Минобрнауки России направило в адрес всех вузов письмо, в котором говорится, что взимание платы со студентов за пересдачу экзаменов не допускается (документ находится в распоряжении «Известий»).
Кроме того, ведомство разъяснило, что отчисление обучающихся, которым не было предоставлено право пересдачи, незаконно. Так, если студент получил неудовлетворительную оценку на экзамене, вуз обязан предоставить ему две попытки пересдачи в течение года.
Уполномоченный по правам студентов в России Артем Хромов заявил, что будет следить за соблюдением вузами закона и выявлять случаи неправомерного отчисления.
Министерство разъясняет
«Не допускается взимание платы с обучающихся за прохождение промежуточной аттестации (в том числе повторной промежуточной аттестации в целях ликвидации академической задолженности)», — информирует вузы Минобрнауки.
Как говорится в письме, в министерство поступает большое количество жалоб от студентов, которых отчисляют за академическую задолженность без права на пересдачу. В связи с этим ведомство разъясняет, что такой порядок отчисления противоречит действующему законодательству.
Согласно ст. 58 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», вуз не вправе отчислить студента, получившего неудовлетворительные результаты по одной или нескольким дисциплинам, сразу после сессии.
Ему должна быть «предоставлена возможность пройти промежуточную аттестацию по соответствующим учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) не более двух раз в пределах одного года с момента образования академической задолженности».
«Таким образом, обучающийся может быть отчислен за неуспеваемость только в следующем случае: обучающийся имеет неликвидированную академическую задолженность, организацией были дважды установлены сроки для прохождения повторной промежуточной аттестации в целях ликвидации академической задолженности, обучающийся не ликвидировал академическую задолженность в установленные сроки», — разъясняет министерство.
Студенты жалуются
«Известия» нашли примеры вузов, где, по словам студентов, нарушается закон. Так, например, как пишет студент Российского университета дружбы народов (РУДН) на форуме вуза, пересдача одного предмета стоит 12 тыс. рублей. Однако на платную пересдачу отправляют только заядлых двоечников.
— Платно сдают те, кто вообще не ходил или кто ничего не делал весь семестр по определенному предмету! Даже тем, кто плохо справлялся, дают шанс бесплатно пересдать, — говорит Дмитрий.
Как рассказала студентка Уральского государственного юридического университета (УрГЮУ), пересдать экзамен в вузе стоит 10 тыс. рублей. А в Читинском институте Байкальского государственного университета экономики и права (ЧИ БГУЭП) действует система платного повторного курса.
— Есть практика того, что в начале года или в начале следующего семестра тем, у кого есть долги по экзаменам, предоставляются две недели для пересдач.
Если студент не укладывается в данный срок, то ему предоставляется дополнительный курс лекций по предметам, которые он не может сдать, за отдельную плату (стоит 1 тыс.
рублей за один предмет), для того чтобы он еще раз позанимался с преподавателем, обновил какие-то знания, задал вопросы, в которых он сам не может разобраться, и потом еще раз попробовал пересдать, — сказала студентка вуза.
Студентка Российского национального исследовательского медицинского университета имени Н.И. Пирогова рассказала, что двоечников могут не допустить к пересдачам.
— Если у тебя три двойки, то сразу отчисление, то есть в сессию, например, пять экзаменов, а студент провалил первые три, то до остальных он не допускается и до пересдач, соответственно, тоже, — говорит она. — А мою подругу в прошлом году отчислили из-за того, что ей не хватило попыток для сдачи. Это было на кафедре гистологии.
По правилам коллоквиум — промежуточный контроль знаний — можно сдавать преподавателю три раза, если не сдал, идешь на комиссию, где тоже три попытки. Ее отправили на комиссию после двух попыток. Там она не смогла сдать, так как у них цель убрать как можно больше студентов и сдают там единицы.
В итоге из-за одного промежуточного контроля по одному-единственному предмету ее отчислили.
Омбудсмен подтверждает
Уполномоченный по правам студентов в России Артем Хромов рассказал, что в некоторых вузах неправомерный порядок отчисления даже прописан в уставах учреждений, в частности в Санкт-Петербургском государственном экономическом университете (СПБГЭУ), Дагестанском государственном университете (ДГУ), Сибирском государственном университете телекоммуникаций и информатики (СибГУТИ), Дальневосточном федеральном университете (ДВФУ), Рязанском государственном радиотехническом университете (РГРТУ) и пр. В основном нарушения связаны с тем, что студентов не допускают к сессии без получения зачетов или регламентируют число проваленных экзаменов, после которых происходит отчисление.
В Положении о текущем контроле успеваемости ДВФУ говорится, что «студенты, имеющие три и более академические задолженности, отчисляются из университета за академическую неуспеваемость. Студентам, имеющим академическую задолженность не более чем по двум дисциплинам, может предоставляться право ликвидировать академическую задолженность в течение дополнительной экзаменационной сессии».
