч., перерыв с 13.00 до 13.45 ч.
Источник: http://sovetbalaclava.ru/departament-selskogo-hozyaystva-informiruet-vladeltsev-zemel-selskohozyaystvennogo-naznacheniya/