— Жалобы от студентов, которых отчисляют за неудовлетворительные результаты по экзаменам без права пересдач, поступают постоянно, — говорит Хромов.
— Есть ситуации, когда студенты не сдают один зачет и их до экзаменов вообще не допускают. Могут быть объективные или субъективные причины, по которым студент не сдал предмет, но лишать права доступа к экзаменам нельзя.
Сдаст ли он потом — это другой вопрос, но такое право должно быть предоставлено, — говорит он.
Студенческий омбудсмен будет следить за соблюдением вузами закона — выявлять случаи неправомерного отчисления студентов и платы за пересдачу.
— Есть также и жалобы от студентов о том, что берут денежные средства за пропуски занятий и за пересдачи. Это «серая схема», которая предполагает, что студент, не сдавший предмет, должен пройти дополнительный курс обучения.
Ему официально выдается чек, где говорится, что оказана услуга. По сути это вымогательство у студентов взяток. Нередко с такой проблемой сталкиваются целые группы студентов.
Мы пытаемся бороться с этим видом коррупции, — сказал Хромов.
Вузы оправдываются
Представители университетов по-разному отреагировали на обвинения в нарушении закона — например, в ДГУ признали свою ошибку, а в челябинском вузе не считают, что действуют неправомерно.
Начальник учебно-методического управления ДГУ Азиза Гасангаджиева отметила, что после получения разъяснений от министерства университет пересмотрел свои внутренние документы.
— В этом семестре после получения разъяснения мы уже не отчисляли.
Ранее мы руководствовались своим уставом, который был утвержден Министерством образования, где было прописано, что при получении трех и более неудовлетворительных оценок в сессию студент отчисляется.
Сейчас документы уже пересмотрены, мы разрабатываем новое положение и устав, где будет учтено разъяснение министерства, — сказала она.
В пресс-службе ДВФУ пояснили, что в университете во время сессии студенты имеют неограниченное количество попыток сдать экзамен.
— У нас в рамках сессии — например, летней, с 1 июня по 30 июня, — студент может сдавать один предмет неограниченное число раз. И если он закрывает его до конца сессии, то это не считается пересдачей. Пересдача — это если попытка переносится на следующий семестр.
Если у студента больше трех долгов, то он отчисляется. Но в каждую ситуацию рассматривают в индивидуальном порядке. Если студент болел всё это время, то решением проректора ему могут разрешить сдавать долги постепенно.
Но если он просто не появлялся на занятиях, то, скорее всего, отчислят, — сказали в пресс-службе вуза.
Директор ЧИ БГУЭП Тамара Макаренко подтвердила, что в институте распространена практика платных дополнительных курсов, однако она считает это законным.
— Ответственно заявляю, что у нас платных пересдач нет, студенты просто путают: они имеют право заключить дополнительный договор на оказание платных образовательных услуг, где оговорено количество часов, в течение которых студент будет заниматься с преподавателем. Всего платят 1 тыс.
рублей, в эту стоимость входит 4–6 часов лекционных занятий, потом практические занятия и консультации к экзамену. Почему это незаконно? Эти образовательные услуги уже выходят за рамками программы. К нам может прийти любой человек со стороны и заключить такой договор.
Мы готовы к любой проверке, — уверена Макаренко.
Начальник правового управления СПбГЭУ Павел Смирнов отметил, что положение о текущем контроле успеваемости, на его взгляд, не содержит нарушения ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», однако в связи с полученной информацией в университете будет проведена дополнительная проверка на соответствие положения закону.
Источник: https://iz.ru/news/593213
Содержание
- 1 Сколько стоит сессия, или Как рождаются слухи
- 2 Зачёт без сдачи
- 2.1 Белая ворона
- 2.2 Не застали, но выяснили
- 2.3 Что делать, если преподаватель требует взятку за зачёт или экзамен?
- 2.4 Можно ли требовать плату за пересдачу экзаменов/зачётов?
- 2.5 Что считается взяткой?
- 2.6 Что делать, если комендант общежития требует взятку за поселение?
- 2.7 Должны ли ректоры публиковать декларации доходов?
- 2.8 Где можно ознакомиться с бюджетом вуза?
- 2.9 Грозит ли наказание студенту, который согласился дать взятку, чтобы вывести преподавателя на чистую воду?
- 2.10 Как избежать проблем с одногруппниками студенту, который отказывается вместе со всеми давать взятку за успешную сдачу предмета?
- 2.11 Почему сами студенты не борются за свои права?
- 2.12 Сколько преподавателей белгородских вузов пойманы на взятках?
- 3 Четверть российских студентов дают взятки во время обучения в вузах
- 4 Положение о зачетах и экзаменах
Сколько стоит сессия, или Как рождаются слухи
16 июня 2012, 15:00 | блог Размышления о психологии | Дина Динк@
Слухи о том, что учеба в университете – удовольствие дорогое, а отличные оценки могут позволить себе лишь дети олигархов, давно привычны в нашей стране.
Родители передают эти “проверенные” сведения из уст в уста, качают головами и возмущенно продолжают работать на любимых чад.
Откуда берутся подобные мифы и насколько не соответствует родительский “дебет” студенческому “кредиту” я узнала случайно.
Поезд “Москва – Владикавказ”, вагон плацкарта.
– Так значит ты в этом году школу уже заканчиваешь… Решил, куда поступать? – В “Бауманку” хочу… – Хм…а потянешь? – Надеюсь! В школе-то я хорошо учусь! – Эээ…видишь ли…тут такое дело…Чтобы учиться, надо поступить, а чтобы поступить, придется поднапрячься не только тебе, но и твоим родителям. Ну там репетиторы, подкурсы…
– Ты про деньги? Конечно, куда же без них…
На этом мой разговор с будущим абитуриентом был исчерпан.
Но тут, нервно задрав голову к нашим верхним полкам, бросила свою убийственную, как ей, видимо, казалось, реплику женщина снизу: – Ишь вы! “Бауманка” им дорогая! Вы, наверное, не знаете, сколько в РГУ сессия обычная стоит!
– А вот и не угадали – знаю! – ответила я, но голова исчезла так же нервно-быстро, как и появилась, и меня уже никто не хотел слушать…
В жизни мне повезло. Учусь я, по моему глубокому убеждению, в одном из лучших вузов страны, причем на очень престижном факультете. О том, во сколько же мне обходится моя отличная учеба, меня спрашивают регулярно, а я с завидным постоянством отвечаю, что все оценки – результат исключительно моих приложенных усилий. Некоторые верят, некоторые – делают вид.
Но чтобы мне же еще и рассказывали про тарифную систему, пленником которой я вроде бы являюсь, – такого еще не было! Затаив обиду, я, даже выключив плеер, стала наблюдать за попутчицей. Ее внешний вид вызывал во мне жалость.
Судя по судорожным движениям и испуганным взглядам, которые она то и дело бросала на проходящих мимо пассажиров, жизнь была не особенно к ней благосклонна.
“И чего я так насупилась?.. У нее, наверное, ребенок учится. Учится, видимо, неважно, вот и приходится ей выкладывать свои “червонцы” за его положительные оценки”, – смягчаясь, подумала я.
Мои рассуждения, оправдывающие ее поведение, прервала внезапно наступившая в купе суета – женщина громко копалась в пакетах, сахарным голосом объявляя имеющиеся в наличии сорта колбас, а какой-то паренек с нахальной мордой (именно мордой, а не лицом), в меру своих скудных речевых способностей критиковал каждое ее слово.
Как выяснилось, появившийся молодой человек и был ее дражайшим сыном. Поддавшись на уговоры матери “съесть хоть капельку этой вкусненькой колбаски”, юноша без лишних затрат на получение разрешения опустился на ноги дремавшей девушки. – Слышь…а ты че, студентка? – прокуренным голосом спросил он, глядя в стену.
– Это вы мне? – не поняла я. – Тебе, тебе. – Да, в РГУ на третьем курсе учусь, – неожиданно для себя отчиталась я. – Большая девочка… А я в … (он назвал один из Ростовских ВУЗов) на первом.
Что там ваш новоиспеченный ЮФУууууууу по сравнению с нашим университетом! Мы вот даже присоединяться к вам не захотели! Хлам это все!
– Ты кушай, кушай, сынок, – вкрадчиво вмешалась мать, с трудом сдерживая радость от того, что сынишка подряд сказал столько коротких, но все-таки связных предложений.
Я захлебывалась от негодования, но, глядя в его наглые глаза, не могла привести ни одного контраргумента. Демонстративно спрыгнув со своей полки и схватив стоявшую на столе чашку, я пулей рванула за кипятком – оставаться там было просто невыносимо.
Он перехватил меня, когда я допивала уже второй стакан чая у купе проводника, интригующе улыбаясь и пошло намекая на то, что устал меня дожидаться. От предложения “постоять рядом, пока он будет курить” я отказалась, но через несколько минут мы снова встретились в купе.
Накормив и обласкав сынишку, мать отправилась на поиски интересных собеседников, по пути раздавая замечания всем попадающимся на глаза детишкам.
Кто-то, по ее мнению, слишком громко смеялся, кто-то недостаточно вежливо разговаривал с бабушкой, кто-то неправильно держал в руке карандаш, кто-то рисовал собачку в то время, как она очень хотела увидеть кошечку… В общем, досталось всем.
А тем временем, дыша пивом и сигаретами, историю своей жизни мне рассказывал ее сын. При каждом запрещенном цензурой слове, изреченном им, я чувствовала на себе укоряющие взгляды пассажиров и сгорала от стыда, что сижу рядом с ЭТИМ существом, но его повествование многое объяснило.
– Ой, да не гони, что ты ничего не платишь! Я вот у предков на сессию 20 штук взял, а потратил на всю эту фигню только 6, приколись? Два экзамена сам сдал на тройки – а то б все 10 пришлось вбухать. А так, прикинь, скока бабок у меня в кармане осталось! Круто? – Круто, – машинально повторила я и молча полезла к себе.
Включив плеер, я долго не слышала играющую в нем музыку. Все мысли были о другом. Мне стало невыносимо стыдно за него, его мать, весь этот университет и даже за себя – потому что теперь я была, пусть и невольной, но все же свидетельницей этого гадкого происшествия.
Юноша еще несколько раз выходил курить, покупал пиво с рыбой на каждой станции, поглощал все это с нескрываемым удовольствием, а матери все не было… Когда она пришла и с нежностью взглянула в его уже помутившиеся глаза, я и только что проснувшийся соседский паренек услышали следующее:
– Ну зачем ты опять курил? А напился так для чего? Как тебя до дому теперь тащить? А у тебя ведь завтра экзамен…
P.S. Этот случай действительно имел место несколько лет назад. Он заставил меня задуматься: может, молва значительно преувеличивает масштабы проблемы, и тезис о тотальной коррумпированности высшей школы выглядит, скорее, как оправдание собственной несостоятельности?
А как вы считаете, сколько стоит сессия?
Фото из личного архива
Источник: https://iledebeaute.ru/blogs/psy_blog/2012/6/16/25462/
Зачёт без сдачи
Признаюсь, однажды я смалодушничала и пошла «договариваться» с принципиальным преподавателем по поводу зачёта, который очень боялась сдавать из-за неуверенности в своих знаниях. Несколько секунд позора и блеяния, но я так и не смогла произнести вслух то, что собиралась сказать. Пошла учить. И ничего, не треснула: выучила и сдала.
Следственный комитет, судебные и правоохранительные органы регулярно сообщают о пресечении фактов коррупции в вузах.
Буквально месяц назад в Белгороде было завершено расследование уголовного дела по обвинению преподавателя одного из вузов в вымогательстве взяток у студентов.
По версии следствия, в январе 2014 года преподаватель философии неоднократно брал со студентов взятки в размере 2–3 тысяч рублей за успешную сдачу зачётов и экзаменов.
Педагога поймали с поличным после получения очередного подношения от одного из студентов. Из университета его уволили, дело направили в суд.
Белая ворона
Общество вполне может закрыть глаза на то, что выпускник вуза может не знать работ Канта и Гегеля.
Но если в своём предмете плавает выпускник медицинского факультета, то это уже представляет серьёзную опасность для людей, которых он в будущем станет лечить.
Из-за бестолкового юриста невиновные люди могут оказаться в тюрьме. А некомпетентный строитель построит дом, который развалится и погребёт под собой ничего не подозревающих жильцов.
Несмотря на то что многие студенты вполне комфортно чувствуют себя в ситуации, когда образование можно покупать, находятся и такие, кого эта ситуация не устраивает.
Способных обратиться за помощью в полицию, если преподаватель требует взятку, совсем немного.
В том числе из-за того, что принципиальный студент рискует нажить себе проблемы в своём же студенческом коллективе, став белой вороной.
Найдётся ли тот, кто сможет защитить его?
Не застали, но выяснили
Сейчас вузы обзаводятся специалистами, ответственными за борьбу с коррупцией. На сайтах учебных заведений указываются номера телефонов доверия, по которым может обратиться студент, чьи права нарушаются.
В 2013 году в России появилась должность уполномоченного по правам студентов. Первым студенческим омбудсменом стал молодой правозащитник Артём Хромов, которого выбрали по результатам открытого ания в Интернете.
На сайте студзащитника есть телефон горячей линии (8-800-333-91-94), по которому студенты могут связаться с Артёмом Хромовым и его помощниками.
Застать самого омбудсмена по этому номеру мне не удалось, зато получилось пообщаться с его коллегами, которые дали несколько советов и инструкций, которые помогут студенту противостоять коррупции во время сдачи сессии.
Что делать, если преподаватель требует взятку за зачёт или экзамен?
– Веди себя крайне осторожно, вежливо, без заискивания, не допуская опрометчивых высказываний, которые могли бы трактоваться взяткополучателем либо как готовность, либо как категорический отказ дать взятку.
– Внимательно выслушай и точно запомни предложенные тебе условия (размеры сумм, наименование товаров и характер услуг, сроки и способы передачи взятки).
– Не бери инициативу в разговоре на себя, позволь потенциальному взяткополучателю выговориться, сообщить тебе как можно больше информации.
– Постарайся записать (скрытно) на диктофон предложение о взятке или её вымогательстве.
– Сразу после предложения или вымогания взятки обращайся с устным или письменным сообщением о готовящемся преступлении в правоохранительные органы: районный отдел управления экономической безопасности УВД или районный отдел Следственного комитета. Сообщение о преступлении должны зарегистрировать, о чём выдаётся соответствующий документ.
Можно ли требовать плату за пересдачу экзаменов/зачётов?
Нет, нельзя. В соответствии с пунктом п. 7 статьи ст. 58 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» взимание платы с обучающихся за прохождение промежуточной аттестации не допускается.
Что считается взяткой?
– Деньги, в том числе валюта, банковские чеки и ценные бумаги, изделия из драгоценных металлов и камней, автомашины, продукты питания, видеотехника, бытовые приборы и другие товары. А также квартиры, дачи, загородные дома, гаражи, земельные участки и другая недвижимость.
– Услуги и выгоды – лечение, ремонтные и строительные работы, санаторные и туристические путёвки, поездки за границу, оплата развлечений и других расходов безвозмездно или по заниженной стоимости.
– Завуалированная форма взятки – банковская ссуда в долг или под видом погашения несуществующего долга, оплата товаров, купленных по заниженной цене, покупка товаров по завышенной цене, заключение фиктивных трудовых договоров с выплатой вознаграждения.
Что делать, если комендант общежития требует взятку за поселение?
Следует обратиться в районный отдел по борьбе с экономическими преступлениями УМВД или районный отдел Следственного комитета. Сотрудники полиции обязаны провести оперативные мероприятия, направленные на получение доказательств, а Сследственный комитет – возбудить дело по статье ст. 290 УК РФ.
Должны ли ректоры публиковать декларации доходов?
Да, ректоры государственных вузов должны публиковать декларации доходов.
В соответствии со статьёй ст. 8 Федерального закона «О противодействии коррупции» руководители государственных учреждений обязаны представлять учредителю сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера.
Согласно части ч. 6 указанной статьи данная информация должна быть также опубликована и на официальных сайтах в Интернете.
Данные за прошедший год предоставляются до 1 апреля следующего за ним года.
Данные о доходах ректоров вузов, подведомственных Минобрнауки, за 2012 год опубликованы на сайте министерства.
Где можно ознакомиться с бюджетом вуза?
Финансовая информация государственных учреждений, в том числе государственных вузов, публикуется на сайте http://bus.gov.ru в соответствии с приказом Минфина от 21 июля 2011 № 86н «Об утверждении порядка предоставления информации государственным (муниципальным) учреждением, её размещения на официальном сайте в сети Интернет и ведения указанного сайта».
В соответствии со статьёй ст. 29 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательные организации вне зависимости от формы собственности публикуют сведения о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств по итогам финансового года на своём официальном сайте.
Грозит ли наказание студенту, который согласился дать взятку, чтобы вывести преподавателя на чистую воду?
Инна Краскова, заведующая кафедрой уголовного права и процесса БУКЭП, кандидат юридических наук, доцент:
«Как правило, термин «взятка» используется для обозначения подкупа государственного служащего, тогда как для обозначения подкупа сотрудника учебного заведения чаще всего используют термин «коммерческий подкуп».
Действия должностного лица, выполняющего в государственном учебном заведении организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции, принимающего незаконное вознаграждение имущественного характера за свою деятельность в интересах дающего, подпадают под ст. 290 УК РФ («Получение взятки»).
Во всех остальных случаях сотрудники учебных заведений, незаконно получающие имущественное вознаграждение за совершение действий (бездействия), чаще всего привлекаются к ответственности по ст. 204 УК РФ («Коммерческий подкуп»).
Не стоит забывать, что дача взятки – это уголовное преступление, которое влечёт за собой серьёзное наказание.
Лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления, либо имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица, либо лицо после совершения преступления добровольно сообщило о даче взятки органу, имеющему право возбудить уголовное дело».
Как избежать проблем с одногруппниками студенту, который отказывается вместе со всеми давать взятку за успешную сдачу предмета?
Вероника Малова, психолог, клинический психолог:
«В данном случае речь идёт об уступчивости, то есть внешнем следовании нормам группы при внутреннем несогласии с ними. Это происходит из-за боязни быть отвергнутым, испытать эмоциональное неудобство. В то же время у людей есть необходимость чувствовать свою индивидуальность, самостоятельность в принятии решений.
Нужно помнить, что мы не марионетки, и попытаться уравновесить потребность в независимости и привязанности к группе. Этому способствует правильное определение своей идентификации, твёрдое и доброжелательное отстаивание собственной позиции.
То есть, когда человек отстаивает свою точку зрения, но это не похоже на обычное упрямство.
Последовательность в умении сказать «нет» тоже немаловажна. Если сегодня вы не готовы к зачёту и рады скинуться на взятку преподавателю, а завтра с пеной у рта кричите, что принципиально не будете этого делать, так как выучили все билеты, – картина получается несколько странноватая.
Кроме того, в умении противостоять группе необходимы такие качества, как терпимость, стрессоустойчивость, творческие способности, вера в себя. В подобных условиях нонконформист-одиночка может не только придерживаться собственного мнения, но и повести за собой часть группы».
Почему сами студенты не борются за свои права?
Мария Гордеева, сопредседатель координационного совета Молодёжного правозащитного движения:
«Инструменты борьбы с коррупцией в вузах стандартны. Если преподаватель требует взятку за сдачу зачёта или экзамена, нужно обращаться в отдел полиции по борьбе с экономическими преступлениями. На такие обращения там реагируют чётко. Но любой инструмент может эффективно работать только в том случае, если им пользуются постоянно.
Дело в том, что проблема коррупции в вузах волнует на самом деле мизерный процент студентов. С этим всё очень печально. Мы серьёзно занимались правами студентов. Проводили опросы, формировали фокус-группы.
И убедились только в том, что сейчас коррупция в вузах неискоренима, ибо она всех устраивает: и преподавателей, и студентов. Конечно, есть вопиющие случаи, если преподаватель совсем звереет, и, например, без взятки вообще невозможно сдать. Тогда люди могут как-то выступить.
Но в целом всех всё устраивает. Большинство студентов относится к этому как к норме и свободно пользуется возможностями, которые такая ситуация даёт. Современные студенты – апатичная аудитория, не заинтересованная защищать свои права.
Цель многих из них – не учиться, а побыстрее отмучиться. А для этого проще всего не выучить, а заплатить».
Сколько преподавателей белгородских вузов пойманы на взятках?
Евгений Камалов, заместитель начальника пресс-службы УМВД России по Белгородской области:
«В 2014 году на взятке с поличным уже поймали двух преподавателей белгородских вузов. Они получали деньги от студентов за сдачу экзаменов и зачётов.
Всего на данный момент в отношении преподавателей белгородских вузов возбуждено 45 уголовных дел по ст. 290 УК РФ «Получение взятки» и 47 уголовных дел по ст. 292 УК РФ «Служебный подлог».
Все эти уголовные дела направлены в суд с обвинительными заключениями и находятся на рассмотрении».
Мария Литвинова
Источник: https://www.belpressa.ru/society/obrazovanie/3745.html
Четверть российских студентов дают взятки во время обучения в вузах
Четверть российских студентов дают взятки в университетах, чтобы сдать сессию. Об этом свидетельствуют результаты опроса, который был проведен порталом для молодых специалистов Career.ru (результаты есть в распоряжении «Известий»).
23% опрошенных студентов хотя бы раз давали взятку — за сдачу зачета или экзамена, за пропуски занятий или для поступления в вуз. При этом чаще всего студенты утверждают, что преподаватель вынудил дать взятку, но некоторые признаются, что им «просто не хотелось готовиться».
Только 12% респондентов готовы пожаловаться на преподавателя, если он попросит взятку.
77% опрошенных студентов ответили, что им никогда не приходилось давать взятку в университете, остальные же сталкивались с подобной практикой.
57% платили один или два раза во время учебы, 23% — 3–5 раз, а для 20% это привычное дело — они давали взятку более пяти раз.
В основном студенты платят за зачет или экзамен, а также «вознаграждают» за то, чтобы поступить в вуз, за пропуски или чтобы не быть отчисленными.
О причинах такого решения 38% говорят, что преподаватель вынудил дать взятку, у 34% «сложилась критическая ситуация и без взятки всё бы кончилось плачевно», а 28% студентам «просто не хотелось готовиться» к экзамену. Некоторые идут на поводу мнения большинства — почти все давали взятку, «и я не хотел выделяться».
Чаще всего (в 78% случаях) взятку получают преподаватели, декану или ректору «приплачивали» студенты в 15%.
Всего лишь 12% студентов готовы пожаловаться на преподавателя, если он попросит заплатить за положительную оценку на экзамене в текущую сессию. 19%, скорее всего, согласятся на это предложение.
1% респондентов признались, что уже проплатили экзамен, а 58% ответили, что попробуют сдать предмет самостоятельно.
2% студентов уверены, что без взяток просто невозможно учиться, 27% нейтрально относятся к проплаченным экзаменам и считают, что в этом нет ничего предосудительного. 59% назвали взяточничество неприемлемым.
Портал Career.ru проводил опрос в январе 2016 года среди более 4,5 тыс. студентов из всех федеральных округов России.
Студентка одного из вузов в Северо-Кавказском федеральном округе Антонина Макарова рассказала «Известиям», как давала взятки преподавателю физкультуры.
— На первом курсе нам сразу же сказали, что в нашем гуманитарном вузе самый главный предмет — физкультура. Пропускать этот предмет разрешали только в нескольких случаях: при покупке абонемента на посещение дополнительных занятий — например, тенниса или бадминтона за 4 тыс. рублей в полгода; при наличии справки от врача и при посещении бесплатных секций — таких как шахматы.
Я записалась на шахматы, ходила практически на все занятия, но почему-то, когда пришло время зачета, преподаватель по шахматам сказал, что никогда меня не видел на своих уроках. Мне сказали: отрабатывай все занятия по физкультуре или плати 4,5 тыс. рублей, иначе перенесем задолженность на следующий семестр, а там в любом случае придется платить. В итоге я заплатила, — сказала она.
Однако Антонина призналась, что у добросовестных студентов, которые посещали все занятия и делали задания, проблем с зачетами никогда не было.
— Одна сессия в нашем вузе стоила от 55 тыс. рублей, многие ее «покупали», чтобы лишний раз не мучиться. У преподавателей зарплата составляла от 4 тыс. до 20 тыс. рублей.
Понятно, что они были не прочь взять деньги, — добавила она. — Брали деньги в нашем вузе все преподаватели, поэтому внутри университета жаловаться было некому.
Некоторые жаловались в правоохранительные органы, но это было бесполезно, так как этот вопрос тоже быстро «решался».
Президент Московского государственного университета информационных технологий, радиотехники и электроники (МИРЭА) Александр Сигов считает, что если какой-то преподаватель берет взятки, то студенты должны не бояться об этом говорить.
— И в моей практике были случаи взяточничества среди моих преподавателей — два раза мы об этом узнавали от студентов, один раз — сами. По всем этим историям мы обращались в правоохранительные органы, были суды, но реального срока никому не дали. На мой взгляд, это единственный путь и нужно широко освещать подобные случаи, чтобы другим неповадно было.
Хотя конечно, взяточничество наносит ущерб имиджу университета, — говорит он. — Всегда виноваты обе стороны: если человек не может и не хочет брать взятки, он никогда не возьмет, а с другой стороны, студент может провоцировать. Один раз у нас так поддался очень молодой преподаватель, а потом раскаивался.
Самое главное — поднимать культурный и моральный уровень коллектива, чтобы было понимание, что это плохо.
По мнению президента Всероссийского фонда образования Сергея Комкова, чтобы победить коррупцию в вузах, нужно полностью изменить систему образования.
— Это комплексная проблема, сейчас система образования построена так, что она подталкивает студентов к взятке. Коррупционная составляющая начинается со школьного ЕГЭ, где активно процветает взяточничество.
Из-за ЕГЭ уровень знаний резко упал, поэтому в вузы пришли студенты с низким качеством образования, а учиться как-то надо, поэтому и дают взятки.
С другой стороны, у преподавателей, особенно в госвузах, небольшая зарплата и они берут деньги, — говорит он.
Сергей Комков уверен в том, что бороться с отдельными преподавателями, ректорами или студентами-взяточниками бесполезно.
— Начинать изменения надо со школьной скамьи, пересмотреть систему обучения в старших классах и правила поступления. Например, в Европе распространена Сорбоннская система зачисления, когда без экзаменов записывают всех.
Но по итогам первого семестра идет строгий отбор по результатам сложного экзамена, после второго семестра проводят еще один экзамен. А за взятку в европейском вузе преподавателю могут дать тюремный срок, его лишат диплома и квалификации пожизненно.
У нас же достаточно либерально относятся к взяточничеству, даже до суда дело редко доходит, — сказал он.
Напомним, что осенью Минобрнауки России разослало в адрес всех вузов письмо, в котором напомнило, что взимание платы со студентов за пересдачу экзаменов не допускается. Уполномоченный по правам студентов в России Артем Хромов пояснил, что это один из распространенных видов взяточничества в вузах.
— Ко мне поступают жалобы от студентов на то, что берут денежные средства за пропуски занятий и за пересдачи. Это «серая схема», которая предполагает, что студент, не сдавший предмет, должен пройти дополнительный курс обучения.
Ему официально выдается чек, где говорится, что оказана услуга. По сути, это вымогательство у студентов взяток. Нередко с такой проблемой сталкиваются целые группы студентов.
Мы пытаемся бороться с этим видом коррупции, — сказал студенческий омбудсмен.
Источник: https://iz.ru/news/604331
Положение о зачетах и экзаменах
Источник: https://mephi.ru/foreign-nationals/student/regulation-exam.php
ПОЛОЖЕНИЕ О КУРСОВЫХ ЭКЗАМЕНАХ И ЗАЧЕТАХ В НИЯУ МИФИ 1. Организация сессии 1.1. Зачетно-экзаменационная сессия (далее – сессия) является завершающим календарным этапом учебного семестра. В этот период студент должен сдать зачеты и экзамены, вынесенные на сессию. 1.2. Сроки сдачи и пересдачи зачетов и экзаменов устанавливаются приказом ректора. Расписание зачетов утверждается деканом. Перенос экзаменов и зачетов без согласования с деканом факультета и учебным департаментом университета не разрешается. 1.3. Студент не допускается к экзамену, если по данной дисциплине не сдан зачет, предусмотренный учебным планом. Если по дисциплине учебным планом зачет не предусмотрен, студенты допускаются к экзамену только в случае полного выполнения всех обязательных заданий, контрольных мероприятий предусмотренных рабочим планом по данной дисциплине. 1.4. Деканам факультетов предоставляется право разрешать хорошо успевающим студентам досрочную сдачу экзаменов вне экзаменационной сессии при условии выполнения ими программ данных курсов (обязательных заданий, предусмотренных практических (лабораторных) работ, сдачи зачетов) без освобождения студентов от текущих занятий по другим дисциплинам. Студенты, которым разрешен в порядке исключения в пределах общего срока обучения индивидуальный график занятий, могут сдавать зачеты и экзамены в межсессионные сроки, устанавливаемые деканами факультетов. 2. Проведение зачетов и экзаменов
В случае неявки по уважительной причине (подтвержденной документально) вопрос о сдаче экзамена (зачета) в период экзаменационной сессии решается в индивидуальном порядке деканом. 2.2. В случае заболевания студентов для их освобождения от экзаменов и зачетов медицинскими учреждениями выдается справка установленного образца, которая представляется в деканат в течение трех дней после последнего дня болезни. 2.3. Студентам, которые не сдали зачеты и экзамены в установленные сроки из-за болезни или из-за других документально подтвержденных уважительных причин, декан факультета устанавливает индивидуальные сроки сдачи зачетов и экзаменов.
2.5. Билеты, по которым проводятся экзамены (зачеты), и форма проведения экзамена (зачета) утверждаются заведующим кафедрой, курирующей данную дисциплину. Экзаменатору предоставляется право задавать студентам дополнительные вопросы, не входящие в билет, а также помимо теоретических вопросов давать задачи и примеры по программе данной дисциплины. 2.6. Зачеты, как правило, принимаются преподавателями, участвующими в преподавании данной дисциплины в данной группе (чтение лекций, проведение практических и лабораторных занятий, и др.). 2.7. Экзамены, как правило, принимаются лекторами данного потока. При чтении отдельных разделов курса несколькими преподавателями, результатом которого является общий экзамен, каждый из преподавателей имеет право участвовать в проведении экзамена. Решение об оценке за экзамен в данном случае принимается коллегиально.
2.9. В случае несогласия с результатами аттестации студент имеет право обратиться с апелляцией в форме письменного заявления на имя заведующего соответствующей кафедрой. В апелляции студент указывает аргументированные, на его взгляд, доводы о нарушении процедуры экзамена (зачета), приведшим к снижению оценки, либо ошибочности выставленной оценки. В случае удовлетворения апелляции повторная аттестация проводится только комиссией, назначаемой заведующим кафедрой. В состав комиссии входит не менее трех человек, и решение комиссии является окончательным. Апелляция подается в день сдачи зачета, экзамена. Апелляция от вторых лиц, в том числе от родственников студента, не принимается и не рассматривается. 3. Результаты сессии
3.2. Для студентов, имеющих к окончанию зимней сессии несданные контрольные испытания не более чем по трѐм дисциплинам, деканом устанавливается срок ликвидации задолженности во время весеннего семестра. Студент, имеющий академическую задолженность по истечении установленного деканом срока ликвидации задолженности, отчисляется из университета за академическую неуспеваемость. 3.3. В деканатах студенты, имеющие задолженность, знакомятся с графиком ликвидации задолженностей.
3.5. Накануне нового учебного года (в конце августа) по просьбе студента ему может быть предоставлена возможность сдачи зачета или экзамена комиссии кафедры. Направление на комиссию на основании письменного заявления студента для сдачи зачета или экзамена в этом случае выписывается в деканате на имя заведующего кафедрой. Состав комиссии определяется заведующим кафедрой и утверждается деканом факультета, на котором обучается студент. Решение комиссии является окончательным. Студенты, получившие неудовлетворительную оценку при сдаче экзамена (зачета) комиссии, подлежат отчислению из университета.
Для неуспевающих студентов устанавливаются сроки ликвидации академической задолженности. Приказы о переводе студентов на соответствующий курс обучения, ликвидировавших академическую задолженность в установленные сроки, издаются не позднее 10 сентября. 3.7. Ответственность за соблюдение настоящего положения возлагается на деканов факультетов и заведующих кафедрами. |